Легенда о том как человек приручил огонь

Содержание

Как человек «приручил» огонь? | Tooya.ru

Достоверных сведений о том, как человек впервые соприкоснулся с огнем, как научился добывать его, конечно же, нет. Однако во многих древних пещерах в Европе, возраст которых датируется сотнями тысяч лет, найдены остатки обгорелых костей и угольков.

Можно только пофантазировать о том, как все происходило. Тысячелетия люди преклонялись перед стихиями природы, боялись, не понимая и не умея объяснить их суть. Скорее всего, первобытные люди много раз наблюдали за горящим от удара молнии деревом. Возможно, при ощущении тепла от огня какому-то самому сообразительному человеку пришла в голову мысль использовать его для согревания в пещерах. Может, это произошло и по-другому – во время извержения вулканов или обширного лесного пожара.
Долгими зимними днями по очереди в жилище люди поддерживали огонь сначала в костре, потом в сложенном из камней очаге. Так длилось годами. Когда-то первый кусок мяса, случайно упавший в огонь, стал совершенно другого вкуса – и люди научились использовать огонь как средство для приготовления пищи.
О том, как человек изобрел способы добывания огня, «подсказали» современникам некоторые группы людей, находящиеся на примитивной стадии развития. Самый распространенный способ – это разогрев двух деревянных палочек в результате трения друг о друга. Так до сих пор делают индейцы в Северной Америке.
Второй способ – получение искры при ударе камней определенных пород. У эскимосов это железный колчедан и кварц. В некоторых индейских племенах Аляски обычные камни натирают серой. Если сильно один камень ударять о другой, сера воспламеняется. А дальше уже достаточно подложить пищи для огня – сухого мха или травы.
Многие люди в детстве проводили опыты с лупой: если держать ее долго на солнце, а снизу подложить бумагу, в какой-то определенный момент при фокусировке лучей бумага загорится.
Когда-то в Древней Греции и Риме примерно таким же способом добывали живительный огонь. Только тогда это была не лупа, а линзы, но техника та же. Сами римляне называли линзы «сжигающим стеклом». Полученный огонь был священным, его долгие годы хранили в храмах.
Не один век прошел, пока огонь был окончательно «приручен», изобретены совершенные и привычные для нас способы добывания огня. Из извечного страшного врага огонь стал другом. Сейчас без него наша жизнь немыслима как в быту, так и в промышленности – сталеварении, металлургии, изготовлении керамических изделий и во многих других областях.

Конспект занятия «Как человек огонь приручил». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Елена Макарова
Конспект занятия «Как человек огонь приручил»
Название: конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательном развитию в старшей группе.
Форма проведения: занятие
Тема: «Как человек огонь приручил»
Цель: дать детям представление об истории открытия огня древним человеком.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с историей освоения огня.
2. Показать детям значение огня в жизни человека.
3. Формировать знания детей о пользе и разрушительной силе огня.
4. Формировать знания правил пожарной безопасности.
Развивающие:
1. Развивать познавательные способности, речь, добиваться ответов детей на поставленные вопросы.
Воспитательные:
1. Воспитывать осторожное обращение с огнем.
Формы и методы: словесные: беседа, стихи; наглядные: иллюстрации, показ воспитателя; практические: выполнение упражнений.
Используемое оборудование: свеча, спички, зажигалка, металлический поднос, по 2 камня на каждого ребенка, карандаши с гранями, султанчики красного и оранжевого цвета на каждого ребенка, музыка спокойная и в быстром темпе. Раздаточный материал: картинки с изображением огонь – помощник и огонь-враг, картинки с изображением этапов освоения и добычи огня. Мультимедийная презентация.

Ход занятия:

Организационная часть:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель загадывает загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об огне.)
Воспитатель ставит на стол перед детьми металлический поднос, на него безопасный подсвечник и зажигает свечу зажигалкой.
Основная часть:
Воспитатель. На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков. Но раньше люди очень боялись огня, они долго к нему привыкали. Потоки вулканической лавы, а также молнии, ударявшие в деревья и поджигавшие их, пугали и обращали в бегство как животных, так и людей (Изображение № 1).
Найдя на пожарище останки животного и попробовав его, люди обнаруживали, что жареное мясо вкуснее сырого и легче отделяется от костей. Добавляя в огонь сухие ветки, они понимали, что так можно продлевать его горение (Изображение № 2).
Ребята, я вам предлагаю сейчас превратиться в маленькое пламя костра. Возьмите в руки султанчики.
Упражнение «Костер»
Цели: Побуждать «смоделировать» игру огня в костре. Развивать внимание, координацию движений, воображение.
Оборудование: оранжевые и красные султанчики.
Ход игры: Ребята сидят на корточках по кругу, в руках у них ленты оранжевого и красного цветов на палочках. Слушая музыку, которая подсказывает, каким должен быть огонь, дети взмахивают лентами.
Сначала костер едва тлеет (музыка тихая). Огонь начинает разгораться (меняются темп и характер музыки) и превращается в бушующее пламя (музыка громкая, в быстром темпе). Постепенно пламя гаснет (движения передают угасание).
Воспитатель в ходе игры комментирует моделирование движений пламени костра.
Избавившись от страха перед огнем, люди стали его осваивать, использовать для защиты от холода, для приготовления еды и для создания оружия. У огня люди могли согреться, когда становилось очень холодно (изображение № 3). Пучки зажженных веток помогали отпугивать диких животных (Изображение № 4). Постепенно люди учились готовить на костре еду: коптить ее в дыму, жарить на огне, запекать в золе. Так же они поняли, что огонь делает острие копья крепче и оно лучше пробивает звериную шкуру (изображение № 5).
Долгое время люди умели лишь поддерживать огонь. По ночам они по очереди подбрасывали сухие ветки в костер, не давая ему потухнуть. Но случалось и такое, что огонь потухал, и тогда старейшины выгоняли из своего племени такого дежурного. Во время кочевок (переход с одного места обитания на другой) первобытные люди носили с собой тлеющие угли в горшочках из высохшей глины (изображение № 6).
Прибывая на место новой стоянки, люди с помощью имевшихся у них углей разжигали костер. Если он вдруг потухал, то огонь приходилось красть у соседей, часто при этом рискуя жизнью (изображение № 7). Таким образом они пытались сохранить свой огонь.
Спустя сотни, а может быть, даже тысячи лет после того, как люди «приручили» огонь, они научились его разводить. Люди заметили, что при ударе друг о друга кусков кремня возникают искры, которые поджигают сухую траву и веточки-лучинки. Такого же результата можно было добиться, если потереть одной сухой деревяшкой о другую (изображение № 8).
У меня на подносе есть камни, я предлагаю вам самим попробовать добыть огонь с помощью камней. Нужно взять два камня в обе руки и ударять одним камнем о другой.
Упражнение «Выбей искру».
А теперь давайте попробуем трением развести костер.
Массаж рук с помощью карандаша «Добывание огня»
Положить карандаш на одну ладонь, прикрыть его другой. Прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
Легко ли так добывать огонь? Иногда приходилось часами тереть деревяшку или выбивать искру камнями. Долгое время огонь добывали, ударяя кремнем по железному кресалу или огниву (Изображение 9). Затем для добывания огня изобрели спички – палочки с головками из горючего вещества (показать спички). После спичек придумали зажигалки с «кремнем» из особого сплава, дающие искру при трении (показать зажигалку).
С помощью такого приспособления мы легко смогли зажечь нашу свечу.
Пламя этой свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спа-сали людей. Давайте аккуратно поднесем руку к свече и почувствуем тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.
Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
Вывод: нельзя близко подходить к огню — можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню — они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причи-ной пожара.
Воспитатель. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути.
Воспитатель. Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница»).
Огонь — помощник или огонь — враг? Как ответить на этот вопрос? (Высказывания детей.)
Нужно помнить всегда:
Огонь требует бережного обращения.
• Баловство с огнем может привести к беде.
Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайте сейчас с вами найдем изображения, где огонь приносит пользу человеку (в печи пекут пироги, выдувают из стекла фигуры, зажигают свечку, греются у костра, а где вред (лесные пожары, горит дом, дети играют спичками, вспыхнуло масло на плите).
Упражнение «Огонь друг и враг»
Дети выполняют задание, комментируют свои действия.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Посмотрите ребята, наша свечка уже почти догорела, что может случиться, если мы сейчас уйдем и оставим ее горящей в группе?
Дети: может случиться пожар.
Воспитатель: правильно, а чтобы этого не случилось, нам надо свечку потушить. Давайте все вместе дружно подуем на нее, чтоб пламя свечи погасло.
Дети дуют на свечу.
Заключительная:
Ребята, давайте с вами вспомним, как люди пришли к изобретению таких предметов как зажигалка и спички. У меня есть картинки, которые относятся к одному из четырех этапов истории развития огня. Привыкание к огню, освоение огня, сохранение огня, добывание огня. Подберите к ним соответствующие картинки.
Дети выполняют задание.
Какой первый был этап? Какие картинки к ним относятся?
Какой этап был после привыкания огня? Какие картинки к нему относятся? И т. д.
Молодцы ребята, вы все правильно подобрали, а наше занятие уже подошло к концу давайте еще раз закрепим правила обращения с огнем:
• Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.
• Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
• Баловство с огнем может привести к беде.
Огонь требует бережного обращения.
Список используемых источников:
1. Справочное издание для среднего дошкольного возраста. Твоя первая энциклопедия. Пожарные и спасатели. Издание на русском языке, перевод на русский язык. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017, Махаон, 128 с., с ил.

Презентация на тему: ««Как человек огонь приручил». С огнем древнейший человек познакомился на заре своего существования. Это был огонь вулканов…». Скачать бесплатно и без регистрации.

7
Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.

8
А потом появилось огниво: железная пластинка, кремень и фитилёк. Чиркнут пластинкой о кремень – фитилёк и затеплится.

9
Древние люди с особым почтением относились к огню, обожествляли его. Из поколения в поколенье пересказывали различные легенды о его могуществе. В старину люди говорили, что смотреть бесконечно можно на две вещи: дорогу и огонь. Ведь огонь каким-то необыкновенным образом успокаивает, расслабляет, помогает забыть неприятности, как будто сжигает их.

10

11
Что же дал огонь первобытным людям? Возможность принимать горячую пищу. Освещение в темное время суток. Защита от хищников.

12
Что же дал огонь современным людям? Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

13
Но любое пользование огнём должно быть разумным.

14

Приручение огня

Кто-нибудь задумывался о том, как древние люди покорили огонь? Как они его нашли, научились управляться с ним и держать стихию в ежовых рукавицах? Кто мог совершить такое открытие и почему огонь считает самой важной стихией для жизнедеятельности? Когда впервые произошло приручение огня – неизвестно, до сих пор ученые спорят: либо это открытие было совершено еще до появления человека обезьянами, мало что понимающими в научных прорывах, либо это сделали древние люди, понявшие, что огонь греет, огонь – страшная сила.
Официальной датой приручения огня считается полтора миллиона лет назад. Именно столько времени человек пользуется возможностями, данными стихией. Теперь без обжигающего пламени не выковать предметы обихода, не приготовить пищу. Для древних огонь был единственным спасением от холода, голода и смерти. Так как именно зажженные ветки отгоняли диких зверей и делали пищу вкуснее. Это не значит, что люди сразу поняли предназначение огня, поначалу они также пугались и убегали прочь, когда дерево загоралось от удара молнии.

Причины, по которым человек подчинил себе стихию

Над тем, как наши потомки догадались использовать огонь, можно долго спорить и размышлять. Но единственное ясно сразу – человек не подошел бы к огню, если бы не умел мыслить, как человек, а руководствовался лишь одними инстинктами, как у животных. Человек знал, что острый булыжник можно использовать в качестве орудия труда, палку – оружия и материала для построения жилища, шкуры – одежды, так и с огнем. Поэтому первой причиной, по которой произошло приручение огня – человеческий разум. Способность человеческих особей адаптироваться к условиям жизни и использовать каждую возможность выжить – основные факторы, давшие пищу новому открытию.
Мы не можем с точностью сказать, что человек разумный сразу смог понять назначение и природу пламени, да, быть может, этого и не случилось бы, если бы не было такого верования, как анемизм. Анемизм – вера, сохранившаяся лишь в племенах и многомиллионной историей, она подразумевает веру в одушевленность каждого предмета, особенно верили в природу и ее душу. Именно поэтому, вероятно, сначала древние люди поклонялись огню, как и всему вокруг, боялись его жарких языков, думали, что это божество, способное согреть или убить. Только потом вожди начали понемногу привыкать в огню, и в их древнем мозгу закралась мысль: «А что, если души у природы нет?». После первых попыток приручить огонь могло пройти большое количество времени, но спустя десятилетия племена начали ощущать себя равными природе, перестали обожествлять ее. Следовательно, второй причиной можно назвать древнейшие верования и прозрение человека.

Роль пламени в жизни первобытного человека

Как догадываются историки, поначалу человек начал использовать небесный огонь, то есть получившийся, в результате природных явлений. Об этом могут свидетельствовать многочисленные мифы и легенды. Например, в античных мифах мы видим, как важен для богов-олимпийцев был Зевс, а Зевс – бог-громовержец, значит, уже в более поздних цивилизациях сохранилась и даже облеклась в новую форму идея одушевленной стихии. Наличие бога Агни у индусов, Перуна у славян тоже говорит нам о том, что идею силы огня люди несли из глубокой древности.
После того, как человек познакомился с огнем, ему не стало равных, он мог легко испугать дикого животного, помочь в охоте и сберечь все племя. Наверное, после этого огню стали еще больше поклоняться огню, как помощнику и защитнику. Где же брать огонь, ведь даже в древнейшие эры не каждый день гроза била в дерево. Для этого были целые вулканические системы. Люди могли просто дотронуться палочкой до лавы и вот – факел готов. А, насколько известно, вулканы в то время были на земле на каждом шагу, поэтому проблем с огнем не будет.
Другими источниками пламени для древних людей могли служить лесные или степные пожары, однако при этом сгорали целые массивы, сжигались плодовые деревья, дающие пищу людям, но даже тогда люди не боялись огня. Все они сбрасывали на то, что бог Огня сердится на них и таким способом их учит.
Огонь не только давал людям тепло, уют, пищу и свет, он мог еще и объединить народ. Его приручение стало еще одной причиной объединения разных племен и прекращение постоянных разногласий и битв. Самым простым способом добычи огня была его передача из рук в руки. Пускай люди не сразу поняли, как можно добывать пламя, но сразу в их голове составилась логическая цепочка: если горящее дерево упало на другое, а то, в свою очередь, сбросило ветви на траву и она загорелась, следовательно, огонь может передаваться, достаточно лишь коснуться его языков хорошо горящим предметом.
Необходимость в огне толкала нескольких человек собраться вместе и отправиться на поиски, что позволяло им «сдружиться» и объединять целые народы.
Таким образом, приручение пламени осуществлялось по разным причинам, они могли зависеть от месторасположения племени, вождей и т.д. На сегодняшний день многие исследователи считают, что приручение огня – одно из важнейших открытий человечества.

Легенда о приручении огня, или Как появилась искра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Ольга Перькова
Легенда о приручении огня, или Как появилась искра
В садике прошла неделя по безопасности. Сыну дали задание: придумать сказку про огонь. Совместным творчеством создали Легенду о приручении огня,или Как появилась искра. Будем рады, если кому-то пригодится данная работа.
Давным — давно, в большую старину, о которой теперь уже почти никто не помнит, у людей не было огня. Пищи вокруг было видимо- невидимо, только люди ели ее сырой и даже не представляли, что может быть как-то иначе.
Жил в то время человек по имени Аркси. Однажды, прогуливаясь вечером по лесу, он наступил ногой на сухую ветку. Ветка, хрустя, сломалась, но Аркси успел заметить, что из нее быстро вылетело что-то яркое. Этот яркий свет поразил Аркси своим неожиданным появлением и невиданной красотой. Человек стал наступать на рядом лежащие такие же сухие ветки, с любопытством и удивлением наблюдая за тем, как вместе со звуком треска из- под его ног появляется все больше маленького, но очень яркого света.
Этого света стало так много, что от него осветилась находящаяся рядом сухая трава.
Аркси испугался, отпрянул назад, желая спастись от невиданного существа, но распространяющийся свет был на столько ярок и красив, так манил к себе своей необычностью, что Аркси решился и. схватил рукой одну из веток, светящуюся и блестящую сотнями переливов.
Эту ветку он отнес к людям, которые догадались поднести к необычному свету новые ветки, палки, сухую траву и вскоре на земле загорелись десятки ярких, сверкающих, теплых лучиков. Такие лучики появились в каждом доме, даря окружающим тепло, свет и уют.
В честь человека, впервые нашедшего и подарившего людям это удивительное неземное существо, подобный свет стали называть искра. Почти как имя Аркси, только сказанное или прочитанное наоборот. А почему наоборот? Потому что искра может как подарить тепло, уют и стать помощником человека, так сделаться его врагом, превращая маленькую искорку в огромное пламя. Ведь самое главное быть внимательным к тому, кого приручил и нести за него ответственность.

Как человек огонь приручил. DjVu и TXT

Почемучкины книжки

*** 1981 ***


DjVu
HAШA PEKЛAMA
Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
BAШA БЛAГOTBOPИTEЛЬHOCTЬ
ПOOЩPИTЬ KOПEEЧKOЙ
Полный текст книги
ЗАВОЕВАНИЕ ОГНЯ
На опушке подожженного молниеи леса древний человек когда-то подобрал горящую ветку. Отнёс её подальше, положил на землю, стал кормить огонь сухими листьями, травой, хворостом, радуясь аппетиту и силе пылающего костра. Так, наверное, впервые появился у человека свой собственный, ручной, огонь.
Огонь разгонял тьму — и вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь — и сразу стал сильнее льва и тигра.
Огонь согревал человека, давал ему тепло.
Бродили люди с места на место, охотились, собирали плоды, съедобные травы, вкусные корешки. Съедят всё поблизости от костра, дичь распугают — пора перебираться. А огонь? И его с собой брали. В корзиночках, выложенных глиной или плоскими камнями. Подкладывали в них мох и палочки, берегли пламя от дождя и ветра, заботились об огне, как о живом существе.
Но как бы бережно ни хранили люди огонь, за него всё время приходилось бояться — вдруг да потухнет. И так было
до тех пор, пока не сделали самое, может быть, великое из изобретений — пока не придумали, как огонь получать.
Потри сильно руку об руку — ладоням станет тепло. Если одну палочку потереть о другую — обе нагреются. Когда палочки трут друг о друга долго, сильно и умело — они могут загореться.
Придумали люди «огненное сверло» — острой палочкой сверлят дощечку до тех пор, пока от трения не вспыхнет древесная пыль. Не было, не было огня — а вот он перед нами!
Позже узнали, что огонь можно добыть и из твёрдого камня — кремня. Стукнешь кремнем о кремень — искры огнём посыплются. Ещё лучше, если вместо второго кремня взять железо. (До сих пор во многих зажигалках бьётся кремень о железо, рождая искру).
Огонь, который человек научился добывать, совсем своим, домашним, сделался.
Стали теперь костёр устраивать так, чтобы огню удобнее было и людям. Камнями обложили место для огня — вышел из простого костра очаг. А потом и настоящий дом, настоящее жилище люди для огня построили: закрыли огонь со всех сторон. Получилась печка. На печке еду готовить удобней, и дров меньше уходит, когда человеку своё жильё согреть надо.
Новую пищу для огня нашёл человек наших дней под землёй. Нефть, газ, каменный уголь и сланец горят в топках тепловых электростанций. Горят — и посылают на заводы, фабрики, в школы, больницы и в наши квартиры электрический ток. И тепло у нас в домах тоже потому, что воду в котельных согревают огнём.
Если бы огонь давал только свет и тепло, он всё равно был бы самым лучшим другом человека. Но огонь стал ещё и великим мастером.
ОГОНЬ-МАСТЕР
еловок заметил, что конец дубинки становится твёрже, если его подержать над огнём. И заострённый конец деревянного копья — тоже. Нужна лодка? Выжги лишнее из толстого древесного ствола, чтобы было куда сесть самому и положить сеть! У огня-мастера много профессий. Уже давно людям не нужно обжигать концы дубинок и копий, но дел огню всё прибавляется и прибавляется.
Вот только некоторые из них.
ПОВАР
Почти всё, что мы едим, приходится варить, жарить, печь… Огонь готовит нам пищу. И начал он этим заниматься сотни тысяч лет назад.
Кастрюль, сковородок, даже глиняных горшков тогда ещё не было. Люди выбили в большом камне углубление, налили туда воду, положили мясо, коренья и стали бросать в воду небольшие камешки, раскалённые на костре, — так сварили первый суп. Зарыли в золу завёрнутое в листья мясо — получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром — так и сейчас делают шашлыки. Мясо коптили в дыму от костра, и после этого оно долго не портилось.
Человек кормил огонь — и огонь кормил человека.
ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ
Когда человек научился бросать в землю семена и ждать урожая, ему понадобились поля — участки земли, свободные от ненужных растений. Как убрать траву, кустарник, лес?
Вместе с первыми земледельцами на работу вышел огонь. Лес обычно сначала вырубали, устилая землю стволами и ветками. Ждали, когда это всё подсохнет, потом поджигали. Деревья сгорали — получалось поле. А зола была первым удобрением.
Сейчас огнём иногда борются с сорняками. Весной, когда сев ещё не начат, а сорняки пошли уже в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки огня.
ВРАЧ
У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костёр. Потому что хозяева ве-рили: огонь прогоняет зло.
А ведь это и на самом деле так, если под злом понимать вредные микробы, крошечные существа, несущие болезни.
Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Человек стал меньше болеть, когда начал варить и жарить пищу. Сейчас на пакетах с молоком печатают: «пастеризованное». Значит: прогретое так, что микробы в молоке погибли.
Когда узнали о вредных микробах, медики стали прокаливать на огне свои инструменты — стерилизовать их.
Много уже найдено лекарственных веществ, которые убивают микробов, но и сейчас ещё огонь часто заботится о нашем здоровье.
СТРОИТЕЛЬ
Глину смешали с песком, обожгли — так получился кирпич. И теперь много домов строят из кирпича, и в старину строили.
А вот камень — гранит, например. Его обжигать не надо — он и так твёрдый. Нужен ли для его добычи огонь?
Сейчас не нужен. У нас есть пилы из сверхтвёрдых сталей, есть мощные машины, есть взрывчатые вещества, чтобы раскалывать самые большие скалы. Но когда-то ничего этого не было. И тогда поступали так. На огромном камне, на скале, разводили большой костёр. Скала раскалялась. Потом на неё лили холодную воду Скала трескалась. В трещину вбивали деревянные клинья и откалывали камни таких размеров, что с ними уже можно было работать.
Каменотёсам теперь огонь не нужен. Зато нужен тем, кто делает бетон. А сейчас много домов строят из бетона. Главная часть бетона — цемент, серый порошок. Получают его, обжигая известняк и глину. Смешают цемент с водой, подержат на воздухе — он затвердеет. Станет твёрдым, как камень. Можно сказать, что кирпич обжигают снаружи, а бетон — изнутри.
СТЕКЛОДЕЛ
Стёкла в доме тоже вышли из огня.
…Когда-то путешественники в пустыне развели костёр, положив дрова на какие-то странные белые камни. Приготовили пищу, легли спать — а утром увидели на месте костра красивые куски никому не известного материала. В него превратился песок, спёк- витриж-
шийся с белыми камнями.
Камни те были из соды. Так, говорят, появилось первое стекло. Прозрачным оно стало не сразу, зато красивым было с самого начала. Делали из него бусы, потом посуду.
Сейчас и посуда из стекла, и очки, и телескопы, и приборы для химиков, и статуэтки, и аквариумы… А ведь всякое стекло проходит через огонь.
МЕТАЛЛУРГ
Медная ручка двери, бронзовая пуговица, алюминиевая кастрюля, стальной корпус автомобиля — словом, всё(или почти всё), что сделано из металлов, один, два, а то и три раза с огнём встречалось.
Металл из руды в жарких печах выплавляют — раз. Потом его снова в печи, уже в другие, кладут — чтобы сделать прочнее. Про сталь так и говорят, что её варят. Добавляют в жидкое железо или в чугун вещества, благодаря которым они становятся сталью. Но из стали ведь нужно ещё сделать балки для домов, детали машин, другие полезные вещи И металл нередко снова раскаляют или даже расплавляют, потому что горячий он лучше слушается человека, легче принимает нужную форму.
Крошечной кажется старинная кузница рядом с современными заводами. Но и на нынешнем заводе металл надо сделать послушным. Огонь подчиняет его человеку.
ХОЗЯИН ДОРОГ
Красивы парусные корабли, да быстрее ветра плавать не могут. Верно служит человеку лошадь, но за паровозом ей было уже не угнаться. Не мог человек путешествовать быстрее лошади на суше и ветра на море — не мог, пока не позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колёса, пар вёз по рельсам людей и грузы. Устарел теперь паровоз, но огонь не перестал нас возить по белу свету.
Мчатся по железным дорогам тепловозы, по шоссе катят автомобили, плывут по морям, рекам и озёрам теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или ещё какое-нибудь горючее. Горючее потому так и называется, что оно горит.
Вот к троллейбусу или электровозу огонь, может показаться, отношения не имеет. Но разве это так? Вы же знаете, что их движет электрический ток, который тоже часто с помощью огня получают на тепловых электростанциях.
И в воздух человека тоже огонь поднял. Первые воздушные шары наполняли нагретым воздухом — он легче холодного. Огонь заставляет вертеться пропеллер обычного самолета. Огонь вырывается из сопл реактивного самолёта. Без огня не взлетают космические ракеты…
ПРЕВРАЩЕНИЯ
Посмотрите — огонь всё время тем только и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем на первые не похожие. Лежали на костре ветки — осталась зола. Песок и сода на огне стали стеклом. Скользкая мокрая глина зазвенела, превратившись в твёрдый фарфор. Из бурого камня — руды получился блестящий металл.
И пластинка на проигрывателе, и обыкновенная пуговица пластмассовая, и автомобильные шины — всё это тоже без огня бы не появилось. На что ни посмотри вокруг, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага: уж она-то, кажется, огня боится — именно как огня. Бояться боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Делают её из измельчённого дерева, из крошечных волоконец, и массу этих волоконец непременно приходится нагревать. Бумагу варят, как и сталь, как и стекло.
Всюду, всюду работает огонь. Даже в холодильнике. Холодильник ведь электрический! Вспомните-ка, что мы говорили об электровозе и троллейбусе.
Но не всегда огонь — наш друг.
Висят всюду з городах объявления: в случае пожара звоните — 01. Смотрите, в милицию звонить — 02, в скорую помощь — 03. Пожарная охрана на первом месте. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо. Дай огню волю — он и дома съест, и лес, и на месте степной травы только чёрный пепел оставит. Вот и не надо давать ему волю. Не для того наши предки огонь приручили, чтобы мы его снова диким на свободу выпускали.
На пожарных блестящие каски, у пожарных красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды — ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтоб воевать с ним, надо тоже быть сильным.
Как на бой, идут на пожар. На горящие леса парашютные десанты пожарников с самолётов прыгают. А учёные сейчас придумывают, как тучи к горящим лесам посылать, чтобы особенно сильные пожары тушить дождём.
В северной сказке говорится, что огонь всех на свете жадней и прожорливей. В сказке это сказано — да правда.
И всё-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда.
СПАСИБО ОГНЮ
колько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд — древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, — говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.
Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.
И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя — символ жизни и борьбы. Горящий факел — символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. Костёр горит на пионерском значке. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь — символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) —
творческая студия БК-МТГК.

Напишите пожалуйста.Сказка о том как человек приручил огонь — Школьные Знания.com

Как человек приручил огонь
Давным давно человек еще не знал что такое огонь .И ему приходилось мерзнуть в холода и есть сырое невкусное мясо. Но однажды пошла гроза и подожгла дерево. Дождь потушил огонь но остался уголек. Человек прогуливался и увидел уголек. Он его взяла и скрикнул: уголек был горяч. Человек завернул его в шкуру и положил у себя в пещере. Он попробовал пожарить на угольке мясо . Вкусно получилось. Человек забыл убрать веточку на которой жарил мясо и она сгорела и увеличила огонь. И тут человек смекнул чем больше угольку даешь тем больше он становится. Человек забыл о мере и начала жечь все: и шкуры и солому и кости. Заплясал огонь стал бегать по пещере все сжигать. Тут вспомнил человек как вода залила огонь. Схватил он свой глиняный кувшин и полил огонь. Затих огонь. Тогда человек понял что огонь образуется от трения. И он придумал тереть ветку о ветку. И человек понял что огонь жадный и нельзя ему много давать. он научился греть на огне воду, жарить мясо,обжигать глину,даже топить жир животных. Так он научился огонь использовать и приручил его.

Конспект занятия в старшей группе «Как человек приручил огонь?». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Юлия Евстигнеева
Конспект занятия в старшей группе «Как человек приручил огонь?»
Цель:
— Расширять и уточнять знание детей о истории возникновения огня.
— Дать детям понятие, какой бывает огонь, как человек приручил огонь, как человек заставил работать огонь.
— Развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение.
— Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.
Материал:
— Иллюстрации к беседе первобытные люди, вулканов, грозы.
— Набор картинок с изображением плит, посуды.
— Бумага для рисования, цветные карандаши.
Предварительная работа:
— Беседа об огне.
— Чтение рассказов Е. Пермяка «От костра до котла»

Ход занятия:

Воспитатель. Давным-давно) когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днём людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашёлся среди богов один, пожалевший людей. Звали его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принёс его людям. Рассердился за это на Прометея самый главный бог Зевс и велел приковать виновного к скале в горном ущелье. Долгие годы страдал в горах прикованный Прометей. По приказу Зевса его терзал огромный орёл, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь Геракл, убив орла и разорвав цепи. А люди в благодарность за то добро, что принёс им Прометей, сложили о нём эту легенду.
— Как древние люди согревались?
Игра «Прошлое и современное»
Во время этой игры дети должны называть похожие по назначению предметы и объекты, которые заменили устаревшие.
Дети. От солнца.
Воспитатель. Какой бывает огонь?
Мир, который ты видишь вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце согревает нашу землю, — это огонь. «Огнедышащие горы» — вулкан, из которых время от времени выползает раскалённая лава, — это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие во время грозы, — это тоже огонь.
Огонь даёт тепло и свет всему живому на нашей планете. Посмотри, как на землю посеяли зерна; под лучами Солнца из них выросли хлебные колосья; из этого урожая испекли хлеб; потом ты съел кусочек хлеба. Выходит, что ты съел кусочек Солнца и к тебе, перешла часть его силы!
Вот почему в древности люди поклонялись Солнцу, считали огонь священным и почитали его наравне с водой, землёй и воздухом.
— Почему древни люди поклонялись огню?
Дети. Огонь даёт тепло всему живому на нашей земле.
Воспитатель. Как человек огонь приручил?
Кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два кусочка дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться и наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добывать своими руками! Не нужно дожидаться, когда молния зажжёт дерево или случится пожар в лесу.
Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить – получилось! Потом изобрели маленький лук для этой палочки – дело быстрее пошло. Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукать камень об камень – выскочит искра. Упадёт она на сухой мох, вот и костёр готов. Это способ и сейчас живёт – в кремневых зажигалках.
Много лет назад изобрёл человек спички: удобно, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане приручённый огонь.
— Ребята, а как древний человек добывал огонь?
Дети. При помощи палочек, камня.
Пантомима «Покажи пословицу»
Из маленькой искры большой огонь бывает. От жара и камень треснет. С огнем не шути, обожжешься! Не подкладывай к огню соломы. Не хочу возле пламени ставать: может дунуть так, что обгоришь. Огонь не вода — охватит, не выплывешь. Огня огнем не затушишь, надо воды.
Воспитатель. Как человек огонь работать заставил?
— А в чём мама готовит еду?
Дети. В посуде
Воспитатель. Хорошей посуды у людей долго не было. Пищу готовили на плоских камнях, потом научились лепить горшки из глины. Только что это было за горшки? Чуть стукнешь по нему он и расколется. Стали готовые горшки после сушки на огне обжигать: они получались крепкими, звонкими. Через много-много лет люди научились делать красивые белые тарелки, чашки, вазы. Они хоть и не похожи на тёмный горшок, а тоже сделаны из глины, только белой. Ещё из обожженной глины стали делать кирпичи и строить большие дома. Даже книги когда-то писали на глиняных плитках, обжигали их для прочности на гоне и складывали в ящики. Каждая плитка это листок, а ящик — целая книга. Некоторые глиняные книги сохранились до наших дней, а веди им по пять-шесть тысяч лет. Из обыкновенного песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло, из камней добывать металлы: медь, олово, железо. Шли годы, а человек всё думал, где ещё можно заставить работать огонь? Думал-думал и придумал. Решил он подружить самых непримиримых врагов: воду и огонь, а потом использовать их силу. Сделал человек хитроумную машину и стал в ней огнём нагревать воду. Когда вода нагреется, из неё появиться пар. Вот этот могучий сын воды и огня и стал делать, а человека самую тяжелую работу: откачивал воду из шахты, поднимал грузы. А вскоре даже стал возить эти грузы и людей по железной дороге и по морю. Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах, тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.
Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадку:
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины —
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита.)
Чтение рассказа Е. Пермяка «От костра до котла»
Упражнение «Опиши свою плиту»
Воспитатель предлагает описать по памяти все плиты, которые есть в доме, на даче (где стоит, форма, цвет, сколько конфорок.).
Выберете те картинки, на которых изображены различные пожароопасные ситуации. Воспитатель. Молодцы. Рефлексия. Воспитатель раздаёт различные игры по теме.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность., СПб, «Детство — пресс», 2002 г.
2. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности., Москва, Дрофа, 1998 г
3. Попок Е. Л. Чтобы не было пожара, Москва, Просвещение, 1985 г.
4. Пидручная С. Огонь — наш друг, огонь — наш враг // Дошкольное воспитание №5, 2006г.
5. Шорыгина Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет», М., Творческий центр, 2005 г.
6. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М., Книголюб, 2004 г.

Конспект занятия «Как люди приручили и где поселили огонь». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Светлана Кузнецова
Конспект занятия «Как люди приручили и где поселили огонь»
Цель: Совершенствование конструктивных способности детей шестого года жизни, конструируя по предложенному образцу. Расширить знания детей о том, какую пользу приносит человечеству огонь и как человек научился им управлять.
Задачи:
Расширять представления о важнейших изобретениях человечества.
Показать место огня в развитии человеческой культуры.
Создать условия для самостоятельного конструирования «домиков для огня» из деревянного конструктора (по выбору).
Продолжать учить планировать деятельность: определять замысел (цель) и мотив, выбирать подходящий способ, разрабатывать содержание и достигать поставленной цели, анализировать и оценивать результат.
Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление.
Воспитывать инициативность, активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.
Материалы, оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображением огня, коллекция «домиков» для огня (фонарик, свеча, лампа, примус, новогодняя гирлянда и др., видеозапись «Горит огонь», ноутбук или видео проектор и экран, изготовленные ранее «огоньки» из салфеток и фольги, комплекты строительных деталей для свободного выбора детьми, конструктор «кирпичики».
Содержание НОД:
Педагог: — Ребята, я хочу загадать вам загадку, вот послушайте её внимательно и отгадайте:
Живёт в фонаре,
В стеклянной норе,
В конце свечи,
В маяке, в печи,
Выключатель,
Кремень, спички –
Его братцы и сестрички.
Ответы детей: дети дают ответ на загадку, если угадать не удалось, воспитатель задаёт наводящие вопросы.
Воспитатель: Да, ребята – это действительно огонь, давайте посмотрим как он красиво и завораживающе горит. (Просмотр небольшого ролика «Горит огонь»).
А сейчас я вам расскажу сказку: «Огонь — друг, огонь — враг».
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел — по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал все подряд.
Педагог: И вот однажды повстречался на его пули Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Педагог: Скажите, дети, для чего человеку нужен огонь?
Дети. Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т. д.
Педагог: Молодцы дети, давайте подойдём к нашей выставке «домиков» для огня и рассмотрим, где человек поселил огонь, чтобы сделать его своим другом.
Дети рассматривают выставку «домиков» для огня и дают свои комментарии к увиденному.
Дети садятся на стульчики.
Педагог: Дети, а как вы думаете где ещё живёт огонь?
Ответы детей.
Педагог: — Огонь ребята, это природное явление, «прирученное» в давние времена.
Теперь мы и представить не можем свою жизнь без огня: огонь поселился в свечке, примусе, факеле, бенгальских огнях, в кухонной плите, в маяке, печке и камине. Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь — сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени — это сгорает ракетное топливо. Огонь живёт в лаве вулкана.
(Свой рассказ педагог сопровождает показом картинок или слайдов на ноутбуке или видеопроекторе).
Педагог: Дети, а как вы думаете, что может случиться если огонь останется без присмотра?
Ответы детей: Разгорится пожар.
Педагог: Да, когда огонь остаётся без присмотра, он может натворить много бед, он показывает свой характер, стремится убежать и погулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Педагог: Дети, помните, на прошлом занятии мы с вами конструировали огонь из бумажных салфеток, вот они ваши огоньки, (раздаёт детям ранее сконструированные огоньки).
У нас сейчас в детском саду как раз идёт неделя добрых дел, и я предлагаю вам смастерить для ваших огоньков «домики», пусть наши огоньки несут только добро, согласны со мной, ребята?
Ответы детей: да конечно согласны.
Педагог: На улице февраль месяц, холодно, я думаю, что наши куколки с удовольствием погрелись бы у камина или русской печки? Вам нравиться моя идея построить камины и печки для наших куколок?
Ответы детей: Да конечно.
Педагог: Я построила печку и камин по своему замыслу, придумала и построила, и поселила в них огоньки.
Конечно, настоящие печи строят из кирпича, который делают из глины (показывает маленькие кирпичики, а я вам предлагаю взять деревянный конструктор для нашей работы. Садитесь за столы, закрывайте глазки и представьте, что вы сейчас будите строить. Если не хочется строить одному, модно объединиться в команды по два человека. Выбирайте необходимые для вашей постройки детали и действуйте по своему замыслу, можно за образец взять мою печь и камин, главное, чтобы в вашей постройке было место, где поселится огонёк. В случае затруднения педагог помигает советами, показывает картинки или предметы.
Дети конструируют их деревянного конструктора.
Педагог: Молодцы ребята, какие интересные у вас получились постройки, теперь заселяйте свои огоньки в их безопасные домики.
Посмотрите, ребята, какие интересные у вас получились постройки, мы их перенесём в музей «домиков» для огня и пригласим куколок погреться у огня, а в русской печку можно и еду приготовить. Оцените, аккуратные ли у вас получились постройки, всё ли удалось, что особенно понравилось?
Дети переносят свои постройки в мини-музей, усаживают кукол. Рассматривают постройки друг друга, расширяя тем самым свой художественный опыт.
Педагог: Молодцы, дети, мне очень понравилась ваша работа, а что вам сегодня особенно запомнилось и понравилось?
Ответы детей.

Приручение огня: vitas1917

«Приручение» огня – безусловно, одна из важнейших инноваций в истории древнего человечества. Именно огонь (вроде бы) позволил людям освоить северные регионы нашей планеты (а как же иначе можно было выжить в широтах, где температура зимой падала ниже нуля?). Согласно гипотезе Ричарда Рэнгема (Гарвардский университет, США), именно переход к термообработке пищи способствовал ускоренному росту мозга у гоминид (приготовление пищи на огне сделало ее легче усвояемой, что способствовало высвобождению энергии, необходимой для питания крупного мозга).
Когда же появилась данная технология, и когда использование огня стало для людей обычным делом? Первые (но не бесспорные) свидетельства использования огня имеют возраст 1.6 млн лет (об этих свидетельствах мы еще поговорим). Также считается, что уже гораздо позднее особо продвинутые технологии использования огня позволили африканским сапиенсам покорить Старый Свет, потеснив неандертальцев…
Проблема в том, что в отличие от орудийной деятельности, технологии, связанные с «контролируемым огнем», гораздо сложнее распознать по археологическим материалам.
Что обычно находят археологи на древних стоянках? Каменные орудия либо их фрагменты, и иногда остатки трапез. Если и был тут очаг – от него остается немного. Если стоянка находилась на открытой местности – то ветер или вода легко могли стереть все следы использования огня. В пещере вероятность, что что-то сохранится, больше. Чаще всего такими следами могут быть отложения, на которых находился очаг (их можно выявить по цвету и изменениям структуры); каменные орудия со следами нагрева; обугленные кости и древесный уголь.

Однако не только человек мог оставить такие следы.

А если тут было вулканическое извержение? Удар молнии, лесной пожар? Обугленные кости могли попасть в пещеру вместе с водным потоком. Мало ли что могло произойти за десятки тысяч лет! Вот если таких находок в пещере много, если они сосредоточены в одном месте, в сочетании с явными следами длительного пребывания человека, если всё это, судя по геологическому контексту, не было перемешано, а лежит «на своих местах» — только в таком случае можно считать, что огонь здесь, вероятно, разводил именно человек.
Авторы публикации — Паола Вилла из Колорадского университета в Боулдере (США) и Вил Рубрукс из Лейденского университета (Нидерланды) в поисках таких надежных свидетельств провели детальный анализ 141 палеолитического местонахождения. Авторы исследования обратили основное внимание на Европу, где есть большое количество хорошо изученных археологических памятников разного возраста.
Известно, что люди появились на юге Европы более миллиона лет назад (древнейшим местонахождением является Сима дель Элефанте в Испании). А на север Европы люди продвинулись более 800 тысяч лет назад (таким возрастом датируется английское местонахождение Хэпписбург / Happisburgh 3).
Поразительно, но при всем этом явные свидетельства использования огня человеком имеют возраст не более 300-400 тысяч лет! Такие датировки получены для двух местонахождений – Бичес Пит (Beeches Pit) в Англии и Шёнинген (Schoningen) в Германии.
Более древние свидетельства дружбы европейцев с огнем крайне скудны и ненадежны. Если говорить об открытых местонахождениях – отсутствие следов огня можно списать на кратковременность пребывания людей на них, либо на геологические процессы. Но аналогичная картина наблюдается и в пещерах. Авторы рассматривают 6 известных пещер: Треугольная (Россия), Козамика (Болгария), Висоглиано (Италия), Сима дель Эльфанте (Испания), Араго (Франция), Гран Долина (Испания).
Особенно удивительно отсутствие следов использования огня на таких богатых археологическими материалами стоянках, как Араго и Гран Долина. В Араго найдено большое количество каменных орудий и костных останков. Следы огня обнаружены в Араго только в верхних слоях, моложе 350 тыс. лет. В нижних же уровнях (начиная с примерно 550 тыс. лет назад) – ни угля, ни обожженых костей… При том, что люди постоянно жили здесь в течение нескольких сотен тысяч лет! В Гран Долина – ситуация такая же, за исключением нескольких углей, которые явно попали сюда снаружи. «Это поразительно», пишут авторы статьи. Получается, что люди обитали в Европе, где зимой бывало совсем не жарко, в течение 700 000 лет, не зная огня!
И только в более поздние эпохи использование огня, судя по археологическим данным, становится обычным делом. В частности, на стоянках неандертальцев найдено большое количество продуктов горения. В качестве топлива употреблялось как дерево, так и кости. И судя по всему, неандертальцы отнюдь не ждали удара молнии или «падения метеорита», они сами умели добывать и хранить огонь.
Особенно интересны находки, говорящие о том, что неандертальцы уже 200 тысяч лет назад не только «грелись у первобытного костра», но и с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам (см. фото).
Подобные технологии известны и у африканских древних сапиенсов (стоянка Пиннакл Поинт / Pinnacle Point в Южной Африке, возрастом 164 тысячи лет). Получается, что неандертальцы до такого смогли додуматься раньше, чем сапиенсы. Поэтому говорить о технологическом превосходстве древних сапиенсов, по крайней мере, в области «пиротехники», нет никаких оснований.

А за пределами Европы?

Авторы рассматривают и стоянки древних людей в Азии и в Африке. В Азии, судя по всему, применение огня -также как в Европе — становится обычным делом между 400 и 200 тыс. л.н. Например, в пещере Кесем в Израиле (о которой мы недавно писали) древесный пепел является главной частью пещерных отложений, сопряженных со следами деятельности человека, т.е. здесь постоянно использовался огонь.
Показательна история со знаменитой пещерой Чжоукоудянь в Китае, рассказ о «тысячелетних слоях золы» в которой вошел в учебники. Увы, как выяснилось, это была не совсем зола. См. подробней здесь
Авторы приводят, однако, одно исключение – местонахождение Гешер Бенот Яаков в Израиле, возрастом 780 тысяч лет. Здесь найдена обугленная древесина и множество маленьких фрагментов орудий (размером до 2 см) с явными следами нагрева. Такие фрагменты обычно остаются, если изготовление орудий происходило вблизи огня. Археологи считают, что подобные микроартефакты со следами горения – лучшие индикаторы того, что когда-то здесь был очаг.
Можно сделать вывод: уже 780 тысяч лет назад некоторые популяции людей использовали огонь, но общечеловеческой эта технология стала гораздо позже.

Этот очаг – вовсе не очаг?…

Теперь — о древнейших следах использования огня в Африке. К таковым относят многочисленные обожженые кости в Сварткрансе, ряд находок в Чесованье и Кооби Фора, возрастом 1.5 – 1.6 млн. лет.
По мнению авторов статьи, хотя эти находки сделаны в местах, где жили гоминиды, «нет доказательств, что именно гоминиды использовали этот огонь». Возможно, речь идет об огне природного происхождения. Грозы с молниями в Африке, кстати, случаются гораздо чаще, чем в Европе – пишут авторы.
Очень странно. В Чесованье, вроде бы, даже найден целый очаг, с выкладкой камней вокруг… Он тоже появился от удара молнии?
Итак, по крайней мере в Европе люди стали регулярно использовать огонь достаточно поздно, не ранее второй половины среднего плейстоцена. «Это конечно не отвергает возможности случайного и эпизодического использования огня людьми в более древние эпохи».

Но как прожить без огня в Европе?

А вот так. «Мы полагаем, что ранние гоминиды НЕ нуждались в огне для колонизации северных областей», — пишут авторы статьи. Активный образ жизни и богатая белком пища помогали людям переживать холода. Ели они сырое мясо и рыбу (как некоторые современные охотники-собиратели), и видимо это не помешало их мозгам расти.
В конце концов, что мы знаем о выносливости наших далёких пращуров? Может быть, они могли зимой на снегу спать? Ведь современные люди – это «продукт длительной адаптации к изменениям в их рационе и образе жизни», и о том, как изменился наш организм в результате такой адаптации, известно очень мало…
http://antropogenez.ru/single-news/article/70/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Освоение_огня_древними_людьми

Как первобытный человек приручил огонь.


Трудно переоценить значение огня в жизни современного человека. Но так было не всегда. Этот рассказ о том, как огонь был приручен первобытным человеком. Дадим ему имя – Перчел.
Встреча Перчела с огнем произошло во время лесного пожара, возникшего после грозы. Перчел, как и дикий зверь, боялся огня. Огонь нес смерть и Перчел, увидев зарево пожара над горизонтом и уловив запах дыма, поспешил как можно быстрее удалиться от опасного места.
Прошло некоторое время, лесной пожар утих. Любопытство взяло верх над осторожностью и Перчел решил приблизиться к недавно опасному месту. Он с удивлением обнаружил, что небольшие остатки огня не несут опасности, наоборот, от огня веяло приятным теплом на фоне приближавшейся прохладной ночи. Кроме того, сметливый Перчел заметил, что если огня боятся дикие звери, то около него можно безопасно переждать темное время суток.
Однажды, обследуя территорию, на которой некогда бушевал пожар, Перчел наткнулся на тушу погибшего в огне животного. От животного исходил необычайный, но привлекательный запах. Потыкав в тушу первобытным топором Перчел определил, что мясо оказалось мягким, а попробовав на вкус, оно показалось ему заметно вкуснее сырого.
Впечатления, полученные от первой встречи с огнем, врезались в память Перчела. А что же дальше?
Во время очередного небольшого низового пожара Перчел уже не бежал в панике, как в прошлый раз, а наблюдал, хоть и издалека за огнем. Огонь пугал и одновременно завораживал. Перчел заметил, что огонь горит не сам по себе, а питается сухой лесной подстилкой и сучками, валявшимися на земле. Перчел понял, что подкладывая сухие ветки можно подкармливать огонь. Зная, что хищники боятся огня, около его можно обогреться в холодное время, а мясо, побывавшее в огне, вкуснее сырого Перчел решил использовать его себе на благо.
Так произошло приручение огня человеком. В дальнейшем, для переноски огня при смене стоянки Перчел стал использовать слепленную из глины посудину и одновременно задумывался, что было бы неплохо самому научиться добывать огонь. Но это уже другая история.

Сказка «Как человек огонь приручил». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Ольга Кошевая
Сказка «Как человек огонь приручил»
«Жил-был огонь. Был он весёлым и горючим. Гулял, где хотел, что хотел, то и делал. Никого е щадил, сжигал всё подряд и стал злейшим врагом всего живого.
Большую беду нёс огонь везде: в лес, на луга, в дома, — где только появлялся.
И вот однажды повстречал Человека:
-Слушай, Человек, а давай померимся силами. Человек согласился. И начался великий бой не на жизнь, а на смерть. Силы были неравные. Огонь ослабевает, ему ветер помогает, силы прибавляет. Иссякли силы у Человека и решил он хитростью победить Огонь. Заманил его к реке и прыгнул сам в речку, в воду, а огонь за ним. Да не тут-то было, схватил Человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить… Взмолился Огонь: «Не туши меня, верой и правдой служить тебе буду!» Пожалел его Человек. И правда, сдержал огонь данное слово, с тех пор начал служить он людям, стал другом.

Первобытный человек и огонь: как добывали и хранили и для чего применяли огонь древние люди. » Дикая граница

Приручив огонь, люди поняли, какие преимущества он дает. Они применяли его при приготовлении пищи, использовали как источник тепла и света темной ночью, яркое пламя отпугивало от жилища диких зверей, а дым отгонял насекомых. Позже первобытные люди научились обжигать глину для изготовления посуды и плавить с помощью огня металл при создании орудий труда и охоты.
Огонь свято хранили, круглосуточно поддерживали, чтобы не погас. Долгое время после того, как пламя начали использовать в быту, первобытные люди не умели его добывать. Сначала научились извлекать огонь при помощи трения двух кусков дерева друг о друга. Позднее стали применять технологию удара камень о камень для того, чтобы появилась искра. А еще позже научились делать кресало, что значительно облегчило добычу огня.
Ученые доказали, что с применением приготовленной пищи первобытные люди стали быстрее развиваться умственно, увеличилась продолжительность жизни, появилось много изобретений. «Приручение» огня считается одним из самых значительных открытий в истории всего человечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *