Легенда о строительстве киева

Содержание

Легенды и факты основания Киева.

Существует множество версий и легенд об основании Киева. Задолго до основания Киева, на его месте существовали поселения разных народов. Многие историки, читают, что в III тысячелетии до нашей эры существовало поселение, относящееся к Трипольский цивилизации, а в IV–V веках до нашей эры скифское крупное поселение.
Славянские поселения же появились в этих местах намного позже. Первыми, как считают историки, появились славянские племена полян. Именно поляне заложили здесь свой город в VI веке нашей эры. В «Повести временных лет» киевским летописцем Нестором описывается легенда, по которой город был основан тремя братьями и сестрой. Старший брат – князь Кий, глава рода, основал на одной из возвышенностей небольшое укрепление. В те времена строительство на возвышенности поселений было распространено повсеместно, так как существовала угроза со стороны кочевников степи. Гора или крутой холм позволяли повысить оборонительную способность укрепления. Хорив и Щек, его младшие братья так же воздвигли свои укрепления на возвышенностях – Щековица и Хоривица. А посреди их укреплений воздвигли город, названный в честь старшего из братьев – Киевом. Их сестру звали Лыбидь. О ее существовании говорит один факт – в честь их сестры названа река Лыбедь, являющаяся правым притоком Днепра. Но до конца не известно, соответствует ли это действительности. Ведь летописного подтверждения существованию Лыбиди нет.
Как и многие предания, легенда об основании Киева представляется как исторический факт, смешанный с выдумкой. Многие историки полагают, опираясь на различные летописные источники, что Кий, Щек и Хорив не были братьями в прямом смысле этого слова, а были вождями разных славянских племен, вошедших в полянский союз. Изначально в состав этого союза входили две племенные группы местной – антов, и пришедшей с запада – словен-дулебов. Первые укрепления же обуславливались угрозой с севера – вторжением волынцев. Позже северные племена волынцев осели здесь, заключив союз тройной союз. И благодаря этому союзы был воздвигнут град Киев, в котором вплоть до IX века сохранилось соправление трех племен.
Некоторые полагают, что Кий был не князем полян, а переправщиком (паромщиком) через реку Днепр. Этому есть логическое объяснение. Так как в то время зачастую использовалась аллегория при описании исторических личности, то вполне правдоподобно было бы полагать, что Кий был вождем именно северных племен волынцев, вторгавшихся на территорию полян. А ведь для того, чтобы попасть в поселение антов, ему с дружиной нужно было переправиться через Днепр – тут и появляется версия о Кие, как о паромщике. Как полагают историки, племена антов возглавлял Щек, а пришедших с запада словен-дулебов – Хорив.
Существует несколько источников, подтверждающих легенду о братьях-князьях, основавших город. В армянских летописях есть подтверждение легенде о трех братьях. В «Истории Тарона» говорится о братьях Куаре, Мелтее и Хореване, которые основывают три града в Палуни. Так же есть упоминания о Киеве и его основателях и византийских источниках.
Археологические раскопки подтверждают дату возникновение славянского города Киева в VI веке. Изначально поселение находилось на Старокиевской горе. Но удачное расположение города на важном торговом пути «из варяг в греки» позволило ему разрослись к IX веку до размеров крупного города раннего средневековья. По разным оценкам население Киева насчитывало от 30 до 50 тысяч человек.
До XI века упоминания о Киеве очень бедны. Но после похода киевского князя Аскольда на Константинополь в 860 году, Киевское княжество становится известным. А с приходом к власти в 882 году Олега город получает статус столицы, становясь «матерью городов русских». Именно Олег завоевывает прилегающие к Киеву территории, покоряет разрозненные племена славян и объединяет их в Киевскую Русь. После его смерти власть переходит к Игорю Рюриковичу. А затем к его жене Ольге. Приняв христианство, она пытается крестить Русь, но ей это не удается.
С приходом на княжение Владимира Великого для Киевской Руси наступает «золотой век». Кроме экономического и демографического роста, происходит объединение всей Руси под одной верой. Князю Владимиру удается крестить Русь в 998 году. В Киеве строится первая православная церковь – Десятинная. Город заметно разрастается. Появляются каменные оборонительные стены, воздвигаются Кловский и Киево-Печерский монастыри, Золотые Ворота и Софиевский собор.
Основание Киева позволило объединить многие разрозненные славянские племена. Это стало одним из ключевых этапов развития Руси. К тому же возникновение Киева привело Русь к единой православной вере, что заметно укрепило власть князей и внесло неоценимый вклад в культуру и архитектуру русских земель.

История Киева: легенда основания


История основания Киева описана в древней легенде.
Фото: Yuri Hnilazub/photos.com

История Киева уходит своими корнями в глубокую древность. Со школьной скамьи нам известна красивая легенда о возникновении Киева, которую увековечил в своей «Повести временных лет» Нестор Летописец. Согласно ей, в 482 г. три брата Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь основали на живописных берегах Днепра город, ставший центром племени полян. Назвали город в честь старшего брата ? Киевом.

История Киева и всей Руси воссоздана в парке около села Копачив.
Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com

История Киева: в парке проводятся различные исторические фестивали.
Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com

Археологи утверждают, что история Киева началась за несколько тысяч лет до нашей эры. Но так как поселения племён, находившиеся на территории современного Киева, со временем пришли в упадок, то началом истории Киева принято считать конец V в. нашей эры, когда население стало проживать здесь постоянно. Археологические раскопки останков древнего городища на Старокиевской горе подтверждают этот факт.
С VI в. Киев постепенно обретает черты феодального города. Благодаря выгодному географическому положению, Киев привлекал князей, купцов, ремесленников, превративших его в крупный торговый и ремесленный центр Восточной Европы. Во времена правления новгородского князя Олега Киев стал княжеской столицей могущественного древнеславянского государства ? Киевской Руси.

Софийский собор ? древний памятник истории Киева.
Фото: Elya/ru.wikipedia.org

Золотые ворота ? ещё один памятник истории Киева времён Ярослава Мудрого.
Фото: Takearest.ru

Важнейшим событием в истории Киева стало принятие Русью христианства. В это время был построен первый каменный христианский храм ? Десятинная церковь. В XI в. по приказу князя Ярослава Мудрого были возведены Софийский собор, Золотые ворота, основан древнейший славянский монастырь ? Печерская лавра, открыта первая в Киевской Руси библиотека.
После смерти князя Владимира Мономаха в XII в. начался процесс дробления государства на множество княжеств. В 1240 г., воспользовавшись временным политическим ослаблением, внук Чингисхана ? Батый, собрав бесчисленные полчища монголо-татар, взял город приступом. Наступил кризисный момент в истории Киева. Почти сто лет монголо-татары бесчинствовали на украинских землях.
Новый период в истории Киева начинается в XV в., когда город вошёл в состав Великого Княжества Литовского. После объединения Литвы и Польши в одно государство наступил упадок славного города из-за притеснений его католической Польшей. Это привело к освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой под предводительством Б. Хмельницкого. В результате Киев и вся Украина были переданы в подданство Российской империи.

Военную историю Киева вам поведают в музее Великой Отечественной войны.
Фото: Dgri/en.wikipedia.org

После революции 1917 г. в России власть в Киеве переходит из рук в руки. Судьба города окончательно была решена в июне 1934 г., когда Киев вернул себе статус столицы УССР.
Трагические страницы истории Киева ? время Второй Мировой войны. После 72 дней героической обороны города, Киев был захвачен фашистскими оккупантами.
После освобождения столицы 6 ноября 1943 г. город возрождался стремительными темпами. Но доносы, чистки, ссылки в ГУЛАГ и расстрелы в тюрьмах НКВД держали население в паническом страхе до самой смерти И. В. Сталина.

Киево-Печерская лавра играет огромную роль в истории Киева.
Фото: Takearest.ru

В настоящее время Киев ? одна из крупнейших европейских столиц. Современный город не утратил связи с древностью. Вспомните об этом, проходя мимо Софии Киевской, памятников княгине Ольге и Б. Хмельницкому, любуясь панорамой на золотые купола Киево-Печерской лавры или просто прогуливаясь по Андреевскому спуску. Гордиться Киевом ? это в первую очередь знать его многовековую историю.
Полезная ссылка.

Легенда об основании Киева

Вторым после Новгорода важнейшим городом на пути «из варяг в греки» стал Киев.
Легенда, приведённая в древнейшем общерусском летописном своде — «Повести временных лет», так говорит об основании Киева.
Жили в племени полян три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Имена же младших остались в названиях киевских гор Щёковицы и Хоривицы, а имя сестры — в названии реки Лыбедь. От Кия и его братьев пошли первые князья полян.
После смерти братьев пришли в Киев хазары и потребовали платить им дань. Поляне вынесли хазарам с каждого двора по мечу. Вернувшись домой, показали хазарские послы своему владыке дань полян, и сказали тогда мудрецы хазарские: «Недоброе сулит нам эта дань. Мы воюем саблями, острыми лишь с одной стороны, а эти мечи с двух сторон остры. Как бы не случилось так, что не мы с них дань брать будем, а они с нас, да и с других народов». Жили в племени полян три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Имена же младших остались в названиях киевских гор Щёковицы и Хоривицы, а имя сестры — в названии реки Лыбедь. От Кия и его братьев пошли первые князья полян.
17.03.2019
Краткая история России

легенда об основании Киева — Школьные Знания.com

Широкое распространение получила легенда, согласно которой город-государство Киев был основан тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедь. Город был назван по имени старшего из братьев — Кия — легендарного князя восточных славян.
Легенда впервые приводится в «Повести временных лет», но историки считают, что она является мифом и использовалась летописцами для объяснения названия киевских местностей. Летописцы также считали Кия и его братьев родоначальниками полянского племени славян.
Многие исследователи сходятся во мнении, что легенда была написана в летописи специально для братьев Аскольда и Дира, для того чтобы объяснить им историю города, в котором они хотели править. Точно время правления Кия в легенде не указано, поэтому очень сложно определить точный возраст города Киева.
Согласно легенде, славяне были единым народом еще в первом веке нашей эры (при апостолах Христа) и жили в то время на берегах Дуная. Позже, под давлением ромеев (римлян), они были вынуждены переселиться, и осели на берегах Борисфена (Днепра). Это было племя полян, получившее название от того, что сидели «в поле» и занимались земледелием м животноводством. И действительно, сведения о переселении славянских племен с берегов Дуная на север нашли свое подтверждение — до 106 года нашей эры римский император Траян завоевал придунайские земли. Окончательно славяне осели на месте нынешнего Киева после опустошительного вторжения племен гуннов в 376 году нашей эры.
Далее легенда повествует о том, что после смерти братьев Киев начинает притесняться окрестными племенами (в особенности древлянами) и вынужден платить непомерную дань хазарам. К концу седьмого века нашей эры поляне и другие славянские племена действительно попадают под власть Хазарского каганата, которому платили дань почти два столетия.
Но еще до власти Хазарского каганата славянские племена входили в состав империи гуннов под предводительством Атиллы в период с 376 по 453 годы нашей эры. Именно после начала распада империи в 453 году, по мнению историков, мог появиться легендарный Кий, основатель Киева и первый князь славян. Некоторые летописи говорят о том, что в шестом-седьмом веке нашей эры у славянских племен в управлении была своеобразная «демократия», поэтому один человек не мог править единолично, но это пока еще не подтвержденная информация.
В «Повести временных лет» начало (происхождение) Русской земли связывается с появлением варягов (викингов) и первым военным походом на Византию (Константинополь) в 860 году. Однако летописец затрагивает и вопрос начала государственности — «кто в Киеве начал княжить». Также летопись четко говорит о том, что к моменту ее написания «киевляны» уже прекратили платить дань хазарам и стали повелевать другими народами и племенами. Согласно летописи, история Русской земли — это история племени полян, назвавшихся «русью» и сумевшими добиться превосходства над другими славянскими племенами.

Легенда о создании киева — Легенда об основании Киева — 22 ответа

В разделе Прочее о городах и странах на вопрос Легенда об основании Киева заданный автором Вровень лучший ответ это В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными для того, чтобы объяснить названия холмов Щековица и Хоревица и реки Лыбедь. Старшийже брат, Кий, вероятно, является личностью исторической. Академик Б. А. Рыбаков пишет: «Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева («город Кия», «Киев город») заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или постровшим его».Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях — Киевской, известной под названием «Повесть временныхлет», и Новгородской. Разница лишь в датировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский -к IX веку. Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописец указывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь на народную молву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр. Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: «На перевоз на Киев». Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, — не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (…) тот царь».В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем — византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б. А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, выдвинул убедительную гипотезу о времени, к которому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: «Это сказание (…) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века».Имя Кий, возможно, означает «кузнец». Исследователи славянской мифологии В. В. Иванов и В. Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов — земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.
Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей — и стал пожирать людей. Гибли люди, «как трава под ногами скота, как просо на солнце».Кузнец — «Божий коваль» — победил змея, запряг его в плуг — и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля — Змиевыми валами, существующими и поныне. Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие — мифологические — корни.
Источник: http : // legendarnogo . net / rus / osnovaniekieva . htm

Легенда об основании Киева — Полезная информация для всех

В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными для того, чтобы объяснить названия холмов Щековица и Хоревица и реки Лыбедь. Старшийже брат, Кий, вероятно, является личностью исторической. Академик Б. А. Рыбаков пишет: «Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева («город Кия», «Киев город») заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или постровшим его».Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях — Киевской, известной под названием «Повесть временныхлет», и Новгородской. Разница лишь в датировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский -к IX веку. Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописец указывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь на народную молву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр. Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: «На перевоз на Киев». Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, — не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (…) тот царь».В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем — византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б. А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, выдвинул убедительную гипотезу о времени, к которому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: «Это сказание (…) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века».Имя Кий, возможно, означает «кузнец». Исследователи славянской мифологии В. В. Иванов и В. Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов — земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.
Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей — и стал пожирать людей. Гибли люди, «как трава под ногами скота, как просо на солнце».Кузнец — «Божий коваль» — победил змея, запряг его в плуг — и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля — Змиевыми валами, существующими и поныне. Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие — мифологические — корни.
Согласно легенде (в Повести временных лет) , Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом основатель Киева: каждый основал поселение на одном из трх киевских холмов; Н. Я. Марр предполагал, что та же легенда известна также в древне-армянской передаче, где Киев назван Куаром. Возможно, имя Кий происходит от *kuj-, обозначения божественного кузнеца, соратника громовержца в его поединке со змеем.
Украинское предание связывает происхождение Днепра с божьим ковалм: кузнец победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) . Ср. др. предания об основании городов и культурных традиций братьями генеалогическими героями (ср. Видевут и Брутен, Рюрик, Синеус и Трувор и др.).
Как на Руси у женщины могло быть мужское имя Лыбедь, а мужчине служило именем название подручного предмета кия, то есть посоха?

Кто и когда построил город Киев?: sergeytsvetkov


Строительство Киева. Летописная миниатюра
Легенда о Кие
Известное предание, которым «Повесть временных лет» предваряет историю о начале Русской земли, гласит, что у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата — Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, которая получила название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем младшие братья возвели град во имя брата своего старейшего и нарекли имя ему Киев.
Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.
Легенда эта многократно исследовалась с самых разных позиций. Прежде всего историков интересовали имена братьев-основателей. Славянское происхождение имени старшего из братьев, Кия, устанавливается с достаточной степенью очевидности. Одно из значений древнерусского слова «кий» (в архетипе звучало как «кув») — палица, молот1 — указывает на его связь с кузнечным ремеслом, секретами которого, в понятии людей архаичных обществ, владели боги, герои и кудесники. Не случайно впоследствии на Украине бытовала легенда о кузнеце-змееборце, который победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) [Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 222].
1 Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. – С. Ц.) Карла Мартелла – Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).
В отношении Щека В. К. Былинин предложил тюркскую этимологию: «Имя Щек, Щека, возможно, — славянизированное произношение тюркской лексемы “cheka”, “chekan” (боевой топор, секира)…» [Былинин В. К. К вопросу о генезисе и историческом контексте летописного «Сказания об основании Киева» // Герменевтика древнерусской литературы X – XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 18]. Действительно, известен болгарский вельможа Чок, живший в начале IX века. В венгерских хрониках также встречается имя Шок (Saac). Но еще более вероятно происхождение «горы» Щековица от славянского слова щеки в значении «крутые, гористые берега реки».
Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М. 1999. С. 70]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.
Таково «этимологическое» прочтение легенды об основании Киева.
Однако вряд ли можно говорить о подлинной историчности этих персонажей, особенно братьев и сестры Кия, которые не играют никакой самостоятельной роли и умирают скопом сразу после смерти старшего брата. Вероятнее всего, мы имеем дело с типичным случаем «народной этимологии» — стремлением объяснить происхождение Киева, местных урочищ (Щековицы, Хоривицы) и реки Лыбеди путем создания соответствующих мифологических героев.
На легендарные корни истории о Кие указывает и «История Тарона» (Тарон — историческая область Великой Армении, на территории современного турецкого вилайета Муш) — произведение VII или VIII в., приписываемое двум авторам: сирийскому епископу Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну, настоятелю монастыря Сурб-Карапет. Здесь также содержится предание о трех братьях, причем имена двух из них покажутся нам удивительно знакомыми.
Итак, полулегендарный царь Валаршак (из парфянского рода Аршакидов, наместник провинции Армения, живший на рубеже III—II вв. до н.э) приютил в своих владениях двух братьев — Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных врагами из своей страны. Но спустя пятнадцать лет Валаршак сам казнил их за какую-то провинность. Убитым братьям наследовали их сыновья — Куар, Мелтей (Мелдес) и Хореан. «Куар, — говорится на страницах «ИсторииТарона», — построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей; а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение…»
Замечательно, что летописное сказание не только сохраняет в узнаваемом виде имена двух братьев из армянской легенды, но, наряду с этим, точно воспроизводит этапы строительной деятельности армянской троицы (Кий, Щек и Хорив также вначале «сидят» каждый в своем «граде», а потом строят общий — в честь старшего брата, Кия) и даже копирует природные условия, среди которых возникает четвертый, главный город, и хозяйственные занятия его обитателей — «лес и бор велик» вокруг Киева, где Кий, Щек и Хорив «бяху ловяща зверь».
Вопрос о том, почему киевский и армянский летописцы, разделенные между собой тысячами верст и несколькими столетиями, рассказывали почти слово в слово одну и ту же историю, не имеет четкого ответа. Разумеется, не приходится говорить о заимствовании древнерусского предания армянскими летописцами. Изложенная в «Истории Тарона» легенда вполне самобытна, поскольку имеет неоспоримые местные корни. Уже в пантеоне Ванского царства(другое название — государство Урарту, IX–VI вв. до н. э.) известно божество Куэра/Куар, связанное, по-видимому, с культом грозы и плодородия [Арутюнова-Федонян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14). С. 16, 17, 20 – 22; Еремян С.Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 151 – 160]. Ономастика Переднего Востока сохранила и созвучные имена: Мелде (ныне село Мехди в Западной Армении), Харив (Герат), Хореан/Хоарена (в Мидии), города Мелитта и Кавар, библейский город Харран и народ хорреев, теофорное имя Малкату (дочь ассирийского бога Бел-Харрана), наконец, армянский княжеский род Палуни и одноименная историческая область в Великой Армении.
Однако таким же маловероятным выглядит и обратное предположение — о переносе легенды из Армении в древнюю Русь, в пользу чего нет решительно никаких исторических свидетельств. И главное, топоним «Киев» и производные от него названия относятся не к одному древнерусскому, а к общеславянскому ономастикону. Ведь помимо Киева на Днепре в Х – XIII вв. в землях южных, западных и восточных славян возникло более семи десятков Киевов, Киевцов, Киевичей, Киевищ и т.д. [Ковачев Н. П. Средновековното селище Киево, антропонимы Кий и отражението му в бъларската и славянската топонимия // Известия на Института за български език. Кн. XVI. София, 1968].
Стало быть, необходимо либо признать принадлежность предания о Куаре/Кие к общеиндоевропейскому мифологическому фонду, либо искать культурных посредников, которые могли содействовать распространению предания в Армении и среди славян. На эту роль подходят, например, венеты. Страбон упоминает не только о западном направлении миграции венетов из Пафлагонии в Европу, но также пишет о движении части венетских племен на восток. Его взгляд прослеживает их путь вплоть до Каппадокии, за которой в XIII – VII вв. до н. э. начиналась область, занятая урартскими племенами. В связи с этим обращают на себя внимание отцы Куара, Мелтея и Хореана из армянской легенды — князья-инды, которые напоминают о купцах-индах, плавающих, согласно римским писателям, на европейском севере по «Индийскому океану» («Венедскому морю»). Возможно, в обоих случаях речь идет о виндах, венетах.
Если интересующее нас предание входило в состав венетского эпоса, то славяне могли познакомиться с ним в период венетского господства в Польском Поморье (кстати, не исключено, что связь города Куара/Кия с землей Палуни/полян относится к архетипу легенды — еще одна причина появления летописных «полян» на киевских «горах», среди «бора и леса»). Став частью славянских преданий, легенда о трех братьях в дальнейшем подверглась переосмыслению применительно к истории древней Руси: замена Мелтея на Щека удостоверяет эту ее позднейшую «историзацию». Впрочем, все это на правах гипотезы.
Интересна и связь древнерусского Кия с Дунаем (походы на Царьград, основание Киевца Дунайского). Византийскийпамятник VII в. «Чудеса Димитрия Солунского» знает князя Кувера, князя славянской области Срем (Сирмий) в Хорватии, куда он был вынужден переселиться из Северного Прикарпатья. Будучи подданным аварского кагана, Кувер восстал против аваров, нанес им несколько поражений и попытался основать княжество на византийских Балканах в районе Фессалоник (Солуни), но потерпел неудачу.
Таким образом, похоже, что создатели древнерусского сказания о Кие использовали фрагменты эпоса дунайских славян о князе Кувере — возможном кандидате на роль основателя упомянутого в летописи Киевца Дунайского. Впрочем, попытки локализации этого топонима не имели успеха. Надо заметить, что средневековый Дунай и его притоки пестрели «Киевами», только на участке между городами Велико-Тырново и Русе их было несколько.
Возникновение Киева по археологическим данным
Археология древнего Киева также проливает весьма слабый свет на его возникновение в связи с тем, что историческая интерпретация большинства находок вызывает неутихающие споры.

Историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов, непосредственная преемственность между которыми, однако, не прослеживается. Это свидетельствует о том, что значительную часть своей ранней истории город существовал как дославянское поселение, принадлежавшее неизвестной этнической группе (или группам).
Древнейшие находки на территории Киева датируются римским временем (зарубинецкая культура). Но едва ли с них можно начинать отсчет истории города. В исторической части Киева они практически отсутствуют; кроме того, среди них нет доказательств наличия городских форм жизни. По всей видимости, в районе будущего города существовало неукрепленное селище, жители которого во II – III вв. занимались перевозом через Днепр и торговлей с римской Тавридой. С началом Великого переселения народов жизнь на поселении постепенно заглохла.
Следующий этап в становлении Киева был связан с поселением на Замковой горе — неприступном утесе, вознесшимся на 70 метров над уровнем Днепра. В VI— VIII вв. это место заселили немногочисленные славянские роды, происходившие из разных областей славянского ареала, что подтверждается массовыми находками славянской керамики. Впрочем, первая попытка славян закрепиться на Замковой горе не имела успеха. Древнейшие обитатели здешнего поселения не посчитали нужным возвести укрепления и в конце концов оставили его —раскопки выявили стерильный слой глины, отделяющий поселение VI—VIII вв. от культурных напластований более поздней эпохи.
Однако уже в IX в. северо-западную часть Замковой горы вновь обживают славянские поселенцы, сочетавшие занятия земледелием, охотой и рыболовством с ремесленной деятельностью.
С этого времени начинается и активное заселение окружающих возвышенностей. На соседней Старокиевской горе, расположенной южнее Замковой, появляется еще одно поселение площадью примерно 2 гектара. Надежно защищенное с трех сторон крутыми склонами, оно ограждается с юга искусственным оборонительным сооружением — валом и рвом четырехметровой глубины. Здесь же обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, обычно интерпретируемого как языческое капище.
Примерно тогда же возникает городище на Лысой горе, обнесенное рвом и земляным валом. Не исключается появление ряда мелких усадеб и отдельных дворов на горах Детинка и Щекавица.
От Константина Багрянородного известно, что даже в середине Х в. одно из этих укрепленных городищ все еще имело отдельное название —Самватос, вероятно, образованное от славянского личного имени (под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»; Прокопий Кесарийскийупоминает славянского (антского) вождя Хильбудия, благодаря чему можно предположить, что имя Самватас также относилось к славянскому именослову).
Таким образом, археологические исследования говорят о том, что догородской этап в развитии Киева продолжался по крайней мере до последней четверти IX в. Но даже для этого времени имеющиеся материалы все еще дают картину небольших, топографически обособленных поселений, чьи характер и функции остаются неясны.
—————————————————————————-
Поддержать автора можно через посильный взнос
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
или
Яндекс-Деньги
41001947922532
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!

Легенды об основании Киева – WE LOVE UA

Ежегодно Киев отмечает годовщину со дня основания. Этот праздник выпадает на последнюю субботу мая. Официальный год основания столицы – 482 г, т.е. в 2016 году ей исполнилось 1534 года. Но так ли это на самом деле? Что мы знаем об истории основания Киева?

Когда и как это произошло и что думают наши уважаемые историки?

Археология и летопись

По свидетельству различных исторических источников мы получаем достаточно противоречивые сведения. Так, полагаясь на археологические находки, можно утверждать, что первые поселения на территории современного Киева осуществлялись примерно 15-20 тысяч лет назад. Это были небольшие поселения в районе Замковой горы, Подола, Оболони. Но это не значит, что Киев настолько стар, поскольку фактически эти малые поселения невозможно назвать настоящим городом.
Здесь на помощь археологам приходят народные сказания и летописи. Одна из самых известных на сегодня – об учреждении Киев-града провозглашает его учредителями братьями Кия, Щека, Хорива и сестрой их Лыбидью (на базе письменного источника «Повести временных лет», в которой к сожалению, не указаны ни точные даты правления князя Кия, ни год основания Киева). В честь старшего и был назван город, а именами других назвали горы и реку, протекавшую поблизости. Эта легенда нашла свое отражение и в иностранных источниках.

Известный в прошлом историк Николай Марр, утверждал, что в древнеармянских источниках была найдена легенда об основании города на территории правобережья, вблизи Днепра, которое носило название Куар. Поэтому рассказ об основании Киева считают одной из древнейших легенд Понтийского периода. Но как отмечает ученый, этот перевод был распространен в Армении еще в 4-5 вв., А первое письменное рассказ увидел свет в 7 в.
Так согласно армянской легенде основателей звали Куар, Мелтей и Хореан. Здесь можно проследить определенные сходства и отмены от нашей версии. Здесь Марр усматривает тесную связь с символикой и рассказами скифов (примерно 2500 лет назад). В соответствии с этим проведена параллель: три брата – три племени, где старший Кий – это скиф, который был основателем не только Киева, а еще с десятка поселений. Мелтей и Хореан – поляне, которые заложили камень своих городов на поле. После чего братья установили на горе два идола. И на этом моменте многие историки задумываются – Армения приняла христианство еще в 4 в., значит эта легенда гораздо древнее!

Две легенды имеют различия. Но полностью совпадают описания природы и местности.
Как отмечал в своих рукописях Византийский император Константин, ранее у Киева было другое название – Самватас. Историки выдвинули две версии по этому поводу. Первая теория заключается в том, что город существовал еще до прихода Кия и его людей на эти земли. Вторая говорит о возможности того, что таким названием столицу полянских земель одарили иностранцы.
В 1980-х годах были проведены раскопки, на базе которых в 1982 году Киев стал 1500-летним городом. Но не все археологи и историки соглашаются с этим. Они считают, что окончательное слияние различных хуторов и поселений произошло гораздо позже – в 8-10 вв.
Так что нельзя утверждать однозначно, сколько на самом деле лет Киеву. Поскольку историки весьма скептически относятся к «Повести временных лет» как действительно истинного источника о событиях прошлого, большинство из них приходит к выводу: один из старейших городов Украины может быть еще более древним.

История украины: Легенда об основании Киева

Широкое распространение получила легенда, согласно которой город-государство Киев был основан тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедь. Город был назван по имени старшего из братьев — Кия — легендарного князя восточных славян.
Легенда впервые приводится в «Повести временных лет», но историки считают, что она является мифом и использовалась летописцами для объяснения названия киевских местностей. Летописцы также считали Кия и его братьев родоначальниками полянского племени славян.
Многие исследователи сходятся во мнении, что легенда была написана в летописи специально для братьев Аскольда и Дира, для того чтобы объяснить им историю города, в котором они хотели править. Точно время правления Кия в легенде не указано, поэтому очень сложно определить точный возраст города Киева.
Согласно легенде, славяне были единым народом еще в первом веке нашей эры (при апостолах Христа) и жили в то время на берегах Дуная. Позже, под давлением ромеев (римлян), они были вынуждены переселиться, и осели на берегах Борисфена (Днепра). Это было племя полян, получившее название от того, что сидели «в поле» и занимались земледелием м животноводством. И действительно, сведения о переселении славянских племен с берегов Дуная на север нашли свое подтверждение — до 106 года нашей эры римский император Траян завоевал придунайские земли. Окончательно славяне осели на месте нынешнего Киева после опустошительного вторжения племен гуннов в 376 году нашей эры.
Далее легенда повествует о том, что после смерти братьев Киев начинает притесняться окрестными племенами (в особенности древлянами) и вынужден платить непомерную дань хазарам. К концу седьмого века нашей эры поляне и другие славянские племена действительно попадают под власть Хазарского каганата, которому платили дань почти два столетия.
Но еще до власти Хазарского каганата славянские племена входили в состав империи гуннов под предводительством Атиллы в период с 376 по 453 годы нашей эры. Именно после начала распада империи в 453 году, по мнению историков, мог появиться легендарный Кий, основатель Киева и первый князь славян. Некоторые летописи говорят о том, что в шестом-седьмом веке нашей эры у славянских племен в управлении была своеобразная «демократия», поэтому один человек не мог править единолично, но это пока еще не подтвержденная информация.
В «Повести временных лет» начало (происхождение) Русской земли связывается с появлением варягов (викингов) и первым военным походом на Византию (Константинополь) в 860 году. Однако летописец затрагивает и вопрос начала государственности — «кто в Киеве начал княжить». Также летопись четко говорит о том, что к моменту ее написания «киевляны» уже прекратили платить дань хазарам и стали повелевать другими народами и племенами. Согласно летописи, история Русской земли — это история племени полян, назвавшихся «русью» и сумевшими добиться превосходства над другими славянскими племенами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *