Легенда о харцызске

К истокам города Харцызска — 15 Ноября 2013 — Блог — Енакиево как на ладони

ДУМА о ЕНАКИЕВО
№8

РЕКА
КРЫНКА ИЛИ КУДА ТЕКУТ ВОДЫ (часть
4)

Бородин
Сергей

Зугрэс — Троицко-Харцызск —
Степано-Крынка


Несмотря на моё желание пройти за этот год
всю реку Крынка, вернулся к её реализации я только в середине ноября, и
то благодаря тому, что нашёлся попутчик. Вдвоём с супругой
идти Крынку не хотелось, а у попутчиков дом, семья, работа. Да
и погода в сентябре внесла определённые коррективы в
планы.
14 ноября.
Серый осенний день после дождливой ночи. Прогнозы — весь день
несильный дождь. Созвон по утру:
— Идём?
— Конечно идём.
И на душе погода
наладилась. Армейский комуфляж и берцы не боятся дождя и грязи
— значит главным врагом похода может стать только лень. А впереди
долгая зима, и такие деньки будут вспоминаться как упущенный
шанс.
Стартовать для прохода
четвёртого участка нужно с плотины Зугрэсовского
водохранилища. В Зугрэс закинулись на машине, где её и
оставили. Вышли на плотину. GPS поймал спутники – вперёд, Крынка
зовет.

Сразу за плотиной
нашлось хорошее место для ночёвки с родником. Запомним, может
когда придётся здесь ночевать.Правый берег реки превращается в
пятидесятиметровый отвес со скользкой тропой внизу. Несколько
рыбаков пытаются ловить рыбу, похоже малоуспешно — не сезон. Река
не проходима для лодки из-за многочисленных заторов,
образованных упавшими деревьями. Но скальные выступы
попадаются очень красивые.



Панорама реки Крынка
Для приблежения панорамы используйте
Через несколько километров входим в
посёлок Николаевка. Пройти по берегу невозможно — уходим вглубь по
улицам. В посёлке Николаевка несколько красивых видовых площадок на реку и
железный пешеходный мост на другой берег.

Посёлок запомнился
рыбацкими снастями и свалками. Мне ещё не доводилось видеть таких
«пауков». Установка размером 5 на 5, с небольшими молодыми
деревьями вместо дуг (точнее с привязанными удлинителями дуг) и
стационарными ручными лебедками для поднятия этого чуда. В
поселке Николаевка таких установок штук 5. Стоят свободно, не спрятанные.
Напомнило 90-е на енакиевском море. Свалки прям на окраине огородов и
между домами тоже вернули памятью к Енакиеву 90-х, когда мусор
из частного сектора не вывозился. Такое ощущение, что
Енакиево и Харцызск находятся в разных временах.
В
посёлке встретили автобус на Зугрэс-2 — Николаевка.
На окраине посёлка Николаевка находится дачный городок,
за которым открываются живописные скальные места. Высота
хребта примерно 50 метров. Высоковольтные столбы наверху
выглядят детскими.


Живописный участок сменяется скучным равнинным ближе к поселку
Шахтное. Шахтное сегодня не соответствует своем названию –
шахта закрыта как не рентабельная.



Пройдя под ж.д.
мостом с огромными колоннами выходим на автомобильную дорогу,
всю покрытую угольной сажей. Видать не один миллион тон угля
провезли здесь огромные большегрузы. Откуда?
Возле
моста есть спокойное глубокое место, оборудованное тарзанкой и
деревянными сходнями на дерево. Кратко посовещавшись, решаем
купание оставить на другой поход. Середина ноября как ни
как.
Далее река
вывела нас в посёлок Троицко-Харцизск. В центре посёлка
усмотрели церковь, к которой и отправились. Церковь явно
новострой, а вот колокольня дореволюционная. Эта церковь имеет
огромное историческое наследие для Донбасса, как и весь
поселок Троицко-Харцизск.



Мне неоднократно
приходилось слышать, что источником названия города Харцызск
является придание о неких бандитах харцызах, которые здесь
проживали. Легенда интересная. Но есть к этой легенде еще и
продолжение, которое опровергает информацию о том, что эти самые лихие
люди жили на территории нынешнего Харцызска. А дело было
так:
Легенда и Харцызске и
Харцызяках

Населенный пункт
Троицко-Харцызск основан в 1786
году. Народное предание говорит об обстоятельствах основания поселка. В
16-17-м веках на территории Дикого Поля было одно село —
Бахмут (ныне — г. Артемовск Донецкой области). Оно не
опустошался татарами и турками только из-за того, что там и
тогда добывалась каменная соль, которая поставлялась в том числе и
в Крым.
Возили соль
чумаки. Их путь пролегал вдоль реки Крынка. Там их часто
останавливали местные рэкетиры — т.н. харцизы — которые за каждый воз
соли требовали пошлину, а несогласных платить просто убивали.
Харцизы занимались этим довольно долго и когда стали уже
старыми — пришло время думать о вечном. Собрались они в
большой тревоге: как же они предстанут перед Страшным Судом? И
ужас охватил их в предвкушении расплаты за свое неправедное жизни.
Долго думали они: что делать? И решили сложиться деньгами и
построить церковь. Так и сделали. Храм назвали именем Святой
Троицы. Вокруг церкви начали селиться люди, и село назвали
Троицко-Харцызск.
Спустя целый век, прокладывали в
окрестностях Троицко-Харцызска железную дорогу, станция
которой находилась в пятнадцати верстах в стороне от поселка.
Так станцию и назвали по названию ближайшего поселка —
Харцызск. Вокруг станции вырос город, который сохранил
название Харцызск. Но легенда о бандитах харцизах относится именно к
Троицко-Харцызску, а не к Харцызску.
Напротив храма — ухоженная сельская школа
с пластиковыми окнами, детской площадкой, спортивной
площадкой. За школой центральная площадь с памятником войнам
ВОВ. Цветов у памятника нет, но памятник ухоженный. Да и сам
посёлок ухоженный. На выходе из посёлка есть автомобильный
мост через реку со старыми сваями и колодцем. Вид моста
наводит на мысль – по нему еще чумаки пересекали Крынку.


За мостом продолжаем
движение по правому берегу реки. Прошли бахчу, с уже
собранными арбузами, мусорный полигон и вышли на «нечто». Как
это назвать правильно я не представляю. Однажды, путешествуя
по харьковской области, я видел огромного монстра — установку
по добыче сланцевого газа, которую я идентифицировал как
подводную лодку в степях Украины. Бывал я на горловских
ртутных карьерах, которые можно назвать наследием советской
эпохи (страны, которая претендовала на мировое господство), и
результатом работы тысяч рабочих горловского ртутного завода. Но
как идентифицировать огромную копанку, в которой уголь
добывают открытым способом с использованием карьерных
самосвалов БЕЛАЗ. Копанку, превратившую огромную площадь
донецкой степи в последствия ракетного удара инопланетян, я не
знаю. Траншеи глубиной в десятки метров, огромные отвалы земли
и породы — а для чего? Для обогащения единиц?
Страшные места. Видимо эти места уже три века
страшные для проходящего путника.





Подобная копанка находится и на холме
с другой стороны поселка Троицко-Харцызск, напротив поселка
Шахтное.
Вышел водитель машины
— поинтересовался какого нам здесь надо –
объяснили, что гуляем и пошли гулять в другое
место.
Вернувшись к реке,
устроили обед с костром, и двинулись далее.

Вышли к
пионерскому лагерю Космический. Пройти за территорией лагеря
вдоль речки можно не везде. Местами берег топкий, местами
свалки обрезанных деревьев и горы мусора в виде бутылок,
одноразовой посуды и прочего хлама. Так как речка в этой части
не судоходная — вариант того, что этот мусор скидывается
туристами с бортов проходящих теплоходов отпадает. Остаётся
один вариант — лагерь. Но зачем самим у себя под забором
устраивать свалку — не понятно. Сам лагерь очень чистый и
ухоженный.
За лагерем находится
водокачка в виде старой постройки. Красивое здание не похожее
на сегодняшние типовые коробки. Вышел работник водокачки,
сообщил, что по этому берегу дальше не пройти — нужно
переходить на левый берег по трубам.

Трубы перекинуты на высоте 3 метра над
берегом и 4 метра над водой. Подъём на трубы с одной стороны
по прикладной железной лестнице с ровными очень узкими ступеньками, спуск — по деревянной, скользкой и кривой. Можно сказать — разве это проблема
для туриста? Для туриста нет, а для туриста с собакой — да.
Это был цирк. На трубы собака залезла по лестнице можно
сказать сама (снизу подталкивали, а она переставляла лапы по
ступенькам). А спускаться по скользкой деревяшке она отказалась.
Пришлось, преодолевая ее активное сопротивление, силой
спихивать задом наперед и ловить внизу. Обошлось без
травм.
За водокачкой
обнаружилась запруда с водоскатом.

Дальше река начала петлять и
извиваться из стороны в сторону. Скорость приближения к
конечной точке — селу Степано-Крынка упала. Места очень
живописные, но тропа понад рекой очень слабая и заросшая. Время пошло к
закату, в ноябре он наступает в четвёртом часу. Фотки делать уже смысла не было — получатся темными. Решили
ускориться и последние 5 км до села прошли в максимальном
темпе, который могла позволить тропа. В Степано-Крынку зашли
вместе с ночью. Минут через 10 стало совершенно
темно.
Финиш. Успели. Да только
остался один вопрос. Как вернуться к машине в Зугрес. Я очень
надеялся, что из села должен идти автобус, часов в 5, который
привезет жителей села с работы.
Встретили местную жительницу — она нас
очень заинтриговала — автобусы так поздно не ходят. Супер. До
Зугрэса 13 км по трассе. Тяжко будет. Остаётся надежда на
попутки: но ночь, комуфляж и пустая трасса не сильно
располагают к успешности такой затеи. Вышли на трассу, попили чая из
термоса. Присмотрелись — в темноте остановка, на остановке
люди. Идём к останове:
— А что автобус
будет?
— Ну да, минут через десять будет.
— Куда?
— На Зугрэс.
— Часто он ходит?
— 3 раза в
день.
Вот это подарок!
Автобус и правда пришёл через 10 минут, на нем по 5 грн. мы
доехали до Зугрэса.
Расписание автобусов Зугрэс –
Степано-Крынка

Зугрэс 5.15 Степано-Крынка
6.00
Зугрэс 10.20 Степано-Крынка
11.00
Зугрэс 16.20 Степано-Крынка
17.00
Вот такое отличное получилось
окончание прекрасного похода. Пройдено было 25.5 км за 7
часов. Отличный вариант маршрута выходного дня.
Село
Степано-Крынка

Село
основано в начале XIX в. выходцами из Подмосковья, которые,
кроме земледелия, занимались добычей угля и железной руды
(недалеко от села Русско-Орловки). Сырье отправлялось на макеевские
заводы.
На остановке местные жители
рассказали о жизни поселка Степано-Крынка. В поселке проживает
около 400 человек. Возле поселка компания Наша Ряба строит
новую птицефабрику, которая и станет источником будущего
дохода поселка. В поселке работает школа. В школе сделали
хороший ремонт, установили детскую площадку и компьютерный класс.
Правда первоклашек лишь четверо – зато получается почти
индивидуальное обучение.
Продолжение следует…
Бородин Сергей
14 ноября 2013 года

История — Администрация города Харцызска

Харцызск- ты судеб наших взлет!
Начало истории
Территория Харцызска и подчиненные ему города Зугрэс, Иловайск, поселки Зуевка, Троицко-Харцызск занимают территорию около 20690 га. Эту территорию называем Харцызский край, есть еще одно неофициальное название — Большой Харцызск.
Благодаря археологическим поискам и раскопкам, известно, что на территории Харцызского края люди появились в среднем палеолите (от «палайос» — древний и «литос» — камень) или древнекаменном веке в конце ашельской эпохи примерно 130 тысяч лет до н.э.
Первобытные люди осваивали нашу землю все последующие периоды, несмотря на изменения климата и природные катаклизмы.
Во второй четверти II тысячелетие до н.э. сформировалась срубная культура. Памятки этой культуры — наиболее численные на территории Харцызского края. Свое название культура получила от традиции погребения покойников в специально построенных срубах в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. В июне 1971 года на дороге Харцызск-Ханженково, недалеко от кургана «Горила (Горихова) Могила» проводились раскопки погребения срубной культуры эпохи бронзы, датируемой 16 веком до н.э. В яме, облицованной каменными плитами, был обнаружен плохо сохранившийся скелет человека, бронзовый нож, два плоскодонных глиняных сосуда. В августе 1993 года в ходе совместной археологической экспедиции Донецкого областного краеведческого музея и музея истории города Харцызска был исследован курган, находящийся на высоком склоне правого берега реки Крынка (район Ханженковского водохранилища). В кургане находилось два погребения срубной культуры 14—13 веков до н.э., фрагменты глиняной лепной керамики и целые сосуды.

С поздней срубной культурой многие исследователи связывают племена киммерийцев. Это первый народ на территории нашего края, зафиксированный письменными источниками.
В 7 веке до н.э. в степях появились скифы — кочевой народ, оставивший после себя многочисленные памятники. Со скифами связано и первое государственное образование на нашей земле. К 40-м годам 4 века до н.э. скифский царь Атей закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная. Со скифами окончательно утвердился в степях железный век.
В начале 3 века до н.э. гегемонию в степи почти на 500 лет захватили сарматские племена. Потом сарматов разгромили гунны и окончательно уничтожили готы.
В период раннего средневековья территория нынешнего Харцызска входила в состав государственных образований кочевых народов, в частности — Хазарский каганат (7-10 в н.э.). Население занималось земледелием, скотоводством, разными ремеслами.
В середине 11 века в приазовские степи пришли половцы. Началась долгая борьба Руси с Половецкой степью. В то же время половцы (кипчаки) вместе с русскими воинами участвовали в княжеских усобицах, ходили с русскими князьями на Венгрию, Польшу, Волжскую Булгарию, заключали дипломатические браки с наследниками удельных русских князей. Вместе с русскими дружинами встали на борьбу с монголами. Тюркоязычные племена половцев оставили в степях яркие произведения средневекового искусства, ставшие своеобразной визитной карточкой и Харцызского края. Это половецкие скульптуры, более известное название которых «каменная баба». На территории поселка Троицко-Харцызск до недавнего времени находилось шесть каменных половецких изваяний. По сведениям местных жителей, много половецких скульптур было на территории посёлка Зуевка.

