Легенда о хлебе для детей

Содержание

10 интересных фактов о хлебе | Матроны.RU

Удивительными могут быть не только экзотические, но и привычные всем, совершенно обыденные вещи. Такие, например, как буханка хлеба.
Хлеб стал символом пропитания, объединив под своим названием все виды еды. Именно с хлебом ассоциируется жизнь, именно про хлеб создано множество поговорок и изречений.
Ну и, конечно, хлеб — это один из главных постных продуктов. Что мы о нём знаем? Вашему вниманию предоставляются 10 интересных фактов о хлебе!

Истоки в неолите

История появления хлеба полна легенд. Рассказывают, что некий египтянин 7 500 лет назад оставил на тёплой печи муку в воде. А к утру обнаружил мягкое тесто, при выпечении куда более приятное на вкус, чем плоские лепёшки.
Разумеется, история хлеба уходит корнями в гораздо более далёкое прошлое. В каждых землях люди учились печь свой хлеб. Из какой только муки его ни делали! Привычная нам пшеничная, ржаная, овсяная, чуть менее распространённая в России кукурузная… А вот хлеб из дурры, известный в Египте, или азиатского сорго — продукт гораздо более экзотичный!

 Закваска

Впервые дрожжи при изготовлении теста стали использоваться в XVII веке. А раньше для заквашивания теста чаще всего отделяли один кусок от всей массы, оставляли на ночь, а на следующий день использовали его в качестве продукта брожения. Были и более изощрённые способы. Например, галлы и иберийцы в I веке н.э. добавляли в тесто пивную пену. А в некоторых странах закваской становились отруби, пропитанные вином.

 Маца

Всем известно, что ветхозаветная Пасха празднуется в честь исхода евреев из Египта. С отмечанием этого события связано несколько ветхозаветных заповедей. В частности, хлеб нужно печь без заквашивания. Это должно быть пресное тесто, потому что на заквашивание уходит время — а его у бегущих из плена евреев не было. Поэтому в память о том, как это было, каждый год на Песах печётся маца — пресная лепёшка.

Хлеб-тарелка

В Средние века в Европе хлебом также пользовались не только для еды, но и для сервировки стола. Чёрствые куски хлеба клались на стол вместо тарелок — а уже на них помещали еду. После обеда пропитавшийся побывавшей на нём пищей хлеб съедали или отдавали собакам.

Сэндвич

Именно так звали знаменитого графа, картёжника, который был настолько помешан на играх, что не желал отвлекаться на еду. Он-то и повелел приносить ему еду, помещенную меж двумя кусками хлеба.

Хлебные деньги

Во время голода и гиперинфляции 1921 года в Советском Союзе были выпущены необесценивающиеся чеки достоинством в 1 пуд хлеба. Так хлеб на какое-то время заменил деньги.

Национальное достояние

В каждой стране есть какие-то свои рецепты, присущие именно этому народу. Они обрастают ассоциациями и будят воображение. Русский каравай, ржаной хлеб и французский багет, кавказский лаваш и немецкий брецель, итальянская чиабатта и мексиканская тартилья, американский бейгл и индийская чапати…Сколько народов, столько и видов хлеба. И познакомиться с национальным характером можно, буквально преломив с ним хлеб.

Статистика

В день человечеством съедается 9 миллионов единиц хлеба. И 50% этого хлеба идёт на изготовление бутербродов.

Единица измерения

Интересно, что одной из самых древних единиц измерения было ячменное зерно. Так, например, дюйм в англосаксонской системе исчисления равен трём ячменным зёрнышкам.

Просфоры

В православном богослужении используется квасной хлеб, называемой просфорой. После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор — по числу хлебов, которыми Иисус Христос накормил пять тысяч человек (Ин 6:1-15). Таинство Причастия совершается с помощью одной из пяти просфор. Из остальных вынимаются частицы в память о Богородице, святых, а также живых и усопших, поминаемых на службе. После литургии части этих просфор раздаются прихожанам.

Теги: гайдыдеиисториякультура

Детям о хлебе.

Детям о хлебе: материалы для занятий с детьми, познавательные видео, рассказы, развивающие задания.

В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.
Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.
Детям о хлебеДавайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.
В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:
рассказ в картинках «Как выращивают хлеб»,
два коротких занимательных познавательных видеофильма для малышей,
упражнения для развития речи,
сказки и рассказы, стихи и загадки о хлебе.
Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»
Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.
Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их  подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.

Часть 1. Загадки о хлебе

Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.

1.1. Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше

«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»
Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы.
Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб?
После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
Если ребенок  согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!

1.2. Загадка о хлебе для детей 6-7 лет и старше

Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз  Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.
«Чудо. Лев Квитко.
Зернышко-крошку всю зиму хранил,
В рыхлую землю весной посадил.
Чудо случилось, наверное, с ним.
Зернышко стало  живым и большим.
Зернышко-крошка лежало в земле,
Лежало, согрелось, разбухло в тепле.
Сначала разбухло, потом проросло.
Тонким росточком на грядке взошло.
Чубик завил этот слабый росток,
Выкинул перышки нежный листок.
Ну, разве не чудо, что чубик такой
Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!
Он землю буравил, он лез напролом,
Он к свету и солнцу пробился с трудом.
А над землею – опять чудеса:
Что-то растет не по дням – по часам.
Зернышка нет и в помине давно.
Не угадаешь, чем стало оно? «
Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?

Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях

Спросите ребенка: откуда  берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.

2.1. Как растет пшеница и рожь? 

Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.

Видео для детей «Как растет пшеница?»

Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:
где растет пшеница?
сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
как называются люди, которые выращивают хлеб,
как люди убирают урожай хлеба,
как раньше люди выращивали хлеб.
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
что его больше всего заинтересовало в фильме,
чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
что его удивило в этом фильме,
что новое он узнал.
Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма.
Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).  Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий  и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.

2.2.  Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб? 

Детям о тракторе 

Особенно интересен этот материал для мальчиков!
Расскажите ребенку, что раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может  быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.
Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).
Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.
Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.

Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).
У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.
Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.
Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья! 
Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.

Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!

Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.
Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.
Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».

 Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей

Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».
Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:
что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
как устроен комбайн и как он работает?
какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?
Вот и получен урожай зерна!  Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.
Кто всегда в заботе?
Тракторист в заботе.
Поле он лелеет,
пашет он и сеет.
Кто всегда в заботе?
Кто всегда в заботе?
Грузовик в заботе.
Возит удобренья,
Чтоб росли растения.
Кто всегда в заботе?
Дождичек в заботе.
В поле он прольется,
Колосок напьется.
Кто всегда в заботе?
Комбайнер в заботе.
Рожь он убирает,
Отдыха не знает.
Кто всегда в заботе?
Хлебопек в заботе.
Мастер он искусный,
Хлеб печет он вкусный.
Кто забот не знает?
Рейн и Майн не знает?
Хлебушка поели
И повеселели:
«Спасибо!» Хельо Мянд.

Часть 3. Бережем хлеб

Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 
Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.

Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение

Попросите ребенка (в возрасте  5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.
Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»
Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться  на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: « Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как  только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!
Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:
Некоторым детям потребуется не просто нарисовать мост, а придумать целую историю о том,  зачем нам надо через него перебраться и выполнить это задание. Например,  мы в игре идем кого-то спасать или искать волшебное письмо или в гости к другу или отправились на поле смотреть, как растет хлеб.
Можно построрить мост из 5 кирпичиков по 1 пословице. А можно нарисовать длинный мост из 15 кирпичиков (и использовать 3 пословицы). Второй вариант хорошо подходит для группы детей.
Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:
— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).
— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
— Хлеб – батюшка, вода – матушка.
— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
— Хлеб да соль, и обед пошел.
— Будет хлеб — будет и песня.
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.+
Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:
1. Интереснейшую статью в картинках  «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:
кто печет булочки? чем отличаются профессии повара и кондитера?
какие бывают булочки и пироги?
как работает кондитерский цех?
Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!
2. Осенние традиции на Руси  — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только.  Осень — златопряха.
Все картинки статьи доступные для распечатки и другие картинки для занятий с детьми по теме «Хлеб», а также пошаговое описание речевых игр по этой теме Вы можете скачать бесплатно здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry-i-kartinki-dlya-detej-po-teme-kak-vyrashhivayut-hleb/ .
Еще материалы по ознакомлению детей с профессиями Вы найдете в статье «Детям о профессии пожарного: познавательные рассказы в картинках, игры, развивающие задания».
А как Вы знакомите детей с тем, откуда хлеб пришел? Удается ли воспитать у современных детей бережное отношение к хлебу и другим результатам труда человека? Что Вашим детям интересно узнать об окружающем мире? Какие есть у Вас предложения — о чем еще интересно будет почитать в рубрике сайта «Мир вокруг нас». Предлагаю обсудить в комментариях  после статьи. Буду рада всем предложениям!
До новых встреч на «Родной тропинке»!

?ЛЕГЕНДЫ О ХЛЕБЕ


АО «Холдинговая компания «ОПОЛЬЕ»
ООО «ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

АО «Владимирский хлебокомбинат»

ООО «Серебряный сокол»

ОАО «Судогодский молочный завод»

ООО «Городищенские сыры»

Рыбная продукция ТМ Капитан ИП Лукашов Д.В.

«Стародворские колбасы» ЗАО «РЛЦ»

ООО «Суздальский молочный завод»,

ООО «Ручейки» льняное масло

Сценарий мероприятия о хлебе «Дар маленького зёрнышка» | Социальная сеть работников образования

(Слайд 1)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и снова мы с вами встретились о поре – то той багряной, осенней. Осень золотистая – хлебом колосистая! (Юля Буторина)
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью
и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
(Хозяйка с поклоном подходит к гостям и просит отведать хлеб и соль).
1 – й ребенок:  (Аня Кузнецова)
Этот наш обычай вечный – .
из далекой старины:
Честь гостям
и радость встречи –
Словно символ доброты!
(Слайд 2)
Хозяйка: Хлебом – солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
2 – й ребенок: (Алина Егорова)
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Славится он первым
на земле,
Славится он первым на столе.
Библиотекарь: У разных людей есть различные ценности: золото, шубы, машины, книги.  Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это отчий дом, отец, мать и еще хлеб.
Мы  говорим: «Хлеб – всему голова». Сегодня мы будем говорить о хлебе.  Мы будем славить тру землепашца и комбайнера, водителя, мукомола и хлебопека. Это их честный и нелегкий труд дает нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный хлеб.
Каким только не бывает хлеб: белым и черным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным.
Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочке в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. В некоторых губерниях человек, уронивший кусок хлеба на пол, должен был поднять его и, как бы извиняясь за свою неловкость, поцеловать. Зачем? – спросите вы. Старики говорили так, чтобы в ад не попасть. Ведь куски хлеба, которые мы выбрасываем, за нами бес подбирает.
1 – ребенок: (Аня Кузнецова)
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
(Слайд 3)
Библиотекарь: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 грамм хлеба, а жители города по 125 грамм.
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 грамм черного хлеба.)
Воспоминание одной девочки.
«Помню, темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики, помню как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую – нибудь крошку хлеба.
Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки хлеба», и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?
«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».
(Слайд 4)
1 – й ребенок:
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
2 – й ребенок:
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
3 – й ребенок:
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
4 – й ребенок:
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
5 – й ребенок:
Посеяли хлеб
хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна:
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны,
Трактора.
6 – й ребенок:
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин  дома,
Всему он голова!
7 – ребенок:
Силою державы
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве царь!
(Песня о Родине)
Ведущий 1: Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует трактор, комбайн. Тракторист пашет землю, сеет зерна. Осенью собирают урожай. Убрали надо отвезти в хранилище, потам на мельницу и хлебозавод. И только там рождается хлеб, и к нам на стол приходит такой красивый каравай. (Марина Кулигина)
(Инсценировка стихотворения «Праздник каравая»). 4 класс
Ведущий 2: У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения. Давайте их вспомним. (Валя Мочалова)
Дети (поочередно):
Не красна изба углами,
а красна пирогами.
Был бы пирог,
найдется и едок.
Без теста пирога
не испечешь.
Без соли не вкусно,
без хлеба не сытно.
Библиотекарь: В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали прижимая его к груди. О хлебе народ сложил много пословиц. Вспомним их.
Горька работа…
да хлеб сладок.
Хочешь есть калачи…
не сиди на печи.
Пироги не растут …
на кустах.
В землю не положишь…
и с земли не возьмешь.
На чужой каравай…
рот не разевай.
Доплясались, что…
без хлеба остались.
Каравай хлеба не…
свалится с неба.
Ведущий 1 Давайте вспомним сказки о хлебе:
(Инсценировка сказки « Колосок»). 2 класс.
Ведущий 2: Ребята! Скажите, пожалуйста, что нужно для того, чтобы замесить тесто? (Ответы детей). А, сейчас, посмотрим какое тесто получилось у деда с бабкой.
(Инсценировка «Тесто»). 3 класс.
Ведущий 1: Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека без родины, так невозможен наш праздник без загадок.
А теперь давайте – ка ребятки!
Отгадывать загадки!
Загадки всевозможные:
И легкие, и сложные.
Посмотрим, кто из вас
Покажет высший класс?
На сметане мешон
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок!
Покатился… (Колобок)
Сидит барыня в ложке, свесив ножки… (Лапша)
Столбики точеные, головки золоченые… (Колосья)
С неба солнце золотое
Золотые льет лучи
В поле дружною стеною
Золотые усачи…(Пшеница)
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени…(Мука)
Я пузырюсь, я пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня…(Тесто)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосил,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна в муку и тесто
В магазине занял место…(Хлеб)
Кольцо не простое
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее
Всем на заглядение
Ну и объедение!..(Бублик)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены…(Зерно)
Ведущий 2: Когда был собран урожай, люди прославляли хлеб, который вырастили. И, как известно, ни один праздник не обходился без частушек и песен.
(Песня  «Зоренька»)
(Хоровод «Печем пирожки»)
(Частушки  2 класс).
Игра «Назови одним словом).
Засушенный кусок хлеба…(Сухарь)
Пшеничный хлеб из заварного теста в виде кольца. (Баранка)
Толстая баранка. (Бублик)
Маленькая тонкая и очень сухая баранка. (Сушка)
Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку…(Крендель)
Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом…(Кекс)
Белый хлеб продолговатой формы… (Батон)
Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой…(Ватрушка)
Игра «Угадай по вкусу».
(Дети с закрытыми глазами пробуют маленькие кусочки на вкус,  определяют какой хлеб они съели..(Белый или черный).
Игра «Назовите профессии людей, работающих на земле».
Работает на тракторе…(тракторист)
Пашет землю… (пахарь)
Работает на комбайне…(комбайнер)
Выращивает овощи…(овощевод)
Разводит сады…(садовод)
Выращивает рис…(рисовод)
Выращивает хлеб…(хлебороб)
Библиотекарь: Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин. Хлеб всегда и везде сопутствует нам. Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто его взрастил? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда было вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки! Так давайте же помнить об этом!
Хозяйка: Вы запомните, дети,
Золотые слова!
Хлеб – всему голова!
Хлеб – всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Ведущий 1: Людям хлеб,
Детям мир,
Пусть начнется дружный пир
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу – дружное «ура»
Хозяйка: Приглашаю ребят на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками.

Сказка про хлеб

Бывает и так: быль да небыль переплетаются, сказка с присказкой встречаются. Вот и в сказке про хлеб так было..
«Ароматный хлеб»
Автор сказки: Ирис Ревю
Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был.
Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному.
В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит:
— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя, и твоих братьев-сестёр: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?
— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из маленького зёрнышка.
И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.
— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.

Дружная семейка: Детская литература по теме «Хлеб»

//
// Top Commentators gadget with avatars, by MS-potilas 2012.
// Gets a list of top commentators from all comments, or specified number of days in the past.
// See http://yabtb.blogspot.com/2012/05/top-commenters-gadget-with-avatars.html
//
// CONFIG:
var maxTopCommenters = 7; // how big a list of top commentators
var minComments = 1; // how many comments must top commentator have at least
var numDays = 60; // from how many days (ex. 30), or 0 from «all the time»
var excludeMe = true; // true: exclude my own comments
var excludeUsers = [«Anonymous», «Старавойтова Елена»,»Елена Старавойтова», «Jeanne», «Решетова Алена Валерьевна»]; // exclude these usernames
var maxUserNameLength = 42; // 0: don’t cut, >4: cut usernames
//
var txtTopLine = ‘[#]. [image] [user] ([count])’;
var txtNoTopCommenters = ‘No top commentators at this time.’;
var txtAnonymous = »; // empty, or Anonymous user name localized if you want to localize
//
var sizeAvatar = 45;
var cropAvatar = true;
//
var urlNoAvatar = «http://lh4.googleusercontent.com/-069mnq7DV_g/TvgRrBI_JaI/AAAAAAAAAic/Iot55vywnYw/s»+sizeAvatar+»/avatar_blue_m_96.png»; // http://www.blogger.com/img/avatar_blue_m_96.png resizeable
var urlAnoAvatar = ‘http://www.gravatar.com/avatar/00000000000000000000000000000000?d=mm&s=’ + sizeAvatar;
var urlMyProfile = »; // set if you have no profile gadget on page
var urlMyAvatar = »; // can be empty (then it is fetched) or url to image
// config end
// for old IEs & IE modes:
if(!Array.indexOf) {
Array.prototype.indexOf=function(obj) {
for(var i=0;iИсточник: http://drujhnaia.blogspot.com/2012/10/blog-post_21.html

План-конспект урока (4 класс) по теме: Сказание о хлебе насущном | скачать бесплатно | Социальная сеть работников образования

ГОУ  ЦО «Школа здоровья» №2000  
Развивающее занятие на тему:
«Сказание о хлебе насущном».
Воспитатель:  О.В.Кузнецова.
Москва
2010-2011 уч. год.
Цель: показать детям, что у всех народов, во всех странах,  во все времена хлеб-
-основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный,
поэтому относиться к нему надо бережно.
Задачи:
1.Образовательные:
-закреплять знания, полученные на уроках окружающего мира;
-повторить произведения устного народного творчества, изученные на уроках литературного чтения.
2.Развивающие:
— развивать познавательные интересы учащихся;
-расширять кругозор;
— обогащать словарный запас детей;
— развивать творческие способности учеников;
— развивать мыслительные операции.
3.Воспитывающие:
-раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию; красоту труда работников сельскохозяйственного труда;
-воспитывать почтительное отношение к хлебу;
-формировать чувство бережливости, непримиримого отношения к  расточительству, небрежному отношению к хлебу, неуважительному отношению к труду людей, выращивающих его, производящих хлебобулочную продукцию;
— познакомить с художественными и музыкальными произведениями на данную тему.
4.Здоровьесберегающие:
— создавать положительный эмоциональный настрой, способствующий возникновению добрых взаимоотношений между детьми, укреплению их физического и психического здоровья;
— создавать условия для снятия эмоционального, физического и психического напряжения за счёт смены положения, рационального использования  для работы всего пространства класса.
Оборудование:
Компьютер.
Интерактивная доска.
Презентация.
Карточки с заданиями.
Подготовительная работа:
Подбор загадок, пословиц, музыкального сопровождения, иллюстраций для презентации.
Создание презентации.
Разучивание ролей Ванюши-царевича, Хозяйки-Земли, Старушки, Знатоков, профессионалов-земледельцев и т.д.
Изготовление хлебопекарной продукции.
Содержание занятия.
Сказание о хлебе насущном.
1-ый   ведущий:  -В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был …Ванюша—царевич. Знал он о своём царстве ни много, ни мало, а ровнёхонько ничего. Разослал он во все концы своего государства гонцов-скороходов объявить всем, чтобы принесли во дворец всё самое чудесное, что только есть в его царстве.
Гонец: — Всем! Всем! Всем! Приказываю: Принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в моём царстве!
2-ой ведущий: -Чего только не принесли люди: и камни-самоцветы, и самородки золотые, и серебра вдоволь, и  скатерть-самобранку, и сапоги-скороходы, и шапку-невидимку…
3-ий ведущий:  — Последняя пожаловала бабушка-старушка лет трёхсот от роду. Поднесла она свой подарок…колоски обыкновенные. Рассердился тут Ванюша-царевич.
Ванюша-царевич: — Мне люди добрые самоцветов драгоценных целый сундук натащили, а ты что принесла, старая?!  Забирай свой веник – и с глаз моих долой, чтоб я тебя не видел и веника твоего поганого тоже!
1-ый ведущий: — Обиделась старушка, а колоски и того пуще: зашуршали, зашумели…Только они за порог – в тот же миг исчезли из дворца торты да пирожные, крендели да бублики, пряники да сдобы. Даже хлеб чёрный и тот куда-то подевался.
2-ой ведущий: — Тут во дворце вся жизнь замерла: музыканты не играют, танцоры не танцуют, стража отказывается дворец сторожить, придворные и те стали подумывать, как бы в другое какое-нибудь царство податься.
Ванюша – царевич: — Это что же происходит? Подать сюда главного мудреца! Пусть объяснит мне, что происходит.
Главный придворный мудрец: — Чему же тут удивляться, Ваше Величество? Хлеб – то исчез, а без хлеба  никто работать не в  силах. Всё потому, что все зёрна, что были в колосках у старушки, пропали по Вашей премудрости.
Ванюша – царевич: — Ну, пропали и пропали. А хлеб –то тут причём?
Мудрец: — А вот спроси у Хозяйки.
Ванюша – царевич: — У какой – такой Хозяйки? Разве не я в своём царстве хозяин?
Мудрец: — Так – то оно так…Да только есть Хозяйка поважнее всех царей – королей.
Ванюша – царевич:  -А подать сюда эту Хозяйку! Хочу поглядеть на неё! Кто такова?
Мудрец: — Вы б, Ванюша – царевич,  повежливее,  а то и она рассердится.
Ванюша – царевич: — Ладно – ладно, пусть покажется.  Охота хоть глазком взглянуть.
( Входит Хозяйка).
Ванюша – царевич: — Кто же, Вы, Хозяюшка, будете?
Хозяйка: — А вот угадай, царевич, сам:
1. Никого не родила, а все матушкой зовут.
2. Без ложки, без плошки, а всех кормлю.
А ещё меня с волшебной кладовой сравнивают: положишь горсточку семян, а возьмёшь сто горстей.
Ванюша – царевич: — Что – то я не пойму: как это ты и матушка, и кормилица, и кладовка?
Хозяйка: — И ещё скатерть – самобранка. Со мной всегда сыт будешь!
Ванюша – царевич: — Как же сыт будешь, если не только пирожные и пироги исчезли, но даже чёрного хлеба и того во всём царстве не сыщешь?
Хозяйка: — Обидел ты моих деток малых  -хлебные колосочки: назвал их веником. Вот они и ушли. А без них ни пирожных, ни пирогов, ни хлеба не видать.
Ванюша – царевич: — Как это так? Я – царевич! Прикажу –и всё будет! Ну-ка, Двое из ларца, одинаковых с лица! Добудьте мне хлеба!
Двое из ларца, одинаковых с лица: — Никак не можем! Чего хочешь, проси, а здесь нашей силы и твоей власти мало. Здесь она – полная хозяйка.
Хозяйка: — Молод, ты, Ванюша, и глуп, хоть и царевич.  Тут твои указы и приказы не помогут. Чтоб такие колоски получить, у меня не одна тысяча лет ушла. Вот послушай-ка…
(Хлопает в ладоши. Появляется команда Главного Мудреца.)
+++++++
История первая.Древние  египтяне научились не просто печь из муки лепёшки. Они научились делать дрожжевое тесто. Этот хлеб был не только вкуснее, он оставался дольше свежим и лучше усваивался организмом. Древнеегипетские хлебопёки готовили хлеб разной формы: круглый, продолговатый, пирамидальный, в виде рыб, сфинксов. И в те далёкие времена хлеб высоко ценился и почитался. Так, в принятой в Древнем Египте скорописи хлеб, золото, солнце обозначались одним и тем же значком: кружочком с точкой посередине. В честь хлеба слагались гимны.
История вторая. Искусство приготовления хлеба пришло от древних египтян  в Древнюю Грецию и Рим.
В древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. Чем богаче дом, чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом.
К хлебу относились с огромным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех, и за это будет наказан богами.
Во всех странах мастера – пекари хранили свои рецепты в глубочайшем секрете и передавали из поколения в поколение.
История третья. А в Индии преступникам, в зависимости о  тяжести преступления, не давали хлеба какое-то время. Неуважение к хлебу считалось самым страшным оскорблением, какое только можно нанести человеку.
Так же, как к хлебу, народ относился к пекарям. Тех, кто готовил хлеб плохого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. И, наоборот, в честь славных пекарей возводили монументы. До наших дней сохранилось в Риме надгробие высотой в 13 метров (примерно 4-хэтажный дом) пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад.
История четвертая. У древних славян хлеб появился примерно  3 тысячи лет назад. Археологи находят, кроме жилых помещений, хранилища для зерна, печи для выпекания хлеба, зернотёрки, глиняные сосуды для хранения зерна.
В те далёкие времена выращивали пшеницу, ячмень, просо. Рожь появилась позже, около тысячи лет назад.
Ваня-царевич: — Вон оно что…А я-то думал, что булки на деревьях  растут…
Хозяйка: — Действительно, в Индии, Индонезии и на тропических островах растут так называемые «хлебные» деревья. Конечно, на этих деревьях растут не булки и баранки, а круглые, тяжёлые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, по вкусу напоминающие хлеб. А вот как наш хлебушек родится, тебе мои помощники расскажут.
Тракторист: — Сначала – загадка:
Железный нос в землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает.
(Трактор).
_ Пожалуй, хлеб с нас, трактористов, начинается. Мы поле плугом вспахиваем, боронами рыхлим, удобрение на поля вывозим, сеялками сеем отборное зерно, да потом ещё разные сорные травы с полей удаляем. Только тогда хороший урожай получить можно.
Комбайнер: — Вот от края и до края словно золотой ковёр расстелился. Это пшеница вызрела хлеб для всей страны. Подует ветер – и пойдут по полю, как по морю, волны золотые. А по этим волнам поплывут кораблями комбайны урожай собирать. Очень может быть, что на булочку или буханку чёрного хлеба пошло то зерно, которое мой комбайн собирал.
Шофёр: — Хлеба – до неба! Сыпучие горы
Мчат по бессонным дорогам шофёры.
Мы, шофёры, ведём свои грузовики рядом с комбайном. Зерно, собранное комбайнером, в кузова наших машин сыплется. А потом мы это зерно на элеватор везём,  там из него муку делают. А ещё мы горючее для тракторов и комбайнов развозим, работаем днём и ночью, в любую погоду.
Мукомол: — Из зерна мукомолы отличную муку мелют для разного вида хлеба: для чёрного, белого – всех сортов. Поэтому, когда хлеб хвалят, вроде бы и меня тоже хвалят.
Пекарь: — У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка,
От рождения седая мать по имени…мука.
Я по профессии – пекарь. Из муки разных сортов хлеб пеку и  бублики с баранками, и торты с пирожными. На все случаи угощение – и на будний день, и на светлый праздник.
Старушка: — Всем вам, мои милые, поклон за хлеб. А только самый первый, самый низкий поклон Земле-кормилице. Эта скатерть-самобранка никогда не ленится кормить. Но за это приходится не раз поклониться, всю её перекопать, перепахать, да мозоли на руках набить, да полить её семью потами. Только тогда она добра и щедра. Когда люди к ней с трудом да добром. Вот так-то, Ванюша-царевич булки растут. Понял ли?
Ванюша-царевич: — Понял, матушка! Всё понял!
Хозяйка: — Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
1-ый ведущий:  — Много добрых слов о хлебе сказано, много картин написано, есть прекрасные стихи, замечательная музыка.
(Звучит музыка В.Калинникова – фрагмент из первой симфонии. Ведущий рассказывает о картине Шишкина «Рожь».)
Хозяйка: — А знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе? Давайте-ка проверим.
1.Без соли и хлеба …(половина обеда).
2.Без хлеба и мёдом сыт…(не будешь).
3.Если хлеба ни куска, то и в тереме…(тоска).
4.Покуда есть хлеб да вода…(всё не беда).
5.У кого хлебушко, у того и ….(счастье).
6.Хлеб наш насущный: хоть чёрный…(да вкусный).
Хозяйка:- А чтобы вы не забывали о хлебе насущном, вот вам правила-напоминалочки да советы добрые на память от меня.
(Раздаёт детям памятки.)
Старушка: —  Я очень надеюсь, что всё то, о чём вы  узнали, поможет вам по-новому относиться к хлебу, к людям, благодаря труду которых у вас всегда есть хлеб на столе, вы никогда не испытывали голода.
Памятка:
Береги хлеб! Он дорого достаётся.
Не оставляй недоеденных кусочков.
Никогда не бросай хлеб.
Продли жизнь хлебу.
Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Как продлить жизнь чёрствому хлебу.
Положить в целлофановый пакет на батарею.
Приготовить панировочные сухари.
Посушить гренки для супа.
Поджарить гренки к чаю.
Испечь пирог с яблоками, сварить суп.
Раздаточный материал

Памятка:
Береги хлеб! Он дорого достаётся.
Не оставляй недоеденных кусочков.
Никогда не бросай хлеб.
Продли жизнь хлебу.
Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Как продлить жизнь чёрствому хлебу.
Положить в целлофановый пакет на батарею.
Приготовить панировочные сухари.
Посушить гренки для супа.
Поджарить гренки к чаю.
Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Сказка про ХЛЕБ для детей

Поучительная белорусская народная сказка про хлеб для детей «Лёгкий хлеб» была переведена для нас русской поэтессой и переводчицей Благининой Еленой Александровной.
Читайте с удовольствием и пользой!
«Лёгкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.
Выходит из лесу голодный волк. Видит — мужик под кустом сидит и что-то ест.
Подошёл к нему волк, спрашивает:
— Ты что ешь?
— Хлеб, — отвечает мужик.
— А вкусный он?
— Страсть какой вкусный!
— Дай мне попробовать.
— Милости прошу!
Отломил мужик кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!
— Ладно, — говорит мужик, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он учить волка:
— Перво-наперво надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, погоди. Потом надо землю забороновать…
— И можно хлеб есть? — обрадовался волк и хвостом замахал.
— Ишь ты какой скорый! Сначала надо рожь посеять…
— Тогда будет хлеб? — облизнулся волк.
— Нет ещё! Дождись, покуда рожь взойдёт, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнет зерно наливаться, потом зреть…
— Ох, — вздохнул волк, — уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда-то я наемся хлеба вволю?
— Где там наешься! — говорит мужик. — Раненько ещё! Сначала спелую рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток.
— И есть хлеб буду?
— Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, мешки на мельницу отвезти да муки намолоть…
— И всё?
— Нет, не всё. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдёт. Тогда в горячую печь сажать.
— Испечется хлеб?
— Ага, испечется. Вот тогда и наешься вволю, — закончил мужик.
Задумался волк, почесал затылок и говорит:
— Нет! Эта работа не по мне — и долго, и хлопотно, и трудно. Ты лучше посоветуй, как лёгкий хлеб добывать.
— Ну что ж, — говорит мужик, — если не хочешь трудный хлеб есть, ешь лёгкий. Иди на выгон, там конь пасётся.
Пошёл волк на выгон. Увидел коня:
— Конь, конь, я тебя съем!
— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сначала сдери с моих ног подковы, чтоб не поломать об них зубы.
— И то правда, — согласился волк.
Пригнулся он подковы сдирать, а конь как лягнёт его копытом!
Перекувырнулся волк — да ходу. Прибежал к реке. Видит — гуси на берегу пасутся.
«Не съесть ли мне их?» — думает волк. Потом говорит:
— Гуси, гуси, я вас съем!
— Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Только сначала окажи нам услугу.
— Какую? — спрашивает волк.
— Спой нам песню, а мы послушаем.
— Это можно! Песни петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и начал выть. А гуси — порх-порх крыльями — с места снялись и улетели.
Слез волк с кочки, поглядел им вслед и пошел дальше ни с чем.
Идёт, ругает себя: «Ну не дурень ли я, а? И зачем только я взялся петь гусям! Ну уж теперь кого ни встречу — съем!»
Только он так подумал, смотрит — бредет по дороге старый дед. Волк — к нему:
— Дед, дед, я тебя съем!
— Куда торопиться? — говорит дед. — Давай сначала табачку понюхаем.
— А вкусный он?
— Попробуй, так будешь знать.
— Давай!
Вынул дед из кармана табакерку, сам понюхал и волку дал.
Потянул волк носом изо всех сил да весь табак и вдохнул в себя. А потом давай чихать на весь лес… Ничего от слёз не видит, все чихает. Больше часу чихал, покуда прочихался. Оглянулся, а уж деда и след простыл.
Пошёл волк дальше.
Шёл он, шёл, смотрит — овцы на лугу пасутся, а пастух спит.
Высмотрел волк самого крупного барашка, схватил его и говорит:
— Баран, баран, я тебя съем!
— Что ж, — говорит баран, — видно, такая моя доля. Становись-ка в ту лощинку да разинь пасть пошире. А я взбегу на пригорок, разгонюсь и сам вскочу тебе в рот.
— Спасибо за совет, — сказал волк, — так и сделаем.
Стал он в лощинку, разинул пасть, ждёт. А баран взбежал на пригорок, разогнался да трах волка рогами! У того аж искры из глаз посыпались…
Очухался волк, покрутил головой и говорит:
— Не пойму: съел я его или не съел?
А в это время тот самый мужичок с косьбы домой возвращался.
Услышал он Волковы слова и говорит:
— Съесть ты его не съел, а лёгкого хлеба отведал.

Интересные факты о хлебе

Интересные статистические данные и факты, относящиеся к хлебу и пшенице, как основному продукту для изготовления хлеба.
Читайте, получайте удовольствие, и радуйтесь при мысли о хлебе!
Удивительно, но ещё в 2500 году до н.э. древние греки умели выпекать свыше 80 видов хлеба.
В Древнем Египте хлеб и вовсе имел такое огромное значение, что в некоторых случаях использовался как замена денег, а ещё его практически всегда оставляли в гробницах умерших.

Любопытно, что в средневековой Франции пекари были крупными кредитными брокерами, давая хлеб взаймы в виде своеобразного кредита или рассчитываясь им вместо валюты.
Король Людовик IV по этому поводу как-то произнёс: «Тот, кто контролирует хлеб, больше является правителем нации, чем тот, кто контролирует души людей. «

Наполеон Бонапарт в своё время стал невольным автором названия вида хлеба. Во время прусской кампании он, требуя для своей лошади буханку чёрного ржаного хлеба, восклицал «Pain pour Nicole!», что означало «Хлеба для Николь!». Для немецкого уха это звучало приблизительно как «Пумперникель» (Pumpernickel), что и стало позднее названием традиционного вестфальского каравая.
В Великобритании в первые часы Нового года традиционно совершается церемония с выставлением у дверей жилища кусков хлеба и угля, а также серебряной монеты, что должно привлечь в будущем году еду, тепло и богатство в ваш дом.
Согласно скандинавским традициям, если мальчик и девочка едят хлеб от одной буханки, то они обязательно влюбятся друг в друга.

Дурной приметой считается отрезать куски от невыпеченной буханки.
Если предположить, что человек ежедневно будет съедать бутерброд на завтрак, обед и ужин, то ему понадобиться 168 дней, чтобы съесть количество хлеба, получаемое из одного бушеля пшеницы или примерно 27,2 кг, что составляет примерно 73 однофунтовые (около 450 гр.) буханки.
Семья из четырех человек сможет прожить 10 лет на том количестве хлеба, что производится из пшеницы, собранной всего с 1 акра!
Внутренняя часть хлеба под запечённой коркой «Крошка», поэтому маленькие кусочки хлеба и называются «крошки».

Чтобы сделать около 70 буханок хлеба, требуется столько пшеницы, сколько современный комбайн собирает за 9 секунд!
Древние египетские писания призывали матерей отправлять своих детей в школу с большим количеством хлеба и пива в качестве школьного обеда.

Разломить хлеб и поделиться им – это универсальный знак мира для всех народов, употребляющих этот продукт в пищу.
Интересно, что, к примеру, в одном только штате Канзас собирают столько пшеницы, что из неё можно изготовить до 37 млрд. буханок или по 5 штук на каждого человека планеты.
Кстати, в США фермеры с хлеба стоимостью в 2 доллара получают лишь 5 центов, но это вполне нормально, ведь собрав и сдав зерно, они более не участвуют в дальнейшем цикле производства, которое подразумевает многочисленные операции и процедуры.

Чтобы получить готовую буханку хлеба из зерна, производитель должен перемолоть зерно, затем довести муку до нужного качества, для чего необходимо купить мукопросеиватель и другое специализированное оборудование, а уже после этого полученный субпродукт отправляется в пекарни и хлебозаводы, где к муке добавляют другие ингредиенты и завершают изготовление хлеба. Ну и логистику вкупе с другими накладными расходами никто не отменял.

Хлеб является самой потребляемой пищей всех времён для всех рас, культур, религий и народов.
Характерный «карман» в лаваше производится паром, который надувает тесто и когда хлеб остывает м выравнивается, то в середине остаётся выемка.
Народное поверье гласит, что, положив в колыбель младенца кусочек хлеба, вы отпугнёте от него болезни.
Рекорд на самую быстро изготовленную буханку хлеба принадлежит команде пекарей из Монтаны, который умудрились смолоть зерно, приготовить тесто, уложить его в форму и испечь всего за 8 минут и 13 секунд, что задокументировано в Книге Гиннеса.

Закон Мерфи гласит, что хлеб с маслом всегда приземляется вниз масличной стороной.
У русских и в ряде других славянских культур, хлеб (и соль) являются символами радушия и гостеприимства.

Долгое время в Европе существовала традиция, что тот, кто съедает последний кусок хлеба, должен поцеловать повара или пекаря.