Легенда о харькове

Содержание

Сказание о Харьхе — легенда о происхождении города Харькова. | Отель Siesta харьков / мини отель Сиеста Харьков / гостиницы Харькова

В древних легендах и мифах, в книге Бахши Имана, в поэме Рейхан Булгари упоминается древняя легенда о прекрасной сестре безжалостного и могучего предводителя древнего кочевого народа гуннов.Аттила Харьхе, что в переводе значит «Лебедь», жила в середине V века. Именно в честь прекрасной Атиллы, после ее смерти в промежутке между 430 и 440 годами и был основан современный город Харьков (ранее Харька).
Причем такая версия, косвенно подтверждена в переписке 922 года между Ахмедом ибн Фадланом, служившим в те годы секретарем в посольстве. В своих письменах араб описывает город Харька, существовавший уже в те времена.
Согласно такой версии, старинное название современного Харькова, звучит довольно романтично. Харька — город принцессы Лебедь.
А вот по другой версии, жил когда-то казак мистический. XVI век, а может начало XVII, а возможно даже и XVIII по имени Харько. И, что статуя, установленная на проспекте Ленина вначале, установлена в его честь. Некоторые злые языки говорят, что казачий сотник грубиян и грабитель имений. Но мы мало знаем о нём. Возможно это прекрасный человек, именем которого назван целый город.
Много мифов бродит по древнему городу Харькову. Посетив наш, повышенной комфортности мини отель «Siesta» и обустроившись на новом месте, можно побродить по городским проспектам и улицам, собирая удивительные легенды.
Отель Харьков «Siesta» расположен в интересном месте и, как многие гостиницы Харькова, «Siesta» предлагает своим посетителям развлечения и познавательные экскурсии по городу.

Как появился Харьков: пять версий происхождения города

Первое известное историкам письменное упоминание о городе Харькове относится к 1656 году.
28 марта этого года чугуевский воевода Сухотин получил царскую грамоту на строительство на Харьковском городище укреплений. Официальной же датой основания города считают 1654 год.
Но вот единой версии кем и как положено начало одному из самых крупных городов Украины сегодня не существует. Историки, археологи, краеведы и даже писатели не устают предлагать собственные версии событий более чем трехсотлетней давности.
MyKharkov.info предлагает обзор самых известных легенд и научных теорий о возникновении города Харькова.

Легенда о Харьке


Самая известная легенда о возникновении Харькова связана с Харьком, первым поселенцем, основавшимся здесь.
Согласно этой версии, в середине 17 века на правом берегу реки Харьков, возле Белгородской криницы (сегодня — начало ул. Шевченко) возник небольшой хутор. Основал его человек по имени Харько, по одной из версий его полное имя — Харитон. Разные авторы по-разному описывают род деятельности Харька. Некоторые называют его простым казаком, другие — казацким сотником. В литературе бытует также версия, согласно которой Харько, не имел отношения к воинской службе, являясь пасечником.
Выбранная им местность оказалась настолько удачной и пригодной для жизни, что начала привлекать переселенцев из других мест. Вскоре хутор разросся, появились новые слободы. Возникшее поселение получило название в честь своего основателя — Харьков, как и река на берегу которой оно возникло.
Кстати, ни один из известных вариантов легенды не указывает точный год основания Харькова, ограничиваясь лишь упоминанием 17 века. В рассказе приведенном в «Путешественных записках Василия Зуева с Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 годах» автор относит время основания Харьком хутора и вовсе к 1680 году.
Легенда о Харьке встречается в литературных произведениях уже в 18 веке и, по праву, может считаться одной из самых первых.

Легенда об Андрее Квитке

Самую романтическую и наиболее не достоверную легенду о возникновении Харькова привел в рассказе «Основание Харькова. Старинное предание» Григорий Квитка-Основьяненко. Являясь представителем одного из старейших казацких родов Слобожанщины писатель решил связать основание города и происхождение своей семьи.
Первым поселенцем, пришедшим на земли современного Харькова, автор называет своего предка, а местом с которого в середине 17 века начинался город — исторический район Основу. Подобный выбор вполне объясним, ведь слобода Основа — родовое поместье Квиток.
Согласно версии Григория Квитки-Основьяненко в начале 17 века мальчик по имени Андрей, сын московского боярина, бежавшего за границу и там умершего, попадает в Киев, где оказывается на воспитании у пана Яселковского.
За красоту и добрый нрав панская дочь называет Андрея Квиткой. Впоследствии ласковое прозвище трансформировалось в фамилию.
Самое интересное в жизни Андрея Квитки начинается с его переездом в дом киевского воеводы, чья жена решила взять на себя опеку над маленьким сиротой.
Здесь Андрей встречает дочь воеводы. Между молодыми людьми завязываются романтические отношения и юные влюбленные, заручившись поддержкой нескольких верных казаков решаются на побег из Киева. Молодая семья нашла пристанище на незаселенных территориях, недалеко от Чугуева, которые в последствии получили название Основа.
В дальнейшем Андрей Квитка занимался привлечением переселенцев из Надднепрянской Украины и основанием новых слобод. Особенно ему приглянулись территории вокруг хутора на берегу реки Харьков, у Белгородской криницы.
Увеличение числа поселян привело к решению построить укрепленный город на горе, с обеих сторон которой проходили реки Харьков и Лопань (сегодня это место известно харьковчанам под названием Университетская горка). На общем собрании возникший город решили назвать Харьков, по реке здесь протекающей.
Конечно же история пересказанная Григорием Квиткой-Основьяненко не рассматривается историками как полноценная версия основания города, но она является очень колоритной, городской легендой.
Читайте также: Топ-10 улиц Харькова с интересной историей

Харьковская крепость


Свою версию основания города Харькова также предложил историк, академик Украинской Академии наук, профессор Харьковского университета Дмитрий Багалей.
Опираясь на архивные документы, ученый утверждал, что в 1654 году на территорию современного Харькова пришли переселенцы из Надднепрянской Украины. Для проживания они выбрали возвышающееся над реками Харьков и Лопань Харьковское городище. Сегодня — это центральная часть города, известная как Университетская горка. Кроме строительства собственных домов, через несколько лет поселяне начинают возводить укрепления.
Дмитрий Багалей отмечал, что первая Харьковская крепость могла быть построена уже 1654 году, по согласованию и под руководством чугуевского воеводы, которому первоначально подчинялось новое поселение. С назначением в 1656 году харьковским воеводой Воина Селифонтова, возник вопрос о перестройке крепости по правилам принятым в Московском государстве.
Ученый отмечал, что претензии к существующим укреплениям, а также требование об уничтожении дороги на Тор (современный Славянск) спровоцировали конфликт между воеводой и поселянами и даже отъезду части семей из только строящегося Харькова. Но уже в 1657—1658 годах Воин Селифонтов смог осуществить строительство новой Харьковской крепости.
Первым населением Харькова ученый называл казаков, которые приходили на эти земли вместе с семьями. Опираясь на найденный им в архиве поименный список харьковцев за 1655 год, историк утверждал, что харьковские казаки, подчинялись атаману, делились на сотни и десятки, во главе с сотниками и десятниками. Общее же количество населения, с учетом женщин и детей, в это время составляло около 1500 – 1800 человек.
Кроме того, именно Дмитрию Багалею принадлежит легенда о харьковском осадчем Иване Каркаче, который якобы возглавлял первых переселенцев, пришедших около 1654 года к берегам Харькова и Лопани. Но современные харьковские историки и краеведы весьма скептично относятся к личности Ивана Каркача, считая его более вымышленным персонажем, чем реальным человеком.
Читайте также: Харьковский историк Дмитрий Багалей: жизнь и карьера

На месте половецкой Шарукани


Бесспорным является тот факт, что люди на территории современного Харькова жили задолго до 1654 года и в целом 17 века. Вот уже несколько столетий ученые выдвигают самые разные предположения о том какой же населенный пункт существовал на этих землях до основания Харькова.
Так, в конце 19 века историк, профессор Харьковского университета Николай Аристов выдвинул теорию о том, что наш город возник на руинах Шарукани — легендарной половецкой крепости.  Точных сведений о местоположении города практически не сохранилось, а информация имеющаяся в летописных памятниках по-разному трактуется историками.
Считается, что Шарукань существовала в 11 – 13 веках и представляла собой зимнюю стоянку половцев. Застройка города состояла в основном из юрт кочевников и малочисленных каменных строений. Кроме половцев город населяли также аланы (ираноязычные кочевые племена). В 1111 году объединенное войско князей Киевской Руси во главе с Владимиром Мономахом взяло город. После чего начался постепенный упадок Шарукани. Окончательно город опустел после нападения монгольского войска в 1223 году.
Вероятно вопрос о местоположении легендарной Шарукани будет занимать умы еще не одного поколения украинских историков.
Читайте также: Харьков построили эмигранты: Новая Бавария, кинотеатр Боммер, завод Гельферих-Саде

В составе Новгород-Северского княжества

Топ-10 мистических мест Харькова

Подземные харьковские тоннели являют собой неотъемлемую часть истории города и хранят множество тайн. Они породили немало слухов, легенд и домыслов. Одним из наиболее распространенных мифов являются таинственные подземные ходы под Харьковом.
Если в центре города появлялись провалы или трещины старинных зданий, это объясняли существованием подземных ходов. В начале 20 века, когда город активно расстраивался, строители нашли очень большое количество подземных ходов.
В самых древних из них найдены останки захоронений с времен язычничества. Их относят к дохристианскому периоду. Некоторые из них были вырыты еще в 12-13 веках, чем подтверждают более древний настоящий возраст Харькова, чем всеми принято считать. Еще одна часть местных подземных ходов относят к Петровской эпохе. Их создавали для защиты от шведов и татар. Также, если подземные катакомбы времен СССР.
Долгое время жители города считали, что в этих подземельях спрятано множество золота. При строительстве метрополитена никакого клада не было обнаружено, после чего интерес власти к катакомбам пропал. Однако, легенды бытуют и ныне.

Крыша мира или Бутусов дом

Бутусов дом
В великолепном Харькове сохранилось немало старинных домов с уникальной историей. В самом центре города, по переулку Театральному, уцелело полуразрушенное здание-призрак, которое по разным версиям называют «Бутусовым домом» или «Крышей мира». «Крышей мира» его назвали из-за того, что тут с полуразрушенной крыши открывается фантастически красивый вид на Харьков. Происхождение второго названия затерялось за давностью лет.
Построено здание было еще в 1910 году, как жилой дом или гостиница. К сегодняшнему дню первоначальный вид внутренней отделки здания практически не сохранился. Ходить сюда опасно из-за множества провалов в полу и рушащихся стен. Предпринималось несколько попыток реконструировать дом, однако все они не были реализованы.
Об этом страшном здании ходит масса мифов. По одному из них, все, кто пытался восстановить дом, просто сходили с ума. Сносить постройку запрещено, а восстановить её до сих пор желающих не нашлось. Так и стоит «Крыша мира» посреди современного Харькова, напоминая ужасающего призрака

Памятник Шевченко


Еще одной причиной для распространения мистических слухов в Харькове всегда был памятник Великому Кобзарю Тарасу Григорьевичу Шевченко. Говорят, что его авторы спрятали в памятнике настоящее колесо от трактора, прославляя, тем самым, советскую технику. Говорят, что если внимательно присмотреться к памятнику, то колесо станет отчетливо видно тем, чьи сокровенные желания непременно сбудутся.
Также, с тыльной стороны памятника расположена фигура полулежащего казака. Его бронзовая фигура уже потемнела от времени, а вот один палец блестит. Говорят, что у всех, кто подержится за этот палец, сбудется заветное желание.
Харьков переполнен мистическими местами и легендами. Тут тайны и мифы расположены на каждом шагу. Если вы еще не были в наиболее загадочных местах этого очаровательного города, то можете поспешить навстречу неизвестному, но будьте осторожны!
МyKharkov.info

А вот еще одна легенда (точнее – пять легенд) об образовании города Харьков (ФОТО) — РЕДПОСТ

Легенда об образовании Харькова всегда будоражила умы, в первую очередь – умы харьковчан.

Городской дозор
Пять легенд, и все такие разные
Конечно, в первую очередь жители Харькова отдают пальму первенства казацкому атаману по имени Харько.
Но из топографического описания Харьковского наместничества 1785 года записано то, что атаманом Харько не был, более того, его имя было немного другое – Харитон.
Он не был никаким казаком, просто был зажиточным украинцем, который и образовал на месте Харькова поселение, грубо говоря, хутор.
И река была названа в честь «ника» украинца – Харьков. А потом – и город.

Постепенно вокруг усадьбы Харитона стали поселятся еще зажиточные украинцы, так образовался целый микрогород. Постепенно хутор вырос в слободу, а затем уж – и в целый полноценный город.
Теперь люди, которые славиться своей приверженностью к казаку Харько, начнут сражаться на Интернет-поле с теми, кто тяготеют к помещику Харитону.

Но есть и другие красивые легенды, которые не относятся никаким боком к якобы первому харьковчанину.
Например, писатель Квитка-Основьяненко был против устоявшейся легенды. И он утверждал, даже написал книгу, что основателем был никто иной, а предок Квитки.
Он и построил усадьбу Квитки, и основал город Харьков. А вообще Андрей Квитка бежал из Киева с молоденькой дочкой воеводы. По поверьям, он был поражен видом с горки (теперь она называется Университетская). И он немедля решил основать здесь город Харьков – по имени реки, конечно.

Существует также байка, что имя городу Харькову дал Иван Каркач.
Каркач – украинский казак, первый осадчий, то есть вожак первой партии переселенцев, которые и основали впоследствии целый город.
Звук «К» в фамилии Каркач мог постепенно перейти в звук «X», и она стала произноситься как Харкач. Основанное им поселение со временем становится городом Харьковым. И имя речки появилось позже.

Но есть версии, по которым Харьков был образован вообще в 12 веке.
Он тогда являлся легендарной столицей половцев – Шаруканью, позже захваченной русскими князьями. Слово «Шарукань» тюркского происхождения. Лингвисты считают, что оно обозначает «стоянка пастухов», от слов «шару» — пастух и «кань» – место. Историки предполагают, что Шарукань – это имя половецкого хана. Согласно этой версии, Харьков – это трансформированное слово Шарукань.
Русский князья тогда камня на камне не оставили от столицы. Потом, в 16 веке, они возродили город, но строго-настрого запретили даже упоминать половцев в книге летописей Харькова.
Большинство же историков считают, что свое название Харьков получил от реки Харьков, так как ее упоминание встречается в письменных источниках еще до возникновения поселений.
Лингвисты предполагают, что слово Харьков – это трансформированное «харкобе», что в переводе с тюркского языка означает «мелководная речка».
Верить в какую-то из версий, изложенных выше, прямо-таки положено харьковчанам. Может быть, когда-то мы узнаем точную версию происходящего в те дни… но скорее всего – нет.

Городские легенды: мистический Харьков

Впрочем, с привидениями действительно доводилось сталкиваться многим харьковчанам. Так, студенты театрального факультета Университета искусств рассказывают о Даме в белом, которая иногда появляется в коридорах этого учебного заведения. Обычно фантом выглядит как дымка, напоминающая очертания белого платья. Мелькнет за углом и пропадет…
Студенты-театралы часто репетируют по ночам в пустых аудиториях. Странные вздохи, стуки, шорохи, скрипы уже стали для них привычными. Но порой случаются и по-настоящему пугающие происшествия. Как-то одна из студенток-первокурсниц зашла в аудиторию и услышала чье-то пение. Обошла всю аудиторию, заглянула за шторы — никого. В другой раз на глазах у нескольких студентов начала кипеть вода в чайнике, который никто не включал.
Одна из легенд гласит, что некогда в здании факультета размещался публичный дом. Однажды клиент не поладил с местной жрицей любви и в приступе гнева задушил ее. Вот ее-то призрак и обитает теперь в здешних стенах. По другой версии, рассказывает Максим Розенфельд, предлагающий услуги гида по мистическим местам Харькова, до революции в здании находилась женская гимназия, и как-то одна из учениц повесилась. Поговаривают даже, что девушка родила внебрачного ребенка, умертвила его и наложила на себя руки. Так или иначе, есть вероятность, что это именно фантом несчастной гимназистки разгуливает по коридорам.

Туризм и активный отдых • Просмотр темы — Легенды о возникновения города Харькова.

Всея Президент86 писал(а):А мне нравиться такая легенда, которую подарил нам уроженец Харькова, украинский писатель и драматург Григорий Квитка- Основьяненко. В своём историческом очерке «Основание Харькова», которое было написано более 150 лет тому назад, он пересказал свою фамильную легенду о возникновении города. Спасаясь от гнева московского царя, в Литву бежал опальный русский боярин. В Литве он погибает, а верный его слуга увозит в Киев двух его сыновей- Григория и Андрея. Андрей волей случая попадает к богатому киевлянину- пану Ясенковскому. За красоту панская дочь прозвала его «квитка». Это прозвище, как фамилия, сохранилась у всех потомков у Андрея. Затем он попадает в дом киевского воеводе, у которого была красивая дочь, и молодые люди полюбили друг друга. Однако польский магнат, воевода Киева, не мог согласиться на брак единственной дочери с изгоем. И молодые люди, тайно обвенчавшись, бегут в Дикое Поле, где селятся на берегу Лопань и называют своё поселение Основой. Именно отсюда молодой Андрей руководит заселением края. Когда из- за Днепра приходят переселенцы, тог они указывают на возвышенность между реками Харьков и Лопань. Скоро новое поселение разрослось, и необходимо было строить город. Состоялось совещание, как назвать город, и Андрей Квитка предложил назвать город Харьковом по имени реки, которая протекала рядом с поселением

Тургеневские девушки: Мистический Харьков: легенды города

//
// Top Commentators gadget with avatars, by MS-potilas 2012.
// Gets a list of top commentators from all comments, or specified number of days in the past.
// See http://yabtb.blogspot.com/2012/05/top-commenters-gadget-with-avatars.html
//
// CONFIG:
var maxTopCommenters = 5; // how big a list of top commentators
var minComments = 1; // how many comments must top commentator have at least
var numDays = 0; // from how many days (ex. 30), or 0 from «all the time»
var excludeMe = true; // true: exclude my own comments
var excludeUsers = [«Anonymous», «Justus»]; // exclude these usernames
var maxUserNameLength = 42; // 0: don’t cut, >4: cut usernames
//
var txtTopLine = ‘[#]. [image] [user] ([count])’;
var txtNoTopCommenters = ‘No top commentators at this time.’;
var txtAnonymous = »; // empty, or Anonymous user name localized if you want to localize
//
var sizeAvatar = 36;
var cropAvatar = true;
//
var urlNoAvatar = «http://lh4.googleusercontent.com/-069mnq7DV_g/TvgRrBI_JaI/AAAAAAAAAic/Iot55vywnYw/s»+sizeAvatar+»/avatar_blue_m_96.png»; // http://www.blogger.com/img/avatar_blue_m_96.png resizeable
var urlAnoAvatar = ‘http://www.gravatar.com/avatar/00000000000000000000000000000000?d=mm&s=’ + sizeAvatar;
var urlMyProfile = »; // set if you have no profile gadget on page
var urlMyAvatar = »; // can be empty (then it is fetched) or url to image
// config end
// for old IEs & IE modes:
if(!Array.indexOf) {
Array.prototype.indexOf=function(obj) {
for(var i=0;iИсточник: http://turgenevskayamiss.blogspot.com/2014/10/blog-post_12.html

Легенды Харькова. Сказ о том, как император задумал город разрушить — харьковские новости Status quo

Среди харьковских городских легенд есть почти забытые. Согласно одной из них, более 200 лет назад над городом нависла серьезная опасность. История эта могла бы начинаться так: «Харьков, конечно же, не Карфаген, но и он мог бы быть разрушен…» Правда, не под натиском вражеских армий, а по вине одной персоны, наделенной неограниченными полномочиями.
Скандальную историю, начавшуюся в 1800 году, пересказал малоизвестный краевед начала прошлого века Иволгин в изданных в 1929 году очерках «Старый Харьков», ссылаясь на мемуариста Цебрикова.
Нынешняя площадь Фейербаха (бывшая Вознесенская, по названию одноименного храма) в начале XIX века была городской окраиной, где чиновные люди, мещане и даже вельможное панство отдыхали на лоне природы.
«Чиновные люди того края делали при сем случае угощения, кои простирались до пресыщения в ядении и питии», — описывал подобные пикники современник.
1 мая 1800 года «торжествовавшие сей майский день чиновные особы, военные и штатские, перессорились и передрались».
Не исключено, что именно удалое состояние отдельных участников увеселительного мероприятия и послужило причиной разразившегося на следующий день грандиозного скандала.
Утром пришедшие для торговли в город молочницы обнаружили на дверях Вознесенской церкви лист с карикатурой на отдыхающих, один из которых грозил кулаком другому. Подпись к рисунку гласила: «Каков поп, таков и приход». Молочницы о находке сообщили паламарю, паламарь – настоятелю Фотиеву… И завертелась бюрократическая машина: дошло до городничего, от городничего до губернатора и так до самого Санкт-Петербурга и лично императора Павла Петровича.

Благородное дело выведения скандальной истории на имперский уровень приписывается слободско-украинскому губернатору Петру Сабурову, который заключил, что юмор злоумышленного и дерзкого характера метит в особу государя императора.
Придав происшествию чрезвычайный характер, император Павел учредил следственную комиссию под началом двух сенаторов: Нелединский-Мелецкий проводил следствие в Харькове, Фирс – в столице. Началось дознание, вошедшее в историю как «Мерзкое следствие по харьковскому гнусному делу».

Молочниц, отца Василия Фотиева и еще одну генеральшу, заподозренную в вольнодумстве, возили в Санкт-Петербург, где их якобы допрашивал сам государь император, после чего священника выпороли, а женщины отделались легким испугом, рассмешив Павла южным говором.
Вместе с сенатором Нелединским-Мелецким в Харьков полетел указ: поставить на площади виселицу и объявить, что ежели до назначенного срока автор пасквиля не отыщется, каждый десятый житель будет выпорот, все население – отправлено в Сибирь, а город – разрушен.
Но царские строгости только разогрели задор фрондеров, к утру пристроивших на виселицу чучело самого государя императора. Здесь-то и начинаются настоящие кошмары горожан. Многие, не дожидаясь худшего, стали разбегаться. Оставшиеся же вместе с епископом Сулимой молились в храмах.
Одну из молитв прервал посланец из Петербурга с депешей. Данный эпизод был описан краеведом Иволгиным со знанием законов создания саспенса.
«Понял Сулима, понял народ, что в этом пакете их судьба. Затаили дыхание, непонятные шепчут слова, дрожь единым током весь собор пронизала… Смелости великой набравшись, силой профессиональной дисциплины, диакон распечатал пакет и громко провозгласил… Манифест о вступлении на престол Александра I».
Дворцовый переворот в столице спас Харьков и харьковчан.

В подтверждение правдивости повествования автор привел два приказа: один — Павла Петровича, второй — Александра Павловича. Они предписывали генерал-майору Кишенскому унтер-офицера не то Мишкова, не то Мишина в первом случае наказать за некую дезерцию кнутом, вырезанием ноздрей и ссылкой на каторгу в Нерчинск, во втором – оставить первое приказание без исполнения.
Это дало повод предполагать, что якобы Мишков-Мишин и был причастен к созданию инсталляции из виселицы и чучела. Но абсолютно достоверными в рассказах о «Мерзком следствии…» можно считать лишь указания городских объектов и лиц, участвовавших в одиозных событиях.
Вознесенская церковь существовала до 30-х годов прошлого века, когда была перестроена под спортбазу, а в 50-х передана под лабораторный корпус Харьковского национального технического университета сельского хозяйства. А в начале XIX века отстроенная по проекту губернского архитектора Петра Ярославского после пожара 1787 года церковь была деревянной с отдельной колокольней. Приход был в основном крестьянским, и до первой половины XIX века церковь оставалась одной из самых бедных в городе.

Отец Василий Фотиев остался в истории Харькова как один из подвижников образования, водивший знакомство с Василием Каразиным. Проезжающий через Харьков император Александр принимал благословение у священника именно Вознесенской церкви, что можно увязать с происшествием 10-летней давности только при очень большом старании.
Петр Сабуров исполнял должность губернатора до июля 1800-го, то есть застал скандал лишь в самом начале.
Епископ Христофор Сулима обустраивал Покровский собор и содействовал развитию только созданного Харьковского университета.
Нелединский-Мелецкий сенаторствовал в Москве, знал Павла с детства, дружил с его фавориткой Нелидовой и пользовался расположением императрицы Марии Федоровны, так что вполне мог возглавить следствие в столь щекотливом деле, касающемся высшей персоны. А вот под именем Фирс среди тех людей, что могли бы занимать сенаторскую должность, известен только один: это князь Сергей Голицын – писатель и меломан, родившийся в 1803 году и получивший прозвище Фирс за отменные манеры и исполнение романсов. Сенатором был его отец Григорий Голицин, на момент описываемых событий пребывавший в отставке.
Генерал-майор Кишенский был шефом гусарского полка, получившего впоследствии наименование Александрийского и дислоцировавшегося в польском городе Калише, а позже — в Самаре.
Цебриков Роман Максимович, уроженец Харькова, упоминаемый и в работах Дмитрия Багалея, прославился в свое время не столько историческими трудами, сколько переводами с иностранных языков. Был избран членом Российской Академии.
С большой долей вероятности можно предположить, что рассказ о «Мерзком следствии…» родился и оформился в окончательном виде под влиянием двух факторов. Павел I обладал повышенным уровнем эгоцентризма. Наиболее яркой иллюстрацией данного качества является фраза императора: «В России лишь тот что-то значит, с кем я разговариваю; и лишь до тех пор, пока я с ним разговариваю» (имеются различные вариации, не меняющие сути). А черный пиар, прекрасно чувствовавший себя и в те отдаленные времена, сформировал образ царя-самодура, закрепленный в массовом сознании анекдотами соответствующей направленности. Широко известен случай отправки Павлом конногвардейского полка с вахт-парада прямиком в Сибирь, хотя и нет данных о том, что некий полк дошел до места ссылки. Анекдот о поручике Киже еще более известен благодаря остроумной повести Юрия Тынянова. Не исключено, что и «Мерзкое следствие по харьковскому гнусному делу» — из таковых. Но впрочем, без подобных легенд не было бы истории. Уберите из нее 300 спартанцев, капусту Диоклетиана и олегов щит, прибитый к вратам Цареграда — она станет скучнее в десятки тысяч раз и не факт, что более правдоподобной.

Происхождение названия города Харьков.

Еще в VIII в. Славяне заложили на месте современного Харькова свое поселение. Это поселение уже к Х в. выросло в город с названием Донец. Согласно археологическим раскопкам, этот город являлся не только крепостью, но и важным торговым центром.
В летописях город Донец впервые упоминается в 1185 году. В середине XIII века город был разрушен ордами Батыя.
Уже в середине ХVII века появляются документы возникновении Харькова. Считается что город был освоен украинскими казаками и крестьянами. В это время Харьков был в основном крепостью «Харьковская крепость».
Название города Харьков, происходит от именем казака Харько — первого украинского переселенца.

Есть много легенд описывающих происхождение названия города.
Легенда о Харитоне. Гласит, что там где сейчас расположен современный Харьков жил зажиточный малороссиян Харитон. И в народе его звали просто – Харько. Вот от имени Харько и получила название река и хутор.
Согласно другой легенде, город создал мифический Харько.
Интересна версия профессора Аристова, которую он высказал в прошлом веке. Согласно которой, в XII веке Харьков был столицей половцев, а позже город захватили русские князья.
Однако, на сегодняшний день, в письменных источниках первым упоминается название реки Харькобе. На тюрском это означает – мелководная речка. Причем, никаких поселений в летописях в этот период времени не упоминается. Поэтому историки предполагают что название Харьков произошло именно от реки.

Харьков сегодня.

Источник: https://ictoria.ru/kharkov

Катакомбы и призраки: 13 мистических мест Харькова, о которых ходят легенды — Лента новостей Харькова

Большинство легенд и таинственных мест описаны в периодике 18-20 веков
Пятница 13-е издавна считается мистическим днем. По такому случаю мы собрали самые интересные загадочные истории, которые подтверждаются и в харьковских умолчанию флаг.
Подземные переходы Харькова
По словам исследователя Антона Бондарева, под огородом вот Свято-Покровского собора до Холодной горы тянется подземный ход с разветвлениями в две стороны. О тайных ходах писали в «Харьковских губернских ведомостях», «Южном крае» и газете «Утро». В одной из газет за 1911 год говорилось, что во время стройки архива в подземелье нашли два кирпичных склепа с человеческими черепами. Когда в начале 20 века в Харькове строили канализацию, в этих переходах наткнулись на кладбище. В них раскопали гробы с останками, иконы, кресты и другие вещи.
Кроме этого, в подземных переходах вспоминается и в книге Савелия Цыпина «Харьков в байках и анекдотах». По его словам, подземельные «дороги» проходят вот Сумской улицы под площадью Свободы за Госпром, а также вот СБУ на Мироносицкой до площади Героев Небесной сотни.
Зеркальная струя на костях
Малоизвестный факт, что Зеркальная струя находится на месте Мироносицкого кладбища. В 18 веке оно располагалось возле церкви. В книге Цыпина упоминается, что среди могил нередко появлялась фигура в белой рубахе. Но скептики считали, что мистическими фигурами были бомжи, которые обитали в заброшенных часовнях и подземных склепах. Когда эти истории надоели харьковскому губернатору Сергею Кокошкину, кладбище снесли за две недели. В 30-х годах 20 века здесь уже было троллейбусное депо. Сегодня на месте старого кладбища расположен Сквер Победы и Зеркальная струя.
Призрак на Холодной горе
В 1886 году на Холодной горе, которая тогда была еще предместьем, в доме одного крестьянина стали раздаваться сильные удары в потолок. Хозяева подумали, что там обрушилась крыша. Когда осмотрели чердак, то ничего не нашли. Удары, от которых дрожали стены, продолжались и в следующие ночи. Тогда хозяин посыпал чердак золой, закрыл его на замок и забил окно на крыше. Кто-то или что-то продолжало бить в потолок, даже когда сбежались соседи. В скором времени хозяева съехали из мистического дома.
Богодуховские клады
Однажды крестьянин, проезжая в лесу Богодуховской губернии, увидел возле пня старинный пятак начала 19 века. Разрыв в этом месте землю, мужчина нашел 45 монет времен Петра, Екатерины и Александра I по 5 и 2 копейки. О находке рассказали работникам археологического комитета. Об этом написали в газете «Южный край» в 1902 году. Дальнейшая «судьба» клада неизвестна.
Катакомбы под ЮЖД
Подземные коммуникации под Южным вокзалом в начале 20 века называли «харьковскими катакомбами». В 20-х годах в этих катакомбах жили несовершеннолетние дети рабочих и крестьян, которые были беспризорными, воровали и занимались проституцией. Часто милиция устраивала «облавы» на компании жителей катакомб. Так же часто ребята пропадали без вести.
«Считается, что катакомбы находились под первой платформой нынешнего вокзала. На этом месте в 80-х года 19 века находился первый вокзал в Харькове. Эти катакомбы были мало исследованы, поскольку из них трудно было найти выход. Мало кто решался спустится в них», — рассказал харьковский исследователь Антон Бондарев.
Монастырское подземелье
у вознесенского Хорошевский женский монастырь находится недалеко от Бабаев и Безлюдовки. Эго основавшего еще в 1664 году. В 1744 году там случился пожар. В книге «Православные храмы и монастыри Харьковской губернии 1681-1917 гг.» упоминается, что когда на месте пожара реконструировали церковь, рабочие обнаружили железную дверь. Игуменья монастыря заставила засыпать вход камнями и землей. Это был тайный выход из обители, который планировали использовать для укрытия во время татарской осады. Потом таинственный выход исчез.
Харьковская женщина-легенда
В журнале «Харьков» №40 за октябрь 1881 года вспоминается о смерти местной долгожительницы Санжаровой. Несмотря на свой возраст, она оставалась бодрой, при ясной памяти и полна сил. Она также помнила уничтожение Запорожской Сечи (1775 год), падение Польши (1792 год). Кроме этого, долгожительница помнила, как в Харькове ассигнациями продавали дома за несколько десятков рублей, а девушки-невесты ходили в одних длинных рубашках, подпоясанные тесьмой.
Памятник Шевченко
Монумент открыли в 1935 году. На памятнике есть много фигур, в том числе рабочего-шахтера, колхозника, красноармейца и женщины. Также на монументе размещена фигура полулежащего казака с блестящим пальцем. По словам историка Марины Григорьевой, считается, что если его потереть, то сбудется заветное желание харьковчан. Также на памятнике спрятано колесо от трактора как прославление машиностроения. Кто его увидит, у того исполнится мечта. Палец, само собой, мы потерли, а вот колесо найти оказалось трудновато. Но предполагаемый вариант отыскать удалось.
Подземелья Харькова
Существует легенда, что загадочные подземелья от площади Конституции до Холодной горы исследовали двое преступников, которых городские власти отправили за освобождение исследовать подземные ходы. По их словам, подземелья проходят даже под дном реки Лопань. По этой же легенде, в тоннелях исследователи наткнулись на большой каменный стол с 12 стульями и раскрытой книгой с предсказаниями. Но документальных подтверждений этой истории исследователи не нашли. А самих заключенных таки отпустили.
Театр Муссури
По факту: в конце 19 века циркачи братья Никитины построили цирк-театр на Благовещенской, 28. Но после успешных представлен управляющий цирком Герасим Муссури обманул затворников, переписал на себя театр. Позже купец обанкротился и умирал в страшных муках. Из-за архитектурных изъянов, высоких цен на билеты и запаха от животных театр утратил популярности. Но среди харьковчан зародились слухи, что место проклято и в театре живет призрак. По словам Бондарева, документальных подтверждений этому историки не нашли до сих пор.
Каплуновская церковь
Здание было построено еще в 1810 году. Сейчас на этом месте находится Харьковская государственная академия дизайна и искусств. Сама улица Искусств раньше называлась Краснознаменная. Когда в начале 1960 годов здесь строили новый корпус художественно-промышленного института, наткнулись на истлевшие гробы и человеческие кости. По словам историка Марины Григорьевой, по стенам этого корпуса часто течет вода. Студенты и преподаватели верят, что это плачут иконы, которые ранее стояли в Каплуновской церкви. Само здание снесли в начале 1930-х годов.
Липецкий полтергейст
В селе Липцы под Харьковом водится легенда о полтергейсте в квартире капитана Жандаченко. В 1853 году в его доме неоднократно летала ножи, кирпичи, рассыпались крупы, бились стекла и загорались вещи. Когда квартиру пришел освятит священник, в него из чердака полетел топор. В доме также было слышно стон и плач человека. Вскоре из-за постоянных внезапных возгораний дом сгорел полностью.
Подобное происходило 16 лет назад до этого случая на хуторе крестьянина Саломахи, недалеко от Липец. Полтергейст официально признала местная власть: с 1853 по 1856 года судебное дело рассматривали в уездном и земском судах Харьковской губернии. Поскольку обвиняемой стороной выступал тот самый полтергейст, которого поймать не удалось, дело закрыли из-за «ненахождений причин явленный».
Как добавил харьковский исследователь Антон Бондарев, за 30 лет до происходящего в этом доме была пересыльная тюрьма. Один из арестантов проклял место, сказал, что здесь его запомнят надолго. С тех пор и начались мистические явления.
Мистический горсовет
Одно из самых мистических мест в городе – Харьковский горсовет. Ночью там происходят шабаши нечисти, а днем пропадают колоссальные суммы из горбюджета. Там можно и при свете дня заметить ведьм, упырей и оборотней, которые чувствуют себя там как дома.
Зайти в эту крепость также непросто – на входе вас будут ждать Цербер, Кракен и Ктулху, которые будут готовы вырвать с корнем дверь, но не пустит вас.
Существует поверье, что если в 75 день зимнего солнцестояния громко крикнуть в левое окно на автором этаже «Гусь-гусь, я властей не боюсь», то из горсовета выскочит волшебник и даст вам волшебного пенделя. На благо города, конечно.
Читайте также: Малая Швейцария, харьковское море и заброшенные дворцы: что стоит увидеть на Харьковщине этим летом.
мистика места полтергейст призрак историки

НЕМНОГО О ЛЕГЕНДАХ ПРО ХАРЬКОВСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

В декабре 2017 года ХО БФ «Дети подземелья» на базе ХНУ им. В.Н. Каразина провел уже VI научно-практическую конференцию «Освоение подземного пространства Харьковщины». Начинаю выкладывать материалы конференции. Читайте и комментируйте!
ХАРЬКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
«ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»
МАТЕРИАЛЫ
VI Научно-практической конференции «Освоение подземного пространства Харьковщины»
М.А. Гарбар
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГЕНД ПРО ХАРЬКОВСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Харьковский областной благотворительный фонд содействия историко-культурным исследованиям «Дети подземелья» с 2005 года занимается изучением старинных подземных объектов в нашем регионе, Украине и тех иногда очень далеких местах, куда судьба может забросить кого-то из членов нашей организации. И первое, с чем сталкивается каждый серьезный исследователь, это подбор и фильтрация информации о предполагаемом объекте исследования.
Столь романтичная и загадочная сторона градостроительства привлекает многих. Но одно дело мониторить средства массовой информации в поиске жареных фактов по интересующей теме, другое – штудировать труды предшественников в архиве или библиотеке, пытаясь обнаружить крупицы научной информации для дальнейшего проведения полевых работ, и совсем третье – проводить полевые опросы местного населения. Каждый источник информации по-своему интересен и может привести к неожиданно большому или наоборот – мизерному результату, имеющему значение для проведения дальнейших исследований. Отделить зерна от плевел и вплотную заняться наиболее перспективным направлением работ – серьезная задача. Первой преградой на этом непростом пути становится ее величество легенда.
Очень часто, вне зависимости от древности и размера населенного пункта, читая околоисторические очерки о нем или опрашивая местных старожилов, ты начинаешь понимать, что где-то все это уже слышал. Только монастырь был не мужской, а женский; длина подземного хода была не 18, а 23 километра; икону из одного храма в другой батюшка перевозил не на тройке с бубенцами, а пешим ходом, подгоняя ленивого послушника; и все каменные дома населенного пункта были связаны лабиринтом подземных галерей, обложенных красным кирпичом на известковом растворе, а не отделанных сухой кладкой дикого камня.
На основе всей этой, безусловно, важной и интересной информации в голове у опытного исследователя складывается целый набор архетипических образов старинных подземных сооружений, фигурирующих в легендах о подземельях.
Перечислим лишь наиболее частые из них:
Два ближайших населенных пункта (Змиев – Коробовы Хутора или Чугуев и Кочеток, например);
Две крепости или крепость и отдельно стоящее фортификационное сооружение (Харьковская крепость – Чугуевская крепость, Харьковская крепость – Свято-Покровский храм);
Ход под рекой или другой водной преградой (ход между Свято-Успенским и Свято-Благовещенским соборами);
Два или более культовых сооружения (Свято-Покровский, Свято-Успенский и Свято-Николаевский храмы);
Монастырские ходы (Свято-Покровский, Куряжский и Хорошевский монастыри);
Вокзал-тюрьма (подземная галерея для перегона каторжников);
Схроны разбойных шаек (легенда о разбойнике Харько);
Хозяйственно-бытовое творчество купцов (где же еще контрабанду хранить);
Межконтинентальные тоннели… J
Очень часто вышеперечисленные подземелья характеризуются в устах рассказчика легенды набором обязательных качеств:
разветвленность (заблудиться можно);
многоуровневость (закручивающийся спиралью покатый спуск вниз; опасная лестница вверх; пролом в полу, ведущий на нижний, никем доселе неизведанный уровень и т.д.);
наличие некоего центрального лабиринта (весь Харьков подземельями изрыт, его по кругу под землей обойти можно, заглядывая чуть не под каждый дом);
значительные линейные размеры (по ним всадник с копьем проехать может).
В подземельях настойчивый и удачливый исследователь обязательно сможет найти ряд полезных артефактов:
клад (крепостная казна или монастырская касса, например);
оружие (от сабли первого осадчего до пулемета «Максим» революционера Артема);
человеческие кости (останки менее удачливых исследователей);
культовые принадлежности (где же еще службу служить или награбленное прятать);
что-нибудь вовсе непознаваемое в объективной реальности (приведения и другие сущности тонкого мира, начиная с Книги Судеб и заканчивая негативно заряженными энергетическими шарами).
Каждый элемент большинства из подобных легенд очень важен для рассказчика и выверен десятками пересказов. История, когда-то, кем-то рассказанная, иногда становится частью жизни живописателя легенды и может обрастать подробностями на протяжении всего его жизненного пути, причудливо переплетаясь с прочитанными книгами, увиденными по телевизору новостями или даже обстоятельствами личной жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при записи каждой легенды и особенно при попытке выявления в нагромождении околофактических конструкций рационального зерна, которое доступно к практическому изучению.
Следует заметить, что игнорирование легенд как «несерьезного» источника в определенной мере сужает возможности исследователя и, наоборот, всестороннее изучение всех пусть даже нелогичных или абсолютно фантастических с точки зрения современного исследователя подробностей легенды, а также сравнение представленного материала с другими источниками может привести к появлению нового объекта исследования. Уже не легендарного, а реального! И пусть вновь открытое подземелье не будет таким, как описывается в легенде, и находки в нем будут не так богаты, а история его использования далеко не так романтична. Главное – оно есть и доступно изучению.
Так что, друзья, побольше легенд, хороших и разных!