Дикое поле.
В конце 13 века половецкая степь попадает под власть Золотой Орды. В конце 14 века, когда в результате военной компании (1395 год) великого азиатского завоевателя Тимура Золотая Орда была разгромлена, постепенно мощная когда-то держава превратилась во второстепенное государство. К первой половине 15 века могущественное монгольское государство Золотая Орда пришло в полный упадок. На его месте образовалось ряд самостоятельных государств, среди которых особо выделилась Большая Орда, расположенная между Днепром и Доном. В середине 15 века Донецкие степи оказались в центре ожесточенной борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством, которая привела к поражению Орды.
Свои политические вопросы и различные конфликтные ситуации на этих землях решали так же Великое княжество Литовское и Московское государство. Именно с этого времени начался процесс значительного уменьшения численности населения степных земель. Сначала их покинуло оседлое население, а потом и кочевое. Процесс этот проходил довольно быстро. Источники 16—17 веков сообщали об огромных безлюдных степных пространствах, лежащих между Московским государством и Крымским ханством, где расстояния измерялись днями, неделями и даже месяцами пути по абсолютно незаселённым землям, на которых можно встретить лишь диких животных или вольных людей, занимающихся промыслами и разбоем. Эти степные просторы в документах 17 века получили название Дикое Поле.
После окончательного распада Золотой Орды в 15 веке в наших степях так же обосновались ногайцы, выходцы из Северного Кавказа
Казацкая вольница
С XVI века на необжитых землях Дикого поля у южных границ Московии и Речи Посполитой стали селиться смелые и неукротимые люди. Это были донские и запорожские казаки, беглые крепостные крестьяне, обедневшие дворяне. Суровые испытания, постоянные стычки с ногайцами, закалили этих смельчаков. Они не подчинялись власти крымского хана и турецкого султана, смело отстаивали свое право на существование.
Современные города Харцызск, Зугрэс, Иловайск расположены на землях, которые в 15—18 веках принадлежали Запорожскому и Донскому войскам. Через земли Харцызского края поддерживалась постоянная связь между Запорожьем и Войском Донским — проходил так называемый «секретный шлях» из Сечи на Дон. Первые казацкие сторожи на донецкой земле появились после образование Запорожской Сечи (II п.16 века). Сторожевые посты казаков стояли на реке Кальмиус. Они охраняли чумацкий «соляной» путь и берегли свою землю от набегов татар. Сторожевые пикеты, зимовники были разбросаны и по нашей Харцызской земле. На Зуй-горе стояли казацкие дозоры. Казаки выезжали в степь конными дозорами по 10-15 человек, разбивали временные станы, устраивали на высотах Нижней Крынки и Зуй-горы сторожи с пикетами, зимовники в виде хат для зимовки людей. Первые письменные упоминания о казаках на Дону встречаются в 1549 году. Ногайский князь Юсуф посылал жалобу Ивану Грозному о том, что казачий атаман построил на Дону три городка-крепости. Иван Грозный отвечал, что «те разбойники живут без нашего ведома и от нас бегают».
В эти времена на месте современного Харцызска проходил «малый шлях», по которому беглецы из Москвии и Речи Посполитой попадали в степь. На месте «малого шляха» создавались сторожевые посты казаков для охраны «больших шляхов», по которым двигались чумацкие и купеческие обозы. Часто эти важные торговые пути приходилось охранять от нападения не только турков, татар, но и грабителей. Один из «больших» чумацких шляхов проходил возле села Гусельниково, недалеко от нынешнего Харцызска. В те далекие непростые времена казацкой вольницы, закрепилось за жителями наших степей название «харцыз» «харцызяка». Харцыз, харцызник, харцызяка – слова тюркского происхождения и означают «разбойник». Турки, татары и крепостники называли так население степи, в частности, казаков, беглых крестьян. Купцы и чумаки «харцызяками» звали разбойников-грабителей, которые разоряли и грабили их обозы. Народное предание гласит, что » те харцызяки-разбойники, как коршуны таились в балках, что бы ночью напасть на спящих путников. В этих же глубоких оврагах, спасая награбленное, укрывались от погони…» Так и стали балки называть «харцызскими». В Донбассе насчитывается пять харцызских балок.
Есть еще одно объяснение слова «харцыз». С тех далеких времен дошла до нас быль о молодом запорожском казаке Зуе и его соратнике храбром Харцызе. Долго гремела слава по степи о подвигах бесстрашных побратимов. С именем Зуя связано название поселка Зуевка, Зуй-горы. О Зуй-горе в народе сложили песню: «… А на Зуевой горе, рано утром на заре, эй! собирались на совет смелые харцызы!» Имя Харцыза увековечено в названии города Харцызска и поселка Троицко-Харцызск.
В середине 18 века российское правительство установило границу между Войском Запорожским и Войском Донским по реке Кальмиус. Левый берег Кальмиуса был передан Области Войска Донского. Донская войсковая канцелярия стала выдавать казацким старшинам разрешения на занятие земельных участков и устройство казачьих хуторов. В наших краях владельцами крупных земельных участков стали представители Донского казачества из рода Иловайских.

В 1777 году представитель Войска Донского бригадир Дмитрий Иванович Иловайский основал в красивейшем месте слободу Зуевку на месте бывшего казацкого зимовника. В Зуевке генерал обустроил свое поместье и построил церковь во имя Живоносного источника Божией Матери. Образованный во 2-й половине 18 века в слободе Зуевка православный приход во имя Живоносного источника стал первым центром православия и первым православным приходом для жителей сел и хуторов, расположенных не только на землях Харцызского края, но и частично современной Макеевки и Донецка.


Второй сын Дмитрия Ивановича Иловайского — генерал-майор Иван Дмитриевич в 1803-1810 годах владел землями Иловайских на правом берегу реки Крынки у харцызского оврага, где протекала маленькая речушка Харцызская. Прекрасный знаток истории своего края, народных преданий и легенд, возникшей здесь еще в 1786 году слободе, он дал название — Харцызская. С 1804 года, с постройкой Троицкой церкви, слобода стала называться Троицко-Харцызская.
Поселок Харцызск во 2 половине 19 века.
В 1967 году акционерное общество, возглавляёмое видным предпринимателем, коммерции-советником, миллионером Самуилом Поляковым, начало строительство частной Курско — Харьковско — Азовской железной дороги, которая прошла буквально наискось через Донецкий кряж. Одной из станций на этой дороге была станция Харцызская. Дорогу построили за 10 месяцев и 23 декабря 1869 года на участке от Харькова до Таганрога началось движение поездов. Это и есть дата рождения Харцызска.
Курско — Харьковско — Азовская железная дорога сыграла важную роль в промышленном освоении края, разработке полезных ископаемых Донецкого кряжа и превращении Донбасса в промышленную житницу Российской империи.
Название станции Харцызская и образовавшегося вокруг неё поселка, связано с селом (слободой) Троицко – Харцызское, которое находилось в 8-10 километрах от строящейся станции. Крестьяне из этого села, желая подработать, участвовали в ее постройке. Южнее от Харцызска, на месте железнодорожного разъезда, тоже возникла станция, названная по фамилии владельца окрестных земель помещика Иловайского – будущий город Иловайск.

Железнодорожная линия делила посёлок на две части: северную и южную. Названий улиц и нумераций домов не было. Преобладающее большинство рабочих поселка были железнодорожниками. К началу 80-годов XIX века в Харцызске насчитывалось несколько десятков изб и трактир. Он еще не был включен в список населенных мест Российской империи.
Бурное развитие промышленности на юге России в конце ХІХ века благоприятно сказалось и на росте пристанционного поселка, который находился в центре крупного горнозаводского района. С 60-х гг. XIX века в окрестностях Харцызска стали добывать уголь. В 1897 году в поселке было уже 53 двора (120 хозяйств) с 674 жителями (429 мужчин и 245 женщин). Более половины их них (374 человека) были неграмотными. 6 человек имели среднее образование, а остальные – лишь начальное или домашнее. Из 674 жителей посёлка 99 являлись уроженцами области Войска Донского, а 575 – других местностей; 13 человек были выходцами из дворян и духовенства. 92 — из мещан, 550 — из крестьян, а 19 из других сословий. Русских насчитывалось 486 человек, украинцев – 188.
В северной части посёлка сосредотачивались деловые, административные постройки, полицейская управа, контора связи, купеческие лавки, трактир, водочный магазин. В 1902 году в посёлке силами общины была построена православная церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Власть в посёлке представляли два жандарма, урядник, несколько полицейских. Вокруг посёлка лежали обширные земли помещика Иловайского, зажиточных крестьян Золоторёвцев, Твердохлебова, Забарина, немецких колонистов.
Посёлок разрастался. Кто хотел строиться, через управляющего обращались к Иловайскому и им продавали участок земли. Строительные материалы можно было купить на лесном складе в Харцызске, Горловке, Коломенске или взять в кредит под проценты.

Безземелье и нищета гнали крестьян из голодных губерний царской России на юг. Шли из Курщины, Орловщины, Воронежа. Немало артелей «заробитчан» проходило и останавливалось в Харцызске. Каждый год ранней весной возле станции можно было видеть, как целые толпы людей в лаптях, парусиновых штанах, свитках, с «сидорами» (заплечными мешками) и плотничьими инструментами, терпеливо ждали появления вербовщика или панского управляющего, который подрядил бы на строительство или сельскохозяйственные работы, сроковые или покровские до 1 октября. Здесь же на станции Харцызская заключались договора.
С конца 90-х гг. XIX столетия по 1917 г. в поселке Харцызск работали промышленные предприятия: котельно — механический завод (Харцызский трубный завод); 3 небольших завода Шлихтов по производству сельскохозяйственных машин, перешедшие в собственность французов и получивших название «Рено» и «Фрессе» (Харцызкий машиностроительный завод); мельница, кирпично-черепичный завод. Работало 2 начальных школы и 2-х классное 6 летнее железнодорожное училище; самодеятельный драматический кружок .

С 1902 года население обслуживал санитарный поезд-вагон, курсировавший между Харцызском и Таганрогом. В нем работал один врач, имелось шесть коек и аптека. В 1913 году на станции Харцызская открылся приёмный покой.
Харцызск с 1920 по 1941 гг.
После установления Советской власти на Донбассе и гражданской войны, началось интенсивное восстановление и развитие хозяйства Харцызска (с 1920 года). На Харцызском трубном заводе освоили производство труб большого диаметра и он стал единственным в СССР поставщиком таких труб. Вводились в эксплуатацию литейные цеха на других заводах.

В 1923 г. недалеко от Харцызска началось строительство Зуевской ГРЭС и уже в 1931 г. электростанция дала промышленности первый ток, обеспечивая электроэнергией практически весь Донбасс. Около электростанции возник рабочий поселок – будущий город Зугрэс. В 1936 году Харцызску был присвоен статус города. В 1940 г. в городе началось строительство нового сталепроволочно-канатного завода.
11 Промыслово-кооперативная артель Красный фитинг,пожарная команда, 1924г.
Предвоенный Харцызск – это 13 тысяч населения. Около 6 тысяч жителей трудились на 7 предприятиях города: заводах трубном, строящемся сталепроволочно-канатном, кирпично-черепичном, «Красный фитинг», «ГлавУППО», также мельнице, маслобойне. В Харцызске была создана инфраструктура социально-культурных и бытовых учреждений, лечебных заведений, школ, В городе работало три клуба. Заканчивалось строительства клуба при заводе «Глав УППО». Мелкие продовольственные магазины обеспечивали жителей города многими необходимыми товарами. В Харцызске появились новые улицы, прокладывались первые тротуары, продолжалось строительство двухэтажных домов на Первой Майке (площадь Ленина). Совершенствовалось медицинское обслуживание. Были построены два новых корпуса поликлиники и стационара, в которых работало 7 врачей. При поликлинике открыли клиническую лабораторию. Была налажена работа детской консультации, молочной кухни, создана скорая помощь, действовали санитарно-эпидемиологическая и малярийная станции, а так же районная ветлечебница. При заводах города также были открыты свои медпункты. Всего в городе в 1941 году трудилось около 20 врачей и много работников со средне — специальным образованием.
В городе работало 5 школ, вечерняя школа рабочей молодёжи и фабрично-заводское училище (ФЗУ) при трубном заводе. (ф12) Система учреждений дошкольного воспитания только начинала оформляться в качестве структурного звена общей системы образования. Маленькие харцызяне посещали трое детских яслей и два детских сада. Весной 1941 года открыл свои двери детский сад для детей строителей и работников сталепроволочно-канатного завода.
В это же время развивались поселки Зугрес и Иловайск, что позволило им получить статус городов районного подчинения.
Вставай страна огромная!
(Харцызск в годы Великой Отечественной войны и гитлеровской оккупации)
С началом Великой Отечественной войны сотни жителей города ушли на фронт, был сформирован отдельный Харцызский истребительный батальон, создан эвакогоспиталь с отделением в Зугрэсе. С приближением линии фронта с августа 1941 года началась эвакуация предприятий и специалистов на Урал. Было вывезено большая часть оборудования трубного и строящегося сталепроволочно-канатного заводов, документация и важные специалисты. 7 — 9-го октября 1941 года школы Харцызска прекратили занятия.
Харцызск был оккупирован 23 октября 1941года. Гитлеровцы заняли города Зугрэс, Иловайск и остальные населенные пункты. Оккупация продлилась долгие, тяжелые 22 месяца до 5 сентября 1943 года.
В период оккупации на территории Харцызска гитлеровцы создали небольшой пересыльный лагерь для советских военнопленных, который располагался в подвалах разрушенного канатного цехе № 1 сталепроволочно-канатного завода; два лагеря для военнопленных на трубной стороне: в бараках и на территории завода «Красный фитинг». Еще до войны на территории завода «Красный фитинг» под строительство литейного цеха вырыли большой глубокий котлован. В период оккупации котлован стал местом массового захоронения советских военнопленных. Зимой 1941 — 1942 года стояли морозы до 30 градусов. Военнопленные содержались в ледяных, продуваемых бараках, огороженных колючей проволокой, разутые, раздетые, голодные и больные. В двух лагерях Харцызска погибло более трёх тысяч заключенных, из которых сегодня известно только пять имен. По не сохраненным данным, в период оккупации был так же организован временный лагерь для содержания местных жителей. В помещении городской тюрьмы при полицейской управе Харцызска с октября 1941 года по апрель 1943 года содержались местные жители, число которых постоянно менялось.
С ноября 1942 года по июнь 1943 года на территории Харцызска действовала подпольная группа Николая Недосекина, состоящая из 12 человек и входящая в состав партизанского отряда «За Родину» Харцызского, Амвросиевского и Чистяковского районов, которым руководил кадровый разведчик И.П. Дунаев. С 23 октября 1941 года по 5 сентября 1943 года в городе также действовала комсомольско-подпольная группа, в состав которой входили юноши и девушки 12 — 18 лет.
13 воины 50 гвардейской стрелковой дивизии полковника К.А. Сергеева, 5 сентячбря 1943г.
Харцызск был освобожден 5 сентября 1943 года воинами 50 гвардейской стрелковой дивизии полковника К.А. Сергеева, входившей в состав 3 гвардейского стрелкового корпуса генерал — майора А.И. Белова 5-й Ударной армии под командованием генерал-лейтенанта В. Д. Цветаева. За годы войны более 2 тыс. харцызян были награждены орденами и медалям, 9 человек (Харцызск, Иловайск, Зугрэс) стали Героями Советского Союза, а еще 2 – полными кавалерами Ордена Славы .
Харцызск современный
(1945-2013гг.)
В послевоенные годы быстрыми темпами шло восстановление городского хозяйства. Уже в декабре 1945 г. поднятый из руин трубный завод начал выпускать трубы. Зуевскую ГРЭС восстанавливал весь Донбасс и уже в мае 1944 года работали две турбины станции. Кроме того, в Зугрэсе в 1946 году начал работу новый литейно-механический завод. В 1949 году начал полноценно работать сталепроволочно-канатный завод. Одновременно с восстановлением разрушенных предприятий, во всех населенных пунктах Харцызского района шла большая работа по восстановлению жилья, школ, больниц, детских садов; продолжалось благоустройство городов и поселков.

После войны Харцызск одним из первых в Украине был электрифицирован, радиофицирован и телефонизирован.
В 50-е – 70-е годы XX века в Харцызске расширялось производство, интенсивно внедрялись новые, а подчас и уникальные технологии, строились новые промышленные предприятия. Появился Харцызский завод металлоизделий, завод пищеконцентратов, хлебокомбинат, Зуевская ГРЭС-2, ремонтно-механический завод, новые железнодорожные предприятия в Иловайске, Буденовский карьер, шахтостроительное управление № 8. В короткий срок было построено несколько шахт, в том числе и три крупных — № 35, № 39 и шахта «Коммунист». Все угольные предприятия были объединены в мощный трест «Октябрьуголь», находящийся в Харцызске. В юбилейном для города 1969 году промышленные предприятия Харцызска и подчиненных ему городов и поселков 21 раз завоевывали первые места при подведении итогов работы в союзных и республиканских министерствах. К началу 80-х годов Харцызск стал крупным промышленным центром Донецкой области и его по праву называли «Донбасс в миниатюре».

В эти же годы в широких масштабах шло строительство жилья и объектов соцкультбыта. Город преображался и рос, неузнаваемо изменялся его облик. Новые благоустроенные улицы и тротуары, жилые микрорайоны, школы, детские сады, больницы, торговые центры, дворцы культуры – все это создавало для жителей города благоприятные условия жизни, работы и отдыха. В 1982 г. в городе был пущен троллейбус. Гордостью горожан стал Парк культуры и отдыха имени А.П.Чехова, который был награжден медалью ВДНХ СССР.
Кризисные общественно-экономические процессы 80-х – 90-х гг. не обошли стороной и Харцызск. Уже после обретения Украиной независимости, закрылись некоторые предприятия города, прекратилось жилищное строительство, пришла в упадок жилищно-коммунальная сфера. Однако в эти тяжелые годы город сумел сохранить свой промышленный потенциал. Крупные предприятия — трубный, машиностроительный, сталепроволочно-канатный заводы, ЗуГРЭС-2 не только выжили в трудных условиях, но и смогли провести модернизацию производства, внедрить новые технологии, стать конкурентоспособными в рыночных условиях. С 2003 по 2014 годы город сделал большой шаг вперед в своем социально-экономическом развитии. И, несмотря на некоторый спад в темпах развития, Харцызск оставался одним из самых перспективных городов Донбасса.

Харцызск в составе Донецкой Народной Республики
В начале 2014 года на Украине произошел антиправительственный переворот, а в юго-восточных регионах стали проходить регулярные массовые акции протеста. Жители Донбасса требовали права разговаривать на русском языке, федерализации Украины, референдума о статусе региона, сохранения собственной истории, культуры, наиболее радикально настроенные из них — присоединения к России. Совсем скоро лозунги федерализации Украины сменились требованиями самостоятельности регионов.
Весной-летом 2014 года «восток Украины» даже, как воображаемая целостность, перестал существовать. Донецк и Луганск стали центрами самопровозглашенных «народных республик».

Массовые акции протеста в Харцызске начались в марте 2014 года и проходили регулярно в течение весны. Жители города стали активными участниками всех митингов, проходящих в Донецке. Харцызяне записывались в ряды Народного ополчения Донбасса, чтобы отстоять независимость своей земли.
7 апреля 2014 года и.о. президента Украины Турчинов объявил о проведении антитеррористической операции и 15 апреля Вооруженные Силы Украины вступили на территорию Донбасса. Начались боевые действия в Славянске и Краснолиманском районе. Мирное противостояние закончилось. Началась кровавая война за независимость Донбасса.
19 Территориально-мобилизационный пункт г. Харцызска. Присяга Народному ополчению, август 2014 г.
В марте — мае 2014 года в Харцызске на трубной стороне силами активистов был организован территориальный мобилизационный пункт, сформирована первая рота Харцызского ополчения, открыт учебно-тренировочный центр по подготовке сил самообороны. Вокруг города на пересечении важных дорог возводились блокпосты, велась запись добровольцев для отправки в Славянск.
11 мая 2014 г. состоялся референдум о статусе Донецкой области. В городе в день референдума было открыто 28 участков для голосования. Жители Харцызска шли на участки с праздничным настроением, с уверенностью, что реально решают свою судьбу. В голосовании приняло участие 72,16% избирателей. На исход голосования оказали влияния события в Крыму в феврале — марте 2014 года, а также поддержанное и организованное украинской властью сожжение людей в Одессе 2 мая, расстрел праздничной демонстрации в Мариуполе 9 мая и начатые боевые действия в Славянске и Краснолиманском районе.
В начале августа 2014 года республика стояла на краю гибели. После июньского десятидневного перемирия 1 июля Украина начала тотальную зачистку Донбасса. Превосходящие силы украинской армии подошли к Донецку, полностью окружив столицу Донецкой Республики. Впервые поток добровольцев уже не восполнял потерь. Живая сила сгорала в тяжелых боях за Саур-могилу, Шахтерск, Иловайск, Донецк.

С середины лета 2014 года начались обстрелы городов и населенных пунктов Большого Харцызска. Завязались ожесточенные бои за Иловайск. В эти тяжелые месяцы лета и осени 2014 года держали оборону и активно противостояли украинским карателям группы ополчения, созданные из добровольцев.

Это — первая Харцызская рота (около 100 человек) под командованием жителя города О.М. Башкардина, позывной «Михалыч». Харцызская рота была растянута на много километров и с другими группами сдерживала превосходящие силы противника в Шишовке, Степано-Крынке, Зуевке, Харцызске, Иловайске, продолжала нести охрану блокпостов вокруг Харцызска.

6-я казачья рота, сегодня 3-я казачья рота МВД ДНР, стала едва ли не главным подразделением, которое удерживало порядок в Харцызске, патрулировало улицы, предотвращало и пресекало правонарушения и преступления в городе. Командиру Б.К. Берковичу, позывной «Атаман», удалось сформировать боеспособную структуру. Уже в апреле казаки приняли первое боевое крещение в боях в районе Успенки. Разведгруппы принимали участие в боевых действиях в Амвросиевке, Степано-Крынке, Дмитровке, Шахтерске, Торезе, Зуевке, Нижней-Крынке. Участвовали в обороне Шахтерска, Иловайска.

7 июле 2014 года была сформирована Харцызская рота батальона «Восток», которой командовал А.Н. Зеленов. Харцызская рота батальона «Восток» получила задание охранять блокпосты, стратегически важные мосты в районе Ясиноватая, Макеевка, Ясиновка, а также с августа 2014 года каждые два дня добавляя Макеевскую роту батальона по 10 человек из Харцызска, вели боевые действия в районе промзоны Ясиноватая в направлении Константиновской трассы. Часть роты постоянно находилась на боевом посту на заданных объектах, а те, что оставались в Харцызске в трудное лето 2014 года, патрулировали улицы города, пресекая попытки мародерства. Вывозили людей из горящего Иловайска.

В августе-сентябре развернулись тяжелые бои за Иловайск между подразделениями силовых структур Украины и ополчением Донецкой Народной Республики. К началу сентября 2014 года силы ДНР завершили ликвидацию «котла». При выходе из него украинская сторона понесла потери, исчисляемые сотнями убитых, раненых и пленных. В украинских СМИ бои под Иловайском называли «самым страшным» и «самым жестоким поражением украинских сил за всё время военных действий в зоне АТО». Командовал защитниками Иловайска командир роты М.С. Толстых, позывной «Гиви», житель Иловайска.

Бойцы в течение нескольких недель удерживали город от превосходящих по численности войск противника. Михаил Толстых отметился храбростью и проявил тактические способности, благодаря которым стал грамотным командиром армии ДНР и Героем Донецкой Республики. О его бесстрашии ходили легенды.
Война на Донбассе продолжается. Несмотря на это, преодолевая огромные экономические и финансовые трудности, возрождаются промышленные предприятия Харцызска, налажена работа экономических, образовательных, культурных и социальных структур города. Это происходит благодаря энергии, упорству, терпению и работоспособности наших земляков. Сегодня Харцызск с уверенностью смотрит в будущее в составе Донецкой Народной Республики.

Шукач | Зуй-гора возле пос.Зуевки

Вблизи поселка Зуевки Харцызского горсовета на территории регионального
ландшафтного памятника «Зуевский» расположена Зуй-гора (Зуева гора),
представляющая собой высокий скалистый холм. Одна из сторон холма пологая, а
другая – обрывистая, спускающаяся к реке Крынке .
С обзорной площадки на вершине горы открывается замечательный вид на
Ханжонковское водохранилище и окружающую местность.




С этим местом связано множество легенд, которые в различных интерпретациях
рассказывают об одном и том же.
Одна из них гласит о том, что на месте современного парка и всех
близлежащих селений, много веков назад была голая степь, обитателями которой
были только дикие звери да татарские орды, время от времени прокладывавшие свой
путь через эти места во время набегов. В течение времени по этим стежкам
купцами были проложены торговые пути, ведущие к Азовскому морю, что и стало
магнитом для многих разбойников. Одного из них звали Зуй, который и поселился
со своей шайкой на высоком холме, недалеко от реки. На соседнем холме, в 40 километрах от
шайки Зуя, поселился его брат Саур со своей шайкой. Братья были успешными
разбойниками, потому как грабили торговые караваны, используя свой секрет –
своеобразную обратную связь, которая заключалась в известных им простейших
механизмах передачи информации – сигнальных кострах.
Шайки двух братьев мешали торговцам, которые
несли от разграбления огромные убытки. Жалобы московскому князю на
бесчинствующих разбойников привели к тому, что царь направил войско на
искоренение опасности для торговцев, однако хитрость братьев позволила
бесславно разгромить княжеские отряды. Разозленный князь посулил большой
земельный удел тому, кто одержит верх над разбойничьей братией.
Многие смельчаки, прельстившись щедрым
вознаграждением, делали попытку расчистить путь купцам, однако никто так и не
одержал победы над Зуем и Сауром. И вот, один молодец с необычной для здешних
мест фамилией Иловайский, решил попробовать применить против шаек не силу, а
хитрость. Он пустил в качестве приманки небольшой торговый караван со сприртным
меж разбойничьих холмов, который по понятным причинам был разбит и разграблен
братскими шайками. Все разбойники по случаю удачного дня напились и в хмельном
угаре никто не заметил подоспевшее войско пана Иловайского и очень поздно
разожгли сигнальный огонь, для подачи тайного сигнала на соседний холм. Разбив
без особого труда одну шайку, Иловайский засел в засаде в ожидании второй
шайки, что позволило ему расправиться и со вторым братцем-злодеем.
Как и было обещано, князь Московский одарил
юного смельчака земельным наделом, на котором тот и основал поселение под
Зуевой горой, которое и по сей день называется Зуевкой, в память о непобедимом
разбойнике, наводившего страх на всю округу.
А вот другая легенда об этом же событии,
которая лично мне нравится больше.
Когда-то, много лет назад, по берегу
многоводной степной реки Крынки росли густые дубравы. Скрытые и уют­ные места
пряятали многих отважных борцов от панской расправы, а то и просто переселенцев
других из неспокойных мест. Крутые, скалистые берега, заросли камыша давали им
хорошие укрытия, а ровные низины по речным излучинам были удобны для постройки
жилья. Селились здесь мужественные люди охотно. Вольно кругом, просторно. Вырастали
по речке Крынке хутора, села, слободы, люди крепли и обзаводились хозяйством.
Облюбовали себе эти места два отважных беглеца и которые звались Зуем и
Харцызом. Думали они устроить свою жизнь привольной, спокойной, счастливой и
основали поселение Зуевку. Обзавелись семьями. Но в этих степях, в Диком поле,
часто появлялись орды ногайских и крымских татар. Дико и кроваво расправлялись
ордынцы с жителями вольных степей. Они внезапно окружали хутора, беспощадно
грабили, истребляли и угоняли скот, жгли хаты. Детей и стариков рубили, а
молодым вязали руки и продавали туркам в рабство, на каторгу.
Такая участь однажды постигла и Зуевку
вместе с другими хуторами. Не суждено было Зую и Харцызу наслаждаться свободой
и счастьем. В один из набегов ордынцев почти все население Зуевки было
уничтожено. Многие были перебиты, некоторых татары увели в неволю. Земля
опустела, только вороны сидели на трупах убитых, да серые волки рыскали по
пепелищу селения.
Зуй и Харцыз чудом уцелели и ушли на гору.
Стала она называться Зуй-горой. Через некоторое время уцелевшие обозленные
жители хуторов собрались на совет. Печаль и ненависть переполнили их сердца.
Посоветовавшись, они собрали ватагу и поклялись: «Бороться с басурманами за
волю, за родную землю! Пока силы наши с нами, пока духу хватит, будем себя
защищать!». Выбрали атаманом Зуя. Был он красивый, молодой, сильный и в груди
носил доброе сердце. Он любил своих товарищей, и они его любили за храбрость и
доброту. Харцыз же был страшно жестоким и кровожадным. Он бес­пощадно
расправлялся с врагами. Так два разных характера в те страшные времена дополняли
друг друга. Зуй взял себе Харцыза ближайшим помощником, всегда советовался с
ним по разным делам, и никогда они не расставались. Ватага росла и пополнялась
новыми беглецами. Всех бесправных и обездоленных принимало Дикое поле. Им нужно
было есть, пить, одеваться, иметь снаряжение. Все это нужно было добывать.
Народ по-своему оценил поступки этих мужественных жителей степи, прозванных
харцызами: «Харцызы не бьют и убивают, а только добро отбирают у богатых, сами
пользуются и отдают его бедным».
В те времена наша местность представляла
собой чистое поле, раздольные степи, по которым проходил большой торговый путь –
из Харькова в Таганрог. Купцы возили товары для богачей Харькова, а чумаки тоже
«плыли» по степям со своими обозами. Возили соль, рыбу. Отряды Зуя и Харцыза
нападали на эти обозы, а иногда и золотая казна купцов попадалась им в руки.
Нападали они и на панов дальних селений. Зуй был бережлив и прикапливал
ценности в пещере Зуй-горы. Пещеру вырыли пленные татары с разными ходами и
укреплениями. Харцыз после расправился с пленниками по-своему.
Богатство Зуя постепенно увеличивалось, и
отряд его вырос в грозную силу. Но как ни следили дозорные в чистом поле на
курганах, но от татар не убереглись. Враги опять повторили свои набеги на наши
земли и напали на отряд Зуя. Стойко защищались зуевцы, но силы были неравные –
татары стали теснить ватагу. Зуй был ранен в схватке, побратимы быстро увели
его в пещеру и все скрылись в ней. Татары настигли их, но в пещеру не вошли.
Через некоторое время в ней раздался страшный взрыв. Погибли и побратимы с
Зуем, и татары. Харцыз тоже был в схватке окружен и изрублен. Так и осталась
пещера Зуя в горе с богатством. Клада того никому не удалось найти. По сей день
кое-кто безуспешно ищет этот клад.
Столетия пронесли эти легенды, которые бережно хранят местные жители.
Источник № 1:
Источник № 2:

Статья «Харцызск. История моего города»

Харцызск. История города.
Территория нынешнего города Харцызска с давних времен была заселена человеком. Начиная с каменного века, люди селились в долинах рек Крынка и Ольховая, на Зуй-горе. В древности вдоль реки Крынка проходил торговый путь из Северного Кавказа в Центральную и Северную Европу. Вдоль этого пути сейчас обнаружены древние захоронения, курганы, каменные изваяния («половецкие бабы»). В средние века территория Харцызска была малозаселенной: в XIV-XVIII вв. здесь были редкие кочевья ногайцев, подчинявшихся Крымскому ханству. Однако, уже начиная с XVI века в балках и речных долинах начинают селиться смелые и неукротимые люди, пришедшие из Московии и Речи Посполитой. Это были донские и запорожские казаки, беглые крепостные крестьяне, обедневшие дворяне. Суровые испытания, постоянные стычки с ногайцами закалили этих людей. Турки и татары называли их «харцызы», что в переводе означает «разбойники». Это слово не обозначало грабителей (их по-турецки называли другим словом): «харцызами», «харцызяками», «харцызсниками» называли тех свободолюбивых жителей Дикого поля, которые не подчинялись власти крымского хана и турецкого султана и смело отстаивали свое право на существование. События этой борьбы нашли отражение в народных легендах, сохранившихся до нашего времени.
В XVIII в. в результате русско-турецких войн большие незаселенные территории Дикого поля вошли в состав Российской империи. На Зуй-горе был поставлен военный сторожевой пост, входящий в систему Украинской оборонительной линии, защищавшей присоединенные территории от набегов ногайцев и татар. В 1746 г. территория Харцызска вошла в состав земель Войска Донского и с конца XVIII в. начала интенсивно заселяться. Владельцами крупных земельных наделов стали бывший атаман Войска Донского А.Иловайский, а также его многочисленные родственники и наследники, основавшие в 1775 г. слободу Зуевку, а в 1786 г. слободу Харцызскую. Последняя после строительства в ней церкви Святой Троицы в 1804 г. стала называться Троицко-Харцызской. Так имена легендарных атаманов Зуя и Харцыза были увековечены в названиях вновь возникающих поселений. Во второй половине XIX в. началось строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и в 1869 г. возникла станция Харцызская, названная по имени слободы, находящейся в 8 км. от железной дороги. Южнее на месте железнодорожного разъезда также возникла станция, названная по имени владельца окрестных земель графа Иловайского – будущий город Иловайск.
С 60-х гг. XIX в. в окрестностях Харцызска стали добывать уголь. В 1880-е гг. в пристанционном поселке было несколько десятков дворов и трактир. К 1897 г. тут насчитывалось 674 жителя, 53 двора. Русских было 486 чел., украинцев – 188. Уроженцами Области Войска Донского являлись 99 чел., других местностей – 575. Выходцами из крестьян были 550 чел., из мещан – 92, из дворян и духовенства – 13 чел. С конца 90-х гг. XIX столетия по 1917 г. в поселке Харцызск работали механический завод, котельно-механический завод (с 1914 г. – трубный завод), две механические мастерские (будущий завод «Армлит» и машиностроительный завод), кирпичный завод, две паровые мельницы; развивалось железнодорожное хозяйство станций Харцызск и Иловайск. В поселке работала церковно-приходская школа и двухлетняя железнодорожная школа.
После Гражданской войны началось интенсивное восстановление и развитие хозяйства Харцызска. На трубном заводе освоили производство труб большого диаметра, и с тех пор этот завод стал единственным в СССР поставщиком таких труб. Вводились в эксплуатацию литейные цеха на других заводах.
В 1923 г. недалеко от Харцызска началось строительство Зуевской ГРЭС и уже в 1931 г. электростанция дала промышленности первый ток, обеспечивая электроэнергией практически весь Донбасс. Около электростанции возник рабочий поселок – будущий город Зугрэс. В 1940 г. в Харцызске началось строительство нового сталепроволочно-канатного завода.
За предвоенные годы в Харцызске было построено 5 новых школ, 2 больницы, заасфальтировано 4 улицы, проложены тротуары, город начал планомерно озеленяться. Для жителей города строилось жилье, прокладывались водопроводные и теплофикационные сети, линии электропередачи. В это же время развивались поселки Зугрес и Иловайск, что позволило им получить статус городов районного подчинения.
С началом Великой Отечественной войны сотни жителей города ушли на фронт, был сформирован отдельный Харцызский истребительный батальон. С приближением линии фронта началась эвакуация предприятий: на Урал было вывезено большая часть оборудования трубного и строящегося сталепроволочно-канатного заводов. Харцызск был захвачен немецко-фашистскими войсками в сентябре 1941г. В период оккупации на территории города находились несколько концентрационных лагерей, в которых было уничтожено более 7 тыс. человек. Население города активно боролось против оккупантов: в 1942-43 гг. в Харцызске и в соседних районах действовал партизанский отряд «За Родину!», городах и поселках действовали подпольные группы. В сентябре 1943 г. Харцызский район был освобожден Красной Армией. За годы войны более 2 тыс. харцызян были награждены орденами и медалям, 9 человек стали Героями Советского Союза, а еще 2 – полными кавалерами Ордена Славы.
В послевоенные годы быстрыми темпами шло восстановление городского хозяйства. Уже в декабре 1945 г. поднятый из руин трубный завод начал выпускать трубы. Зуевскую ГРЭС восстанавливал весь Донбасс – и уже в мае 1944 г. работали две турбины станции. Кроме того, в Зугрэсе в 1946 г. начал работу новый литейно-механический завод. В 1949г. начал полноценно работать сталепроволочно-канатный завод. Одновременно с восстановлением разрушенных предприятий во всех населенных пунктах Харцызского района шла большая работа по восстановлению жилья, школ, больниц, детских садов; продолжалось благоустройство городов и поселков. После войны Харцызск одним из первых в Украине был электрифицирован, радиофицирован и телефонизирован.
В 50-е – 70-е гг. XX века в Харцызске расширялось производство, интенсивно внедрялись новые, а подчас и уникальные, технологии, строились новые промышленные предприятия. Появился Харцызский завод металлоизделий, завод пищеконцентратов, хлебокомбинат, Зуевская ГРЭС-2, ремонтно-механический завод, новые железнодорожные предприятия в Иловайске, Буденовский карьер, шахтостроительное управление №8. В короткий срок было построено несколько шахт, в том числе и три крупных — №35, №39 и шахта «Коммунист». Все угольные предприятия были объединены в мощный трест «Октябрьуголь», находящийся в Харцызске. В юбилейном для города 1969 году промышленные предприятия Харцызска и подчиненных ему городов и поселков 21 раз завоевывали первые места при подведении итогов работы в союзных и республиканских министерствах. Таким образом уже к началу 80-х гг. Харцызск стал крупным промышленным центром Донецкой области. Таким он остается и по сей день.
В эти же годы в широких масштабах шло строительство жилья и объектов соцкультбыта. Город преображался и рос, неузнаваемо изменялся его облик. Новые благоустроенные улицы и тротуары, жилые микрорайоны, школы, детские сады, больницы, торговые центры, дворцы культуры – все это создавало для жителей города благоприятные условия жизни, работы и отдыха. В 1982 г. в городе был пущен троллейбус. Гордостью горожан стал Парк культуры и отдыха имени А.П.Чехова, который был награжден медалью ВДНХ СССР.
Кризисные общественно-экономические процессы 80-х – 90-х гг. не обошли стороной и Харцызск. Уже после обретения Украиной независимости закрылись некоторые предприятия города, прекратилось жилищное строительство, пришла в упадок жилищно-коммунальная сфера. Однако в эти тяжелые годы город сумел сохранить свой промышленный потенциал. Крупные предприятия – трубный, сталепроволочно-канатный заводы, ЗуГРЭС-2 — не только выжили в трудных условиях, но и смогли провести модернизацию производства, внедрить новые технологии, стать конкурентоспособными в рыночных условиях. В 2003-2004 гг. город сделал большой шаг вперед в своем социально-экономическом развитии. Это произошло благодаря энергии, упорству, терпению и работоспособности наших людей. И несмотря на сегодняшний некоторый спад в темпах развития, Харцызск сейчас является одним из самых перспективных городов Донбасса.
истоник http://donbass.name/1374-kharcizsk.-istorija-goroda.html

Харцызск. История города — donbass.NAME

Территория нынешнего города Харцызска с давних времен была заселена человеком. Начиная с каменного века, люди селились в долинах рек Крынка и Ольховая, на Зуй-горе. В древности вдоль реки Крынка проходил торговый путь из Северного Кавказа в Центральную и Северную Европу. Вдоль этого пути сейчас обнаружены древние захоронения, курганы, каменные изваяния («половецкие бабы»). В средние века территория Харцызска была малозаселенной: в XIV-XVIII вв. здесь были редкие кочевья ногайцев, подчинявшихся Крымскому ханству. Однако, уже начиная с XVI века в балках и речных долинах начинают селиться смелые и неукротимые люди, пришедшие из Московии и Речи Посполитой. Это были донские и запорожские казаки, беглые крепостные крестьяне, обедневшие дворяне. Суровые испытания, постоянные стычки с ногайцами закалили этих людей. Турки и татары называли их «харцызы», что в переводе означает «разбойники». Это слово не обозначало грабителей (их по-турецки называли другим словом): «харцызами», «харцызяками», «харцызсниками» называли тех свободолюбивых жителей Дикого поля, которые не подчинялись власти крымского хана и турецкого султана и смело отстаивали свое право на существование. События этой борьбы нашли отражение в народных легендах, сохранившихся до нашего времени.
В XVIII в. в результате русско-турецких войн большие незаселенные территории Дикого поля вошли в состав Российской империи. На Зуй-горе был поставлен военный сторожевой пост, входящий в систему Украинской оборонительной линии, защищавшей присоединенные территории от набегов ногайцев и татар. В 1746 г. территория Харцызска вошла в состав земель Войска Донского и с конца XVIII в. начала интенсивно заселяться. Владельцами крупных земельных наделов стали бывший атаман Войска Донского А.Иловайский, а также его многочисленные родственники и наследники, основавшие в 1775 г. слободу Зуевку, а в 1786 г. слободу Харцызскую. Последняя после строительства в ней церкви Святой Троицы в 1804 г. стала называться Троицко-Харцызской. Так имена легендарных атаманов Зуя и Харцыза были увековечены в названиях вновь возникающих поселений. Во второй половине XIX в. началось строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и в 1869 г. возникла станция Харцызская, названная по имени слободы, находящейся в 8 км. от железной дороги. Южнее на месте железнодорожного разъезда также возникла станция, названная по имени владельца окрестных земель графа Иловайского – будущий город Иловайск.
С 60-х гг. XIX в. в окрестностях Харцызска стали добывать уголь. В 1880-е гг. в пристанционном поселке было несколько десятков дворов и трактир. К 1897 г. тут насчитывалось 674 жителя, 53 двора. Русских было 486 чел., украинцев – 188. Уроженцами Области Войска Донского являлись 99 чел., других местностей – 575. Выходцами из крестьян были 550 чел., из мещан – 92, из дворян и духовенства – 13 чел. С конца 90-х гг. XIX столетия по 1917 г. в поселке Харцызск работали механический завод, котельно-механический завод (с 1914 г. – трубный завод), две механические мастерские (будущий завод «Армлит» и машиностроительный завод), кирпичный завод, две паровые мельницы; развивалось железнодорожное хозяйство станций Харцызск и Иловайск. В поселке работала церковно-приходская школа и двухлетняя железнодорожная школа.
После Гражданской войны началось интенсивное восстановление и развитие хозяйства Харцызска. На трубном заводе освоили производство труб большого диаметра, и с тех пор этот завод стал единственным в СССР поставщиком таких труб. Вводились в эксплуатацию литейные цеха на других заводах.
В 1923 г. недалеко от Харцызска началось строительство Зуевской ГРЭС и уже в 1931 г. электростанция дала промышленности первый ток, обеспечивая электроэнергией практически весь Донбасс. Около электростанции возник рабочий поселок – будущий город Зугрэс. В 1940 г. в Харцызске началось строительство нового сталепроволочно-канатного завода.
За предвоенные годы в Харцызске было построено 5 новых школ, 2 больницы, заасфальтировано 4 улицы, проложены тротуары, город начал планомерно озеленяться. Для жителей города строилось жилье, прокладывались водопроводные и теплофикационные сети, линии электропередачи. В это же время развивались поселки Зугрес и Иловайск, что позволило им получить статус городов районного подчинения.
С началом Великой Отечественной войны сотни жителей города ушли на фронт, был сформирован отдельный Харцызский истребительный батальон. С приближением линии фронта началась эвакуация предприятий: на Урал было вывезено большая часть оборудования трубного и строящегося сталепроволочно-канатного заводов. Харцызск был захвачен немецко-фашистскими войсками в сентябре 1941г. В период оккупации на территории города находились несколько концентрационных лагерей, в которых было уничтожено более 7 тыс. человек. Население города активно боролось против оккупантов: в 1942-43 гг. в Харцызске и в соседних районах действовал партизанский отряд «За Родину!», городах и поселках действовали подпольные группы. В сентябре 1943 г. Харцызский район был освобожден Красной Армией. За годы войны более 2 тыс. харцызян были награждены орденами и медалям, 9 человек стали Героями Советского Союза, а еще 2 – полными кавалерами Ордена Славы.
В послевоенные годы быстрыми темпами шло восстановление городского хозяйства. Уже в декабре 1945 г. поднятый из руин трубный завод начал выпускать трубы. Зуевскую ГРЭС восстанавливал весь Донбасс – и уже в мае 1944 г. работали две турбины станции. Кроме того, в Зугрэсе в 1946 г. начал работу новый литейно-механический завод. В 1949г. начал полноценно работать сталепроволочно-канатный завод. Одновременно с восстановлением разрушенных предприятий во всех населенных пунктах Харцызского района шла большая работа по восстановлению жилья, школ, больниц, детских садов; продолжалось благоустройство городов и поселков. После войны Харцызск одним из первых в Украине был электрифицирован, радиофицирован и телефонизирован.
В 50-е – 70-е гг. XX века в Харцызске расширялось производство, интенсивно внедрялись новые, а подчас и уникальные, технологии, строились новые промышленные предприятия. Появился Харцызский завод металлоизделий, завод пищеконцентратов, хлебокомбинат, Зуевская ГРЭС-2, ремонтно-механический завод, новые железнодорожные предприятия в Иловайске, Буденовский карьер, шахтостроительное управление №8. В короткий срок было построено несколько шахт, в том числе и три крупных — №35, №39 и шахта «Коммунист». Все угольные предприятия были объединены в мощный трест «Октябрьуголь», находящийся в Харцызске. В юбилейном для города 1969 году промышленные предприятия Харцызска и подчиненных ему городов и поселков 21 раз завоевывали первые места при подведении итогов работы в союзных и республиканских министерствах. Таким образом уже к началу 80-х гг. Харцызск стал крупным промышленным центром Донецкой области. Таким он остается и по сей день.
В эти же годы в широких масштабах шло строительство жилья и объектов соцкультбыта. Город преображался и рос, неузнаваемо изменялся его облик. Новые благоустроенные улицы и тротуары, жилые микрорайоны, школы, детские сады, больницы, торговые центры, дворцы культуры – все это создавало для жителей города благоприятные условия жизни, работы и отдыха. В 1982 г. в городе был пущен троллейбус. Гордостью горожан стал Парк культуры и отдыха имени А.П.Чехова, который был награжден медалью ВДНХ СССР.
Кризисные общественно-экономические процессы 80-х – 90-х гг. не обошли стороной и Харцызск. Уже после обретения Украиной независимости закрылись некоторые предприятия города, прекратилось жилищное строительство, пришла в упадок жилищно-коммунальная сфера. Однако в эти тяжелые годы город сумел сохранить свой промышленный потенциал. Крупные предприятия – трубный, сталепроволочно-канатный заводы, ЗуГРЭС-2 — не только выжили в трудных условиях, но и смогли провести модернизацию производства, внедрить новые технологии, стать конкурентоспособными в рыночных условиях. В 2003-2004 гг. город сделал большой шаг вперед в своем социально-экономическом развитии. Это произошло благодаря энергии, упорству, терпению и работоспособности наших людей. И несмотря на сегодняшний некоторый спад в темпах развития, Харцызск сейчас является одним из самых перспективных городов Донбасса.
Весь Харцизск

Славные казаки, хлопцы-харцызяки | Турклуб КПІ Глобус

В сельском магазине пьем горячий чай, перекусываем. Моя собеседница — пожилая женщина: ?Я сама з лемків, нас 45-го року виселили, з Краківської області. Дитиною тоді була, пам`ятаю небагато. Село наше бомбували і спалили. Сюди привезли, а хат вцілілих майже не було. Жили по стайнях і руїнах. Отам, де столова нині — церква була. Її знищили ще до війни. Також і бойки тут є, що іх Сталін 1951 року переселив?? Едем длинными улицами села, выходим к небольшой сельской церкви в старом кирпичном доме. Вдоль улицы цветы и сирень. Рядом с местом старой церкви оборудуется маленькая католическая часовня ?Святішого Серця Ісуса?. Дед катает внучку в коляске. Говорит: ?Сам я з Полтавщини. Як 47-го року був неврожай і град великий, що все на полі побив. То аби вижити, довелися нового місця шукати. А брат вже на Донбасі був. Отак ми тут і донині? Якщо про історію села хочете знати, то он там, в дальній хаті, німкеня Фріда живе. Вона пам`ятає, та стара вже, 80 років має. А на іншому боці, ще одна німкеня є. І хат декілька німецьких залишилось. А в Тельманові дві церкви побачите?? Так и коснулись памяти, живой и теплой.
За спиной остаются аккуратное сельское кладбище, крепкая бревенчатая часовня и старые фруктовые сады. Склоны дороги в свежем ковыле с редкими красными цветами мака. Через несколько километров у дороги живописный ставок с местом для отдыха. Берега обведены сосновой и березовой рощами. Это балка Нижняя Каранская. Ниже дамбы — родник, оформленный в виде головы витязя. Правда, вода имеет своеобразный привкус. Спускаемся в райцентр Тельманово. Здесь, в балке Харцызской в 1859 году была основана немецкая колония Остгейм в 38 дворов. Да и теперь тут не людно. Тельмановский район насчитывает всего 35 тысяч жителей. Пополняем припасы воды и продовольствия, т.к. до моря теперь населенных пунктов не будет. На перекус с горячим чаем устраиваемся на автозаправке на выезде. Здесь удобные беседки под камышовой крышей с видом на балку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *