Легенда о смоке

Легенда о Вавельском драконе

O smoku wawelskim
Dawno temu, gdy polskimi ziemiami rzadzil krol Krak, w Krakowie pojawil sie smok. Bylo to ogromne zwierze, o zielonej skorze, dlugim ogonie i paszczy wypelnionej ostrymi zebami. Smok zadomowil sie w jamie pod zamkiem i zadal, aby raz w tygodniu skladano mu ofiare w postaci krowy. Jezeli nie spelniono jego zachcianki, porywal ludzi.
Na mieszkancow Krakowa padl blady strach, jednak znalazlo sie kilku smialkow, ktorzy twierdzili, ze zdolaja pokonac smoka. Niestety zaden z nich nie wracal z wyprawy do jamy potwora. Zarowno krol, jak i poddani stracili juz nadzieje na ratunek. Co tydzien stada bydla bolesnie sie kurczyly, gdyz smok wymagal zawsze najdorodniejszych sztuk. Martwiono sie, co bedzie, gdy pozre juz wszystkie krowy.
Gdy wydawalo sie, ze wszystko juz stracone i lud Krakowa czeka zaglada, na dworze Kraka pojawil sie ubogi szewczyk.
— Panie moj, mysle, ze jestem w stanie pokonac dreczacego Was smoka — zwrocil sie do krola, nisko sie klaniajac.
W krolewskiej sali rozbrzmialy smiechy rycerzy.
— Patrzcie go, smialek sie znalazl.
— Nie wiesz, ze smoka nikt nie jest w stanie pokonac?
— Zabil juz wielu wybitnych wojakow! Jak mozesz sie z nimi rownac?
Jednak Krak byl madrym wladca i wiedzial, ze nie mozna marnowac zadnej szansy na uwolnienie sie od groznej bestii.
— Dobrze, szewczyku. Pokonaj smoka, a zostaniesz sowicie nagrodzony.
Szewczyk uklonil sie i odszedl, obmyslajac swoj plan. Niebawem wszystko mial juz przygotowane. Zabil najdorodniejszego barana, jakiego udalo mu sie znalezc, a potem wypchal go siarka i dokladnie zaszyl. Zarzucil sobie go na plecy i udal sie w kierunku smoczej jamy. Najciszej jak tylko potrafil zakradl sie do samego wejscia, rzucil wypchanego barana i uciekl. Wkrotce z groty wyszedl smok, zwabiony zapachem swiezego miesa i dostrzegajac barana, natychmiast go pozarl. Siarka ukryta w zwierzeciu od razu zaczela dzialac, powodujac u smoka ogromne pragnienie. Rzucil sie w kierunku Wisly i pil, pil, pil, pil…Wydawalo sie, ze jeszcze chwila i wypije cala Wisle! I wtedy nagle rozlegl sie ogromny huk. Smok wypil tak duzo wody, ze po prostu pekl. Pomyslowy chlopiec zostal bohaterem calego miasta, a krol sowicie go wynagrodzil.
W Krakowie zas do dzis, u stop Wawelu, mozna zobaczyc Smocza Jame i ziejaca ogniem figure wawelskiego smoka, upamietniajaca bohaterski czyn szewczyka.
Вернуться в Польские легенды

Краков. Вавель- резиденция польских королей

Из Сандомира мы направились в Краков по 79-й дороге. Это обычная польская дорога – в меру ровная, в меру узкая, с не самым плотным трафиком. Поначалу в каждой деревне (а их немало) я сбрасывал скорость до 50км/ч, чем наверняка, раздражал местных “гонщегов”. Но затем удалось сесть на хвост польскому дальнобойщику, который протащил нас почти до самого Кракова. Мы въехали в город с чёрного хода со стороны Новой Хуты, по схеме, распечатанной с букинга. Удачно миновали хитросплетения окраинных улиц, слегка блуданув лишь в районе Подгуже. Зато увидели замечательный неоготический костел Св. Юзефа (Иосифа). Даже в темноте костёл очень понравился, и перед отъездом мы специально ещё раз заехали посмотреть на него. Этому костёлу чуть больше 100 лет, но мне всегда нравились здания эпохи историзма. Построил его профессор Львовской Политехники Ян Сас-Зубжиньский в 1905-09 годах.  Храм увенчан башенкой, напоминающей корону Мариацкого костёла. Фото не самое удачное, но ждать, пока солнце поднимется повыше, было некогда.

В Кракове мы забронировали пансион “Турнет“, заплатив за 4 ночи  620 pln. Местечко очень приятное, с почти домашней атмосферой. Комнатка, конечно, маленькая и скромная, но мы приходили туда только на ночь. Отсутствие ящика телевизора совершенно не беспокоило – мы и дома то его не смотрим ?? Приятным сюрпризом было наличие чайника, чая и кофе. Вкусный польский завтрак прилагался.

Из окна открывался вид на типичный “казимежский” дворик.

Окно на улицу вряд ли было бы лучше. Медовая улица на которой стоит пансион – узкая, больше похожая на щель между домами. Зато она тупиковая, движения по ней практически нет, а местечко для машины нашлось прямо перед домом. К счастью, в этом квартале парковка на улице была бесплатной. В пансионе нам предложили платную стоянку в конце улицы, но узнав цену – 40 pln/ночь – жаба возмущённо заквакала.

Остановились мы в Казимеже – бывшем еврейском квартале – но знакомство с древней польской столицей начали с Вавеля и Старего Мяста.

Легенда о Смоке (Драконе).

Традиция отсчитывает основание Кракова с 700 года. Первая из множества городских легенд гласит,что в ту пору человек по имени Крак одолел страшное чудовище, наводившее ужас на окрестности. Когда люди поселились на Вавельском холме, то в пещере у его подножия  обосновался дракон, по польски “Смок”.  Прилетел ли он сюда, привлечённый добычей, или изначально спал в пещере и проснулся, разбуженный шумом – об этом предание умалчивает. Как и положено добропорядочному дракону, Смок пожирал скот и похищал девушек. Многие храбрые воины, вышедшие на поединок с чудовищем, погибли.

Тогда основатель Кракова, король по имени Крак, приказал своим сыновьям Краку и Леху убить дракона. Одолеть его в открытом бою они не смогли и пошли на хитрость, набив серой коровью шкуру. Проглотив чучело, змей задохнулся. Однако братья повздорили о том, кому из них принадлежит победа. Один из них убил другого, а вернувшись в замок, сказал, что брат погиб в бою с драконом. Однако после смерти их отца Крака, тайна братоубийства была раскрыта и виновника изгнали из страны. Ян Длугош в более поздней версии этой легенды приписал победу самому королю Краку. Мартин Бельский, первый польский летописец, составлявший хроники не на латыни, а на польском языке, изложил иной вариант легенды: Змей был повержен не королём и не рыцарем, а… местным сапожником по имени Скуба. Он попросил дать ему несколько овечьих шкур, сшил из них огромного барана и набил его серой. Ловушку подбросили к логову дракона. Смок сожрал невиданную добычу и, почувствовав необыкновенную жажду, бросился к Висле и пил, пока не лопнул. По сей день под Вавельским холмом существует пещера, спускаясь в которую становится немного не по себе ??

Выйдя из пещеры, турист видит Вавельского Смока, периодически изрыгающего пламя. Скульптор Бронислав Хромый установил бронзового дракона в 1972 году. Вики утверждает, что дракон изрыгает пламя по смс. Телефон дракона 7168, а текст смски: “smok”.

Конечно, это не более, чем туристическая развлекалочка. Главное находится высоко над Смочей ямой на вершине скалистого холма. Это замок Вавель, старинная резиденция польских королей.

Краков – древняя столица Польши, так что Вавель в иерархии полностью соответствует Московскому кремлю. На протяжении пяти с половиной столетий вплоть до начала XVII века Вавель был резиденцией польских королей. Период особого расцвета королевского замка начинается с царствования Казимира Ягеллона. Высокие стены и мощные сторожевые башни защищали королевскую резиденцию от внешних и внутренних врагов.
Стены полностью сохранились, а большинство башен снесли в середине XIX века, когда Вавель стал крепостью Австро-Венгерской империи. Вместо древних башен, костёлов и ренессансного особняка появились типичные для того времени бастионы и плац для строевой подготовки. Королевский дворец предполагалось превратить в казарму для 1500 солдат.

Башни Вавеля.

К 1905 году поляки собрали 3,5 миллиона австрийских крон и выкупили свою национальную святыню у австрияков. Но из множества башен Вавеля  к тому времени сохранились лишь три. В старину крепостные башни использовались не только для обороны.  Очень часто они служили тюрьмой для преступников. В Вавеле содержались лишь те, кто подлежал суду краковского каштеляна – т.е. знатные люди. В Девичью башню заточали неугодных придворных дам и знатных преступниц, в Шляхетскую – дворян высшего ранга, а в Злодейской (по русски Воровской) башне содержались казнокрады. Злодейская башня – одна из трёх, уцелевших до наших дней.

В Сенаторской башне среди узников бывали и сенаторы. Случалось, что здесь же их и казнили. В 1482 году в башне “расстался с собственной головой” знаменитый рыцарь-разбойник Кшиштоф Шафранец из Песковой Скалы, а 102 года спустя здесь был казнён знатный смутьян Самуэль Зборовский.

Третья из уцелевших вавельских башен, зовётся Сандомирской, поскольку стоит в начале дороги на Сандомир.

Королевский дворец и сокровищница на Вавеле.

Вавель, подобно Московскому кремлю, суть не только и не столько крепость. И знаменит он не стенами с башнями, а дворцом и собором, ведь главное его предназначение – служить королевской резиденцией. Величественный готический замок был построен на Вавельском холме по повелению Казимира Великого в середине XIV  века. Спустя 150 лет замок сгорел в опустошительном пожаре. Тогда король Зигмунт Старый приглашает итальянских мастеров, которые полностью перестроили его в модном в ту пору стиле ренессанс. Строительство нового дворца начал Франческо Флорентино, его сменил польский мастер Бенедикт из Сандомежа (Сандомира), а закончил дворец Бартоломео Береччи. Талантливые зодчие вписали грандиозный трёхэтажный дворец в тесный участок на вершине холма. Один из них искусно включил готический замок в новый ренессансный ансамбль.  Особенно хорош внутренний двор, окружённый двухъярусной аркадой и галереей вдоль третьего этажа.

На первом этаже замка, сохранившим готические своды, были устроены канцелярия, судебная палата и королевская сокровищница. В глубоких подземельях хранилось королевское оружие. Сейчас здесь находятся збройовня ( оружейная палата) и скарбец (сокровищница). Их посещение организовано безо всякого ажиотажа, столь свойственного Оружейной палате московского Кремля. Правда сокровищ здесь поменьше, чем в Москве. Ведь Краков грабили и шведы, и пруссаки, и нацисты. Когда во времена наполеоновских войн Прусскому императору понадобились деньги, он приказал переплавить короны польских королей и отчеканить из них монеты. Драгоценные камни и жемчуг, украшавшие короны, были примитивно распроданы в розницу.
Вот, например, немецкое художественное серебро XVI-XVII веков. В Оружейке его поболее будет.

А это легендарный “Щербец” – коронационный меч польских королей,поврежденный в стародавние времена о… створку киевских Золотых ворот.

Кольчуги и шлемы представлены в изобилии…

Мечи, арбалеты, огнестрельное оружие…



Если сводчатые залы сокровищницы и оружейни сохранились со времён последних королей династии Пястов, то 2 и 3-й этажи – это  эпоха короля Зигмунта Старого, строителя ренессансного замка. Вначале посетитель входит в довольно скромные покои каштеляна, т.е. управляющего замком. На гладких белых стенах висят шпалеры, которыми славится Вавель. Шпалера во втором зале представляет бога войны Марса, она сделана во Фландрии в XVI веке.

Королевские покои и представительские залы находятся на 3-м этаже. Первый из них – Турнирный зал. Зал получил своё название по живописному фризу, изображающему рыцарский турнир. Его написал Ганс Дюрер (брат знаменитого Альбрехта) вместе с живописцем Антонием из Вроцлава в 1534-35 годах. Итальянские мастера эпохи Возрождения создали майоликовую печь и мебель. Картины в зале также принадлежат кисти итальянских художников. В Турнирном зале первоначально заседал Королевский совет.
Следующий зал также украшен расписным фризом, изображающим различные войска на параде перед королём. Поэтому он получил название “Зал смотра войск.  Роспись создал Антоний из Вроцлава уже без участия Ганса Дюрера. На стенах представлена часть уникальной коллекции гобеленов, т.н. “аррасов”,созданных во Фландрии по заказу короля Сигизмунда Августа. В их центре видны монограммы короля с буквами SA.

Посольский зал получил своё название оттого, что здесь собирались депутаты сейма (по польски послы). Его также зовут тронным залом или залом “Под головами”. Последнее прозвание происходит от уникального потолка, в деревянных кессонах которого, укреплены резные полихромные головы. Когда-то их было 194, а сейчас осталось лишь 30. Остальные сгорели во время пожара в XVII веке. Мастер Себастьян Тауэрбах вырезал головы в первой трети XVI века. Легенда приписывает появление столь необычных украшений самому королю Зигмунту Августу.  Король был очень рассержен шляхтой, которая на Пётркувском сейме в 1548 году отказалась признать законным брак короля с Барбарой Радзивилл. В ответ король приказал вырезать сатирические изображения послов Сейма, разговаривающих друг с другом. Скорее всего это неправда, ведь головы были созданы лет на 15 раньше злополучного сейма в Пётркуве Трыбунальском.  Однако это реальные портреты  придворных из свиты Зигмунта Августа. Говорят, что головы не оставили короля в покое и после того, как правитель распорядился поместить их на потолок Посольского зала. Однажды король вершил суд в тронном зале и по неким причинам приговорил к смерти невиновного. Тогда уста одной из деревянных голов отворились и изрекли: “Rex Auguste, judica juste!”, что означает “Король Август, суди справедливо!”
Живописный фриз зала “Под головами” изображает человеческую жизнь от рождения до смерти. Его также написал Ганс Дюрер. Стены украшены бесценными шпалерами. Их зовут “аррасами”  по французскому городу Аррас, бывшему центром ковроткачества в XIV-XV веках. Этот термин использовался во всей Европе вплоть до середины XVII века. Особенно примечательна шпалера “Разговор Ноя с Богом” из серии История Ноя (на фото слева).

Зал “Под Зодиаком” был отделан сравнительно недавно, во времена II Речи Посполитой. Художник Леонард Пенькальский выполнил роспись в стиле XVI столетия на тему зодиакальных символов. Шпалеры и мебель подлинные,  относящиеся к правлению Зигмунта Августа.
Тот же Леонард Пенькальский расписал соседний зал “Под Планетами”.  На стенах – картины венецианских художников. Мебель итальянской работы создана в XVI веке.
Следующие залы дворца отличаются особой роскошью. Их стены обиты “кордовской” разноцветной кожей, а резные деревянные потолки вызолочены и расписаны. Первый зал называется “Под Птицами”. Когда-то его потолок действительно был украшен резными золочёными птицами. После пожара 1595 года зал украсили мраморные порталы и величественный камин, украшенный гербами Польши и династии Вазов. Птицы в зале всё таки присутствуют. Их написал на узком изящном фризе художник Фелициан Щенсны Коварский  в 1929 году. Он же изобразил аллегории стихий, помещенные на потолке зала.
Через сени, украшенные такой же кордовской кожей и конным портретом Зигмунта III…
можно пройти в роскошный зал “Под Орлом”. Его главное сокровище – шпалера XVII века “Смерть Публия Деция Муса”. Резной герб Польши на потолке не сохранился и в 1933-35 годах был заменён росписью, изображающей Белого орла, работы Леонарда Пенькальского.
И, наконец, последний, самый величественный зал дворца – Сенаторский. Он ещё и самый большой по площади в королевских покоях. В зале проходили заседания Сената и Сейма, королевские балы, приёмы, спектакли и концерты. Резной кессонированный потолок украшен золочеными розеттами.
а стены сплошь увешаны знаменитыми “аррасами”.  История коллекции Зигмунта Августа весьма драматична. Во время “потопа”, перед вступлением шведов в Краков, аррасы были спешно вывезены и спрятаны в горах. Король Ян Казимир заложил часть из них, чтобы пополнить королевскую казну. Тогда Сейм постановил выкупить их и с тех пор давал королю взаймы и то лишь в исключительных случаях. Во время разделов Польши аррасы были спрятаны в Варшаве. Однако их нашли  и в 1795 году отправили  в Петербург. После 1917 года Советская Россия вернула их Польше, но во время фашистской оккупации их под бомбежками вывезли из Кракова и переправили в Канаду. Лишь спустя 21 год после неоднократных требований Канадское правительство возвратило их Польше.

Собор святых Станислава и Вацлава.

После дворца мы отправились в собор свв.Станислава и Вацлава, кафедральный собор Кракова, служивший местом коронации польских королей. Он не очень велик, обстроен множеством часовен и увенчан 3-мя башнями. Тем не менее все эти разновремённые части находятся в удивительной гармонии, создавая символичный образ Польского государства. Готический собор начали строить при Владиславе Локетке, а закончили 44 года спустя в 1364 году в царствование Казимира Великого. Нынешний собор – 3-й по счёту том же месте. Первый был возведён при Болеславе Храбром в XI веке, на рубеже XI-XII веков на его месте строится романская базилика, части которой сохранились в основании башни “Серебряных звонов” и в крипте.
Башни собора – это отдельная история. Часовая получила своё имя по огромным башенным часам, башня Викариев, более известная под романтическим именем башня “Серебряных звонов” знаменита великолепными колоколами. Зигмунтова башня, чей барочный шлем виден в глубине, тоже служит звонницей. На ней находятся 5 больших колоколов.
Самый знаменитый среди них – колокол “Зигмунт” – крупнейший в Польше и один из самых больших в Европе. Этот колокол и дал название башне. Весит “Зигмунт более 11 тонн, высота его 2 м, а диаметр 2,4 м. Мастер Ян Бехэм отлил колокол по приказу Зигмунта Старого. Латинская надпись на тулове колокола гласит: “Зигмунт, король Польши, колокол этот достойный по замыслу и величию деяний своих, повелел исполнить в году 1520 от Р.Х.”
“Зигмунт”, помимо своей главной функции, разгоняет тучи и способствует девушкам и их поисках прекрасного суженого.
С Зигмунтовой башни открывается прекрасный вид на Краков.

Перед входом в собор висят на цепях кости древних животных: берцовая кость мамонта и ребро кита. По преданию стоять собору до тех пор, пока эти кости не упадут.

Фотографировать в соборе запрещено, но может быть, это и к лучшему. Кстати, для знакомства с внутренним убранством, можно взять аудиогид на русском языке.
Стоит спуститься и в крипту, где похоронены польские короли династии Ягеллонов и Ваза, Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий, национальный герой Польши Тадеуш Костюшко…

Юзеф Пилсудский, маршал, диктатор, борец с коммунизмом, глубоко чтимый в Польше, как лидер II Речи Посполитой…
Президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария-Хелена, погибшие в авиакатастрофе под Смоленском.
Выходя из Вавеля, стоит оглянуться на статую Тадеуша Костюшко, установленную в 1920 году вскоре после восстановления независимости Польши. Скульпторы Леонард Маркони и Антоний Попель создали памятник ещё в 1900 году, но Франц-Иосиф не дал высочайшего разрешения на его установку.  После оккупации Польши фашистский генерал-губернатор Ганс Франк приказал отправить статую в Германию на переплавку, спустя ещё 20 лет власти тогдашней ГДР передали Польше копию памятника, отлитую в Дрездене. “Знатоки” отмечают, что в 1960 году Тадеуш Костюшко сменил коня, вместо изящного польского, он теперь сидит верхом на более толстом немецком жеребце. На заднем плане хорошо видна Зигмунтова башня собора.

Теперь подведем итоги. Посещение Вавеля и его музеев – довольно дорогое удовольствие. Два взрослых билета в королевские покои и сокровищницу стоят 116 pln, посещение собора и аудиогид – еще 31 pln, Смоча яма – 6 pln. Итого 153 pln, что примерно соответствует 1500 рублей. А теперь прикинем , сколько стоят билеты на посещение Кремля и Оружейной палаты (Кремлёвские дворцы закрыты для посещения): (350+700) х 2= 2100 рублей. Вавель получается дешевле. Несмотря на множество сувенирных лавочек, на Вавеле лучше ничего не покупать. Все то же самое есть в городе и % на 20-30 дешевле. Книжки по Кракову (на русском) дешевле всего стоят в… канторе (обмене валюты) на Гродской улице, почти напротив костела святого Анджея.
На неё то мы и направимся…

Год Дракона. Вавельский Смок — польский дракон — …пиши поперек…


Самая древняя легенда, связанная с Вавельским холмом и городом Краковом, выросшим у его подножия, относится к тем далеким временам, когда люди свято верили в существование волшебников и злых существ. Да и как не верить, если место, с которого начинался великий город, было таким таинственным! Если смотреть на Вавель весенним вечером, в лучах заходящего солнца, наблюдая, как склоны медленно скрываются в сумерках, можно в полной мере ощутить волшебство предания о князе Краке (или Кракусе) и ужасном драконе.
Говорят, что давным-давно в пещере под скалой жил коварный дракон по имени Смоке (дракон по-польски — smok). Чтобы умилостивить чудовище, горожане пригоняли скот ему на съедение. Если случалось замешкаться с подношениями, грозное существо набрасывалось на людей. А что еще хуже, он похищал не только скотину и овец из окрестных стад, но ему очень нравились девственницы.




Вавельский дракон. Гравюра, 1550Ненасытность дракона, постоянный страх перед ним измучили жителей, и они стали подумывать о том, чтобы покинуть город. И тогда князь Крак, то ли из забот о своей стране вообще, или из опасения, что скоро его дочь станет последней девственницей в стране, решил освободиться от зверюги.
Дожив до преклонных лет, сам он сражаться уже не мог, поэтому убить дракона послал своих сыновей, но те его не одолели. Тогда князь кинул клич в поисках того, кто отважится победить злого Смоке. А тот, кто сживёт со света дракона, получит в награду половину княжества и княжну за жену.

Отовсюду в город прибывали многочисленные рыцари — как местные так и зарубежные, каждый с мечом и на лошади, каждый обученный и опытный в борьбе. К сожалению, ни один из смельчаков не сумел убить дракона. Не оправдали вояки ожиданий: слишком слабыми были их мечи и стрелы, не сумели они пробить шкуру могучего дракона. И вот наконец, когда поток смельчаков иссяк и горожане совсем потеряли надежду, появился настоящий герой – сапожник-подмастерье по имени Скуба. Поначалу горожане отнеслись к нему недоверчиво. Не знали они, что сражаться Скуба собирался не мечом, а хитростью. Не было у него лошади ни меча, но был он чрезвычайно умный. Выдумал Скуба свой способ убить дракона — взял шкуру барана, набил ее дегтем и серой, зашил аккуратно и ночью оставил у пещеры. Рано утром дракон проснулся, вылез из ямы, смотрит, а здесь баран — сам пришёл к завтраку. Не долго думая дракон проглотил барана целиком. Вскоре почувствовал он в животе страшное жжение и чтобы погасить внутренний «огонь», стал он пить воду из Вислы. Пил, пил, едва не выпив всей реки, пока не лопнул на тысячи кусков. Так мир и счастье вернулись в город, люди ликовали и славили победителя. А князь Крак выполнил слово и умный сапожник получил в награду руку княжны и пол княжества.

А еще говорят, что Скуба из шкуры дракона сшил много красивых сапог: старожилы утверждают, что и сегодня похожую обувь можно найти в здешних магазинчиках. Кроме того, со всех сувенирных лотков Кракова на прохожих смотрят симпатичные драконьи мордочки. Те, кто не слышал легенду о вавельском чудище, могут принять их за талисман года Дракона, однако краковяне, улыбаясь, говорят, что в таком случае год Дракона у них не заканчивается никогда.

Вавельский дракон в Кракове | Посетить Польшу

В Кракове у подножия Вавельского холма стоит дракон дышащий время от времени огнем. Иногда он издает зловещие звуки. Но люди его не бояться, ведь это скульптурная композиция, которую поставили в память о давнем обитателе здешней пещеры.
Легенды славян содержат немало упоминаний об огромных ящерах. А легенда о Вавельском драконе, наверное, самая известная польская легенда.
Есть несколько вариаций легенды, и это неудивительно, потому как дело происходило давным давно. А старые истории передаются различными путями и постепенно изменяются. Расскажем самую распространенную версию.

Появление дракона

Как гласит легенда, все происходило во времена правления основателя города Краков – при короле Краке. Польская традиция описывает его как хорошего мудрого правителя, который заботился о своем народе, и переживал за развитие города. Но спокойные времена длились недолго, ужас и страх поселился среди подданных Крака. Сначала появилось много жалоб о пропаже скота: то затеряется корова, овца или баран. Люди стали бояться выпускать свой скот на плодородные луга реки Вислы.
Неизвестность пугала. Чтобы разузнать в чем дело, король Крак приказал охране сторожить луга и схватить похитителя скота. Стражники спрятались в лесах вокруг города и стали ждать. Несколько дней ничего не происходило, и решили, что опасность миновала. Но однажды утром, когда солнце не поднялось, охранники заметили движение между деревьями. Приблизившись, стража пожалели, что оказались на этом месте. Они увидели большие лапы, тело, покрытое чешуёй. Изо рта чудища вырывались снопы огня. Это был дракон.
Немногие рыцари смогли добраться до короля живыми. Королевские советники долго не могли придумать что же делать с таким нежелательным соседом. Для того чтобы не сердить дракона было принято решение подкармливать его, жертвуя небольшим количеством скота. Это было не слишком удачное решение. Потому что спустя несколько лет дракон так вырос, что ему стало не хватать этих подношений. И он начал нападать на людей.
Стало ясно, что Крак либо одолеет дракона, либо потеряет всех своих подданных. Стали искать смельчаков для борьбы с огромным ящером. Была объявлена большая награда для победителя. Король даже согласился выдать свою дочь за того, кто согласится сражаться. В Краков начали стягиваться рыцари и искатели приключений, но так никто и не вызвался на поединок. Все знали, что прямое столкновение с ним приведет к мгновенной смерти. Ведь Вавельский дракон был огромен и обладал огнедышащей пастью!

Как сапожник дракона одолел

Король уже потерял надежду на то, что все закончится хорошо. Но одному краковскому сапожнику по имени Скуба пришла в голову гениальная идея. Он придумал смастерить чучело в виде овцы и наполнить её полностью серой.
Овца и правда получилась как настоящая. Ранним утром, когда дракон еще спал, Скуба пробрался ко входу пещеры и оставил чучело на видном месте. И только он отошел на безопасное место, как из пещеры показался голодный и злой дракон.
Долго не думая, он проглотил наживку целиком. Легенда описывает, что поднялся такой вой, что с ближайших деревьев опали все листья. Сера, которой была наполнено чучело, начала мучить дракона нестерпимой болью. Чтобы хоть как-то погасить ее, дракон кинулся к реке и начал очень долго пить воду. Он настолько долго пил, что Висла стала меньше раза в два! В конце концов, перепив речной воды, дракон лопнул как воздушный шар. Так простой сапожник победил дракона и получил признание горожан и королевскую дочь в жены.

Археологические находки недалеко от Кракова подтверждают, что в незапамятные времена здесь действительно обитали гигантские ящеры. Скелетов и костей было найдено в большом количестве. На кости динозавров можно посмотреть в музеях Польши.
В память о легенде жители города назвали улицу Драконьей и установили огнедышащую статую, которая полюбилась и туристам. Самое забавное, что заказать извержение пламени из пасти дракона можно по смс. Пещера, которая носит название Драконьей ямы открыта для посещения и пользуется большой популярностью. Когда будете в Кракове, обязательно после осмотра Королевского Замка и кафедрального Собора спускайтесь к пещере и посмотрите, где обитал легендарный дракон, наводивший жуткий страх и ужас.

ПОЛЬША. Легенда о Вавельском драконе. Совсем другая легенда

Но оказалось, что нет никаких обглоданных костей, жители деревни нашли труп младшего Крака с проломленным от удара топора черепом, и никаких следов от укусов дракона. Нашелся и свидетель убийства – молодой пастушек, который видел страшное преступление, но долго не решался никому рассказать, боясь кары и несправедливости. И вся правда вскоре вышла наружу. Вот только никого вернуть уже было нельзя, ни молодого юношу, ставшего жертвой зависти родного брата, ни дракона Смока, невольно вплетенного в эти интриги и погибшего еще более страшно…
Старый князь Крак остался со своим двором в поселении у реки и основал на холме свою столицу, ему хотелось хоть как-то возместить жителям потерю их любимого дракона Смока. Через много лет, оно станет известно по всему миру как Краков. Братоубийца был лишен прав на наследство и изгнан из страны. Ему было предписано не возвращаться в эти места под страхом смерти. А по смерти князя Крака на княжеский престол взошла его дочь – Ванда.
Что касается сапожника Скубы, то он, как и рассчитывал, смог основать свою собственную мастерскую. А из драгоценной драконьей шкуры он сделал несколько тысяч пар прекрасных сапог. Да вот только в поселении близ холма никто, ни один житель, ни купил себе ни одной пары. И Скуба был вынужден уехать. Он, конечно, разбогател, но уже далеко от этих мест, которые верно хранили память о добром драконе Смоке.

Персональный сайт — Легенда о Вавельском Смоке. Занимательное расследование

Легенда о Вавельском Смоке. Занимательное расследование

Работа с историческими материалами научила меня с большим уважением относиться к народным легендам и преданиям, ведь, в большинстве случаев, в их основу ложились реальные события, причём настолько значимые для народа, что информация о них передавалась потомкам. Учитывая, что написание летописей (а также их «корректировка») было простому люду недоступно, а почтение к предкам и знание собственной истории были вопросами чести и уважения к себе, информация передавалась устно. Поэтому старинные песни, предания, легенды и даже сказки остаются малоисследованным, но весьма многообещающим источником информации для историков.
Волею случая материалом, на основании которого написана эта статься, стала самая, пожалуй, популярная в Польше легенда о Смоке (Драконе) Вавельском.
Текст легенды и мои комментарии будут отличаться, чтобы у читателя была возможность пронаблюдать развитие событий и выработать собственную точку зрения по этому вопросу.

«Под Вавельским холмом, на котором стоял замок короля Крака, в пещере поселился ужасный дракон, который требовал еженедельную дань в виде коровы, а, если люди не удовлетворяли прихоти дракона, то похищал девушек. Короля Крака очень беспокоило то, что скота на подвластных ему территориях становится всё меньше, да и дочь у него подрастала, судьба которой его тоже заботила.»
Давайте начнём с того, что замок – это символ власти. Помните в средневековой истории – пока замок не взят, победы над врагом нет, современники пишут о «грабительском набеге». Итак, замок – символ власти и даже государственности. Конечно, не все замки смогли вырасти до столиц государств, но Кракову, о котором идёт речь в легенде, посчастливилось стать столицей Краковии и даже, благодаря браку Ягайло с Ядвигой, даже столицей королевства, из которого и выросла Польша.
Но, вернёмся к дракону-смоку, который выбрал местом жительства пещеру не в близлежащих лесах, полях или берегах Вислы, а именно под королевским замком.
Если замок – символ государственности, то символ чего дракон? Или чей он символ?
Хорошо известный и достаточно распространённый.
Если в русском фольклоре дракон – это злобный Змей Горыныч о нескольких головах, в белорусском – Цмок — вполне лояльное существо, которое, однако, строго блюдёт справедливость, то в более древней культуре, о которой, увы, очень мало говорят, дракон – символ солнца и справедливости.

Вот он, красавец! С колоны Трояна.

А вот и «поклонники дракона» с той же колонны.
Перед вами сарматы. Люди, обладающие «взглядом дракона» и очень запутанной историей (с современной точки зрения).
Принято считать, что в Европе сарматы существовали только на юге, однако карта Птолемея утверждает, что территории расселения сарматов заходили далеко на север, выше современных истоков Днепра (по Птолемею истоком Борисфена — Днепра является современная Припять, по Идриси – Березина).

Таким образом логично предположить, что символ сарматов, «живущий» под символом государственности, обозначает её основу. Получаем, что в сарматском городе к власти пришёл некий князь Крак, плативший дань (а как ещё иначе можно объяснить коров, поставляемых дракону!?!) сарматам, согласно давней традиции. В те давние времена королём можно было стать только принадлежа к определённым семьям, к которым Крак не принадлежал, но князем (военным вождём) можно было быть избранным по результатам деятельности. Однако князь Крак был деятелен, к тому же амбициозен, он не захотел платить дань «сарматскому дракону» и отдавать дочь замуж за сарматского аристократа, и, вообще, похоже, не хотел быть ничьим вассалом.
«Крак объявил награду тому, кто победит злобного смока. Многие, прельстившись посулами Крака, пытались уничтожить дракона, но никто из смельчаков живым не вернулся. И рыцари польские только опускали глаза и прятались друг за друга, когда король Крак смотрел на них.
Совсем отчаялся король Крак. И тут объявился в королевском замке портняжка (или сапожник), который обещал королю Краку избавить его народ от напасти. Потешались над ним рыцари и придворные. Поверил портняжке только король Крак.»
Очевидно, что ещё в 7 веке (которым датируют легенду), сарматы представляли реальную силу, против которой выступить могли только очень отчаянные одиночки, и даже сам князь Крак боялся собрать армию и открыто выступить против них.
Интересен персонаж «спасителя» Крака – портняжка. Легко прояснить ситуацию, если вспомнить, героем чьих народных сказок является портняжка. Братья Гримм предоставили нам эту возможность. Итак, Краку предложили помощь западные соседи – германцы, с которыми граничило сарматское государство. И Крак эту помощь принял.
«Портняжка выпотрошил барана, набил его шкуру серой и подбросил к логову спящего дракона. Дракон, проснувшись, вышел из пещеры, и, не почувствовав подвоха, проглотил барана. Сера, которой была набита шкура, вызвала у дракона страшное жжение. Он побежал к Висле и начал пить воду. И пил до тех пор, пока не лопнул.»
Баран – священное животное сарматов, и не случайно в стены Мирского замка (под Новогрудком) замурована «голова барана» в качестве залога стабильности мира.

С помощью какого средневекового химического оружия была уничтожена власть сарматов из легенды понять невозможно, но, так ли это важно. Можно лишь предположить, что сражение произошло на берегах Вислы. Главное – князь Крак получил свободу от сарматов, к которой так стремился.
«Народ очень радовался гибели дракона. Крак наградил портняжку. (по другой версии – отдал ему дочь в жёны)»
Теперь призовём в помощь Википедию, которая приводит легенду о дочери Крака:
«Ванда — легендарная дочь князя Крака, основателя Кракова. После смерти отца она стала княжной поляков, но совершила самоубийство, чтобы избежать нежелательного брака.
Она отказалась выйти замуж за немецкого принца, который из-за этого вторгся в Польшу. Ванда совершила самоубийство, утопилась в Висле, чтобы принц не захватил её страну. Другая версия говорит о том, что немецкий принц победил поляков и хотел жениться на Ванде, чтобы закрепить свои завоевания. Есть также вариант, что Ванда утопилась в жертву языческим богам.»
Скорее всего, княжна Ванда, действительно, была обещана германскому принцу (легендарному портняжке) в жёны за освобождение от сарматов. Однако, Крак решил править самостоятельно, и даже после «напоминания» германцев о княжне, не выполнил обещание, возможно решив, что проще избавиться от дочери.
Однако, если мы вспомним историю, в частности то, что Краковия всё же стала королевством, хоть и в конце 14 века (после заключения брака Ягайло и вавельской княжны Ядвиги, с разрешения короля Александра, более известного как Витовт, была проведена коронация Ягайло и его супруги), выходит, что свою власть над Краковией сарматы удержали.
Если обратиться к официальной истории, то на 7 век приходится и расцвет Аварского каганата, и очень может быть, что «сарматами» на греческом называли тех же, кого и «аварами» на латыни. А позже из Азии тем же «аварским» путём прошли «татары», и тоже несли знамёна с драконами… Но это уже тема для совсем другого расследования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *