Легенда о смерти князя олега

Легенды о Вещем Олеге: lenarudenko

Старая Ладога в Ленинградской области, особенно ранней весной, навевает воспоминания о «приданиях старины глубокой». Здесь протекала история славянских княжеств. Вспоминается легендарный князь — Вещий Олег, которому по предсказанию «принял смерть от коня своего». Олег объединил земли славянских народов от Великого Новгорода до Киева, прибил щит к стенам сдавшегося Царьграда (Константинополя) в знак победы. Он правил как регент при малолетнем князе Игоре — сыне своего родственника Рюрика. Одержав победы и установив свои законы, «жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами».

Каменная крепость (9 век) в Старой Ладоге, построенная Вещим Олегом. Первоначальная постройка, возведенная его предшественником — князем Рюриком, была деревянной. За века крепость перестраивалась, разрушалась и восстанавливалась.
По легенде, Вещий Олег сам был волхвом, о чем и говорит его прозвище. У древних славян правители обычно были жрецами-волхвами. Князь, обладая тайными знаниями волхвов, покорял народы, и даже могущественный Царьград покорился ему. Только перед своей судьбой князь оказался не властен. Местный кудесник предсказал его смерть.
Мы знаем о Вещем Олеге только по древним летописям, как было на самом деле, сейчас судить трудно.

О победах Олега написано в «Повести временных лет».
«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим».

Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и вам (им платить) незачем».
В год 6393 (885). «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»


Поход на Царьград
О походе Олега на Царьград летописец пишет:
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.



И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.


И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

Олег прибивает щит к вратам Царьграда
«Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».
И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».


Здесь ведутся археологические раскопки, зеленая веранда — это археологов
Заключив выгодный мир с Византией, князь издал свод законов, карающих преступников с обеих сторон.
«Об этом: если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.


Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.


Внутри крепости

Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере.»




Легенду о смерти Вещего Олега в стихах рассказал А.С. Пушкин. Вдохновил поэта рассказ историка Николая Карамзина, который вошел в книгу «История государства Российского»:
«Волхвы, — так говорит Летописец, — предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался»… Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности»

Дачи Старой Ладоги

Иллюстрации Виктора Васнецова к поэме Пушкина, которые вошли в юбилейное издание к 100-летию поэта
Молодой 23-летний Пушкин, заинтересовавшись легендой, написал поэму «Песнь о Вещем Олеге».
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».



«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе,
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.



И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».




Время прошло… А смерть от коня не наступила, князь начал посмеиваться над предсказателем.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.



Могила-курган Вещего Олега у Старой Ладоги, по версии «Новгородской летописи», по версии «Повести временных лет» — Олег погребен на горе Щековице в районе Киева.

О смерти Олега от укуса змеи говорится в Первой Новгородской летописи.
«И прозваша и Олега вещии; и бяху людие погани и невегласи. Иде Олег к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну (укусила) змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе».

Вид с кургана князя
Легенду о смерти Олега описывает Михаил Ломоносов в своих исторических трудах «Древняя российская история».
«О смерти его дивное осталось повествование, вероятность по мере древности имеющее. Прежде войны на греков спросил Олег волхвов, от чего ему конец жизни приключится. Ответ дали, что от любимого своего коня умрет. Для того положил он никогда на него не садиться, нижe к себе приводить, но поставить и кормить на особливом месте. Возвратясь из Греции по четырех летах, во время осени об оном вспомнил.

Призвал старейшину конюхов и, жив ли оный конь, спросил. Услышав, что умер, волхвам посмеялся. „Лживы, — сказал, — все ваши гадания: конь мертв, а я жив; хочу видеть кости его и вам показать в обличение”. Итак, поехал на место, где лежали голые кости, и, голый лоб увидев, сошел с коня, наступил на него и молвил: „От того ли мне смерть быть может?”. Внезапно змея, изо лба выникнув, в ногу ужалила, от чего разболелся и умер, княжив тридцать три года. Весь народ много об нем плакал. Погребен на горе Щековице, и могила его видна была во время летописателя Нестора».


Соседние курганы


Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Историк 19 века Николай Карамзин пишет, что подданные оплакивали смерть князя.
«Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. — Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия».

Курган князя на закате
Вспомнились строки из песен «Арии». Так погребали правителей древности, которые правили «огнем и мечом».
В рассветный час шакал о голоде забыл
Следит с холма за мрачной конницей вдали
Сегодня в чёрный день — Владыка мира мёртв
И стар и мал не могут слёз сдержать своих.
Он добрый повелитель, он солнцем был и был Луной.
Империя осталась его вдовой…
Он будет погребён в нефритовом гробу
В степи пустой, где грезит падалью шакал
И тысячи коней, затопчут путь у нему
Что б плач людской сон мертвеца не осквернял…

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках
И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Сказание о смерти князя Олега от своего коня

Кощей и Велес
Раз в осеннюю пору завяз у мужика воз на дороге. Мимо проходил Кощей. Мужик не узнал Его и давай просить: «Помоги, родимый, воз вытащить!» — «Поди ты! — сказал ему Кощей. — Есть Мне, когда с вами валандаться!» Да и пошёл Своею дорогою. Немного спустя идёт тут же Велес. «Батюшка! — завопил мужик. — Батюшка, помоги мне воз вытащить!» Велес и помог ему.
Вот пришли Кощей и Велес к Сварогу на Небо. «Где Ты был, Кощей?» — спросил Сварог. «Я был на земле, — отвечает Кощей. — Случилось Мне идти мимо мужика, у которого воз завяз. Он просил Меня: помоги, мол, воз вытащить, да Я не стал марать рук Своих!» Нахмурился Сварог. «Ну а Ты где так выпачкался?» — спросил Он у Велеса. «Я был на земле, шёл по той же дороге и помог мужику вытащить воз», — ответил Велес. «Слушай, Кощей! — сказал тогда Сварог. — Не помог Ты мужику — за то будут величать люди Тебя раз в четыре года[395]. А Тебя, Велес, за то, что помог мужику Ты воз вытащить, будут славить люди каждый год!» С тех пор и стало по слову Сварога: Кощея величают в високосный год, а Велеса — ежегодно.
Велес Вещий и охотники
Жили на белом свете два брата — два охотника. И вот пошли они однажды на промысел. Идут дремучим лесом, глухою тропочкой. Повстречался им лесной волхв — старичок древний (а то Сам Вещий Велес был, да они Его не признали). И говорит он им: «Не ходите этой тропочкой, охотнички!» — «А что, дедушка?» — «Там подале через эту тропочку лежит превеликий змий и нельзя ни пройти, ни проехать!» — «Благодарствуешь ты, дедушка, что нас от смерти отвёл!» Старичок и ушёл. Постояли охотники, подумали, да и говорят промеж себя: «Да что нам змий-то! Оружие у нас есть: небось, убьём змия-то!» И пошли. Дошли и видят: лежит на тропке превеликая горка злата-серебра, видать, чей-то клад. Обрадовались охотники: «Вот он что, старый дурак, нам сказал! Кабы мы не пошли, он сам, небось, клад бы взял, а теперь нам столько богатства и не прожить!»
Сидят они и думают, что делать. Один и говорит: «Ступай-ка домой за лошадью, одни-то мы весь клад не донесём!» Так и сделали: один сторожить остался, а другой за лошадью пошёл. Который остался, он и говорит тому, который домой-то пошёл: «Ты зайди, брат, к хозяйке моей, хлебца кусочек привези!» Тот, который пошёл домой, приходит к своей жене и говорит: «Тут-то, жена, нам счастье выпало: превеликую гору злата да серебра нашли! Столько и самим не прожить, да и детям-то будет, и внучатам! Ну-ка, затопи-ка печь да замеси лепёшку на злом зелье. Я брату моему скажу, что это его жена ему испекла!» Жена сделала всё, как он сказал. Запряг он лошадь и поехал. А брат его с ножом его уж поджидает и думает: «Вот как он приедет, я его и зарежу. А дома скажу, что не видал его». Подъезжает к нему брат, сходит с лошади, а тот ему — раз: в спину нож! И стал сам на лошадь клад грузить. Притомился, вытащил из братовой сумы лепёшечку, поел её, да и помер от злого зелья.
Так клад на тропочке и остался: съел змий обоих охотничков!
О Лешем и Водяном
В одном лесу озеро было. В озере водяной жил, а в лесу — Леший, и жили они дружно, с уговором друг друга не трогать и в дела соседа не лезть. Леший выходил с Водяным разговоры разговаривать, а тот ему по-соседски о заботах своих сказывал. Но вот как-то раз лиха беда попутала: вышел однажды из лесу медведь и давай из озера воду пить; сом увидал да в морду ему и вцепился. Медведь вытащил сома на берег, загрыз его, да и сам тут же подох. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевёл лес выше на горицы, а озеро в поле осталось.
17. Говорил шаман…
Говорил шаман: «Четыре души есть у человека. Первая душа — душа-филин, восходит в мир Духов. Вторая душа — душа-ворон, восходит в мир Предков. Третья душа — душа-сокол, восходит в мир Богов. И четвёртая душа — душа-лебедь, восходит на Высшее Небо, где только Судьба, выше Богов…».
Старинное пророчество
Говорили старые люди: «Когда по небу будут летать железные птицы[396], а по дорогам будут бегать железные быки[397], — древнее благочестие, сохранённое на востоке, возвратится в северную страну беловолосых и голубоглазых людей. И многие из них оставят жизнь в городах и отправятся жить в лесу[398], молясь, как прежде, пню[399] и колесу[400]. И Русь возродится…».
Слава Роду!
[2006]
Вперёд!..
1. Ветры — внуки Стрибожьи — веют по-над Русью, сбивают листву с дерев, со Священных Дубрав. Водой Живою из Небесных Криниц струится время, песком сыпучим — века сквозь пальцы… Глядят на Русь с Небес Великие Боги, ронят слезу дождями древние Предки — Пращуры Рода… Много, много неправды завелось на Руси, Кривда чёрной птицей крыла над Русскими городами и весями распростёрла, и нет силы превозмочь её… Чёрное время…
2. Как на ясной заре да на княжьем дворе собирались вои хоробрые — дружинушка верная. Собирались вои Перуновы отмстить врагу лукавому за Землю Русскую, за сёла разорённые, за Веру поруганную, за жён да детей малых:
За Правду, за Веру,
За слово и дело —
Кто там в строй не встал?
За Землю Родную,
За Русь Святую —
Обнажим металл!
3. Ветер тревоги в лицо — не стрела вражья в спину! Нет страха у воев в очах, как железо крепки их десницы, как огонь — горячи Сердца. Стучит кровь в висках — быть буре великой, быть сече лютой, быть вольной Руси вовек!
4. От крови горит земля. След врага не остыл! Летит погоня соколом ясным, огнепёрым Рарогом — очи зоркие мерят даль. Не уйти врагу от расплаты!
Беги! Зови!
Не поможет, всё равно мы догоним.
Гони! Лови!
С нами Бог и волчья жажда погони.
Гони, гони! Всё быстрей!
Хей-хей-хей!
Это наши леса,
Это наши поля,
Это наши дороги от края на край.
Жжёт подошвы земля?
Убегай! Убегай!
А упав на границе, своим передай,
Что награда вам — петля внахлёст,
А в запасе — восемь гиблых вёрст…
5. Бежит враг — победа! А Сердце болит, по дому тоскует — али беду чует?
Звук…
Шорох и трепет.
Шлют
Листья и ветер.
Я бы к тебе успел,
Только вот — столько дел…
Имя твоё шепчу,
Словно печаль ворожбой лечу…
Только вот — конь устал,
Только вот — ранен друг,
А берег твой слишком далёк и крут…
6. Плавленым золотом пылает закат — Русь в огне! Орды вражьи железным строем идут на Русь. Тучами чёрными поднялось вороньё — ждут поживы… Бьёт в ночи набат, уходит под воду Китеж-град… Бела лебёдушка стрелой чёрною под крыло ранена — стонет под игом врага Русь…
7. И было то на Русской Земле…
…Пришёл светлый князь туда, где разорён был от иноземного кагана славный град, и увидел: многое множество людей, лежащих мёртвыми, терема пожжены, и вся красота и богатство захвачены.
…Лежали они все на ковыль-траве, снегом и льдом помёрзнувшие, звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все единую чашу испили смертную.
…И воскричал князь горько громким голосом, как труба звучащая, созывающая на рать, и бил себя в грудь руками, и падал на землю, и слёзы его как поток текли, и говорил он со скорбию:
«О, милая моя братия и воинство! Как уснули вы, жизни мои драгоценные, и меня одного оставили в такой погибели? Почему не умер я раньше вас? Лежите вы на земле пустой, никем не охраняемые, чести-славы ни от кого не получаете вы…
О, милая моя братия и дружина ласковая, уж не повеселюсь я с вами! Уже ведь за веселием плач и слёзы пришли ко мне, а за утехой и радостью — сетование и скорбь явились мне!
О, Солнце! О, Земля! О, Дубравы! Поплачьте со мною!»
8. То не треск поленьев в очаге, не песня молодых по весне. То огонь Крад погребальных, то слова плачей печальных…
Душа, лети!
Туда, где живут дожди,
Туда, где спящий дом
Разбудят свет и гром.
Лети, душа,
Надеждой живой дыша.
Ты лети, судьбу храня,
Туда, где ждут меня…
9. Но не умерла Русь, в бездне времён не сгинула. Волею Свароговой крепка, силою Перуновой сильна, мудростью Велесовой мудра — возродилась из пепла пожарищ. И стали вои Рода Небесного и Рода Земного, стали во един строй Предки Святые и потомки честные — на великую битву Правды с кривдой. Щитами Родовой Веры укрывшись, во поле чистое вышли, мечи Прави десницы их вознесли гордо, от Сердца к Солнцу путь указуя Руси.
10. И громом прогремел глас князя, будто сам Перун с Небес Грозных врага судил. И листом осиновым затрепетал каган, слыша приговор свой…
Если в нашу страну ты пришёл как вор,
Если смел ты нарушить наш договор,
Если клятвы твои мертвы —
ИДУ НА ВЫ!
За поруганных жён, за убитых детей.
За святыни, что в злобе швырял под коней,
Не сносить тебе головы —
ИДУ НА ВЫ!
По дремучим лесам, через звёзды в ночи,
Сквозь ветра, о которых наточим мечи,
По коврам из ковыль-травы —
ИДУ НА ВЫ!
11. Сталь манит кровь. Шлем пробитый дождём заклёпан. Сечи великой время пришло! Гудит высь вечевым колоколом, рассыпается Солнце багровыми бликами на клинках, ранами молний распорото небо. Сам Перун ведёт на бой за дело Правое детей своих — славных Русичей! Стяги славные реют над полем, словно крылья сокола. И сжимает длань рукоять прадедова меча, и песня — что воинский клич — рвётся из груди, и нет силы, способной одолеть силу Русского Духа!
Мы сожмём ладони стёртые,
Мы расправим крылья гордые,
Там, где степь да степь, да спеть успеть
И, расправив крылья, полететь!
В белом поле — снег, снег.
В синем небе — лёд, лёд.
В красном Солнце — свет.
Так лети вперёд!
Вперёд!
Слава Роду!
[2006]
Язычник — Воин
Это не мои слова. Это слова Ярослава Волохова, автора книги «Исповедь ортодоксального язычника», из которой приведена эта цитата:
«В наше злое время тотального насаждения потребленчества, безвкусицы, разврата, коррупции, гомосексуализма, наркомании и прочих патологий общества, мы забываем, что поощрение любой патологии ведёт к вырождению Рода.
Потребляющий эту патологию — не достоин жизни.
Продающий эту патологию — повинен смерти.
Производящий эту патологию — мучительной смерти.
Время смирения, долготерпения и всепрощенчества кончилось. Пора вспомнить, кто мы и для чего рождены в этом мире и в это время.
Пора вспомнить, что мужчина — это тот, кто умеет умирать и умеет убивать за свой дом, своих детей и своих женщин.
И если ты не умеешь умирать и не умеешь убивать за своё Родное, то ты скоро сдохнешь, как скотина, и в твой дом войдут чужие настоящие мужчины, чтобы взять себе всё, что было твоим.
Поэтому мужчина — воин.
Он не имеет права умирать, не приложив всех сил, чтобы забрать с собой максимальное количество врагов. Русская кровь нынче слишком дорога. Пусть русского лучше осудят трое, чем понесут четверо.
Он не имеет права полностью доверять иноземцам и людям чужой крови.
Он не имеет права на слабости и поступки, способные ослабить Род, семью, детей, дом, соратников.
Он не имеет права пренебрежительно относиться к своему телу, здоровью, сознанию.
Он обязан поддерживать физическую форму и чистоту разума. Он не приемлет религиозного фанатизма, пьянства, разврата и наркотиков.
Он не имеет права оставлять безнаказанным унижение собственного достоинства, чести Рода, своих соратников, детей и женщин.
Он не имеет права быть трусливым.
Он не имеет права быть ленивым и неумелым.
Он не имеет права быть грубым и невоспитанным (воспитанность, в первую очередь, — умение не мешать окружающим).
Он не имеет права быть бедным и экономически зависимым. Он обязан прикладывать все силы для повышения собственной состоятельности и финансового благополучия своей семьи.
Он должен достигать благополучия, дабы при необходимости иметь возможность помогать соратникам и делам, направленным на благо своей земли и Рода.
Он не имеет права участвовать в делах, способных сколько-нибудь уронить достоинство русского человека.
Он обязан быть осторожным и осмотрительным.
Он обязан уметь плавать, уметь выживать вне благ цивилизации, иметь навыки вождения, рукопашного боя, обращения с холодным и огнестрельным оружием.
ОН ИМЕЕТ ЧЕСТЬ.
Он имеет право выбирать момент собственной смерти и определять её необходимость на собственное усмотрение.
Воин имеет только то, что может нести с собой, и то, что может защитить.
Долг перед Родом — превыше личной приязни. Воин не может выказывать неприязни кому-либо, если им надлежит вместе выполнять дело, нужное Роду. Слова его должны быть такими: «Наша недружба не должна помешать выполнить долг, поэтому обязуюсь поддерживать во всём, чего потребует дело». Лишь по исполнении долга муж, мужчина, воин — может возобновить своё недоброе отношение.
Недооценивший врага — преступно глуп.
Никакого врага нельзя недооценивать.
Лучше переоценить угрозу, чем оказаться неготовым к её реальному масштабу. Старая языческая мудрость гласит: идёшь в лес на день — бери сухарей на неделю.
Многие герои гибли именно из-за неверной оценки противника.
Не оставляй недобитого врага.
Если ситуация привела к бою, то враг должен быть добит. Только добитый враг не выстрелит в спину и не приведёт свежие силы. Только добитый враг молчит. Недобитый же враг — это нож в спине. Ни на мгновение не сомневайся, что он, враг, добьёт тебя, не задумываясь, — при первой же возможности.
Человек чужой крови — не враг, но потенциальный противник. При первом же намёке на его неприязнь надлежит собирать в кулак всю силу и осторожность.
На своей земле непозволительно допускать вольности от чужеземцев. На чужой земле недопустимо позволять вольности себе.
ЖИЗНЬ СЛИШКОМ КОРОТКА, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ ПРЕНЕБРЕЧЬ ТАКИМ ПОНЯТИЕМ, КАК ЧЕСТЬ.
НОРМЫ:
1. Материальная самодостаточность, независимость и прочный фундамент Рода.
2. Использование любой возможности для роста карьеры и занятия руководящих постов в любых сферах деятельности общества.
3. Бдительность в своих связях и общении, осторожность и осмотрительность в вопросах доверия лицам иных национальных групп.
4. Использование любой возможности поддержки соотечественников и начинаний на благо русского этноса.
5. Максимальное внимание образованию, здоровью и физической культуре.
6. Обязательное умение владеть холодным и ручным стрелковым оружием. Навыки применения в качестве оружия бытовых предметов. Психологическая готовность к активному сопротивлению и применению навыков для защиты Рода, семьи, себя, соплеменников.
7. Вызывая на поединок или бой чести, говори: «Прошу снизойти».
8. Выходя на бой с врагом, не говори ему ничего.
9. Покидая свой дом, уходя в странствие, веди себя так, будто вышел на тропу войны (в поход). Будь бдителен, осмотрителен, предупредительно вежлив и аккуратен. Замечай и запоминай всё, не давай волю напрасным чувствам.
10. Будь уважителен и корректен, ибо случайный нелепый конфликт может помешать возвращению к Роду и даже оборвать Родовую нить. Однако в конфликте неизбежном борись за жизнь решительно и беспощадно…
11. Говори смело, чтобы слова звучали внятно, а мысль была ясной.
12. Если не уверен в правоте своих слов, облекай сказанное в форму вопроса.
13. Встречая незнакомца, не злословь про его Род, если не жаждешь войны.
14. Говори открыто и точно о том, с чем не согласен.
15. Негоже отзываться плохо о своём Роде (родичах, родителях, жене, соплеменниках). Ругающий свой Род — сам есть грязь на обочине дороги.
16. Считай любого мужа человеком, которого нельзя безнаказанно унизить.
17. Каждый муж — воин, достойный иметь семью и уважение, пока он не доказал обратного скверными делами или словами.
18. Честный муж и воин никогда не угрожает тому, кто слабее его. Тот же, кто делает это, повинен называться трусом.
19. Добро и Правь есть тогда, когда к своим детям воин относится как к чужим, а к чужим, как к своим.
20. Негож молодой человек, вольно и с удовольствием говорящий о выгоде или любовных делах. Такое достойно лишь торгашей и глупцов.
21. Ни мужа, ни отрока не красят:
Глупость,
Трусость,
Блуд,
Безделие,
Пьянство,
Неряшливость,
Отчаяние,
Жадность,
Лесть,
Болтливость,
Слабость,
Обжорство,
Бестолковость.
22. Веди себя всегда, в любой ситуации так, как если бы на тебя смотрели те, чьим мнением ты дорожишь. Тогда будешь поступать правильно и держать себя достойно своих великих Предков.
23. Уважай без подобострастия.
24. Учись без застенчивости.
25. Внимай без рассеянности.
26. Учи без унижения.
27. Работай без лености.
28. Веселись без глупости.
29. Делись без корысти.
30. Будь бережлив без скупости.
31. Владей оружием без дикости.
32. Опасайся без трусости.
33. Атакуй без жалости.
34. Если жена плоха — ты глупый и слабый муж. Сильные и мудрые не имеют плохих жён.
35. Если дети плохи — ты никудышный отец. Если в Роду недостаток — ты жаден или ленив.
36. Решай задачи по мере их приближения. Никто не бьёт комара в соседнем лесу. Всяк, кто не дурак, — бьёт комара возле себя.
37. Считай прибыли по минимуму, а затраты по максимуму. Ожидаемую прибыль дели, а убытки умножай вдвое».
Слава Роду!
[2006]
Велес и Перун
1. Предо мною Чур[401] на перекрёстке дорог — с долгой брадою Велесовой и Перуновым мечом на поясе, с Велесовым Рогом Изобилия в руке и Перуновыми дубовыми листьями, вырезанными рукою неведомого умельца… Кто возможет разделить Их?
2. А небо хмурится, и тучи заволакивают синюю высь. И полил дождь — Велесово Семя, и грянул гром — Перунова Сила… Кто возможет разделить Их?
3. Велес — Скотий Бог[402], Вещий Пастырь, гонящий по небу Свои тучные стада. Перун — Тот, Кто претендует на них по праву Княжеской власти. Кому принадлежат сии Богатства небес?
4. Речено: «Мудрый не разделяет Сваргу в помысле своём, в Ликах Всемногих прозревая Того, Кто паче всех ликов — Всеединого Рода».
5. Когда окончится дождь, и гроза отгремит в небесах — Чьё Око возглянет на Земь?
6. Ветер во поле волнует, клонит буйные травы — травинка к травинке, былинка к былинке — кто возможет разделить их?..
Слава Роду!
[2006]
Звёзды в росе
1. Дерево на берегу озера, о чём плачешь ты, листву в воду роняя? То не ты ли, душа моя?
2. Весною пришла ко мне осень желаний, конь мой бьёт копытом в закат — расплескал хляби небес. Грива его — пламя, дыхание — ветер, глаза — звёзды в предутренней росе…
3. Падают звёзды в ночи — звездопад на дворе! Те, кто были до нас, оставили в этом мире очи свои синие — в полях васильковых летом, в слюде ледяной — зимой, в ручьях весёлых — весной, в тоске по долам разлитой — осенью… Солнце, да небо, да снег поутру — оставили нам…
4. А за далью — даль, а за снегом — снег, а за веком — век… Как холодны вы, звёзды небес, в высях ночных, как горячи вы в ладонях!..
5. Гляжу на волны до рассвета…
Слава Роду!
[2006]
Слёзы Богов
1. Камни древние поутру в росе — то слёзы Богов. Росами стынет печаль, с надломом — буйные травы…
2. Что оставил ты позади? Что зовёт тебя вперёд? Кто идёт вслед за тобой? Но нет, не отвечай — не оглядывайся назад…
3. Печаль — твоё прошлое, то, что оставил ты за левым плечом. Пришло время оставить его насовсем…
4. Змеёй уползай, грусть-тоска, в закрадную Навь! Пусть прах изжитого возвратится к праху, а жизнь воспрянет с рассветом Нового Дня!
5. Ветром Стрибог развеет хмарь поутру…
Слава Роду!
[2006]
Волхв
Путник
…Путник пришёл к волхву перед самым рассветом, ведомый Чигирь-звездой[403].
— У меня было видение Бога, — сказал путник, — и Он указал мне, как найти тебя. Поможешь ли ты мне вновь увидеть Его?
— Какой прок в Боге, который приходит и уходит? Истинный Бог — Тот, Который пребывает в твоём Сердце всегда, как ты всегда пребываешь в Нём, — был ответ.
Путник обратил свой взор к востоку и в Безмолвии Сердца встретил рассвет…
Купальский костёр
…Пока дружина складывала Купалец — большой Купальский костёр, — все, кто носил дрова, притомились. И тогда волхв, отряхнув руки, обратился к одному из них, выглядевшему наиболее усталым:
— Пока ты принимаешь себя за это тело, труд кажется тебе в тягость. Но ТЫ САМ — не руки и не ноги, а Тот, Кто не устаёт никогда, непрерывно вращая Небесное Коло. Просто узри Его в себе, узри Его как СЕБЯ!
И к вечеру пламя Купальца поднялось до самых небес…
Святой
…Волхв сказал:
— Лишь святой узнает святого. Лишь раскрывший в себе внутренний Свет — узрит Свет в других. Здесь не нужны разговоры, просто будь Им…
Слава Роду!
[2006]
Пять Ликов Вещего
Следуя Стезёю Вещего, пять Ликов Владыки узри:
1. Вещий Странник — Велес в обличии калики перехожего, с дорожным посохом и перемётной сумою. Стихия — земля.
Толк во человецех: се — путник в начале поиска своего, дом прежний оставив, Дома Вышнего взыскует.
2. Вещий Скоморох — Велес в обличии скоморошьем, в колпаке с бубенцами, с посохом и позвонцом в руке. Стихия — вода.
Толк во человецех: се — путник, отверженный миром, потешен для несведущих, помыслом Боговым объят.
3. Вещий Воитель — Велес в обличии воина, со двузубой секирою (равно сильной во Яви и Нави) в руке, с пламенеющим посохом, воткнутым в землю. Стихия — огонь.
Толк во человецех: се — путник, утверждающий Веру, борящий кривду за-ради Правды, на прю со врагами — как внешними, так и внутренними, как Явными, так и Навными — ставший.
4. Вещий Сказитель — Велес в обличии баяна, гусляра-сказителя, с гуслями яровчатыми да с посохом, рядом стоящим. Стихия — воздух.
Толк во человецех: се — путник, познавший постижимое, рекущий Слово Богово достойным воспринять его.
5. Вещий Старец — Велес в обличии белого волхва, летами древлего, Премудростью Боговой славного, с рогом изобилия и посохом со змиевым навершием («ловцом духов») в руках. Стихия — сам сударь белый свет[404].
Толк во человецех: се — путник, достигший Цели Пути, Мудрование Богово постигший, к людям Ведание своё благом обративший, сам же паче мира сего сущий.
Слава Роду!
[2006]

Три лика Судьбы
1. Судьба — то, что суждено Свыше. Покровительствует Судьбе — Великая Матерь Макошь, Покутная[405] Матушка, Пряха Небесная, ткущая полотно Судеб Всемирья.
2. Матери Макоши помогают две Прибогини — Доля (Среча[406], Жива) и Недоля (Несреча, Мара), прядущие Нити Судеб.
3. Сама же Судьба представляется в трёх ликах: Покута, Изменение (Становление) и Долг.
4. Первый лик Судьбы — Покута — то, что суждено человеку в данном воплощении вследствие всего совершённого им в предыдущих жизнях.
5. Второй лик Судьбы — Изменение (Становление) — все те изменения, с коими он встречается в своей жизни.
6. Третий лик Судьбы — Долг — то, что называется Родовым, а тако же Сословным, семейным, личным и т.д. долгом.
7. Сии три суть поистине одно — единый Триглав Судьбы, или Три Лика Великой Матери Макоши.
Слава Роду!
[2006]
«Во Рода Руце…»
Рёк волхв[407]:
1. В Рода Руце[408] — лета[409], и Бози, и Стихии, и всяк живот сущий, сколь ни есть во Всемирьи.
2. Персты Рода — Бози Родны суть. Их ведай:
3. Большой перст — Лада-Матушка, Стихия Её — вода;
Указательный перст — Сварог-Батюшка, Стихия Его — белый свет;
Средний перст — Кощный Бог, Стихия Его — воздух;
Безымянный перст — Даждьбог Трисветлый, Стихия Его — огонь;
Мизинец — Велес Премудрый, Стихия Его — земля.
4. Планета-управительница большого перста — Вечерница (Щит Лады, Венера);
Планета-управительница указательного перста — Алатырь Сварожий (Щит Сварога, Юпитер);
Планета-управительница среднего перста — Жнец (Щит Кощея, Сатурн);
Планета-управительница безымянного перста — Солнце (Щит Даждьбога);
Планета-управительница мизинца — Вещун (Щит Велеса, Меркурий).
5. Большой перст связан с узлами яри: животом и родником;
Указательный перст связан с сердцем;
Средний перст связан с горлом;
Безымянный перст связан с ярлом;
Мизинец связан с зародом и челом (Велесовым Оком Мудрости).
Ведающему — достаточно.
Слава Роду!
[2006]
Культ Огня у Славян
1. Предки наши Славные называли себя внуками Даждьбожьими, ибо вели Род свой от Трисветлого Солнцеликого Даждьбога, сына Сварога Отца Небесного.
2. Сварог — Бог Огня Изначалья, Священного Пламени Творения, давшего начало всему сущему. Солнце красное — Даждьбог Сварожич — Трисветлый сын Отца Сварога, Огонь Небесный и Огонь Сердец наших. Огненная Кровь наша единит Сердце и Солнце — Огонь Внутренний и Огонь, сущий в Яви.
3. Отец Сварог — Коваль Небесный, сковавший на Заре Времён Твердь Небесную и Твердь Земную. Твердь Небесная — Сварга Златая — Град Богов, возвышающийся на Белом острове посреди синих Хлябей Небесных (зримого неба). Из живущих на Земле только прозорливые волхвы и люди с чистым Сердцем могут прозревать за синим небом мира сего — мира Яви — Небо Вышнее, Золотой Град Богов, Законов Прави (Силы, уравновешивающей Явь и Навь) Нерушимый Оплот.
4. Сварог-Отец и Лада-Матушка родили трёх Светлых Сварожичей: Даждьбога Трисветлого, Перуна Громовитого и Огнебога Златокудрого.
5. Даждьбог Трисветлый — Солнце красное на небе синем. Он отделяет Явь от Нави, свет от тьмы, а день от ночи.
6. Перун Громовитый — Молния жгучая, Огненный Столп, соединяющий Небо и Землю, всю нежить хмарную из Яви в Навь гонящий, а по весне Зарод Земле-Матушке творящий.
7. Огнебог Златокудрый — Агуня Сварожич, Огонь Земной, на Капищах Святых да на курганах Дедовых, в очагах Родовых да в овинах деревенских, да во многих иных кострах ярых по сёлам и весям пламенем златовейным горящий, свет и тепло нам от веку дарящий.
8. Помимо Огня Небесного и Огня Земного, существует ещё Пекельное Пламя — Чёрный Огонь Растворения, коему покровительствует Кощный Бог, Владыка Подземья. Но как нет жизни без смерти, так нет смерти без воскрешения (от древнерус. крес — «огонь») — возрождения и преображения.
9. Пламена душ наших, искры Кузни Сварожьей — сокровенный Огонь Сердец — Присутствие Духа Рода в человеке. Ибо мы — искры от Пламени Его, Свет от Света Самосиянного паче света сего. Потому речено: «Сварга Златая, Обитель Богова — Сердце Вещее внутри нас есть».
10. В отличие от Духовного Огня, Огонь, сущий в Яви, — двойственен по своей природе. Так, Солнечный Огонь дарит жизнь, но и иссушает в лихую годину Мать Сыру Землю; Перунов Огонь (Молния) разит нечисть, но порой сеет смерть и разрушение; Огонь Земной горит в наших очагах, давая нам свет и тепло, но, вырвавшись на свободу, может обращаться всепожирающим пожарищем, сжигающим дотла целые поселения.
11. Древние Славянские сказы повествуют, что мир наш был рождён в Огне. От единения Огней двух любящих Сердец рождается чадо — воспламеняется Огонь новой жизни. Когда же срок жизни земной подходит к концу, тело умершего сородича воскладают на погребальную Краду, и чистое пламя Огнекудрого Бога возносит душу умершего прямо в Ирий Небесный — Обитель Святых Предков наших.
12. Ведающий да ведает: есть Белый Огонь Творения, есть Красный Огонь Жизни, есть Чёрный Огонь Растворения, и есть Незримый Огонь Возрождения. Днесь их восславим, днесь их возвеличим! На соколиных крылах вознесись, слава и треба наша, от Земли Родной до Сварги Златой! Как речено во слове вещем:
Уж ты гой еси, Сокол Свет-Рарог,
Сокол Свет-Рарог, буй-востринушко!
Како взлётывашь ты до небушка,
Како вспарывашь свет Дажьбожушка,
Тако восходи в Злат Сварогов Град,
К Самому Сварогу ко Батюшке!
Распери крыла — во сто зол зола!
Обожги пером — во сто крат добром!
Подолу Огня — оберег меня!
Подолу Огня — оберег меня!
Подолу Огня — оберег меня!
Слава Сварогу-Батюшке!
Слава Солнцу Трисветлому!
Слава Огню Сварожичу!
Гой!
Слава Роду!
[2006]
Капищный Уряд
1. Капище — это священное пространство, обустроенное определённым образом, а не просто установленные без какого-либо порядка Чуры[410]. Посерёдке на Капище могут располагаться либо собственно Капи (Чуры — Образы Родных Богов), либо Огнище. Иногда вместо Капи может быть установлен Родовой Столб (как правило, это гоеподобный[411] столб без каких бы то ни было ликов на нём и с тремя насечками, означающими Тремирье) либо священный Камень. Также известны Капища, посередине которых растёт священное Древо.
2. Если Чуров на Капище несколько, то они должны в совокупности представлять собой единое образование, а не «раздирать» пространство Капища на отдельные части. Так, например, они не должны сильно различаться в размерах, «смотреть» в разные стороны, явленные ими Образы не должны вступать в сущностное противоречие друг с другом и т.д.
3. Капищное пространство может быть выделено как естественными — Природными границами, так и рукотворными (частоколом, опашкой, малыми огневищами и т.д.). Иногда такой границей может быть просто коло, очерченное посохом волхва. Перед началом священнодействия обычно совершается обряд очищения места. Если Капище действует непрерывно, то данный обряд не обязателен.

Легенда о Вещем Олеге


После смерти Рюрика в 879 г. из-за малолетства его сына Игоря князем Новгородским стал его родственник Олег. Князь Олег был очень предприимчивым и воинственным. Как только власть оказалась у него в руках, Олег задумал захватить водный путь в Грецию, а для этого приходилось завоевывать всех славян, живших по Днепру.
Т.к. для достижения поставленных целей одной дружины было мало, князь Олег собрал войско из ильменских славян, кривичей, финских племен и двинулся на юг. По пути он овладел Смоленском, затем взял Любеч, где оставил свои отряды под начальством приближенных ему людей, а сам князь Олег предпринял поход на Киев.
В Киеве в то время правили Аскольд и Дир, которые не принадлежали к княжескому роду. Олег хитростью выманил их из города, и приказал убить. Киевляне сдались без боя, Олег стал князем Киевским, а Киев провозглашен «матерью русских городов».
Олег провел работы по укреплению оборонительных сооружений города, в 883-885 гг. совершил несколько успешных походов по захвату славянских племен, тем самым расширяя владения, подвластные Киеву. Князь Олег подчинил себе славян, живших по берегам Днепра, древлян, северян, радимичей , а также по Бугу и Днестру. Всюду он строил города и крепости.
Внутренняя политика князя Олега, как и других древнерусских князей, была сведена к сбору подати с покоренных племен. Дань была едина на всей территории Руси.
В 907 г. князь Олег совершил очень удачный поход на Византию. Греки, испугавшись огромного войска, предложили киевскому князю большую дань. Приняв дань, Олег кроме того, потребовал с них разных льгот купцам. Через пять лет он скрепил мир с греками письменным договором.
После этого похода все дивились уму и хитрости великого князя Олега, стали слагать легенды, будто он одарен особенными свойствами и прозвали его Вещим.
Князь Олег Вещий умер в 912 г. По преданию, он спросил у волхва о причине своей смерти, на что тот ответил: «Князь, умрешь ты от своего любимого коня». С тех пор Олег больше не садился на него. Смерть князя Олега случилась, когда он решил посмотреть кости давно умершего коня. Из черепа выползла змея и ужалила его.

Правление князя Олега

В 879 г. оставив малолетнего сына Игоря, умер новгородский князь Рюрик. Правление взял в свои руки князь Олег Вещий, князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. Стремясь расширить свои владения, князь собрал достаточно сильное войско. В него вошли кривичи, ильменские славяне и представители финских племен. Двинувшись на юг, Олег присоединил к своим владениям города Смоленск и Любеч. Однако планы молодого правителя были более грандиозны. Отдав власть в завоеванных городах верным ему людям, воинственный князь двинулся к Киеву. Поход князя Олега на Киев увенчался полным успехом. В 882 г. город был захвачен, а его правители, Аскольд и Дир, убиты. Олег взошел на киевский престол. Этот же год считается датой возникновения государства Киевская Русь.
Правление князя Олега в Киеве началось с укрепления городских стен и защитных сооружений. Границы Киевской Руси, так же, укреплялись небольшими крепостями «заставами», где несли постоянную службу дружинники. Князь в 883 – 885 гг. предпринял несколько успешных походов. Были подчинены славянские племена, селившиеся по берегам Днепра, радимичи, жившие на берегах Днестра, Буга, Сожа, древляне и северяне. По приказу Олега в захваченных землях строились города. Покоренные племена были обязаны платить подати. Собственно вся внутренняя политика Олега, как и других князей того времени, сводилась к сбору податей.
Внешняя политика Олега была успешной. Важнейшим событием стал поход на Византию в 907 г. Князь собрал для этого похода огромное по тем временам войско . Византия, несмотря на оборонительные хитрости греков, была захвачена, пригороды – разграблены. Результатом похода стала богатая дань, а так же, торговые льготы для русских купцов. Через 5 лет мир с Византией был подтвержден заключением письменного договора. Именно после этого похода великий Киевский князь Олег, основатель государства Киевская Русь, стал называться Вещим .
Один из величайших правителей Руси умер в 912 г. Смерть князя Олега окутана легендами. По одной из них, наиболее известной, Олег спросил о своей смерти встреченного на дороге волхва. Тот предсказал князю гибель от любимого боевого коня. На этого коня князь никогда больше не садился, но приказал приближенным ухаживать и заботиться о нем. Через много лет Олег пожелал увидеть кости коня, решив, что волхв ошибся. Князь наступил на череп из которого выползла ядовитая змея и ужалила его. После смерти Олег был похоронен в Киеве, но существует и другая версия гибели князя, согласно которой воинственный Олег погиб в бою.
Биография Олега, ставшего первым князем, жизнь и деяния которого подтверждены летописями, стала источником для множества легенд и литературных произведений. Одно из них — «Песнь о Вещем Олеге» принадлежит перу Пушкина.
С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения заложили основу налоговой и судебной систем.
Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее в 909 г. Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.
По археологическим данным в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце Х в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX в. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г. когда ильменские словене, кривичи, весь, меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859-862 гг. а потом принялись воевать между собой. После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.
Умер князь в 912 году. Согласно приданию, Олег однажды спросил у волхва причину своей смерти и тот ответил ему, что князь умрёт от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня в конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о кончине коня, князь пришёл к его костям на гору попрощаться с верным другом, где он и был укушен в ногу вылезшей из конского черепа змеёй.
Источники: historykratko.com, historynotes.ru, www.ote4estvo.ru, 100.histrf.ru, student-hist.ru

Это интересно

Асванга

Островное государство Филиппины населяет множество народов. Однако, несмотря на различные религиозные убеждения, большинство местных жителей верят в …

Коварный план богов

Последний великан из рода Вукуба, Кабракан, как обычно двигал горы. Он брал их у основания и …

Авгиевы конюшни

Во всем Пелопоннесе не было богаче царя Авгия — сына солнечного бога Гелиоса. Особенно многочисленны были стада, которые …

Атомные наручные часы

Эти часы отлично подходят для тех, кто должен работать в течение длительных периодов времени в условиях …

Бог Уран

Уран в греческой мифологии бог, олицетворяющий небо, супруг Земли Геи. Относится к самому древнему поколению богов. …

Бертран дю Геклен

Рыцарь Бертран дю Геклен жил в XIV  веке и возглавлял средневековую французскую кавалерию. Он являлся представителем древнего, …

Оливье Левассер

Среди промышлявших в Атлантическом океане пиратов одним из наиболее известных является Оливье Левассер. Он также был известен …
&#13

Орангпендек – лесной человек

&#13

Иван Алексеевич Бунин

&#13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *