Легенда о скрипке для детей

Скрипка и мистика

15.11.2015
Мистика
: 9833
: 0
На протяжении веков изумительное звучание скрипки зачаровывало людей. Ее мелодичные звуки ублажали в модных салонах слух избалованных аристократов и заставляли пускаться в пляс простой люд на незатейливых деревенских праздниках.
Каждый находил в голосе «королевы музыки» что-то свое — близкое и родное. Наверное, поэтому со скрипкой связано немало легенд, а порой и настоящих мистических историй.
Творение дьявола
Первые скрипки появились на земле только лишь в эпоху Ренессанса (XIV-XVI века). Сразу же появились и легенды, связанные с ними. Самая известная из них гласит, что создателем первого инструмента был не кто иной, как сам дьявол. Как-то раз князь тьмы увидел на земле красивую девушку и страстно в нее влюбился.
Однако прелестница не ответила на чувство нечистого, хотя он и сулил ей за любовь баснословные богатства. Тогда разозленный дьявол превратил несговорчивую красавицу в скрипку, придав своему созданию соблазнительные формы возлюбленной. С тех пор особым покровительством темных сил пользуется скрипка, а вместе с ней и искусные скрипачи и мастера, создающие инструменты.
В Швеции существует множество преданий о речном духе — стрёмкарле, скрипаче-виртуозе, играющем над водой прекрасные мелодии. Легенды гласят, что музыка этого духа восхитительно хороша и его скрипке под силу заставить пуститься в пляс даже хромых стариков.

Об искусных музыкантах говорили (и говорят до сих пор): играет как стрёмкарл. Считалось, что если человек пожелал послушать удивительную игру обитателя вод, он должен принести ему в жертву черного ягненка.
А скрипачи, желающие поучиться мастерству у стрёмкарла, оставляли свои инструменты на ночь под мостами рек, где, по слухам, обитал призрачный виртуоз.
Чертовы пирушки
Во многих странах к скрипке люди относились настороженно. Считалось, что именно игрой на этом инструменте наслаждаются черти во время своих пирушек.
Да только вот беда: среди нечисти трудно найти хорошего музыканта. Вот потому-то во многих европейских сказках говорится о том, как ушлые бесенята пускаются во все тяжкие, лишь бы заманить на свои пирушки искусных скрипачей, а порой обманом отнимают у них и сам инструмент.
Так, предания гласят, что черт, желающий получить хорошую скрипку, принимал облик деревенского музыканта и вечерней порой подкарауливал своего «коллегу», возвращавшегося с заработков домой. Слово за слово — завязывалось знакомство, и в какой-то момент нечистый предлагал новому приятелю обменяться скрипками.
Инструмент черта выглядел очень дорогим, а потому многие бедолаги тут же соглашались на обмен. Но придя домой, бедный музыкант обнаруживал в футляре не шикарную скрипку, а сухую ветку.
А вот чтобы заманить скрипача на чертову пирушку, нечистый прикидывался богатым мужиком и предлагал сельскому виртуозу хорошо заработать.
И только приехав в дом к заказчику, бедный скрипач понимал, на какую «вечеринку» он попал. Чтобы ускользнуть от страшных «клиентов», музыканту требовалось проявить недюжинную смекалку. Но случалось и так, что ему предстояло ублажать музыкой чертей и ведьм целую вечность.
«Красная» скрипка, забирающая жизнь
Однако самым известным мистическим преданием, связанным с данным инструментом, является история «красной» скрипки.
Несколько столетий ходит по Европе легенда, что некий скрипичный мастер, оплакивавший смерть любимой жены, добавил ее кровь в лак, которым покрыл новую скрипку.
После этого скрипка стала ярко-красной, а душа покойной переселилась в инструмент. В первые годы своего существования «красная» скрипка никому не причиняла зла. А потом случилось вот что.
Инструмент случайно попал в руки мальчика-скрипача. Душа женщины, заключенная в инструмент, разбудила в мальчике невиданный талант. Злые силы собирались послушать его игру и, в конце концов, без остатка выпили жизнь ребенка.
Когда тот скончался, инструмент был похоронен вместе с ним. Однако на следующий день оказалось, что могила несчастного раскопана, а скрипка исчезла. С тех пор она «путешествует» по всей Европе, выбирая себе владельца, но каждого человека, которому «посчастливится» коснуться «красной» скрипки, ждут страшные несчастья и мучительная смерть.
Загадки мастера
Безусловно, настороженное отношение к скрипке касалось и ее создателей. Во все времена люди поглядывали на скрипичных мастеров с недоверием, а о самых выдающихся из них еще при жизни слагали легенды. Хотя нужно отметить, личности этих людей задавали окружающим немало загадок.
Скрипки, созданные великим Антонио Страдивари, даже спустя три столетия после его смерти не имеют себе равных. Но даже тщательное изучение этих инструментов не раскрыло тайну их божественных голосов. Творения Страдивари не отличались от других скрипок ни качеством дерева, ни размерами, ни даже лаком.
А ведь долгое время считалось, что несравненный голос инструментам великого мастера дает удивительный лак, изготовленный по особому рецепту. Но несколько лет назад некими смелыми исследователями был проведен практически варварский эксперимент. С одной из скрипок Страдивари был полностью смыт лак, однако даже после этого кощунства она звучала по-прежнему.
Еще несколько столетий назад родилась следующая версия, пытающаяся объяснить феномен мастера. Якобы в детстве маленького Антонио благословил сам Господь, даровав ему талант создавать инструменты, голос которых напоминал бы людям о Царствии Небесном.
Тогда же получил будущий великий мастер от Всевышнего чудесное миро, которое впоследствии добавлял в лак для своих скрипок. И именно этот секретный ингредиент якобы дарил инструментам Страдивари божественное звучание.
Слуги князя тьмы
Совсем иные слухи ходили в странах Европы о скрипках Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. Поговаривали, что этот мастер, связанный договором с орденом иезуитов, часть своих инструментов вынужден был продавать им за незначительную цену.
Раздосадованный такой несправедливостью Гварнери заключил сделку с дьяволом, согласно которой он получал свободу, а его скрипки приобретали невиданную силу воздействия на слушателей. С тех пор звуки инструментов дель Джезу завораживали людей и якобы будили в их душах темные чувства и желания.
Интересен тот факт, что именно скрипка Гварнери долгие годы была верной спутницей и помощницей самого «демонического» виртуоза в истории человечества Никколо Паганини.
Предания гласят, что этот гениальный музыкант, страдая от унижений безысходной бедности и ища признания, отдал душу дьяволу в обмен на великолепную скрипку, которая впоследствии принесла ему богатство и известность.
По другой легенде, Паганини выиграл детище Гварнери в карты в придорожной таверне у странного человека, который, совсем не жалея о проигрыше, на прощание предсказал молодому человеку великую славу. Как бы там ни было, а музыка Паганини никого не оставляла равнодушным. Дамы на его концертах рыдали и падали в обморок, и даже мужчины не стеснялись своих слез.
Однако слухи о сделке с дьяволом постоянно преследовали гениального музыканта, чему отчасти способствовали его своеобразная внешность и эксцентричное поведение. И если при жизни Паганини мало кто решался выступать против него с обвинениями, то после смерти музыканта Римско-католическая церковь категорически выступила против его погребения по христианскому обряду.
47 лет тело Никколо Паганини искало себе пристанище во всех городах Италии, пока, наконец, в 1897 году его изнуряющее посмертное путешествие не закончилось на одном из кладбищ Пармы.
Эти страшные скитания останков великого виртуоза породили новые легенды. Так, жители острова Сент-Оноре, где на некоторое время обрело пристанище тело Паганини, рассказывают, что после того как останки музыканта покинули их земли, на прибрежных скалах выросли удивительные синие лилии. Сам же дух музыканта навеки остался на этих берегах, и теперь штормовыми ночами сквозь шум ветра можно услышать голос его скрипки.
А верная спутница «демонического» виртуоза ныне находится на родине Паганини — в ратуше города Генуи. И раз в год один из молодых талантливых музыкантов берет ее в руки, чтобы целый вечер играть перед слушателями в память о ее первом знаменитом владельце.
Елена ЛЯКИНА
Вы можете прочитать другие новости на эту тему:
Наблюдение гигантских рыб в Крыму, шар в небе и странная скрипка на стене. Истории от наших читателей
Феномен астральной музыки
Странные музыкальные галлюцинации

Писатели о скрипке: скрипичные легенды и мифы « Анна Благая

Пожалуй, лучшая скрипичная книжка всех времен и народов. В этом романе описана жизнь гениального скрипача Никколо Паганини и развеяны дурацкие легенды о том, что он якобы продал душу дьяволу и оттого так хорошо играл… Удивительно, но факт: именно из этого литературного произведения, а не из каких-нибудь учебников или консерваторских курсов, музыканты могут узнать о тех произведениях Паганини, которых нет ни в одной библиотеке. Например, о таинственной Музыке исчезающих струн….
… Но вернемся к легендам. Многие писатели и поэты, в отличие от Виноградова, прельщались этим сюжетом: скрипач, продавший душу дьяволу. Байки это сомнительные (такие мрачные истории вовсе не присущи скрипке), но зато какой простор для фантазии!  Среди этих вещей:
Э.Т.А. Гофман. Советник Креспель
а еще — образ Паганини у Гейне: Флорентийские ночи
Вдохновившись фантазиями Гофмана и других романтиков, теософ Е. Блаватская написала на эту же мрачно-скрипичную тему собственный рассказ (в серии «кошмарные истории»). Называется он «Ожившая скрипка», ссылку на него не даю потому, что он что-то уж очень несимпатичен.
(Кстати, у этой «ветви» скрипичных мифов есть продолжение на экране: см. Скрипка в кино).
Безусловно, дальше всех в деле создания скрипичных легенд на бумаге зашел основатель «нелинейной литературы» Милорад Павич. У которого, кстати, со скрипкой какая-то особая связь: он даже как-то нарисовал себя человеком со скрипкой вместо головы (посмотрите картинку).
Скрипка и скрипачи появляются в самых разных его рассказах и романах. Например, в романе «Внутренняя сторона ветра» описано, из чего делается скрипка. Описано очень смело! Павич не стесняет свое воображение какими-либо условностями и на полном серьезе сообщает, в числе прочего, что волос смычка делался из хвоста единорога (причем это еще — самая невинная подробность:)
Фрагменты из произведений Павича, в которых говорится про скрипку, можно прочитать вот здесь.
А тут можно прочитать еще одно произведение на тему печали, переплетенной со звуками скрипки — знаменитый рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Это совсем не тот Ротшильд и совсем не та скрипка, но история, как и следовало ожидать, грустная*.
Кстати, у этой истории есть и кинопродолжение. Фильм «Скрипка Ротшильда» с Сергеем Маковецким в роли Шостаковича, оканчивающего за своего ученика Флейшмана оперу по мотивам чеховского рассказа, был снят в 1996 году.
… Выше уже заходила речь о поэзии, а вот еще несколько стихотворений про скрипку:

Легенды : Скрипки Страдивари

Скрипичный мастер Антонио Страдивари был уникальным человеком: прожив 92 года, он, не переставая ни на день, занимался изготовлением скрипок. За всю жизнь ему удалось изготовить более 600 инструментов, известных нам ныне как скрипки Страдивари. Такое упорство мастера не могло пройти бесследно. Говорят, сам Всевышний, видя трудолюбие итальянца, решил одарить его инструменты незабываемым, ни на что не похожим звуком.
Каждая скрипка Страдивари, а особенно те, которые он сделал после 60 лет, уникальны. Каждая имеет свою историю. Очень многие имеют собственные имена. Их покупали, за них воевали, их воровали, а более всего боготворили и поклонялись. На этих скрипках играют только великие виртуозы. И конечно, каждая из таких скрипок стоит целого состояния.

Мифический образ скрипкам придает и тот факт, что даже сегодня, в век высоких технологий, компьютеров и новых материалов никто не может не то что повторить тембр звуков данных инструментов, а даже разгадать полностью, как же их делал Антонио Страдивари. В Великобритании есть ассоциация скрипичных мастеров. Она издает ежемесячно специализированный журнал. В этом журнале уже много лет публикуется информация о каждом из случаев, когда заявлялось, что секреты технологий мастера раскрыты. Таких заявлений было опубликовано не один десяток, но тайна Страдивари так и осталось тайной.

По одной из версий, выдвинутой специалистами, причиной, по которой скрипки имеют такой уникальный звук, является древесина, из которой они были изготовлены в первой половине XVII века. Древесина оказалась уникальной, аналогов которой нет и никогда уже не будет в природе. В конце 1600-х годов в Европе началось резкое изменение и похолодание климата. Деревья вынуждены были очень быстро приспосабливаться и в их структуре происходили необычные изменения. Именно в этот период структурных изменений и была заготовлена основная масса древесины для поздних и наиболее удачных скрипок Страдивари. Впоследствии деревья адаптировались к климату, и необычные свойства пропали. Но остались скрипки. Скрипки Страдивари, неповторимость которых бесспорна.

Легенды о скрипке | Мастер Маргашов Вячеслав

Легенды красивы, но они мало помогают понять что-либо.
Поэтому, опровергая их фактами, результатами экспериментов, мнениями мастеров, основанными на долголетнем опыте, мы постараемся узнать сейчас хоть что-то более или менее достоверное. Вопреки слухам, сохранилось очень многое из сделанного итальянскими мастерами. Только инструментов Страдивари больше тысячи. В основном это скрипки, но есть и альты, виолончели, контрабасы. Дошли до нас сотни инструментов и других мастеров. В те далекие времена инструменты эти звучали не хуже, чем сейчас, об этом можно судить хотя бы по отзывам, опубликованным в печати тех лет. Правда, авторы отзывов лишены были возможности сравнивать с будущим звучанием, как мы сейчас не можем сравнивать с прошлым, но они и тогда оценивали тембр скрипки примерно теми же критериями, какими пользуются музыканты в наши дни, поэтому не верить им нет оснований. А кроме того, были проведены эксперименты с искусственным старением — такой метод доступен сейчас лабораториям. Для опытов брали скрипки, сделанные недавно, и старили их до многолетнего возраста. Выяснилось, что время способно лишь немного улучшить звучание, если инструмент с самого начала был хорошим. А если скрипка была неважной, никакое время не в состоянии исправить ее. Но есть исключение. Скрипка может стать заметно лучше со временем, если она была выполнена хорошо, но дерево для нее использовалось недостаточно выдержанное. Обычно скрипка, сделанная из сырого дерева, погибает. Однако если хранить ее много лет в сухом помещении без резкой смены температуры, она может выздороветь и зазвучать вполне сносно.
Один из таких -случаев был описан в журнале «Музыкальная жизнь». Купил человек в магазине фабричную скрипку, но скоро разочаровался в ней и забросил в чулан. И вот спустя четверть века вспомнил о ней, достал, протер, провел смычком и поразился: это был совсем другой инструмент. Не Страдивари, конечно, но просто хорошая скрипка. Причину вы уже знаете: на фабрике попалось не вполне просушенное дерево, а чулан оказался тем идеальным местом, которое с помощью времени вылечило инструмент. Но поскольку доподлинно известно, что старые мастера всегда пускали в работу только хорошо выдержанное дерево, это исключение к ним никак не относится. Их скрипки уже вскоре после изготовления звучали почти так же, как они звучат сейчас.
Почему вскоре, а не сразу? Потому что, во-первых, новую скрипку нужно обыграть: дерево должно привыкнуть к звуковым колебаниям. А во-вторых, мастер нередко чуть-чуть доводит свой инструмент уже после того, как он готов. Деки еще при изготовлении настраиваются, для этого мастер, выстукивая и выслушивая их, состругивает в определенных местах тонкие слои лишнего дерева. Но иногда требуется уточнить настройку дек в уже готовой скрипке. Бывает, мастер ищет наилучшее расположение душки — ведь она не приклеивается, а просто ставится внутри корпуса враспор между деками. Обыгрывание и доводка требуют времени, на это может уйти год-другой, но никак не целая жизнь. Утверждение, что каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипке Страдивари, тоже неверно. Большинство, конечно, безоговорочно считает скрипки Страдивари непревзойденными, но есть музыканты, которым больше нравится тембр инструментов Амати, Гварнери, Бергонци. Великий Паганини последние тридцать лет своей жизни играл на скрипке Гварнери, хотя мог приобрести любой инструмент Страдивари.
В наши дни скрипки Страдивари достаются не только единицам избранных скрипачей. Бывает, и начинающие исполнители получают драгоценную скрипку. Например, получил скрипку Страдивари Вадик Репин, победитель конкурса имени Венявского, проходившего в Польше . Вадику тогда только-только пошел двенадцатый год! Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование, потому что принадлежат они Государственной коллекции музыкальных инструментов.
Легенда о единственно возможном дереве для скрипки тоже не подтверждается. Многие старинные инструменты хорошо изучены, по крайней мере внешне. Разумеется, большинство скрипок сделано из хорошего дерева, в том числе и из тирольской ели, которая шла на верхнюю деку. Но встречаются инструменты, для которых дерево выбиралось не так тщательно. Попадается северная ель, сосна и даже пихта. Причем иногда и сами куски дерева неважные. А Страдивари при изготовлении некоторых своих скрипок шел даже на серьезное нарушение технологии, как сказали бы сейчас. Он брал кусок дерева, ширины которого не хватало для цельной деки, и наращивал с боков другими кусками. Может быть, строгий контролер на современной музыкальной фабрике забраковал бы и такое дерево, а заодно и такой метод, а мастер когда-то не побоялся ни плохого дерева, ни отступления от собственных правил. Какое уж там пение птиц и прослушивание стетоскопом! Некоторые современные мастера считают, что Страдивари вообще сам не занимался заготовкой дерева, а покупал его на складе. Получалась ли при этом скрипка хуже? Нет. Конечно, у каждого мастера, даже у Страдивари, одни инструменты выходили более удачными, а другие менее, однако прямой связи между качеством дерева и качеством скрипки не обнаружено. Встречаются менее удачные скрипки из очень хорошего дерева и более удачные из дерева похуже.
С формой скрипки тоже неувязка получилась у сочинителей легенд. Форма диктуется прежде всего требованиями удобства. Например, полукруглые вырезы по бокам, образующие как бы талию у скрипки, нужны для того, чтобы смычок не задевал корпус инструмента при игре на крайних струнах. Но мастера всегда стремились любую форму сделать не только рациональной, но и красивой. Другие инструменты тоже красивы, но скрипка и в этом отношении — совершенство. Мне приходилось слышать даже сравнение со скульптурой, и я очень легко согласился с таким мнением: действительно, скрипка очень похожа на изящное изваяние.
А с размерами дело обстоит так. Когда стали вымерять старинные инструменты, выяснилось, что двух совершенно одинаковых среди них нет. Разная толщина дек, разная длина корпуса, разная ширина, разное расстояние от порожка на головке до подставки для струн — ни о какой точности до десятых долей миллиметра не может быть и речи. Если, скажем, у двух инструментов совпадает длина, то не совпадают другие размеры. Совпадает ширина — длина разная, и деки не той толщины. Мастера по-разному располагали и эфы — фигурные прорези в верхней деке. Да и сами эфы имеют чуть-чуть, да разную форму. И не все скрипки очень уж тщательно отделаны. Мастер из семейства Гварнери, прозвище которого было Дель Джезу, вообще делал скрипки небрежно, особенно в последние годы своей жизни, а между тем его инструменты считаются одними из лучших в мире. Именно на скрипке Дель Джезу играл Паганини.
Теперь о лаке. Оказывается, Страдивари не только не держал в секрете свой лак, но и охотно делился его рецептом с иностранными мастерами, приезжавшими к нему. Тем более не скрывал он состав лака от сыновей, и не его вина, что сыновья были не столь гениальными, как отец. Они тоже делали скрипки, и неплохие, но достичь его уровня не смогли. Да и не один строго определенный лак использовал Страдивари. В первые годы он пользовался лаком, состав которого попросту перенял у своего учителя Николо Амати, а потом только стал делать свой. У каждого из других знаменитых скрипичных мастеров тоже был лак излюбленного состава и цвета — от золотисто-желтого до темно-вишневого. Есть сведения даже о том, что такие лаки были известны и мебельным мастерам, а не только скрипичным.
Но, может быть, лак все же определяет качество звучания независимо от того, засекречен он или нет? В одной мастерской решились на дерзкий эксперимент: взяли и смыли лак со старинной скрипки. Она будто и не заметила этого — продолжала отлично звучать после такой не слишком приятной процедуры. А известный советский скрипичный мастер Евгений Францевич Витачек вообще считал, что любой лак, даже самый легкий, связывает дерево, делает его менее эластичным и поэтому ухудшает звучание инструмента. И что лучше всего скрипка звучит тогда, когда она еще ничем не покрыта. Но оставлять дерево незащищенным нельзя, потому что инструмент погибнет очень скоро. Выходит, вопрос лишь в том, какой лак нужно применять, чтобы он как можно меньше вредил качеству звука. Вот какое противоречие легенде! Правда, есть и другие мнения, и тоже высказанные скрипичными мастерами. Да, говорят они, мы знаем вещества, входящие в лаки, которыми пользовались великие итальянцы, но не знаем абсолютно точно, какое количество каждого из этих веществ они клали в состав и в какой последовательности, не знаем и способов нанесения лака, поэтому судить о его влиянии на тембр звука старинных инструментов не можем. Один эксперимент со смыванием лака со старинной скрипки еще ни о чем не говорит, потому что скрипка была не лучшая из тех, что сделаны итальянскими мастерами.
Обратимся теперь к официальному документу, сухому, но предельно ясному, который как бы примиряет противоположные мнения: «Проведенные научно-исследовательские работы еще не позволяют сделать окончательные и точные выводы о степени влияния лаковых покрытий на акустические свойства смычковых музыкальных инструментов». Такое заключение вынесено в Научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте музыкальной промышленности. Как ни различны, а порой и противоположны мнения, в любом случае легенде о волшебных свойствах лака не остается места: речь идет лишь о том, как лак влияет на тембр и влияет ли вообще, а не о том, что он-то и создает дивное звучание инструмента.
Статья найдена в сети Интернет : авторство не установлено ??

Легенда о первой скрипке | Портал NewAuthor.Ru — читать рассказы онлайн от начинающих авторов!

Дочь лесника в лесу жила с семьёю,
По вечерам гуляла под луной.
Никто не ведал, что она страдает,
В её мечтах охотник молодой.
Он каждый день ходил лесной тропою,
И каждый раз её он там встречал,
Но занят был своими он делами,
А с ней не говорил, не замечал.
И девушка сгорала словно свечка,
И не хотелось больше ей страдать.
И, выйдя ночью в лес, она решила,
Что легче душу дьяволу продать.
И только мысль впилась в её сознанье,
Как дьявол появился перед ней.
Спросил он «Каково твоё желанье?»
Кровавых не сводя с неё очей.
И, запинаясь, девушка сказала:
«О, Мефистофель, помощь мне нужна!
Хочу, чтоб был со мною тот охотник,
А плата для меня не столь важна!»
И дьявол ухмыльнулся ядовито:
«Согласен вам, прелестница, помочь.
Дождись луны!», сказал он деловито,
И тут же испарился, канув в ночь.
Вот полная луна сияет в небе,
Но почему кровавая она?
В ту ночь явился Мефистофель деве
И пробудил средь ночи ото сна.
«Веди меня туда, где спит отец твой!»
И девушка послушно отвела.
И сделал дьявол корпус деревянный,
Но ведь она не этого ждала!
Затем, князь тьмы потребовал всех братьев.
Нисколь не жалко деве было их,
И привела она его к кроватям,
А тот забрал себе всех четверых.
Из братьев четверых он сделал струны,
На корпус из отца их натянул,
Ударил по струнам, но звук гнусавый
Невыносимо уши резанул!
Поморщился князь тьмы, оскалив зубы:
«С таким звучаньем страсти не видать!»
Сказал он, вперив в деву взгляд суровый:
«Отдай же мне свою родную мать!»
И девушка послушалась приказа,
И молча указала на кровать.
Не проронив не звука, наблюдала,
Как дьявол забирает её мать.
Но вот, последнее свершилось превращенье,
И дьявол свой закончил инструмент.
Из матери смычок великолепен,
Но и семьи у девы больше нет!
Тут дьявол заиграл на скрипке песню,
И девушка заплакала в сердцах!
Звучали в той мелодии чудесной
Смех братьев и ворчание отца,
Молитвы матери в той музыке звучали
И не могла девица слёз унять,
А дьявол упивался её горем,
И лишь под утро перестал играть.
А девушка пошла к тропе со скрипкой.
По той тропе охотник проезжал.
И услыхал охотник в звуках скрипки
Всё, что любил, о чём всю жизнь мечтал…
И деву обнял он, но тут явился дьявол,
И души пары он с собой унёс,
А скрипку подобрал крестьянский парень,
Что фрукты на телеге в город вёз.
Со скрипкой этой он приехал в город,
И стал на ней он для людей играть.
Вот вам рассказ, откуда есть у скрипки
Способность душами людей повелевать…

ЛЕГЕНДА О СКРИПКЕ — ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ — ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ — ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ — ЗА ПАРТОЙ

Трудно найти человека, не знающего, что такое скрипка.
Вероятно, большинству чи­тателей нашей книги тоже знаком этот струнный
инструмент с красивым, певучим звуком. Звук извлекается смычком (от старославянского
«смыкати» — та­щить, волочить), который движется по струнам.
Создать любой музыкальный ин­струмент непро­сто, но
почему-то именно о скрипке рассказывают множество легенд. Вот только одна из
них.

Говорят, что хорошая скрипка получалась только тогда,
когда для каждой ее детали брали единственно подходящий сорт дерева. Например,
верхнюю деку (крышку корпуса) делали только из тирольской ели, растущей на скло­нах
Альпийских гор. И даже не всякая тироль­ская ель годилась: сначала присмат­ривались
— на какое дерево больше садятся птицы. Выбран­ную ель прослушивали стетоскопом
(слухо­вой трубкой), чтобы убедиться в том, что дерево достаточно певуче.
Спиливали дерево только зимой, при этом оно не должно было упасть. Затем для
скрипки выбирали неболь­шой кусок в нижней части ствола, а все остальное дерево
шло на дрова.
Что здесь вымысел, что правда — сказать трудно. Но точно
известно одно: изготовле­ние хорошей скрипки — большое искусство. В этом
искусстве выдающихся успехов в средние века добились мастера: Амати, Стра­дивари,
Гварнери. И по сей день звучание их инструментов является образцом, пре­взойти
который не удалось еще никому. По­ка — никому.
Кто не знает басню И.А.Крылова, герои которой —
проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка — «задумали сыграть квартет»
(музыкальную пьесу для четырех струнных инструментов)! Но мало кому сейчас
известно, что писал свою бас­ню Иван Андреевич с полным знанием де­ла.
ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
СКРИПАЧ-БАСНОПИСЕЦ
Пожалуй, никто из русских поэтов не был так
непосредственно близок к музыке, как Крылов. Его земляк и друг, известный ли­тератор
П.А.Плетнев, писал позднее: «В ис­кусстве игры на скрипке И.А.Крылов довел себя
до такого совершенства, что с лучшими виртуозами разыгрывал самые трудные
квартеты». В других воспоминаниях читаем: «Весьма немногие знают, что Крылов
стра­стно любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но
особенно любил квартеты Боккерини».
В составе ансамбля как вторая скрипка Крылов выступал
довольно часто. Но Иван Андреевич давал и сольные концерты, ис­полняя сложнейшие
скрипичные произведе­ния.
Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *