Легенда о телецком озере

Легенды о Телецком озере — 3 варианта

1-я легенда о происхождении Телецкого озера
В стародавние времена на том месте, где сейчас плещет волнами Телецкое озеро, пролегала в окружении высоких обрывистых гор долина, глубокая и узкая. А на склонах гор, по обеим сторонам долины жили два могучих богатыря, и каждый из них считал, что только он достоин права владеть этой долиной. Не раз они пытались отстоять друг у друга это право в жестоких поединках, но ни один из них не мог победить другого.
И не было никому здесь покоя из-за этих ссор. Разгневались на богатырей духи вод и гор, призвали их к себе и повелели: «Прекратите ссоры и драки. Чтобы решить ваш спор назначаем мы вам такое испытание — кто первый из вас произнесёт слово «женщина», тот и потеряет право на долину на веки вечные».
Разошлись богатыри по своим аилам и, чтобы запретное слово невзначай не произнести, вообще разговаривать перестали. Так и сидели по разным сторонам долины друг против друга и молчали.
Так проходили дни, недели, месяцы, годы.… Но, вот однажды утром, когда лучи солнца окрасили вершины гор, богатыри увидели, что внизу, в долине вдоль ручья идёт женщина красоты неописуемой. И не сдержались богатыри, её красотой потрясённые, оба одновременно воскликнули: «О, как прекрасна эта женщина».
Закрыли тут небо тучи чёрные, засверкали змеями молнии, и загрохотал оглушительными раскатами гром. А на долину опустился густой молочный туман и спрятал от глаз богатырей прекрасную женщину. Долго бушевала стихия, но, наконец, всё утихло, выглянуло солнце, рассеялся туман…, и ахнули тут богатыри — на месте долины перекатывало волны глубокое озеро! Долго стояли по берегам озера богатыри, вглядываясь в прозрачные воды в надежде увидеть ту, что так поразила их сердца, но, так и не предстала красавица пред их очами.
Но появляется иногда эта красавица перед молодыми охотниками и рыбаками, если на свой промысел они выходят в одиночку. И, горе им, если поддадутся они её чарам — увлечёт она их с собой в пучину глубокую. Но, если выдержат они её соблазны, то пошлёт она рыбаку улов богатый, а охотнику — добычу крупную и впредь будет оберегать их от внезапных порывов ветра и волны штормовой.

2-я легенда о Телецком озере

Давным-давно на месте Телецкого озера была расположена большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В Чулышман вливались все речки, что впадают теперь в озеро. Большая долина была очень плодородной. На богатых травами лугах паслись несметные отары овец, стада коров, табуны лошадей.
В те времена в тайге было много зверя, а в реках рыбы. И жили люди в то время безбедно и счастливо. Во главе племени, населявшем долину, стоял хан Теле. Был он славным воином, справедливым правителем, честным и благородным человеком. Хан Теле имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Благодаря этому мечу, Хан Теле никогда не знал поражения.
Много раз злые захватчики пытались захватить долину, отнять богатство у народа Хана Теле, но каждый раз они бывали разбиты и с позором изгнаны из благодатных земель.
В соседях у Хана Теле жил Хан Богдо. Давно он завидовал могуществу и богатству Теле, давно он лелеял тайную мысль завладеть волшебным мечом. Но знал коварный Хан Богдо, что не победить золотой меч силой, тогда решил он захватить его хитростью. Разузнал Богдо, что жена Теле, красавица Чульча, обожает драгоценности, и что Хан Челе очень любит свою жену и балует ее дорогими подарками, ни в чем ей не отказывая.
Стал сам присылать красавице Чульче прекрасные серьги, ожерелья и браслеты. И каждый раз восхвалял хитрый Богдо ум и благородство Хана Теле, красоту и доброту его жены. Преуспел в своем злобном замысле лицемерный Богдо вскоре доверчивый Хан Теле считал его лучшим другом,
И когда Богдо передал приглашение приехать в гости. Хан Теле, долго не раздумывая, собрался нанесши, своего друга. Жена ею Чульча отличалась не только красотой, была она еще и умна. Хотя она и принимала подарки Богдо, но смутные предчувствия нет-нет, да и закрадывались ей в душу.
Поэтому она. когда любимый супруг собрался в путь-дорогу, сняла чудесный меч и подала его мужу. «Что ты, жена. — воскликнул благородный Теле. Ведь я еду к своему лучшему другу в гости, а не в стан врагов. Меч мне не нужен.». И как ни уговаривала Чульча мужа, он остался непреклонен. Повесила она волшебный меч на место, а в сердце ее укрепилось опасение за судьбу мужа.
Хан Теле с богатым караваном тронулся в дальний путь. Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующею дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю, почестей, но, к его удивлению, принят был как пленник. По приказу коварною Хана Богдо, Хан Теле и его спутники были убиты.
В тот момент, когда голова доверчивою хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел в глубь недр, образовав огромную, зияющую пропасть между гор. Жена Хана Теле, Чульча, оказалась на скале у края этой пропасти.
Сердце подсказало ей, что лишилась она мужа, и горе овладело ею. Из ее прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились огромным, нескончаемым потоком слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли. Чульча превратилась в говорливый поток. Озеро же люди стали называть по имени хана — Телецким.

3-я легенда о Телецком озере

Давно это было, Прогневили люди богов и послали Великие мира сего для них испытание: настали неурожайные годы, опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень.
Люди бродили в поисках пиши, но мало что находили. Многие умирали от голода. Одному пастуху повезло: он нашел кусок золота размером с лошадиную голову. Радости его не было границ.
Пошел пастух по селам в надежде выменять что-нибудь съедобное на это золото, но люди жили так бедно, что не могли ничего предложить в обмен на такое богатство. Видя, что нет никакого проку от драгоценного слитка, пастух воскликнул: «Чем же ты отличаешься от обыкновенного булыжника? Что толку от такого богатства, которое не может утолить голод и не может избавить от смерти?!».
И тогда в досаде пастух поднялся на самую высокую гору над озером и бросил это никому не нужное богатство в пучину.
Но избавившись от своей досады, тут же пожалел о содеянном, стало жалко ему потерянного богатства не смотря на то, что оно не принесло ему счастья, и тогда пастух в отчаянии бросился сам в холодное, равнодушное к людским страстям озеро. С тех пор озеро называется золотым, и горы вокруг него получили название золотых — «Алтын».
Телецкое озеро
Отдых на Телецком озере. Гостевые дома и усадьбы

Алтайская легенда о Телецком озере — Алтай Туристский. Туристический портал


Кому не известно одно из красивейших горных мест Алтая озеро Телецкое?! Золотым озером любовно называют его алтайцы. А Телецким его наименовали в честь племени телесов, которое жило по его берегам.
В народе сохранилась поэтическая легенда происхождении озера. И сейчас можно услышать ее от стариков-сказителей.
В давние времена, — рассказывают они, — на месте озера была большая равнина, по которой протекала река Чулышман. Сколько около нее было тучных лугов! Здесь жил телесский народ, а во главе его стоял сказочно богатый хан Теле. Он имел огромные стада скота, много золота, серебра дорогих мехов и шелковой одежды. Но самым драгоценным был для него волшебный золотой меч. Хан Теле, идя на войну, опоясывался им и никогда не знал поражений.
Слава о богатствах Теле распространилась далеко за пределы Алтая. Друзья завидовали ему, а недруги мечтали о том, как бы овладеть его драгоценностями. И однажды чужеземный хан Богдо собрал войску и неожиданно напал на владения Теле. Он грабил людей и угонял их в плен. Тогда Теле опоясался своим волшебным золотым мечом, посадил на лошадей верную дружину и бросился навстречу врагам. Богдо не ожидал стремительного натиска.
Войско его дрогнуло и просилось бежать. Сам Богдо вынужден был сдаться на милость победителя. Обезоруженный, связанный по рукам и ногам, он был доставлен в алтайские шатры. Богдо умолял не убивать его, сохранить ему жизнь, освободить из плена, за что обещал богатый выкуп, а также свою вечную дружбу.
Жена хана Теле Чульча польстилась на подарки и уговорила мужа уважить просьбу Богдо. Через некоторое время приехали послы и положили к ногам хана Теле богатые подарки ему и его жене. Вручая подарки, послы передали заверения хана Богдо в вечной дружбе и приглашение приехать в гости.
Теле принял приглашение. Он стал собираться в дальний путь. Когда к отъезду было все готово хан зашел в шатер проститься с женой. Чульча сняла золотой волшебный меч со стенки шатре и хотела опоясать им своего супруга, как она делала это перед походами. Но муж отстранил ее и с упреком сказал:
— Я еду в стан своего друга, а не в стан врага. Меч мне не нужен. Жди меня через одну луну.
Теле со свитой и вьючными лошадьми, нагруженными подарками для Богдо, тронулся в далекий путь. Через несколько дней тяжелого пути их встретили вооруженные воины хана Богдо. К как же был удивлен Теле, когда он был окружён воинами и увидел, что вместо полагающихся ему почестей, к нему относятся как к плененному врагу.
Богдо, вероломно пленив Теле, обезглавил его и его спутников. И в тот момент, когда голова доверчивого Теле покатилась с его могучих плеч, в шатре любимой его жены красавицы Чульчи золотой волшебный меч сорвался со своего места и упал. Падая, он рассек долину и образовал огромную зияющую пропасть от горы Кеметек до горы Купоросной, и от горы Купоросной до гор Алтын-Туу и Тоолок.
Красавица Чульча оказалась со своим шатром на краю пропасти. Она уже поняла, что с ее мужем случилась непоправимая беда, и горько заплакала. Из её больших лучистых очей в два неудержимых ручья полились горячие слезы. Они лились так долго и обильно, что заполнили всю образовавшуюся от падений меча впадину. Эта впадина, наполненная слезами красавицы Чульчи, и есть Телецкое озеро.
А чтобы озеро никогда не высыхало, и люди не забыли о коварстве хана Богдо, сама Чульча обратилась в быстрый многоводный поток, несущий свои всегда прозрачные воды в реку Чулышман. Смешиваясь с Чулышманом, Чульча впадает в Алтын-Коль — Телецкое озеро.
М. Жарков, (Алтайская правда, 1957 г.)
Перевод в текстовой формат и редакция Е. Гаврилов. 17 февраля 2015 г. Ссылка на сайт обязательна!

Легенда о Телецком озере

Недолгой была битва. Отрубили голову хану Теле. И в это самое мгновение сорвался со стены знаменитый меч хана и рассёк в земле глубокую пропасть. Чальчу уже одна отправилась в свой опустевший дом, а вернувшись в него, села на краю пропасти, в которую упал меч, и горько-горько заплакала. Сколько дней и ночей оплакивала она своё горе никто не знает. Но со временем глубокая пропасть наполнилась слезами несчастной женщины, а сама она превратилась в быструю речку.
И с тех пор озеро это называют Телецким по имени доверчивого хана, а одна из быстрых речек, правый приток озера, получила имя его жены. И до сих пор, хотя прошло столько лет, хан Теле и его красавица – жена Чальчу остаются неразлучными.
Телецкое озеро – младший брат Байкала
Телецкое озеро или Алтын-Куль (Золотое озеро) – это самое большое озеро Алтая и второе по величине озеро России после Байкала.
Основные характеристики
Высота над уровнем моря: 436 м
Длина: 77,7 км
Ширина: 2,5 км
Площадь: 223 км?
Объём: 40 км?
Наибольшая глубина: 325 м
Средняя глубина: 175 м
Тип минерализации: пресное
Прозрачность: 15 м
Впадающая река: Чулышман и ещё 70 речушек.
Вытекающая река: Бия
Телецкое озеро уникально. Отвесные скалы и крутые склоны гор охраняют эту  жемчужину от посторонних глаз, галечные и песочные пляжи привлекают сюда  сотни туристов каждый год, а необычайно красивые и спокойно-задумчивые бухты  станут настоящим открытием для тех, кто мечтает увидеть истинную красоту  природы.
Но мне кажется, что рассказать о красоте этого места нереально. Скажите, как  можно рассказать музыку? Никак. Вот так же нельзя рассказать обо всём  очаровании, притягательности и о своей любви к этому волшебному месту.
Невозможно не рассказать и о том, какие на Телецком озере удивительные скалы и  горы, которые помнят ещё дым от костров древних алтайцев. Да и с чем можно сравнить воздух, в котором перемешан запах тайги, водная свежесть и аромат буйной растительности?  Так давайте же прислушаемся к словам мудрецов, которые говорили, что лучше один раз увидеть всё своими глазами, чем сотни и сотни раз слушать и перечитывать сухие строчки.

Легенда о Телецком озере — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

4 comments — :
( 4 comments — Leave a comment )

1
>

obojanka
2012-03-13 08:53 am (UTC)
Краски хороши, не хуже , чем на Гавайях. Только вот добраться туда, чтобы посмотреть на эти красочные горы, озера, наверное, не всякому туристу под силу.
Для медитации, для успокоения сердца картинок — море.
(Reply) (Thread)

russuv
2012-03-13 10:01 am (UTC)
был на Телецком в году 2006 кажись….
славное местечко.
пошли параходом на юг озера, попали в шторм.
недошли пары десятков км до цели, долго отсиживались в бухте.
почапали обратно, есть что вспомнить 😉
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)

shamanbg
2012-03-13 11:55 am (UTC)
Боже, насколько же прекрасны эти места!
(Reply) (Thread)
( 4 comments — Leave a comment )

1
>

МРАЧНЫЕ ТАЙНЫ ТЕЛЕЦКОГО ОЗЕРА | Журнал РЕПИН.инфо

Теле?цкое о?зеро (Золото?е о?зеро, Алтынко?ль) — одно из самых красивых и загадочных озер планеты. Оно расположено на высоте 436 м и занимает четвертое место в России (25-е в мире) среди самых глубоких озёр.
Про Телецкое озеро народы, обитающие на его берегах, сложили множество легенд. По одной из них, озеро возникло на месте широкой Чудо-долины. За право обладанием ею ссорились 3 богатыря, но в конце концов им надоело ругаться и они решились на договор, что будут на спор молчать.
«Кто первый нарушит обет молчания, тот и проиграет право на обладание этой долиной». Сто дней и ночей они молчали, но вдруг перед ними появилась прекрасная женщина, которая заворожила богатырей искрометным танцем и пением. И тут богатыри не выдержали и воскликнули: «О, уй-кижи», что в переводе с алтайского означает – о, женщина!
На их восклицания мгновенно загремел оглушительный гром, засверкала молния, женщина исчезла, а долина наполнилась густым туманом, словно ее накрыли густым одеялом. Когда же рассеялся туман, то на месте долины появилось озеро небесной чистоты, играя бликами в лучах солнца. Богатыри бросились в озеро, надеясь коснуться дивной женщины, хотя бы в воде. От их прыжка озеро будто взорвалось, и мощные волны ударили по горам, сорвали с них ледяные шапки, которые устремились вниз, раскатились по водной глади со странным эхом: «Теле-теле-теле».
Богатыри этот звук восприняли, как имя женщины. Как только они произнесли его, как тут же превратились в ветер, и вихрем взвились над озером. С тех пор озеро называется Телецкое, а богатыри все ищут дивную женщину. Днем они ищут ее по низам, а вечером по верхам. Народ подметил эту смену ветра и дал ему название – «верховка» и «низовка».
Но это – не более, как красивая легенда. Исторические же факты свидетельствуют, что название Телецкое (Телесское, Тележское) озеро получило около 400 лет назад от русских первопроходцев. Они дали название озеру по имени тюркского племени —  телесы, которое обитало на его берегах. Местные же народы испокон века звали его Алтын-Коль, Золотое озеро.
Также сказочно представление о том, что озеро появилось на месте прекрасной долины. На самом деле оно расположено в узкой расщелине между гор —  котловине ледниково-тектонического происхождения. Именно поэтому озеро имеет такую потрясающую глубину. При небольшой площади — 223 км? у озера очень большая средняя глубина (175 м, максимальная 325 м — напротив водопада Корбу).
Климат в долине Телецкого озера очень странный: в противоположных оконечностях климатические характеристики сильно отличаются друг от друга. В южной части Телецкого озера в среднем на 4—5 градусов теплее, зато в северной части выпадает в два раза больше осадков. Здесь встречается редкое и опасное явление — нагретые за день скалы ночью, охлаждаясь, «стреляют» камнями.

Алтайские легенды о Телецком озере

Давным-давно на месте Телецкого озера была большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В неё вливались все реки, что впадают теперь в озеро. Это большая плодородная долина изобиловала хорошими лугами. По лугам паслись несметные отары овец, стада коров, табуны лошадей. В тайге было много зверья, а в реках рыбы. Во главе племени, населяющего долину, стоял хан Теле. Хан имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Хан Теле, идя на войну, всегда опоясывался этим мечом и никогда не знал поражения.
Про богатство хана узнал его сосед – хан Богдо. Зная, что силой не завладеть золотым мечом, решил завладеть им хитростью. Жена Теле – красивая Чальчу – любила драгоценности, и Теле баловал её ими. Хан Богдо прислал Теле всевозможные подарки и приглашение приехать в гости. Посоветовавшись с Чальчу, Теле принял приглашение, не подозревая о коварстве Богдо. Он не стал одевать свой золотой меч, да и свите приказал ехать без оружия, как ни упрашивала его Чальчу: «Я еду к своему другу в гости, а не в стан врагов – меч мне не нужен!». Чальчу, затая тревогу и опасение в сердце, повесила волшебный меч на место.
Хан Теле с богатым караваном тронулся в далёкий путь. Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующего дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю, почестей, но, к удивлению, принят был как пленник. По приказу хана Богдо хан Теле и его спутники были убиты. В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек землю и ушёл вглубь, образовав огромную зияющую пропасть между гор. Жена хана Чальчу оказалась на скале у края пропасти. Она поняла, что лишилась мужа, и горе овладело ею. Из её прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились горячие слёзы. Они струились так долго и сильно, что пропасть переполнилась и разлилась озёрами.
А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли – Чальчу превратилась в говорливый поток. И озеро назвали по имени хана – Телеским (Телецким).
О Телецком озере
Когда-то на месте Телецкого озера была широкая чудо-долина, окруженная белоснежными горами. В этих горах и жили два богатыря. Долго их мир не брал. А причиной тому была чудо-долина. Каждому из них уж очень хотелось завладеть ею. Наконец, им надоело спорить, и они решились на договор, что будут молчать. Кто первый нарушит это молчание, тот и проиграл право на владение чудо-долиной.
Сто дней и сто ночей прошло, но богатыри упорно молчали. Никто не хотел проигрывать своего права на владение долиной. И вот однажды они, сидя на горе каждый, жестами пытались вызвать друг друга на разговор. Вдруг перед их глазами, откуда ни возьмись, появилась в долине той женщина. Богатыри смотрели на нее во все глаза и от изумления одновременно крикнули: «О, женщина!» На их восклицание загремел гром, засверкали молнии, а женщина исчезла также внезапно, как появилась. Потоки воды хлынули с неба и гор, спустился густой туман. А когда туман рассеялся, то на месте чудо-долины красовалось огромное озеро. Тут богатыри поняли, что проиграли оба. Они одновременно бросились с гор в воду озера, надеясь прикоснуться к дивной женщине хотя бы в воде. От их мощного, гигантской силы прыжка поднялись в озере огромные волны, они ручьями раскатились по берегу озера со звуком: «теле-теле». Это эхо услышали богатыри и восприняли его за имя женщины. Как только они его произнесли, то оба превратились в ветер. Один полетел по низу, над водой, другой рванулся вверх. Так до сих пор и дуют на Телецком озере ветры: то «низовка», то «верховка».
Об образовании Телецкого озера
На Алтае, в устье реки Иш, жил богатырь Сартыкпай. Коса до земли, брови, как густой кустарник, мускулы, как нарост на бересте. Хорошим охотником слыл Сартыкпай. Ни одна птица не пролетела мимо него, ни один зверь не пробегал мимо. Не пустовали армаки его. Всегда были набиты дичью. Но не был счастлив он, не был весел. День и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек: они рвались в клочья, дробились в ручьи. Надоело Сартыкпаю видеть слёзы алтайских рек, и задумал он дать дорогу алтайским рекам в северный океан. Пошел в горы, проткнул пальцем каменные завалы, и следом за его пальцем потекла река Челушман. В эту реку с веселой песней устремились попутные ручейки и реки. Но сквозь веселый звон услышал Сартыкпай плач со стороны Кош-Агача. Протянул Сартыкпай туда левую руку и провел по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними Сартыкпай. Повернув Башкаус, он слил его с Челумшаном и повел их вместе дальше. Но опять тоска взяла Сартыкпая: как помочь другим рекам? Три дня думал он, держа указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло озеро, которое назвали Телецким, по имени племени, жившем невдалеке.
Легенда об озере Алтын-кель
Давно это было. В неурожайный год, когда опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень, люди бродили в поисках пищи. Одному пастуху повезло: он нашел кусок золота с лошадиную голову. Радости его не было границ. Пошел пастух по селам в надежде выменять что-нибудь съестное, но люди жили так бедно, что не могли ничего предложить ему в обмен на такое богатство. Видя, что и золото бессильно ему помочь, пастух поднялся на самую высокую гору над озером, бросил это ненужное никому богатство в пучину и в отчаянии бросился сам. С тех пор озеро называется золотым, и гора получила название золотой – Алтын-туу.
Озеро Алтын-Кель
В давние времена, когда на алтайской земле было много золота, но оно было рассыпным, один из алтайцев нашел золотой слиток величиной с лошадиную голову, да и вид слегка был похож на голову лошади. Радостный был он, считал себя богачом и этим очень гордился. Но вот пришел на Алтай большой голод, алтайцу нечем стало кормить семью. Тогда он решил поменять слиток золота на пищу, чтобы накормить семью. Но куда бы он не приходил – отовсюду гнали его с золотом. Раздосадованный и голодный «богатый» бедняк бросил свой слиток в озеро и сам бросился в пучину волн. С тех пор на языке алтайцев озеро, в которое бедняк бросил золото, стало называться Алтын-Кель – «золотое озеро».
О названии озера Алтын-Кель
Жил в окрестностях огромного озера бедный охотник Ают. Год выдался трудный. Зимой было много снега. Весной — воды. Падал от бескормицы скот. Все звери в поисках пищи разбежались далеко по тайге. Даже зайца охотнику не удавалось подстрелить. С пустыми руками возвращался в бедную свою юрту Ают к голодным детям. Но не доходил до порога юрты Ают: увидит голодных детей – и снова бредет в тайгу.
Как-то ему повезло: убил он кабаргу. Обрадовался удаче, взвалил добычу на плечи и отправился к семье. Бредет, шатается от голода и усталости. Присесть, отдохнуть не решается – ждут его голодные дети. В одном месте запнулся о большой камень, упал. Отлежался, стал подниматься, потянул добычу. А из-под туши желтый камень ярким светом глаза ему ослепил.
— Что за камень? — удивился Ают. Поднял он его, показался ему тот камень тяжелым.
— Весит, словно огромный, — продолжал удивляться охотник.
— Да это же золото! — догадался он, наконец.
— На этот кусок куплю много еды для детей, — радовался своей находке Ают.
Он с благодарностью посмотрел на убитую кабаргу: «Раз она «указала» мне, где золото, то закопаю ее» – так подумал. Закопал он трофей и немедля отправился менять золото на мясо. Полдня проходил, кому только не предлагал золото – никто не берет. Даже ягненка никто Аюту не дал за то золото. Расстроился охотник. Вернулся на берег озера и бросил золото в воду. С тех пор и зовется то озеро Алтын-Кёль (золото).
Об Алтын-Кёль и Алтын-Туу
В давние времена алтайцы жили обособленно от других народностей и не имели с ними общения. Жили по своим законам. Правила алтайцами мудрая женщина по имени Кодрыс. По Алтаю ходили слухи, что где—то в предгорьях есть большая степь, которую будто бы заселяют другие народы и живут они сыто и богато.
Но однажды по Алтаю пронеслись грозовые тучи. Случился большой неурожай, продолжавшийся несколько лет. Наступил страшный голод. Правительница Алтая Кодрыс собрала совет из лучших людей, на котором стали решать — как быть? Много было споров и предложений, но все они были невыполнимы. Тогда Кодрыс предложила собрать все имеющееся у них золото и снарядить караван к степным людям для обмена его на хлеб. Караван Кодрыс решила вести сама. Она хотела сама убедиться в богатой жизни степей. Караван преодолел большую тайгу, крутые горы и горные реки. Наконец, вышли в широкие степи. Здесь люди занимались земледелием и скотоводством. Кодрыс поведала степным жителям о своей беде. Но, к удивлению, получила ответ об отсутствии хлеба, так как и в степи был неурожай, затянувшийся на несколько лет. Погоревали и поехали дальше на поиски зерна.
Много времени и сил потратил караван Кодрыс в поисках зерна, но всюду был неурожай. Тогда Кодрыс убедилась, что золото потеряло свою ценность. Потерявший силы, голодный караван повернул назад в горы, домой. А когда возвращались, то в горах увидели красивое озеро. Люди уговаривали ее не тратить последние силы, но она решительно направилась к озеру. Кодрыс поднялась на гору и была очарована видом красивого, спокойного озера, окруженного скалами и деревьями. Кодрыс взяла все золото у каравана, привязала на своего коня и направила коня с вершины в озеро. Успела только крикнуть: «Для чего теперь моим людям золото, если я не сумела купить на него для них и горсти зерна?». С тех пор гора называется Алтын-Туу, а озеро Алтын-Кёль.
О золотом озере
Жил один охотник в горах Алтая. Однажды ушел он на охоту и заблудился. Долго он пытался отыскать дорогу домой, но безуспешно. В конце дня, на закате солнца, он оказывался на одной и той же горе. Уставший, он падал и засыпал. Однажды утром, проснувшись, увидел перед собой большой самородок золота. Охотник сначала обрадовался. Но вспомнил, как трудно найти теперь дорогу домой. «Зачем мне еще это сокровище, если не знаю, жив ли буду?» Решил он принести самородок в жертву горному духу, живущему в озере под горой. С мыслью, что дух укажет ему путь домой, охотник бросил самородок в воду. Словно прозрел он вдруг. Без труда нашел тропку, которая привела его к дому. Озеро с тех пор называется Алтын-Кёль (Золотое озеро), а гора, на которой стоял охотник – Алтын-Туу (Золотая гора).
О пороге «КАША»
В окрестностях Телецкого озера на реке Чулушман есть знаменитый порог «Каша». В этом пороге образовались огромные глыбы камней. Существует местное предание о том, как образовались эти огромные глыбы камней.
В давние-давние времена, гласит легенда, у племени живших в этом месте был обычай — не обижать девушек и женщин. Оскорбление лиц женского пола было большим преступлением, за которое жестоко наказывали. Человек одного племени оскорбил девушку своего племени, и за это был подвергнут четвертованию. Озверевшие соплеменники разбросали его тело по реке, где позднее образовались каменные глыбы, а голову закинули на мыс Кирсай, где она лежит до сих пор. К этому камню, в виде головы человека, съезжаются шаманы со всего мира, которые просят прощения за людей, нарушающих обычаи.
Мой Алтай: краеведческий альманах / ред. Вячеслав Горбунов.– 2006-2013.– http://myaltai.ru

Легенда о Телецком озере, алтайские легенды, алтын-кол, золотое озеро, мифы, Горный Алтай

Давным-давно на берегах горного озера жил славный охотник. Как-то во время охоты нашел он в тайге золотой самородок с конскую голову. Привез он золото в юрту и стал похваляться, что теперь будет самым богатым человеком во всей округе. Но вот наступил год великой жары. На лугах пожухли травы, падал от бескормицы скот. Звери и птицы ушли с берегов озера. Спасаясь от голодной смерти, потянулись люди с насиженных мест.
Пришла беда и в юрту охотника. Глаза его жены потускнели, дети плакали от голода. Взял тогда охотник свое богатство — кусок озера, пошел в надежде поменять его на еду. Много домов обошел, но никто не дал ему за самородок и горстки ячменя. Вернулся домой в горе и печали, зашел в юрту, а ни жены, ни детей уже нет в живых — умерли они голодной смертью. В отчаянии охотник вскричал: «Если самородок величиной с конскую голову не могу обменять на горсть ячменя, зачем мне это золото? Брошу я его в озеро, чтобы больше оно никому не вселяло несбыточных надежд».
Из последних сил поднялся охотник по каменистой тропе к вершине горы, которая возвышалась над озером. Бросил он самородок в озеро и сказал: «Духи гор, приношу это золото в жертву вам. Прошу вашего благословления моему народу, чтоб не золотом он был богат, а теми дарами, что приносят земля, леса и воды благословенного Алтая. А в память о том, что у золота нет той силы, которую приписывают ему люди, отныне будет называться эта гора, с которой я самородок бросил, Алтын-Ту — Золотая гора, а озеро, что его в свои воды приняло, Алтын-Кол — Золотое озеро.
Другие алтайские легенды о Телецком озере:
— Легенда о золотом озере
— Легенда о богатыре и драконе

Легенда о Телецком озере: sitella

Рассказывать о красоте – то же самое, что пытаться рассказать музыку. Не перестаю восхищаться красотой Алтая! В прошлом году я уже помещала восхитительные фотоработы Ани Графовой, посвященные озеру «Шавло» и его окрестностям. Продолжая разговор, давайте посмотрим одно из удивительных по красоте мест, жемчужину горного Алтая — Телецкое (Золотое) озеро и расположенный вокруг него Алтайский заповедник.
Телецкое озеро, как рассказать о тебе? Как без потерь передать величественность скал, поросших вековыми соснами, помнящими еще дым костров древних алтайцев? С чем сравнить воздух, смешанный с запахом тайги, душистых трав и водяной свежести? Как объяснить чувства, переполняющие каждого, кто познакомился с тобой?
Видимо от невозможности вместить всё это в слова, Телецкое озеро и называют удивительной загадкой горного Алтая. Прислушаемся к мудрецам: лучше один раз увидеть!


1. Юг Телецкого озера

2. Утро в Яйлю

3. Сказочная тишина
Озеро Телецкое — самое большое озеро Алтая. Его название происходит от алтайского племени телеутов, а по-алтайски называется Алтын-Коль, что означает «золотое озеро». По старой легенде, в давние времена на Алтае был голод. Один алтаец имел большой золотой слиток, но, обойдя весь Алтай, так и не смог на него ничего купить. Раздосадованный и голодный, «богатый» бедняк бросил свой слиток в озеро, а сам погиб в его волнах. С тех пор на языке алтайцев озеро называется Алтын-Коль — «золотое озеро».

4. Река Кокши

5.***
Алтайский заповедник — озерный край. Озер, площадь которых превышает 1 га, здесь насчитывается около 1200. Самое крупное из них — Телецкое, его ещё называют вторым Байкалом. Расположенное на высоте 434 метров, его длина 78 км., средняя ширина 3,5 км, площадь 223 кв.км. Глубина озера до 325 м. В нем 40 куб.км пресной воды, температура которой на дне +2 градуса, а на поверхности не превышает +17. Долина озера — самое теплое место на Алтае и в Сибири. Температура в январе — 8, в июле + 18 (в среднем). Волны в озере достигают иногда до 3 м высотой с белыми гребнями. В озеро впадает около 70 рек и еще 150 ручьев, а вытекает только река Бия. В окрестностях множество уникальных растений и животных. Высота трав достигает 2 м.
Телецкое озеро и расположенный в окрестностях его Алтайский заповедник являются природными объектами со статусом Всемирного наследия ЮНЕСКО. :))

6. Жемчужина Алтая…

7.Заповедные яблоньки

8. Золотая Осень на Золотом озере..

9. Картинка для медитации

10. Осенний вечер на берегу озера…

11.Осенняя дорожка..

12.Льющийся свет..

13. Озеро Айрыкёль

14.Озеро в камне..

15. Вечер на озере

16. Переправа

17. Про яблочко

18. Штиль перед дождем

19. Утро
И ещё Горный Алтай, южнее Телецкого Озера (фото А.Хайретдинова).

20. Воля к жизни. Долина семи озёр.

21. Водопад на озере Куйгук

22. Нижне-Мультинское озеро.

23. Ярлу в лучах заходящего солнца
С авторами фотографий можно познакомиться на сайте Алтай-фото

Легенда о Телецком озере

Давным-давно на месте Телецкого озера была расположена большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В Чулышман вливались все речки, что впадают теперь в озеро. Большая долина была очень плодородной. На богатых травами лугах паслись несметные отары овец, стада коров, табуны лошадей. В те времена в тайге было много зверя, а в реках рыбы. И жили люди в то время безбедно и счастливо.
Во главе племени, населявшем долину, стоял хан Теле. Был он славным воином, справедливым правителем, честным и благородным человеком. Хан Теле имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Благодаря этому мечу, Хан Теле никогда не знал поражения. Много раз злые захватчики пытались захватить долину, отнять богатство у народа Хана Теле, но каждый раз они бывали разбиты и с позором изгнаны из благодатных земель.
В соседях у Хана Теле жил Хан Богдо. Давно он завидовал могуществу и богатству Теле, давно он лелеял тайную мысль завладеть волшебным мечом. Но знал коварный Хан Богдо, что не победить золотой меч силой, тогда решил он захватить его хитростью. Разузнал Богдо, что жена Теле, красавица Чульча, обожает драгоценности, и что Хан Челе очень любит свою жену и балует ее дорогими подарками, ни в чем ей не отказывая. Стал сам присылать красавице Чульче прекрасные серьги, ожерелья и браслеты. И каждый раз восхвалял хитрый Богдо ум и благородство Хана Теле, красоту и доброту его жены. Преуспел в своем злобном замысле лицемерный Богдо вскоре доверчивый Хан Теле считал его лучшим другом.
И тогда Богдо передал приглашение приехать в гости. Хан Теле, долго не раздумывая, собрался навестить, своего друга. Жена его Чульча отличалась не только красотой, была она еще и умна. Хотя она и принимала подарки Богдо, но смутные предчувствия нет-нет, да и закрадывались ей в душу. Поэтому когда любимый супруг собрался в путь-дорогу,она сняла чудесный меч и подала его мужу. «Что ты, жена. — воскликнул благородный Теле. Ведь я еду к своему лучшему другу в гости, а не в стан врагов. Меч мне не нужен.». И как ни уговаривала Чульча мужа, он остался непреклонен. Повесила она волшебный меч на место, а в сердце ее укрепилось опасение за судьбу мужа. Хан Теле с богатым караваном тронулся в дальний пун..
Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующею дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю, почестей, но к его удивлению, принят был как пленник. По приказу коварною Хана Богдо, Хан Теле и его спутники были убиты.
В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел в глубь недр, образовав огромную, зияющую пропасть между гор. Жена Хана Теле, Чульча, оказалась на скале у края этой пропасти. Сердце подсказало ей, что лишилась она мужа, и горе овладело ею. Из ее прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились огромным, нескончаемым потоком слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли, Чульча превратилась в говорливый поток.
Озеро же люди стали называть по имени хана — Телецким.

Легенда Телецкого озера — Фото-очерки — Библиотека — Алтай Фото


Николай Павлович Смирнов
гидрометеонаблюдатель-садовод
Николай Павлович прожил на озере долгую, сложную, неординарную и в целом-то интересную жизнь, хотя счастлива или нет была эта жизнь — мог оценить лишь он сам.
Его имя благодаря писателям Глебу Горышину и Елизару Мальцеву, многочисленным поколениям журналистов и кинодокументалистов имело всесоюзную известность и вполне заслуженную.
Родился он в 1902 году в Костромской области, а умер на Телецком озере в возрасте 92 лет, отдав озеру из них 65. Жил он в уютном и самом тихом уголке озера — в Кыгинском заливе, на конусе выноса горной речушки Чири, иногда, весной, в половодье превращавшуюся в бешеный поток, грохочущий камнями и бурными водами.
Праведным и самоотверженным, часто, изнуряющим, но всегда его радующим трудом он превратил некогда дикий берег в уютный райский уголок озера, вырастив чудный сад на сооружённых им из прибрежных камней террасах.
Почти 62 года он удивительно добросовестно проводил гидрометеорологические наблюдения на водомерном посту, заслужив неофициальный статус самого старого по стажу наблюдателя Гидрометслужбы СССР и России.
Многие десятилетия он вел бытовой и фенологический дневники, важность которых по-настоящему еще не оценена современниками. Думаю, что для будущего Биосферного заповедника, его историографов, зооботаников, ихтиологов, фенологов, климатологов они окажут неоценимую услугу и станут предметом глубокого изучения. Ценность их увеличивается по мере удаления нас во времени от «смирновской эпохи» Телецкого озера.
Они с Дорой Захаровной родили и вырастили 17 детей. Он сам принимал роды, а Дора Захаровна во все сезоны по только ей известной фармакологии заготавливала и применяла лекарственные травы. Старший сын Павел родился в 1928 году, а младшая Людмила — в 1958 году. В детстве у них умер только один ребенок. В марте 1966 года, передвигаясь по неустойчивому весеннему льду утонула в озере 16-летняя дочь — стройная, высокая красавица Зина, а в июне того же года в истоке Бии утонул уже взрослый сын Георгий. Летом 1975 года погиб, перевернувшись на тракторе, сын Олег. Смерть детей глубоко потрясла родителей.
В 1965 году семья Смирновых уже насчитывала 46 человек —16 детей, 20 внуков, 5 зятей, 3 снохи, плюс отец с матерью. Их дети жили в Яйлю, Артыбаше, Иогаче, Черге, Горно-Алтайске, Барнауле, Бердске, Новосибирске, Владивостоке. Главная особенность всех детей — высокая работоспособность и трудолюбие, здоровое честолюбие и хорошо развитое чувство собственного достоинства, независимость, свобода и отличное знание природы озера и горной тайги. Это всё вошло в них буквально с «молоком матери» и стало следствием социально-географической среды воспитания и быта.
Впервые я познакомился с семьей Смирновых летом 1962 года, а затем с 1965 по 1980 года общался десятки раз в год как с наблюдателем озерной станции. Его сын Николай и сноха Светлана работали на Озёрной станции. Я посещал почти всех их детей в местах проживания. Знаю семью не по легендам, отзывам местных жителей (среди которых были и кривотолки), и не только по книгам писателей и статьям журналистов, хотя и мои наблюдения не лишены субъективизма.
Н.П.Смирнов появился на заимке Жаркова в Чири 28 февраля 1927 года, пройдя пешком по льду от Артыбаша до мыса Купоросный.
Далее до устья Чолушмана добрался на баркасе с братьями Александром и Михаилом Бородиными, которые везли соль в долину Чолушмана. «Шли ночью, по низовке. Низкая облачность скрывала горы. Было холодно и страшно», — вспоминает Николай Павлович. От Кырсая Н.П. вместе с десятником по заготовке леса в Кыге добрался пешком по берегу в Кыгинский залив. В тот год по долине Кыги заготовляла лес артель из Инырги. Лес рубили выборочно, лучший. Подтаскивали брёвна к реке лошадьми и сплавляли «мулём». Плотили в заливе и «Партизан» три дня доставлял плот к истоку Бии. Иногда «низовка» разбивала эти плоты. Артелью руководил Софронов, которого впоследствии на охоте сильно покалечил медведь. «Бригада работала много, дружно и без выпивки. Когда же начинался сплав, а высокий уровень на Кыге держится недолго, работали круглосуточно…»
Николай Павлович проработал лесником до августа 1929 года. Затем принял водомерный пост Гидрометслужбы и проработал на нём до 1992 года.
Человек он был «нестандартный». В Петербурге он появился в 1917 году. Работал курьером в газете. В 1925 году он учился заочно на рабфаке вместе с братом будущего «серого кардинала» М.А.Суслова, который учился на этом же рабфаке, но уже тогда жил в отдельной комнате.
Здоровье не позволило жить и работать в городе и закончить рабфак. «Пошаливали нервы», вспоминает Н.П. По предложению врачей он уезжает на природу. Почти два года живет на Байкале, но не приживается там («шалили белобандиты»). Узнает о Телецком озере и поселяется в Кыгинском заливе, где он и прожил 65 лет.
Его трудолюбие было удивительно. На кострах колол камень-плитняк и выложил почти полуторасотметровую террасу (метровой высоты!) на склоне и посадил там сад. Возил на лодке с веслами с долины Чолушмана (а это 8 км) «до мозолей на ягодицах» навоз со стоянок овец и лессовидные, богатые минеральными природными веществами выносы Чолушмана и удобрял им свои огороды, которые орошал водоводами из речки Чири. В 1936 году, в редкое по мощности весеннее половодье, река Чири разрушила дом, усадьбу, огороды. Все начинал снова. В конце 40-х годов, когда его сад обложили непомерным налогом, решил его вырубить, но жена уговорила не делать этого. Во время войны выжил озером и тайгой. Дети учились в интернатах и на квартирах в Балыкче и Артыбаше и на каникулы добирались кто как мог (иногда даже ночуя в пещерах, если заставали шторма или непрочный лёд).
Н.П.Смирнов был на редкость честным человеком, с обостренным чувством справедливости, особенно тогда, когда дело касалось охраны природы озера и заповедника. Однажды, когда его собака «свалила» со скалы марала, написал на себя докладную записку. Но и жителям южной части озера не давал возможности браконьерить. Его усадьба часто подвергалась нападению волков и медведей. Последние больше всего «ценили» его яблоки, ломая деревья (мне приходилось даже скрадывать медведя под окнами его дома).
Ни с одним из лесников на рядом расположенном кордоне он не уживался, назойливо напоминая им о соблюдении правил охраны природы.
Да и далеко не со всеми директорами он жил в мире и им постоянно напоминал о правилах заповедности, что вызывало неприязнь к нему.
Однажды в интервью корреспонденту газеты директор Г.М. Дорохов сообщил:» Лесники заповедника заготовили для маралов 500 центнеров сена». Зная, что лесники готовили «дутые» (внутри пустотелые) стога сена, он с иронией пишет в дневнике: «Прочли бы маралы, сколько им сена наготовили . Вот бы посмеялись над директором!»
Садовод и огородник он был высокопрофессиональный. Выращивал десятки сортов яблок, создавал свои «смирновские номерные». Его помидоры, достигавшие веса более килограмма, экспонировались на алтайских выставках. Дора Захаровна украшала усадьбу цветами.
Гостеприимность их была просто поразительна и для гостей желанных и для «врагов» и просто посетителей. Копчёная рыба, мёд, фрукты, варенье, молоко, сметана, творог, отличный домашний хлеб — всё это называлось «заходите на чай».
В летний период за день кипятилось до 12 трёхлитровых чайников. На летней кухне печь топилась по 12-14 часов в сутки трех-четырех метровым сухим бревном-«плавником», постепенно продвигаемым в огненное чрево печки.
Его гостями на протяжении почти 60 лет были очень знаменитые люди: от Н.И.Бухарина и Я.Э.Рудзутака в середине 30-х до космонавтов, министров, писателей со всесоюзным именем в 80-х — 90-х гг. Руководители Турочакского района, лесокомбината, турбазы, заповедника считали своим долгом показать гостям телецкую «достопримечательность» — многодетного садовода-долгожителя озера.
Памятник Николай Павлович поставил себе рукотворный: это тот райский уголок Телецкого озера с каменными террасами и садом, водовод, ухоженные огороды и сенокосы. Кроме того, не менее важны, как памятник, его гидрометеорологические, фенологические и бытовые историографические дневники и книжки наблюдений. Для озера он всегда останется исторической личностью.
Высоко, на склоне в «Смирновском заливчике» постоянно напоминает о здешнем хозяине, террасированный с садом погост-усыпальница, построенный еще при жизни самим Н.П.Смирновым, где он и покоится с женой — матерью 17 детей.

Н.П. Смирнов с дочерью Натальей и зятем Анатолием Пыжанкиным. 1960 г.

Дом Смирновых в Чири. 1982 г.

Терраса на берегу. 1966 г.

Террасы. 1982 г.

Виноград зреет. 1982 г.

Николай Павлович Смирнов. 1966 г.

Дора Захаровна Смирнова улыбнулась. 1966 г.

Дора Захаровна с младшей дочерью Людмилой. 1966 г.

Сын Смирновых Георгий погиб на озере в 1966 г. Фото 1961 г.

Владимир Смирнов долгое время был капитаном турбазовского теплохода «Бриз». Родился он в 1931 году. Фото 1967 г.

Н.П. Смирнов снимает показания метеоприборов. 1966 г.

Николай Павлович измеряет температуру воды в озере. 1982 г.

Берёт пробу воды на химанализ. 1982 г.

Вся жизнь в работе. Ему 80 лет, а он тешет брёвна. 1982 г.

Восемьдесят лет старику! 1982 г.

С киногруппой Центральной студии документальных фильмов из Москвы. 1982 г.

Позволю себе закончить эту подборку фотографий из жизни Смирновых небольшой цитатой из повести Глеба Горышина, который был с Николаем Павловичем очень дружен и много о нём писал. Повесть называется «Алтайские дневники» и основана на подлинных дневниках Н.П. Смирнова, которые в этой повести обильно цитируются.
«И всё дальше, дальше уходили берег Кыгинской губы, урочище Чири, шуршащая галька, выбеленный водой и ветрами плавник… Уходил от меня Николай Павлович Смирнов, такой родной мне, такой старый, со щетинистыми щеками, в темных очках… И бесконечно доброе, редко улыбающееся лицо Доры Захаровны… И яблоневый сад, вино¬градник, жареные хариусы на столе, молодая картошка в миске с домашним, своим маслом, с укропом, мёд, творог, копчёные телецкие селёдки, яйца, хлеб — о! хлеб, испёченный Дорой,— и подсохшая земляника со сливками, чай… И огромные, сваливающиеся с запястий от собст¬венной тяжести кисти рук Николая Павловича…
Мой товарищ предложил Доре Захаровне деньги за наш постой на заимке. Она улыбнулась. «У нас, алтайцев, это не принято. У нас кто придёт, тех угощаем.— Она посмотрела на мужа с выражением застарелой боли-любви. — Вот он русский, у них, может, по-другому…»

Легенда о Телецком озере. — Эля


Давным-давно на месте Телецкого озера была расположена большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В Чулышман вливались все речки, что впадают теперь в озеро.Большая долина была очень плодородной. На богатых травами лугах паслись несметные отары овец, стада коров, табуны лошадей. В те времена в тайге было много зверя, а в реках рыбы. И жили люди в то время безбедно и счастливо. Во главе племени, населявшем долину, стоял хан Теле. Был он славным воином, справедливым правителем, честным и благородным человеком. Хан Теле имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Благодаря этому мечу, Хан Теле никогда не знал поражения. Много раз злые захватчики пытались захватить долину, отнять богатство у народа Хана Теле, но каждый раз они бывали разбиты и с позором изгнаны из благодатных земель.В соседях у Хана Теле жил Хан Богдо. Давно он завидовал могуществу и богатству Теле, давно он лелеял тайную мысль завладеть волшебным мечом.Но знал коварный Хан Богдо, что не победить золотой меч силой, тогда решил он захватить его хитростью. Разузнал Богдо, что жена Теле, красавица Чульча, обожает драгоценности, и что Хан Челе очень любит свою жену и балует ее дорогими подарками, ни в чем ей не отказывая. Стал сам присылать красавице Чульче прекрасные серьги, ожерелья и браслеты. И каждый раз восхвалял хитрый Богдо ум и благородство Хана Теле, красоту и доброту его жены. Преуспел в своем злобном замысле лицемерный Богдо вскоре доверчивый Хан Теле считал его лучшим другом, И когда Богдо передал приглашение приехать в гости. Хан Теле, долго не раздумывая, собрался нанесши, своего друга. Жена ею Чульча отличалась не только красотой, была она еще и умна. Хотя она и принимала подарки Богдо, но смутные предчувствия нет-нет, да и закрадывались ей в душу. Поэтому она. когда любимый супруг собрался в путь-дорогу, сняла чудесный меч и подала его мужу.
«- Что ты, жена. — воскликнул благородный Теле. Ведь я еду к своему лучшему другу в гости, а не в стан врагов. Меч мне не нужен.»
И как ни уговаривала Чульча мужа, он остался непреклонен. Повесила она волшебный меч на место, а в сердце ее укрепилось опасение за судьбу мужа. Хан Теле с богатым караваном тронулся в дальний пун.. Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующею дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю, почестей, но, к его удивлению, принят был как пленник. По приказу коварною Хана Богдо, Хан Теле и его спутники были убиты. В тот момент, когда голова доверчивою хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел в глубь недр, образовав огромную, зияющую пропасть между гор. Жена Хана Теле, Чульча, оказалась на скале у края этой пропасти. Сердце подсказало ей, что лишилась она мужа, и горе овладело ею. Из ее прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились огромным, нескончаемым потоком слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли. Чульча превратилась в говорливый поток. Озеро же люди стали называть по имени хана — Телецким.
Очень хорошо и красочно достопримечательности Алтая описаны на сайте na-altai.ru. Здесь собрана информация обо всех местах отдыха и лечения в Алтайском крае: о курорте Белокуриха, озёрах Манжерок и Ая, реке Катунь и многое другое.

Легенда о Телецком озере. — Блог Любови S

Когда-то, на месте Телецкого озера, была широкая Чудо-долина. Тогда божественный мир природы был девственным.
В долине той, на сказочном ковре дивной растительности — великанами стояли реликтовые деревья и водилось там множество причудливых зверей и птиц, и ползучих тварей. Творец не забыл завершить свою долину двумя белогривыми горами, которые и облюбовали для жилья два огромных богатыря.
Живущих здесь богатырей долго не брал мир. Они часто ссорились. А причиной тому была Чудо-долина. Каждому из них уж очень хотелось завладеть этой долиной. Но, в конце концов, им надоело спорить, и они решились на договор, что будут молчать: «Кто первый нарушит обет молчания, тот и проиграет право на обладание долиной».
Сто дней и ночей прошло, но богатыри упорно молчали. Никто не хотел проигрывать своего права владеть долиной. И вот однажды, они сидели на своих горах и пытались жестами вызвать друг друга на разговор.
Вдруг, перед их глазами, откуда ни возьмись, появилась в долине той женщина… Женщина обворожила богатырей своим чарующим пением и искрометным танцем.
Богатыри загляделись на диво, и от изумления оба воскликнули: «О, женщина!» (О, уй-кижи!).
На их восклицание мгновенно загремел оглушительный гром, заблестела ослепительная молния и, неведомо куда, исчезла женщина. В один момент все стихло, и долина заполнилась густым туманом, словно накрыли ее большим пуховым одеялом…
Когда рассеялся туман, то вместо живописной долины, перед их взором появилось, небесной чистоты озеро, играя бликами в лучах солнца и, зависшей над ним, радугой.
Тут богатыри поняли, что оба проиграли. Они бросились одновременно с гор в озеро, надеясь коснуться дивной женщины, хотя бы в воде. Но от их богатырского прыжка, будто взорвалось озеро, и мощные волны ударили по горам, и сорвали с них ледяные шапки, которые, устремляясь вниз, раскатили над водной гладью странное эхо: — Теле, теле, теле.
Богатыри это эхо восприняли за имя женщины. Как только они произнесли его, тут же превратились в ветер, и вихрем взвились над озером.
С тех пор озеро Алтая стало называться Телецким, а богатыри все ищут и ищут дивную женщину. Днем, один из них, ищет ее по низам, а другой ищет ее над ночным озером по верхам.
Народ подметил смену ветра и дал ему свое название — Верховка и Низовка, которое бытует и поныне, среди чабанов, охотников и рыбаков.
Телецкое озеро
А сколько путников, племен и народов жило по твоим берегам? Сколько легенд и песен сложили народы о тебе, Телецкое озеро:
Славное ты, Золотое озеро,
Ты, словно глубокое море.
Высокая тайга по берегам твоим.
И любуется в зеркало твое —
Желтое и бездонное небо.
Хорошо смотреть на твои деревья,
Хорошо смотреть на летающих птиц.
Славное Золотое озеро, хорошее.
И рыба твоя сладкая, вкусная,
И лучше этой рыбы нигде нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *