Легенда о штефане чел маре

О Штефане чел Маре — OLDSTORY.INFO

О Штефане чел Маре, господаре Молдавского княжества с 1457 по 1504 год, говорят, что он защищал христианство и Европу от турков и ислама. Также он построил 44 церкви и монастыря. Как гласит легенда, каждое культовое строение было возведено в честь одной из его побед. В то же время великий господарь известен своей любвеобильностью, неуправляемостью в гневе, мстительностью и многочисленными наказаниями без суда и следствия, что осуждается церковью.
Личность молдавского воеводы – это важная часть румынской историографии и мифологии. И одним из главных вопросов тут является вопрос его заслуг, за которые он был канонизирован Румынской православной церковью.
Один из главных аргументов, приводимых в пользу святости Штефана чел Маре – это его борьба с язычниками и строительство нескольких десятков церквей. Исторические данные свидетельствуют о том, что он воевал не только с турками и татарами, но и с валахами, и с венграми, и с поляками.
Также согласно историографии, до 1470 года Штефан чел Маре не боролся с турками. Напротив, он был их союзником в войне с венграми и валахами.
Красноречивее всего об этом свидетельствует конфликт между Штефаном чел Маре и Владом Цепешем, господарем Валахии, который в 1457 году помог ему взойти на трон Молдавского княжества. В 1462 году в разгар сражений валашцев с турками, молдавский господарь нападает на Валахию и занимает Килию, воюя, таким образом, на стороне турков.
Вражда с Валахией на этом не заканчивается, продолжившись во время правления Раду Красивого. Все начинается с грабительского похода Штефана. В 1470 году «появилась ревность между Штефаном-Водэ и Раду-Водэ, валашским господарем, против обычая, свойственного человеческой природе хотеть то, что есть, Штефану-Водэ не хватало того, что у него было, захотел он из жадности схватить то, что не его. Собрал он страну, слуг и вошли они в Валахию, грабили окраину 27 дней в феврале, сожгли Брэилу в белую неделю, во вторник» («intrazavistiia intre Stefan-voda siRadul-voda, domnulmuntenesc, preobiceiulfireiomenestideceare, deaceiapoftestemaimult, denu-iajunselui Stefan-voda alesalesa le tie sisa lesprijineasca, cidelacomie, cenueraallui, incavreasa coprinza. Strans-au tara sislujitoriisai siauintratu inTaraMunteneasca,deaupradatumarginea, fevruarie 27 dni siauarsuBraila insaptamanaalba, marti»).
Но Штефану чел Маре было мало одного простого грабежа. В 1473 году он снова напал на Валахию, на короткое время посадив на господарский престол Басараба III Старого. Из того похода Штефан вернулся с двумя самыми желанными трофеями – Марией и Войкицей, женой и дочерью Раду Красивого, которых он похитил и отвез в Сучаву. Позже, в 1484 году «Штефан-Водэ ограбил и сжег всю Валахию».
Также о Штефане чел Маре говорят, что он был защитником христианства и Европы от турков и ислама. Сам папа Сикст VI назвал его «атлетом христианской веры» в письме периода войн Штефана чел Маре против турков.
Дорога турков в Европу проходила вовсе не через Молдову
Учебники истории, книги и научные исследования , а также фильмы, посвященные нашему великому господарю показывают нам один и тот же образ героя и защитника христианства. Личность Штефана чел Маре стала символом эпоса румынского народа, принесшего себя в жертву на алтарь христианской веры в борьбе против неверующих турков. И все же, защищал ли Штефан чел Маре христианство?
Историк Мариус Диаконеску констатирует, что на самом деле, путь турок в Европу пролегал вовсе не через Молдову, а через Сербию, по Дунаю. Маршрут определялся геостратегическим положением Молдовы.
«Ни одна армия Османской империи не планировала когда-либо перейти Дунай в Молдове и пересечь Карпаты чтобы попасть в Венгрию! Что же касается Польши, то по крайней мере во времена правления Штефана чел Маре между поляками и турками был крепкий мир, так что молдаванам некого и нечего было защищать.
Вся риторика Штефана чел Маре по поводу роли Молдовы, защищающей христианскую Европу, сводится к простой фигуре речи, присущей той эпохе. Матиаш Корвин, король Венгрии также объявлял себя защитником христианства. И у него было на это больше прав, так как Венгрия была первой страной на пути турков в центр Европы. Более того, во всех планах крестовых походов против Османской империи, распространяемых папами во время его правления, именно Мартиаш Корвин назывался лидером, способным возглавить борьбу против турок.
Конечно же, Папа радовался любому успеху в борьбе с османами. Победа Штефана чел Маре оценивалась как общий триумф христианства над язычеством. Назвав Штефана «атлетом христианской веры» Папа Сикст просто копировал принятый в папской переписке стиль речи. «Атлетом Христа» были названы и Янку де Хунедоара, и его сын Матиаш, король Венгрии».
Еще один стереотип связан с результатами многочисленных войн Штефана
Дорогое правление
Историк Богдан Мурджеску констатирует, что войны довольно дорого обходились молдавскому обществу. Если подсчитать, то из 47 лет правления Штефана, 34 года Молдова была занята войнами с разнообразными соседями, и только 13 лет можно назвать «мирными». Дороговизна всех сражений выражалась не столько в деньгах, сколько в людях, сказываясь на экономике в самом широком смысле. Мобилизация мужчин отрицательно сказывалась на производительной деятельности, а нападения врагов приносили значительные убытки.
Так, разные части Молдавского княжества грабились венграми в 1467 году, татарами в 1469 году, валахами в 1471 году, турками в 1475, 1476, 1481, 1484, 1485 и 1486 годах, поляками в 1497 году. Конечно, чаще всего врагов изгоняли, но это не означает, что те не успевали нанести урон. А тактика, избранная Штефаном – уничтожение всего съестного и не только на пути врага, была, конечно, эффективной с точки зрения военной тактики, но оказывалась катастрофичной для экономики и жителей государства.
Так, кампания султана Мехмеда II 1476 года, когда османская армия пересекла большую часть страны, дойдя до Нямца и области Сучавы, а татары атаковали восточную часть Молдовы, несмотря на то, что, в конце концов, атака была отброшена, стала катастрофой для страны, трагедией, которая еще много лет давала о себе знать.
Жены Штефана чел Маре
В 1463 году Штефан женился на Евдокии, дочери киевского князя. В 1472 году – на Марии Мангупской из Крымского княжества, чья родословная велась от византийской династии Палеологов. Спустя всего год, в 1473 Штефан приводит ко двору жену и дочь Раду Красивого. Возмущение Марии Мангупской, которую господарь игнорировал с тех пор, как татары захватили Крым, растет. Умерла она подозрительно рано, 19 декабря 1477 года, после чего Штефан женился на Войкице, дочери Раду-Водэ.
Как утверждает летописец Григоре Уреке, Штефан сделал своей женой Войкицу еще в 1473 году, лишь год назад женившись на Марии Мангупской! Интересно, кто же из священников благословил тогда Штефана, ведь христианские каноны для заключения брака не изменились.
О мстительном характере молдавского господаря говорит тот факт, что он не сдавался до тех пор, пока не поймал и не обезглавил Петру Арона в 1501 году, отомстив таким образом за смерть своего отца Богдана.
«Был Штефан-Водэ высоким, злым и скорым на расправу, много раз он убивал без суда. Также он был цельным, не ленивым, и мысли его достигали таких пределов, о которых никто не догадывался» («Fost-auacestuStefan-vodaomnumaredestatu, maniossidegrabuvarsatoriudesangenevinovat; demulteorilaospeteomoreafarajudetu.Amintrileaeraom intreglafire, nelenesu, silucrullui ilstiiaacoperisiundenugandiiai, acolo ilaflai»), — говорят о Штефане летописи.
Он воздвиг 44 культовых сооружения
И все же, с сокровищами, которые оставил Штефан чел Маре христианству, похоже, ничто не сравнится, ни на местном, ни на европейском уровне: 44 церкви и монастыря, выполненных в едином архитектурном стиле.
Любвеобильность, жадность, неуправляемость в гневе, мстительность, столь ему присущие, все же, не означают, что молдавский господарь не сделал ничего, достойного христианина.
Ион ПРЯШКА
Перевела на русский язык для eNews.md Вера БАЛАХНОВА
Источник: Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Неизвестный Штефан Чел Маре: Чем интересен легендарный молдавский господарь?

о счету вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию — Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.
Статуя отливалась по частям в Бухаресте, памятник был собран из трёх фрагментов уже в 1925 году.
В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони.
В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась — Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Вэслуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое — напротив Святых Ворот.
На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову), а Кишинёв в очередной раз стал советским.
В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид.
На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.
7) Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?
Вы наверняка знаете сказку про Ивана Царевича и Елену Прекрасную (Премудрую). Кто же служит прототипами героев?
Царевич — значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь — соправитель отца.
Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке — Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Штефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны — Олена или Оляна. Оляна — южнорусский вариант имени Елена. Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок — это молдавская княгиня, дочь Штефана чел Маре!
Источник: locals.md


К 560-летию со дня интронизации Штефана чел Маре мы решили собрать 7 важных и интересных фактов о главном герое молдавской истории.
1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?
В одном из первых сохранившихся документов эпохи Штефана чел Маре (от 12.08.1457), выпущенном Канцелярией Молдовы, Штефан III величал себя так: Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской.
В последних господарских грамотах, продиктованных и подписанных Штефаном III Великим, господарь называет себя Stephanus palatinus Dei gracia Terre Moldavie (октябрь 1503).
2. Штефан чел Маре — наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).
Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего времени своего правления боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам — Османской империи, Польше, Венгрии.
Штефан чел Маре провел 36 сражений, в 34 из которых одержал победу и лишь в двух был побежден.
Во время его правления крестьяне получили статус вольных, что повлияло на усиление армии, так как крепостные не имели право служить. Ограничил власть бояр, сделав так, что костяк войска подчинялся непосредственно ему. Были созданы артиллерийские части из иностранных наемников, построено множество новых крепостей и укреплены уже существовавшие.
Были возрождены великие торговые пути, что привело к экономическому подъему и расцвету городов. Развивалась транзитная торговля, приносившая выгоду стране посредством взимания таможенных сборов и платы за проезд по некоторым дорогам. Развивались и ремесла. Были распространены добыча и обработка металла, оружейное дело, гончарство, ткачество и т.д.
3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?
Талант Штефана как полководца не оставляет сомнения. Господарём были построены Сорокская и Хотинская крепости, цитадель Старого Орхея, Четатя Албэ — всего 9.
4. Какими языками владел Штефан чел Маре?
Из канцелярии Штефана чел Маре вышли (1457–1504) около 450 документов на славянском, латинском, итальянском и немецком языках. Однако молдавский язык широко проникает в господарские грамоты уже во времена правления Александру чел Бун (1400–1432). И в документах, подписанных Штефаном Великим, употребляется много сугубо молдавских слов.
5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?
Есть! В селе Кобыля Шолданештского района «живет» самое старое дерево Молдовы. Дубу 700 лет, окружность его ствола более 7 с половиной метров, а площадь кроны — 1000 квадратных метров.
Этот вид дуба — Quercus robur L. – дуб черешчатый или обыкновенный – может прожить до 2 тыс. лет! В высоту он растет первые 100-200 лет, достигает 20-40 м. Увеличиваться в толщину продолжает всю жизнь.

Сколько проживет старейший в Молдове живой памятник природы, зависит как от объективных факторов, так и субъективных, а у нас в стране сохранению так называемых охраняемых государством деревьев, увы, много внимания не уделяется, тогда как в других странах существуют общественные организации, занимающиеся исключительно этим вопросом.
6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.
Казалось бы, что рассказывать о памятнике Штефану Великому особенно и нечего. Но судьба его полна любопытных моментов. Примечательно, что с момента установки памятника по нему можно проследить бурную бессарабскую историю. И, между прочим, это самый настоящий памятник-путешественник — только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города.
Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Вот так мог бы выглядеть памятник Штефану Великому:

В итоге в 1924 году был принят третий по счету вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию — Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой  в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.
Статуя отливалась по частям в Бухаресте, памятник был собран из трёх фрагментов уже в 1925 году.
В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони.
В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась — Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Вэслуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое — напротив Святых Ворот.
На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову), а Кишинёв в очередной раз стал советским.
В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид.
На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.
7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?
Вы наверняка знаете сказку про Ивана Царевича и Елену Прекрасную (Премудрую). Кто же служит прототипами героев?
Царевич — значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь — соправитель отца.
Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке — Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Штефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны — Олена или Оляна. Оляна — южнорусский вариант имени Елена. Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок — это молдавская княгиня, дочь Штефана чел Маре!
Locals.md

Легенды старого монастыря | Сайт талантливых людей Talenthouse.md

По легенде, село Кэприяна основал молдавский господарь Штефан чел Маре. Он охотился в лесу, когда гонец сообщил ему о рождении дочери Анны. Господарь пощадил почти загнанную косулю, а место, где это произошло, назвали Кэприяна, от молдавского «кэприоара» — «косуля».
Но это легенда — первые монашеские поселения появились в селе Кэприяна в 1420 году, за девять лет до рождения Штефана чел Маре.  Об этого говорят сохранившиеся архивные документы 1429 года. А в 1545 году, по желанию другого молдавского господаря, Петру Рареш, вместо старой деревянной церкви Св. Успения строится новая — каменная. Это одна из старейших молдавских церквей, сохранившаяся до сих пор, хотя и в несколько измененном виде.
Церковь простояла без малого три века, до 1820 года, когда ее так сильно повредило землетрясение, что ее пришлось полностью перестраивать. Старые хроники сообщают, что за несколько лет возвели новые стены церкви, колокольню и церковный купол.

С восстановления и перестройки церкви Св. Успения начал формироваться современный архитектурный вид монастыря. В 1840 году, в монастыре завершается строительство многокупольной церкви св. Николая, выдержанной в стиле позднего барокко. А в 1903-ом завершается строительство церкви св. Георгия, выдержанной в строгом стиле молдавских средневековых церквей.

Само село Кэприяна расположено у речушки Когыльник, в ложбине между двумя грядами высоких холмов, чьи склоны покрыты густым лесом. Монастырь же раскинулся на южном склоне северной холмистой гряды, а вот на гребне противоположного холма несколько лет назад была выстроена смотровая площадка, с которой открывается красивейший вид на село Кэприяны и на величественный кэприянский монастырь с белым  храмом св. Николая.

Монастырь быстро стал центром духовной культуры Бессарабии. В Кэприянском монастыре многие годы располагалась резиденция молдавского митрополита. В 1813-1821 гг. отсюда управлял православной церковью один из наиболее известных молдавских митрополитов — Гавриил (в миру Бэнулеску-Бодони). Он же здесь и похоронен — в небольшой усыпальнице у стены Свято-успенской церкви. Пока монастырь служил резиденцией церкви, в нем была собрана крупнейшая в Молдове монастырская библиотека и многочисленные дары молдавских господарей. Среди них — и до сих пор упоминаемое рукописное, на пергаменте, Евангелие, подаренное в XVI веке монастырю господарем Иоанном-Петром.

С монастырем связаны имена и судьбы двух исторических личностей Молдовы — летописца Ефтимия, и одного из первых молдавских поэтов Киприяна. Считается, что именно близкое расположение Кэприянского монастыря в начале XIX века повлияло на выбор Кишинева в качестве главного города Бессарабии.

После Второй мировой войны Кэприянский монастырь разделил судьбу многих других молдавских обителей — его закрыли, а монахов трудоустроили в местный колхоз. К счастью, церкви Кэприянского монастыря представляли историческую и архитектурную ценность, и в обители открыли музей. Многие монастыри не удостоились такой чести — их превратили в больницы, склады, сельские клубы, а некоторые вовсе ликвидировали.

Хотя на весь музейный комплекс Кэприяновского монастыря денег не хватало. Худо-бедно следили за состоянием храма св. Николая, одного из крупнейших в Молдове, благодаря чему сохранились фрески, которыми расписаны его стены и купол, а так же резной иконостас впечатляющих размеров.

Кэприянский монастырь первым вернули православной церкви в 1989 году, еще при советской власти — благодаря его большому историко-культурному значению. Так началось возрождение мужского Свято-успенского монастыря в селе Кэприяна.

В начале 2000-х годов государство выделило на его восстановление значительные финансовые суммы. Реконструкция, проведенная в 2003-2008 годах, позволила восстановить исторический вид Кэприянского монастыря и благоустроить окружающую территорию. В частности, большие работы провели по восстановлению Свято-успенской церкви. Резиденции митрополита, кельям и хозяйственным постройками придали «настоящий средневековый» вид. Дорожки выложены ломанным бутовым камнем, как во времена Бэнулеску-Бодони. Некоторые мелкие работы по восстановлению первоначального облика обители ведутся до сих пор.

Расположенный в живописном месте, монастырь с каждым годом привлекает все больше и больше туристов. Он расположен сравнительно недалеко от Кишинева – на расстоянии около 35-40 километров. После Страшен дорога, поворачивая к Кэприянам, дарит удовольствие любителями природы. Дорога здесь петляет серпантином по склону высокого холма, поросшего заповедным буковым лесом, в глубине которого мелькают залитые солнечным светом полянки.

В этом лесу, в километре от монастыря, журчит чистейшей водой родник Авраама. Так по преданию звали монаха кэприянского монастыря, много веков назад освятившего родник. Освятив родник, Авраам закопал в его русле серебряный крест, «дабы вода родника всегда была с чистым серебряным вкусом». Средневековый монах, хоть удалился от мира, людскую вороватую натуру знал очень хорошо, потому и закопал крест со знанием дела — сколько крест ни искали, да так и не нашли.

А вот дуб господаря Штефана чел Маре — не легенда. Он раскинул свои мощные древние ветви в лесной долине в нескольких километрах от монастыря, по течению речушки Когыльник. Он стоит на полуострове, образованном петлей Когыльника, и считается древнейшим деревом Юго-Восточной Европы. Шатер государя перед битвой с турецким войском стоял как раз под сенью этого дерева, тогда еще молодого и зеленого дуба. К сожалению, годы взяли свое. Великий дуб высох. Но еще лет 7-8 назад на его ветвях появлялись зеленые листочки.
Сам же Кэприянский монастырь считается одним из главнейших в Молдове, и исторически входит в регион, называемый в XIX веке «Бессарабской Фиваидой», куда входили четыре монастыря молдавских Кодр — Варзарештский, Гыржавский, Рыбовецкий и — Кэприянский.
Мы горячо благодарим Олега Таценко и Алекса Дмитрова за профессиональную и дружескую поддержку!

Штефан чел Маре (Великий) — хранитель Земли Молдавской

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
не соответствует тематике комментируемого сообщения;
пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

Штефан чел Маре. Первый молдавский про-российский политик: matveychev_oleg

Молдова на протяжении веков находилась в тесных отношениях с Россией, и только в союзе с Россией Молдавское государство способно выжить и начать развиваться.

Сегодня только Россия может сохранить Молдову. С политической точки зрения, пока Россия признаёт нейтралитет Молдовы, Румыния как член НАТО просто так взять и аннексировать Молдову не осмелится. С другой стороны, без российского рынка молдавская экономика изначально является банкротом.
Поэтому абсолютно все, кто сегодня являются сторонниками сохранения молдавского государства, выступают за сохранение молдавского нейтралитета и сближения с Российской Федерацией.
Подобный подход вполне оправдан исторически.
К сожалению, первый текст из цикла “Разговоры о молдавской государственности” был подвержен необъективной критике, и из за него автор подвергся оскорблениям и нападкам личного характера. Люди, которые почерпнули свои знания об историю Молдовы из популярных околонаучных брошюр, пришли в страшное негодование, когда прочитали что первый молдаван, который понял, что Молдова сможет выжить лишь в союзе с Москвой, был ни кто иной, как Штефан чел Маре.
Румынская и часть молдавской аудитории были шокированы и осмеяли этот тезис. Дескать, это всё кремлёвская пропаганда, не может такого быть. Ведь в результате соц. опросов, проведённых в Румынии, на вопрос “Кого вы считаете самым великим из румын“, большинство назвало молдавского господаря Штефана. А Штефан чел Маре, оказывается, был первым молдавским государственным деятелем начавшим проводить про-российскую политику.
Потому что румыны и молдавские унионисты, рассматривающие историю Молдовы через призму румынского национализма 19 века считают, что Штефан был истинным румыном и врагом России.
И когда кто-то открывает столь малограмотным людям правду на ложь, в которую они свято верят, вместо того чтобы обратится к первоисточникам и изучить документы, они переходят к оскорблениям. Рассказывать им, как из-за преданности валахов туркам Штефан неоднократно сжигал Бухарест не буду, это и так общеизвестно. Лучше расскажу об истории молдавско-русских отношений.
Правда такова, что Штефан Мушатин в тяжелейших условиях положил начало союзу Молдовы и Русского Государства. А его сыновья и внуки, бывшие на троне после него, продолжили проводить политику сближения Молдовы с Москвой.
Штефан чел Маре – первый молдаван, который понял, что Молдова сможет выжить лишь в союзе с Москвой. Вся его политика была направлена на сближение с Московским Княжеством, которое тогда только ещё набирало силу. Находясь в окружении католических Венгрии и Польши и перед угрозой турецких полчищ, Штефан видел в Москве природного союзника Молдовы.
Женившись на Евдокии из рода киевских князей Олельковичей, а затем на Марии Мангупской, Штефан породнился с Рюриковичами и положил начало молдавско-русскому союзу.
После того как Мушатин весь народ поднял на войну с турками, от католической Европы, заинтересованной в ослаблении военной и экономической мощи Молдавии, в виде помощи он получил лишь поздравления и похвальные грамоты…
Штефан ясно понимал, что единственным православным государством, сильном в военном плане, способным помочь Молдове войском, была Москва. И от того, как скоро эта помощь подоспеет, зависит судьба Молдовы.
Помощь запозднилась, потому что Москву и Сучаву разделяла степь, в которой хозяйничал Крымский Юрт, вассал турецкого султана. Москва могла помогать Штефану лишь дипломатически. Первые территориальные потери Молдова понесла ещё при жизни Штефана – османы отобрали у молдаван города-порты Килию и Белгород и уничтожили молдавский военный флот, отрезав этим Молдову от торговых путей и лишив её основной части дохода.
Понимая, что в будущем его внуки и правнуки лишь с помощью Москвы смогут отвоевать выход Молдовы к морю, Штефан выдал родную дочку замуж за московского князя Ивана.
Уже во время польско-молдавской войны в 1497, московская дипломатия спасла Молдову.
Польский король Ян Альбрехт решил тогда, что пришло время включить ослабленную после многих битв с турками Молдову в состав Польско-Литовского Королевства. Но после вмешательства Ивана III, который в ультимативной форме потребовал от князя литовского Александра воздержаться от похода на Молдову, литовские полки не перешли через Днестр. А польское войско, которое вторглось в Молдову, Штефан сам разбил наголову.
Сын Штефана Петру Рареш продолжил линию своего отца и так же с помощью Русского государства попытался сбросить турецкое иго.
Согласно русско-молдавскому договору, российская дипломатия десять лет (1520-1530) сдерживала татар от набегов на Молдову и не позволяла полякам напасть на Рареша с севера. Накопив силы, Рареш вырезал турецкие гарнизоны. И только вынудив Польшу и Крым напасть на Молдову одновременно с ним, в 1538 Сулейман во главе 200 тысячного войска разбил упрямого молдаванина.
Политику сближения с русским государством продолжил и внук Штефана чел Маре, Ион Вода Лютый.
Есть основания считать, что после того, как в 1572 турецко-татарские войска,сжигая всё на своём пути, дошли до самой Москвы, Иван Грозный втайне профинансировал организацию молдавского войска Иона Водэ Лютого, женатого на Марии, дочери князя Ростовского.
Потому что спустя 2 года после похода Девлет-Гирея на Москву, внук Штефана чел Маре Ион Вода Лютый, во главе немногочисленного, но вооружённого по последнему слову техники войска, (снаряжённого на «личные деньги» воеводы), разбил крымских татар, вырезал турецкие гарнизоны на территории Молдовы, опять сжёг дотла Бухарест, и занял соседнюю Валахию. Так же российская дипломатия способствовала тому, что на помощь Иону Лютому пришли полки Войска Запорожского.

sporter-2018-logo


К 560-летию со дня интронизации Штефана чел Маре мы решили собрать 7 важных и интересных фактов о главном герое молдавской истории.
1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?
В одном из первых сохранившихся документов эпохи Штефана чел Маре (от 12.08.1457), выпущенном Канцелярией Молдовы, Штефан III величал себя так: Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской.
В последних господарских грамотах, продиктованных и подписанных Штефаном III Великим, господарь называет себя Stephanus palatinus Dei gracia Terre Moldavie (октябрь 1503).
2. Штефан чел Маре — наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).
Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего времени своего правления боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам — Османской империи, Польше, Венгрии.
Штефан чел Маре провел 36 сражений, в 34 из которых одержал победу и лишь в двух был побежден.
Во время его правления крестьяне получили статус вольных, что повлияло на усиление армии, так как крепостные не имели право служить. Ограничил власть бояр, сделав так, что костяк войска подчинялся непосредственно ему. Были созданы артиллерийские части из иностранных наемников, построено множество новых крепостей и укреплены уже существовавшие.
Были возрождены великие торговые пути, что привело к экономическому подъему и расцвету городов. Развивалась транзитная торговля, приносившая выгоду стране посредством взимания таможенных сборов и платы за проезд по некоторым дорогам. Развивались и ремесла. Были распространены добыча и обработка металла, оружейное дело, гончарство, ткачество и т.д.
3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?
Талант Штефана как полководца не оставляет сомнения. Господарём были построены Сорокская и Хотинская крепости, цитадель Старого Орхея, Четатя Албэ — всего 9.
4. Какими языками владел Штефан чел Маре?
Из канцелярии Штефана чел Маре вышли (1457–1504) около 450 документов на славянском, латинском, итальянском и немецком языках. Однако молдавский язык широко проникает в господарские грамоты уже во времена правления Александру чел Бун (1400–1432). И в документах, подписанных Штефаном Великим, употребляется много сугубо молдавских слов.
5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?
Есть! В селе Кобыля Шолданештского района «живет» самое старое дерево Молдовы. Дубу 700 лет, окружность его ствола более 7 с половиной метров, а площадь кроны — 1000 квадратных метров.
Этот вид дуба — Quercus robur L. – дуб черешчатый или обыкновенный – может прожить до 2 тыс. лет! В высоту он растет первые 100-200 лет, достигает 20-40 м. Увеличиваться в толщину продолжает всю жизнь.

Сколько проживет старейший в Молдове живой памятник природы, зависит как от объективных факторов, так и субъективных, а у нас в стране сохранению так называемых охраняемых государством деревьев, увы, много внимания не уделяется, тогда как в других странах существуют общественные организации, занимающиеся исключительно этим вопросом.
6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.
Казалось бы, что рассказывать о памятнике Штефану Великому особенно и нечего. Но судьба его полна любопытных моментов. Примечательно, что с момента установки памятника по нему можно проследить бурную бессарабскую историю. И, между прочим, это самый настоящий памятник-путешественник — только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города.
Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Вот так мог бы выглядеть памятник Штефану Великому:

В итоге в 1924 году был принят третий по счету вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию — Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой  в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.
Статуя отливалась по частям в Бухаресте, памятник был собран из трёх фрагментов уже в 1925 году.
В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони.
В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась — Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Вэслуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое — напротив Святых Ворот.
На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову), а Кишинёв в очередной раз стал советским.
В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид.
На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.
7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?
Вы наверняка знаете сказку про Ивана Царевича и Елену Прекрасную (Премудрую). Кто же служит прототипами героев?
Царевич — значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь — соправитель отца.
Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке — Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Штефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны — Олена или Оляна. Оляна — южнорусский вариант имени Елена. Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок — это молдавская княгиня, дочь Штефана чел Маре!
Locals.md

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *