Легенда о ярославе и медведе

Содержание

Легенда об основании Ярославля. Победа Ярослава Мудрого над медведем

Легенда рассказывает о событии, произошедшем с Ярославом Владимировичем Мудрым (978-1054), правящим Ростовской землей в 987-1010 годах. Как-то раз князь, идя на ладьях со своим войском по Волге, увидел, как жители деревни Медвежий Угол, находившейся близ Ростова, напали на караван торговцев. В поселении тогда жили одни язычники. Кроме охоты, рыболовства и сельского хозяйства, они частенько промышляли грабежом проходящих рядом судов.
Ярослав Мудрый послал к купцам дружинников, и они быстренько разогнали разбойников. Покоренные селяне пообещали больше не бузить и исправно отдавать дань. Но вот креститься наотрез отказались, хотя на Руси 12 лет как уже было принято христианство.
Дав слово заставить креститься язычников Медвежьего угла, князь вернулся сюда в сопровождении епископа и других представителями духовенства. А также захватил воинов. И не зря. Селяне были настроены совсем не дружелюбно. При виде внушительной команды Ярослава, они выпустили на незваных гостей стаю псов и гигантского медведя.
Согласно сказаниям, князь один одолел свирепого зверя, чем покорил сердца и души язычников. Признав величие победителя, они согласились принять христианство. А на месте села был построен город, названный Ярославль.

Правда о медведе

Таково мнение историка Ю. Писаренко, статья которого «Неизвестная страница жизни Ярослава Мудрого» опубликована в одном из выпусков журнала «Ярославская старина». Эта точка зрения позволяет по-новому взглянуть на некоторые моменты основания нашего города. На сегодня существует несколько версий победы Ярослава Мудрого над медведем (медведицей). Вот как излагают это событие «Сказания о построении града Ярославля». В начале XI века на месте Ярославля рос дремучий лес. У впадения реки Которосли в Волгу в селении Медвежий угол жили люди, поклонявшиеся языческому богу Велесу. Они занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей, а при случае грабили проходившие мимо купеческие суда. Да и почему бы не пограбить? Разбой у многих племен считался не только прибыльным, но и весьма достойным занятием. Но мы отвлеклись. Однажды ростовский князь Ярослав, плывя со своей дружиной на ладьях по Волге, подвергся нападению. Он приказал усмирить разбойников, а, подумав, предложил жителям Медвежьего угла платить дань и креститься. Креститься аборигены отказались наотрез: как это отказаться от богов своих предков? Тогда князь решил уговорить их с помощью духовенства и прибыл в сопровождении миссионеров в Медвежий угол вдругорядь. Но язычники уже приготовились к такому повороту дела: они спустили «от клети люта зверя да псов», чтобы те «да растащут князя и сущих с ним». Однако в единоборстве Ярослав зарубил мишку секирой. Потрясенные убийством своего священного зверя, язычники покорились князю. Князь огляделся и спросил дружину: «Как называется эта река?» – «Волга». – «Я спросил про ту, которая слева». С тех пор река по левую руку от князя именуется Которосль. А на стрелке Ярослав заложил посад и дал ему свое имя. Но коренные жители Медвежьего угла и после этого жили обособленно, «необщаяся граду». Более или менее достоверные источники – летописи ничего не говорят об основании Ярославля, и событие нашло свое отражение только в старинных легендах и сказаниях, которые были записаны в конце XVIII – первой половине XIX веков. Некоторые сказания являются чисто литературными произведениями, сочиненными в более позднее время. Научный анализ всех текстов, исследование археологических, этнографических источников позволяют нам выявить исторические реалии. В «Повествовании» П. Львова, опубликованном в 1820 году, изложена романтическая история об отшельнике, живущем у впадения Которосли в Волгу. Он узнает о бедствиях местных жителей: «Лютый зверь ежедневно губит не только животных, на пажитиях пасомых, но близ самых жилищ терзает людей». Жители верят, что это языческий бог Велес, мстя за принятие христианства, «послал им в казнь медведя страшного». Затем отшельник узнает, что свирепый медведь убит князем Ярославом, специально прибывшим из Ростова для борьбы со зверем. В честь этого события и был заложен город, названный Ярославлем. У Ленивцева в «Описании построения города Ярославля»(1827 г.) дана другая версия: Ярослав, будучи князем Ростовским, охотился в устье Которосли и там «встретился с превеликою медведицей, с которой вступя в бой убил ее сам один». Место ему понравилось, и вскоре он снова прибыл сюда с мастерами и «заложил город рубленною стеною, назвав в свое имя – Ярославль». Тогда же князь дал новому городу герб: изображение медведя, стоящего на задних лапах с секирой на плечах. Кстати, о гербе. Ярославский герб – один из самых старых геральдических знаков русских городов. Наиболее ранние его изображения встречаются на «тарелке» царя Алексея Михайловича (середина XVII века) и в «Большой государственной книге» (1672 г.). Герб изображает медведя с трезубцем на плече. Историки полагают, что возникновение самой эмблемы (трезубец – родовой знак Рюриковичей) может быть отнесено к первым столетиям существования феодального Ярославля. Позднее, в XVIII веке, трезубец был заменен в гербе города боевым топором-секирой. А теперь давайте представим другую картину: на золотом фоне стоит Ярослав Мудрый в княжеском одеянии, у его ног или под его ногой лежит убитый медведь с воткнутой в него секирой. Ну чем не герб Ярославля! Да и по смыслу к легенде как раз подходит. Ведь на гербе Москвы изображен святой Георгий Победоносец на коне, который поражает золотым копьем черного змия, а вовсе не змий с копьем в лапах. Поэтому некоторые специалисты считают, что изобразить нужно не медведя с секирой, а Ярослава, победившего секирой медведя. Но, видимо, что было нужней для пользы губернии, то и поставили. А версии об убийстве медведя Ярославом в назидание язычн
икам остаются всего лишь версиями, причем с явным антиязыческим контекстом: в это время шла христианизация Руси. Но почему бы не принять иную точку зрения: поединок Ярослава с медведем очень похож на медвежий праздник, хорошо известный в этнографии ряда охотничьих народов, таких, как айны или гиляки. Там с медведем ради забавы и на потеху боролись, желая показать свою удаль и завоевать авторитет. В «Сказании о построении града Ярославля» можно отметить элементы такого праздника: медведя выпустили «из клети», как будто специально готовили к празднику, а про псов, выпущенных на князя вместе с мишкой, еще не забыли? В те времена бытовало убеждение, что собаки непременно должны сопровождать медведя в его загробном пути, а через год они должны «возвращаться» к своему хозяину в медвежьем облике. Ну и, наконец, не покажется ли странным, что племя предпочло спустить медведя и псов, чтобы те «растащили» князя и его людей, а не воевать с Ярославом? В Медвежьем углу жили язычники, но неглупые люди, удачливые разбойники, которые в тактике ведения сражений, конечно же, разбирались. А почему «Сказание…» описывает все так, а не иначе, доказать несложно. Видный советский исследователь Н. Воронин привел серьезные соображения в пользу того, что текст составлен ростовским архиепископом Самуилом Миславским, основной задачей которого было насаждение христианства. Такие источники историки называют тенденциозными, т. е. факты в них подстраиваются под определенную концепцию автора, «ненужные» умалчиваются или искажаются, добавляются придуманные самим автором в целях создания нужного образа. Вот и все. Похоже, легенда об отважном справедливом Ярославе просто легенда.

Князь Ярослав Владимирович: и мудрый, и жестокий


Князь Ярослав Владимирович чаще упоминается как Ярослав Мудрый. Его заслуги в истории Киевской Руси невозможно не оценить. Он построил новые города, возводил монастыри, собрал огромную библиотеку бесценных книг, составил новые своды законов. Поэтому в 19 веке Н.М. Карамзин по праву присвоил князю
В
Ярославу прозвище «Мудрый». В те нелегкие времена междоусобных войн путь к власти в большинстве случаев был связан с кровопролитиями и братоубийством.
Датой рождения РєРЅСЏР·СЏ Ярослава официально значится 978 РіРѕРґ. Его отец — РєРЅСЏР·СЊ Владимир, который крестил Р СѓСЃСЊ. Мать Ярослава – княжна Рогнеда, СЂРѕРґРѕРј РёР· семьи полоцкого РєРЅСЏР·СЏ Рогволода. Согласно Иоакимовской летописи, РѕРЅР° отказала Владимиру Рё собиралась выйти замуж Р·Р° его брата Ярополка. Однако Владимир захватил Полоцк, СѓР±РёР» РІСЃСЋ семью Рогнеды Рё заставил ее выйти Р·Р° него замуж. Однажды Рогнеда пыталась заколоть своего спящего мужа, РЅРѕ это ей РЅРµ удалось. РћС‚ расправы Владимира Рогнеду спас РёС… старший сын Изяслав.
В 988 году князь Владимир разделил все свои владения между двенадцатью сыновьями. Ярослав княжил в Ростове. Во время своего правления он основал новый город Ярославль, в котором и поселился. Согласно легенде, Ярослав и его дружина возле места под названием Медвежий Угол спасли караван купцов от ограбления. Князь узнал, что здесь распространено язычество и затем вернулся в эти места, чтобы окрестить местных жителей. Однако они направили против него медведя, которого Ярослав убил секирой. Язычники признали власть Ярослава и приняли христианство. Здесь и был воздвигнут новый город Ярославль.
Согласно легенде, обнародованной в 1820 году П.Ю. Львовым, в местах, где был основан Ярославль, ранее проживали христиане. За то, что они предали свою веру и обратились в христианство, языческий бог Велес наслал на них медведя. Князь Ярослав убил этого медведя.
Герб города Ярославль до сих пор изображает медведя с секирой.
После смерти Вышеслава РІ начале 1010-С… РіРѕРґРѕРІ Ярославу достался РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ. Р’ 1014 РіРѕРґСѓ РѕРЅ РЅРµ стал платить дань Киеву. РљРЅСЏР·СЊ Владимир был разгневан Рё, собрав РІРѕР№СЃРєРѕ, повел его РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ. Ярослав нанял наемников — варягов Рё был готов дать отпор. Неожиданно РІ 1015 РіРѕРґСѓ РєРЅСЏР·СЊ Владимир умирает.
Сразу же между его сыновьями вспыхнула борьба. Сначала престол Киевской Руси занял старший из братьев – Святополк. Его винят в смерти родных братьев Глеба и Бориса. Однако некоторые историки утверждают, что братьев убил Ярослав, а обвинил в содеянном Святополка. Между этими двумя братьями началось кровавая война за власть. Успех был то на одной стороне, то на другой.
В

Ярослав выступил с войском на Киев. Возле реки Днепр ратники братьев встретились и три месяца занимали свои позиции. Никто не хотел наступать первым. В одну из морозных ночей войска Ярослава неожиданно переправились через Днепр. Армия Святополка была захвачена врасплох. Ярослав занял Киев. Однако при помощи поляков Святополк выбил его из города. Князь Ярослав хотел уплыть в норвежские земли, однако это ему не удалось. Он не расплатился с нанятыми варягами, и те отказывались сражаться. Новгородский посадник Константин обложил данью новгородцев. На эти деньги он оплатил услуги варягов. Ярослав снова пошел на Киев. Возле реки Альта он разгромили Святополка, который лишился поддержки поляков. Так Ярослав Мудрый завоевал трон Киевской Руси.
Князь Ярослав Владимирович был женат на шведской принцессе Ингигерде. В качестве подарка к свадьбе князь пожаловал своей невесте Ладогу с прилегающей территорией.
Армия Мстислава Владимировича (Удалого) нападала на Киев и разбила войско Ярослава. В итоге Мстислав и Ярослав поделили власть пополам. Ярослав княжил в Киеве и своих прежних владениях. Мстислав Удалой правил на другой стороне Днепра и в Тмутаракани.
После того, как в 1036 г. умер Мстислав, Ярослав заточил в темницу своего брата Судислава. Он присоединил к своим владениям территории, ранее принадлежавшие Мстиславу и Судиславу, и стал единолично править Русью.
За 37 лет княжения Ярослава были построены новые города: Ярославль, Юрьев, Новгород-Северский и другие. В 1031 году отвоеваны у поляков Червенские города. Во славу победы над печенегами в 1037 году заложен собор Святой-Юрьев в Новгороде. В Киеве основана величественная Киево-Печерская Лавра. Ярослав собрал огромную библиотеку. Слава о ней дошла и до наших времен. Библиотека хранилась в подземных помещениях Софийского собора и была утеряна. Первые составленные своды законов Руси «Русская Правда», «Церковные уставы» изложены впервые при Ярославе Мудром.
В 1054 году, умирая, Ярослав завещал своим детям жить в мире и любить друг друга.
После смерти Ярослава Владимировича из темницы был освобожден его брат Судислав, с условием никогда не претендовать на власть.

Иная реальность » Русские боевые медведи

А может, не палкой, а лапой? Загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы… Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведей ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.
Из края вечной тьмы
Далее персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни неизвестного существа. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти создания живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на них таким образом: выслеживают, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ становится еще интереснее: оказывается, руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу.
Правда, информатор рассказывает, что у неизвестной твари на лбу есть рог, и она спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Также существо описывается красноликим, с бирюзовыми глазами.
Не будем слишком строги к информатору. Руссов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и в качестве дополнительного орудия поражения.
Далее источник сообщает, что существа занимаются овцеводством. Это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков пастухами оленей. Подобную метафору в отношении неизвестного существа персидский информатор мог воспринять буквально.
В дальнейшем Искандер-намэ описывает существо как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить существо в плен с помощью аркана, затем освободил от цепи и подружился с ним. Оно принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу-воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. Неизвестное существо Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.
Медвежьи повадки
Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Персии медведи не водились, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался неизвестным существом. Впрочем,острый взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам — узнать в нем медведя.
Он не садится на коня. Он не говорит, но понятлив. У него тяжелая походка, он наносит рваные раны когтистой лапой, его удары -загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точное описание медвежьих повадок.
Наблюдатель — воин-профессионал, он не понимает, кто является врагом, но он точно схватывает его движения, и мы можем увидеть бой его глазами и понять, что противником является медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Руссы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор также сообщает, что руссы используют медведей в бою.
Итак, мы имеем два независимых источника, описывающих боевое применение руссами медведей. Значит, бой в Ярославле не был исключительным случаем. Славяне приручали медведей не только для того, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Медведей дрессировали и для ведения боя с человеком.
Галина БАЕВА
«Тайны ХХ века» май 2012 г.

Легенда о возникновении города Ярославль / trofimov.okis.ru

Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке». Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное», т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Дата основания города Ярославля

Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).

Первое упоминание в летописи о городе Ярославль

Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).

Топонимика и структура названия города Ярославля

Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j-. Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j-унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта –j-, поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город

Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).
Источник
Источник
Источник
Источник
Источник

Сказание о Ярославле

ак мы уже знаем, летописи ничего не говорят об основании Ярославля. Но это событие нашло свое отражение в старинных легендах и сказаниях, которые дошли до нас, как правило, в записях конца XVIII — первой половины XIX веков. Некоторые сказания являются чисто литературными произведениями, сочиненными в позднее время. Возможно, они были связаны с народными рассказами о прошлом и старинными поверьями, но настолько искаженными последующими переделками, что выделить из них рациональное звено практически бывает невозможно.
Другие представляют собой народные предания, сложившиеся в глубокой древности на основе действительных событий и реальных исторических явлений. Передаваемые из уст в уста, от отца к сыну, от деда к внуку, они также подвергались изменениям, обрастали новыми, подчас фантастическими подробностями. Но научный анализ этих сказаний, сопоставление их сведений с данными других источников — археологических, этнографических, письменных — позволяют снять позднейшие напластования, выявить их древнее ядро, связать с историческими реалиями.
В легендах об основании Ярославля представлены оба типа сказаний. Первый отразился, безусловно, в «Повествовании» П. Львова, опубликованном в 1820 году. В нем рассказывается романтическая история о некоем отшельнике, живущем у впадении Которосли в Волгу, который узнает о бедствиях местных жителей: «Лютый зверь ежедневно губит не только животных, на пажитях пасомых, но близ самых жилищ терзает людей». Они верят, что это языческий бог Велес, мстя за принятие ими христианства, «послал им в казнь медведя страшного». Затем отшельник узнает, что свирепый медведь убит князем Ярославом, специально прибывшим из Ростова для борьбы со зверем. В честь этого события и был заложен город, названный Ярославлем. Искусственность построений и литературный характер этой риторической повести очевидны. Не случайно И. А. Тихомиров назвал ее «вымыслом ученого невежды».
К тому же типу следует, вероятно, отнести и «местные предания от самыя древности сохранившиеся», которые использовал М. Ленивцев в «Описании построения города Ярославля» (1827 год). В нем говорится, что Ярослав, будучи князем Ростовским, охотился в устье Которосли и там «встретился с превеликою медведицей, с которой вступя в бой, убил ее сам один». Место ему понравилось и вскоре он снова прибыл сюда с мастерами и «заложил город рубленною стеною, назвав в свое имя — Ярославль». Тогда же князь дал новому городу герб: изображение медведя, стоящего на задних лапах с секирой на плечах. Это предание не выглядит столь наивным, как предыдущее. Но если в нем содержались крупицы исторической реальности, они так обросли досужими вымыслами, что разглядеть их практически невозможно.
Иной характер носит «Сказание о построении града Ярославля». Его опубликовал в 1877 году А. Лебедев, сообщив, что оно взято из рукописи Самуила Миславского, бывшего в 1776 —1783 годах архиепископом ростовским, а затем ярославским. И. А. Тихомиров отмечал, что «в основе сказания лежит древняя запись, но, видимо, подновлявшаяся», что данный вариант «наиболее близок к истине из всех вращающихся в письменности и в молве».
Глубокий источниковедческий и текстологический анализ «Сказания» сделал Н. Н. Воронин. Он убедительно показал, что текст его «очень позднего времени, имеющий тенденцию подделки под старый язык». Написал его действительно архиепископ Самуил, литературно переработав «ходячие народные предания». Высказав предположение, что в «Сказании» объединены два самостоятельных рассказа, исследователь реконструировал оба первоначальных текста. Первый из них — «Предание о Ярославле — Медвежьем угле и церкви Илии», — несомненно, представляет собой народную легенду. Второй рассказ — «Предание о построении церкви Власия в Ярославле» — носит скорее книжный характер. Нас, безусловно, будет интересовать первое предание, повествующее об основании князем Ярославом города. Обратимся к его содержанию.
В те времена, когда в Ростовской земле правил князь Ярослав Владимирович, получив ее от отца, великого князя Киевского «во одержание», у слияния рек Которосли и Волги «лежаще некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль». На этом пустынном, заросшем высокими деревьями и густыми травами месте находилось «селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы, человецы поганыя веры — языци, зли суще… Онии человецы живяще точию по своей воли, яке мнози и грабления и кровопролития верным твориша».
Итак, жители Медвежьего угла были язычниками, жили своевольно (то есть не подчинялись княжеской власти) и занимались разбоем и грабежом. Но «Сказание» сообщает и о том, что они были искуссиыми рыболовами и охотниками («в делание же смысленна прилепляхуся, егда на зверя или лов рыб исходяще») и что главным их занятием было скотоводство («держаще же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху»).
Прервем на время пересказ предания и вспомним материалы раскопок раннего культурного слоя на Стрелке, также свидетельствующие о занятии скотоводством и значительном развитии рыболовства в этом праярославском поселении. Таким образом, подтверждается не только рассказ «Сказания» о существовании поселка на месте будущего города, но и сведения о хозяйственных занятиях его жителей. А это в свою очередь повышает наше доверие к сообщениям этого предания.
Но продолжим повествование. Однажды князь Ярослав плыл «на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у правого берега оной, идеже то селище, зовомое Медвежий угол»; Заметив, что «некии люди жестоци» напали на купеческие суда, идущие по Волге, князь «повеле дружине своей устрашити иразшати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии». Дружина в ожесточенной схватке принудила грабителей к бегству и, преследуя их «победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль (рукав реки на дне Медвежьего оврага. — М. М.), за ним же и селище то стояше». Затем князь поучает жителей как жить и предлагает им креститься. Те отказались, но дали князю клятву «жити в согласии и оброци ему даяти». После этого Ярослав «отыде в престольный град свой Ростов».

Вскоре Ярослав вновь прибыл в Медвежий угол, но жители снова встретили его враждебно: «Но егда входи в сие селище, людии сего испусти от клети некоего люта зверя и псов да растешут князя и сущих с ним». Князь вступил в единоборство со страшным медведем и зарубил его секирой, псы же никого не тронули. Убийство священного зверя приводит в ужас жителей мятежного селища: «И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц князю и быша аки мертвы». Ярослав упрекает их в нарушении клятвы «верно служите мне, князю вашему» и надменно заявляет, что он «не на потеху зверину или на пир многоценна пития исшгаати пришед, но победу сотворити».
На следующее утро князь заложил на берегу Волги храм Ильи Пророка, в честь победы над зверем в Ильин день. Затем велел рубить деревья и очистить место «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточив водное», где он решил построить город. «И так делатели нача строити церковь святого пророка Илии и град созидати. Град сей благоверный князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики».
Таков рассказ Самуилова «Сказания» о возникновении города Ярославля. По своему характеру — это типичная легенда, содержащая немало домыслов и позднейших наслоений (появившихся не без влияния церкви), далеко оторвавшаяся от своей исторической основы. Но все-таки эта основа была. Мы уже отмечали достоверность сведений о Медвежьем угле и занятиях его жителей, подтвержденных археологическими материалами. Но только ли в этом нашла свое отражение ­ реальная действительность?
«Сказание», как и другие предания о возникновении Ярославля, утверждает, что город был основан князем на месте его поединка с медведем. В цитированных выше поздних повествованиях эта схватка сводится к обычной звериной потехе — княжеской охоте. Совсем иной характер приобретает она в «Сказании». Ярослав здесь также вступает в единоборство с медведем, но его натравили на князя жители Медвежьего угла. И это непростой зверь, а священный, которому они поклонялись, и чья гибель повергает их в ужас и смятение. И неслучайно князь недвусмысленно заявляет им, что прибыл сюда не охотиться, а «сотворить победу» над языческим божеством.
Н. Н. Воронин убедительно показал, что весь этот рассказ, как и само название Медвежий угол, связан с древним культом медведя, которому поклонялись жители этого поселения. Этот культ характерен для многих народов лесной полосы Европейского Севера и Сибири, в том числе для угро-финских и славянских. Его следы ведут в глубину тысячелетий. «Археологические памятники сигнализируют о наличии медвежьего культа в Поволжье еще в глубокой древности, по меньшей мере связанной с могильниками так называемой фатьяновской культуры, и позволяют ­ проследить его историю вплоть до курганных могильников Суздалыцины X—XII вв.»
Отметим также, что в Тимеревском и других могильниках Ярославского Поволжья, существовавших, как мы знаем, одновременно с Медвежьим углом, особенно часто встречаются находки глиняных изображений медвежьей лапы и других предметов, подтверждающих распространенность здесь медвежьего культа. А в культурном слое самого поселка на Стрелке найдены два клыкамолодого медведя, служившие, по-видимому, амулетами.
«На этой почве, — отмечает исследователь, — создаются народные сказания и легенды, где этот культ привязывается, в частности, к праярославскому поселению и истории освоения его Ярославом».
Предание о борьбе князя с медведем нашло свое отражение в ярославском гербе, одном из старых геральдических знаков русских городов. Наиболее ранние его изображения — тарелка царя Алексея Михайловича (середина XVII века) и «Большая государственная книга» (1672 год). Герб изображает медведя, стоящего на задних лапах с трезубцем на плече. Исследователи полагают, что возникновение самой эмблемы (трезубец — родовой знак Рюриковичей) может быть отнесено к первым столетиям существования феодального Ярославля. Позднее, в XVIII веке, трезубец был заменен в гербе города боевым топором секирой.
Таким образом, материалы о медвежьем культе в Верхнем Поволжье, известные из различных источников — археологических, этнографических, фольклорных, геральдических, — свидетельствуют, что народная легенда, дошедшая до нас в церковной переработке конца XVIII века, создавалась на глубокой и реальной исторической основе.
Отразилась в этой легенде и борьба против установления феодальных порядков, столь характерная для той эпохи, «Ярославль возникает тогда, — справедливо отмечает И. В. Дубов, — когда резко усиливается древнерусское освоение Верхнего Поволжья и здесь укрепляется княжеская власть, активизируется процесс христианизации края». Княжеские дани охватывают весь край, вызывая резкое недовольство населения. Острые противоречия раздирают и саму сельскую общину, где выделяется феодализирующаяся верхушка.
Столкновения княжеской власти с жителями Медвежьего угла красной нитью проходят через все «Сказание». Жители его были безусловно свободными общинниками («живяще точию по своей воле»). Но внутри общины происходит острая социальная борьба, с чем, по-видимому, и связано появление здесь княжеской дружины. В своей назидательной речи, произнесенной после первой победы над жителями мятежного селища, Ярослав ни словом не обмолвился о нападении на торговые суда (видимо, этот эпизод является позднейшей вставкой). Его поучение жителям («како жити и обиды не творити никому») и последовавшая за тем их клятва («жити в согласии») свидетельствуют, что главным был вопрос о раздорах и борьбе внутри Медвежьего угла. Подчинение княжеской власти завершается обещанием платить дань («оброци ему даяти»), от которой они прежде, видимо, были свободны.
Со сбором этой дани («полюдье») связан, как можно предполагать, и второй приезд Ярослава в Мед­ вежий угол. Но непокорные жители вновь оказывают сопротивление князю, натравливают на него священного зверя, у которого ищут защиты. Поединок с медведем является как бы кульминационным пунктом всей борьбы, а гибель его означает окончательную победу князя над мятежниками.
Не вызывает сомнения, что в этом рассказе слышны отголоски острой социальной борьбы, потрясающей в XI веке всю Ростово-Суздальскую Русь. В этой окраинной земле Древнерусского государства, где ломка старых общественных отношений началась позднее и где свободные общинники составляли большинство населения, борьба эта носила особенно ожесточенный характер. Не случайно именно здесь зафиксировала летопись мощные восстания смердов в 1024 и в 1071 годах, основной движущей силой которых были свободные общинники, боровшиеся против так называемой «старой чади» и «лучших людей», представителей зарождающегося класса феодалов.
Развитие феодальных отношений сопровождалось распространением новой идеологии — христианской религии. Поэтому выступления смердов против их закабаления приобретали не только антифеодальный, но и антихристианский характер. И руководили ими языческие жрецы — волхвы, возглавлявшие восстания смердов и в 1024, и в 1071 годах. И эта характерная для ранней антифеодальной борьбы черта также нашла отражение в «Сказании».
В первый свой приезд в Медвежий угол Ярослав не только поучает «злых язычников», как надо жить, но «дозна богомерзку веру их, моли их креститися». Однако те отказываются («точию не хотяху креститися»), а свое обещание подчиниться воле князя и платить ему дань скрепляют «медвежьей клятвой».
Во второй раз, после схватки с медведем, князь упрекает жителей селища в нарушении клятвы и, насмехаясь над их верой, вопрошает: «Кий же он бог, яко и клятву, при нем сотворенну, сами преступи и попра?» Священный медведь повержен князем, а это событие расценивается как победа христианской религии над языческой и завершается построением храма в честь библейского святого.
Таким образом, социальная суть «Сказания» выражена достаточно четко. В связи с острой внутренней борьбой в Медвежьем углу туда прибывает ростовский князь Ярослав с дружиной. Он силой подчиняет себе жителей поселения и облагает их данью. Это вызывает у них протест, они открыто выступают против княжеской власти, но терпят поражение. А на месте мятежного селища возникает город Ярославль, ставший важным опорным пунктом дальнейшей феодализации и христианизации Ростовской земли.

Страницы истории

Существует несколько гипотез о том, когда был основан Ярославль. Большинство из них исходит из предположения, что наш город основал Ярослав Мудрый. Поскольку впервые Ярославль упомянут в летописи при описании событий 1071 года, как город уже существующий, нужно искать князя Ярослава, который правил в период до 1071 года. Таким единственным князем был Ярослав Мудрый.
Но когда он это мог сделать? Будучи князем Ростовского княжества с 988 по 1010 годы? Либо когда он правил в Новгороде с 1010 по 1034? А может быть уже как великий князь Киевский? В Киеве Ярослав Мудрый правил вплоть до своей смерти в 1054 году.
Киевский период очень подробно освещен в летописях. Такое событие, как основание нового города, не могло ускользнуть от внимания летописцев. Но нигде этот факт не был упомянут. Остаются новгородский и ростовский периоды.
Что говорит в пользу ростовского периода? Во-первых, легенды. Они прямо указывают, что Ярослав основал город, будучи князем Ростовским. Во- вторых, основание города требовало достаточно длительного присутствия князя. В каком году это могло быть?Поскольку в 988 году князю Ярославу было всего 11 лет, предполагается, что он основал Ярославль в 1010 году. Это наиболее вероятная дата. Самые древние археологические следы собственно Ярославля — это кусочки керамики, обнаруженные в 1991 году во время раскопок в центре города. Они относятся к 10-11 векам, что примерно совпадает с 1010 годом.
Но нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что Ярославль мог быть основан позднее, когда князь Ярослав уже княжил в Новгороде. Основание города требует значительных материальных ресурсов. В ростовкий период, когда Ярослав был далеко не главным претендентом на Киевский престол, таких средств у него могло и не быть. Ситуация изменилась, когда он стал князем новгородским…Поэтому есть предположение, что Ярослав мог основать город в 1024 году во время военного похода по Волге. Эта дата, — 1024 год, долгое время фигурировала как дата основания Ярославля.
В 1958 году руководство Ярославского обкома КПСС предложило группе ярославских историков обосновать, что датой основания Ярославля является все-таки 1010 год. Тогда можно было бы в 1960 году отпраздновать 950-летие Ярославля, и под это дело «выбить» приличные деньги на празднование юбилея. И этот план удался. С тех пор датой основания Ярославля официально стал считаться 1010 год.
Добавить комментарий

Где был основан Ярославль

Где был основан Ярославль? Еще несколько лет назад этот вопрос вызвал бы удивление.
Как это, где? Ну, разумеется, на Стрелке, в том месте, где в Волгу впадает Которосль. Об этом прямо указывает легенда об основании Ярославля. Да и нет в округе более удобного места для того, чтобы срубить крепость. Берег высокий. С двух сторон его омывают воды Волги и Которосли, с третьей тогда проходил заполненный водой Медведицкий овраг. Получался как бы неприступный треугольник. Что может быть лучше этого?
Да и памятный камень лежит, на котором четко высечено: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль».
Так было до того момента, когда на Стрелке решили возвести новый Успенский собор. По закону перед началом работ должны быть проведены археологические раскопки. Ожидалось, что во время этих раскопок будут найдены следы древней крепости 988-1010 года, которую основал Ярослав Мудрый. Но ожидания были напрасны. Раскопки показали, что на этом месте в тот период существовало поле, на котором выращивали зерновые культуры. Самые древние постройки, которые удалось обнаружить, относятся к концу XI- началу XII веков.
Следов крепости, датируемых тем временем, когда жил Ярослав Мудрый, не найдено. Этот факт стал главной сенсацией раскопок.
А как же быть с легендой? Так была крепость или нет?
Во-первых, есть предположение, что крепость вообще была не нужна. В X-XI веках жители этих мест занимались только земледелием. Города здесь возникали как центры мирной земледельческой колонизации новых земель. Причина возникновения городов была связана зачастую не с торговлей или военными захватами, а с распространением княжеской власти, сбором дани. Торговые дороги были в стороне. Грабить было особо нечего в мирном городе скотоводов и земледельцев. Учитывая труднодоступность этих земель, получается, что они были непривлекательны для захватчиков. Зачем тогда строить крепость? А основанием города можно считать строительство церкви и обложение местных жителей данью.
Во вторых, местные жители, скорей всего, отказались принять новую христианскую религию. Они могли заставить ростовцев срыть только что построенную крепость. Ведь не случайно восстание, из-за которого Ярославль был впервые упомянут в летописи, возглавляли «два волхва от Ярославля». И только после подавления восстания Ростов смог восстановить контроль над этой территорией.
А, может быть, крепость была построена не точно на том месте на Стрелке, а чуть в стороне, и когда-нибудь во время раскопок будет найдена?
Добавить комментарий

Кто основал Ярославль

Кто основал Ярославль? Мы все с гордостью считаем, что город наш основал Ярослав Мудрый, великий князь киевский. Князь Ярослав был сыном крестителя Руси Владимира Красное Солнышко.
Легенда об основании Ярославля повествует о том, что князь Ярослав зарубил лютого зверя, выпущенного на него язычниками, а затем по его приказу на Стрелке срубили крепость. Есть ли причины сомневаться в этом?
Оказывается, есть!
При обследовании останков князя Ярослава Владимировича в 1939 году антропологи установили, что он от рождения страдал недоразвитием правого тазобедренного сустава, то есть был хромым. Передвигаться на большие расстояния и участвовать в битвах он мог только верхом на коне. Поединок с медведем требовал огромной физической силы и умения, что в действительности быть просто не могло.
Раскопки, которые производились перед началом строительства Успенского собора, показали, что следов крепости, возведенной при жизни Ярослава Мудрого, на Стрелке нет. Самые древние постройки относятся к концу XI- началу XII веков. Так может быть в это время жил какой-нибудь князь Ярослав, который мог бы основать город.
И такой князь действительно есть. Еще в 1985 г. И.В.Дубов выдвинул предположение, что основателем Ярославля мог быть сын черниговского князя Святослава Ярославича – Ярослав Святославич, умерший в 1129 году. Это князь не оставил такого яркого следа в истории. Хотя он был основателем династии муромских и рязанских князей, но в военных действиях был не особенно удачлив и терпел поражения не только от своих соперников – русских князей, но и от мордвы.
В период его княжения бурно развивалась Волжская торговля, и основание мощной крепости на этом месте приобретало важное стратегическое значение. Все сходится, кроме одного факта. Ярославль впервые упомянут в летописи под 1071 годом как город уже существующий. Причем летописец не привел никаких пояснений, что это за город — Ярославль, считая, что он всем хорошо известен. Нестыковочка выходит по годам. Для того, чтобы принять, что Ярослав Святославович основал Ярославль, нужно тогда усомниться в достоверности летописного источника.
А поскольку ни одна из версий об основании Ярославля не получила научного подтверждения, мы продолжаем считать, что Ярославль был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым и готовиться к празднованию тысячелетия Ярославля.
Добавить комментарий

Битва на реке Сить

В 1238 татаро-монголы вторглись в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Владимирский князь Юрий, оставив в стольном городе свою семью под охраной небольшого гарнизона, направился в Ярославль, а оттуда на реку Сить, чтобы там дать отпор полчищам монгол под командованием Бурундая.
Сюда же, на Сить, должны были прийти войска из других близлежащих городов. Битва произошла 4 марта 1238, и стала одним из ключевых сражений похода татаро-монгол на Северо-Восточную Русь. Владимирское войско не успело подготовиться к сражению. Монголы подошли слишком быстро и окружили русские войска. Почти все русские воины погибли или были взяты в плен.
>Голову князя Юрия преподнесли в дар хану Батыю. В ходе битвы погиб и ярославский князь Всеволод Константинович. Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси.
Добавить комментарий

Битва на Туговой горе

Считается, что сведения о битве на Туговой горе носят легендарный характер. Источником является одно из местных преданий. Рассказ этот имеется и в летописном сказании , сообщенном, правда, не современным событию лицом, а позднейшим описателем жизни святых князей Василия и Константина — иноком Пахомием, жившим в первой половине XVI века. В то же время, причин не доверять этим источникам у нас нет.
Поводом для битвы стала организация монголами в 1257 году переписи населения для более эффективного сбора дани. В основном Северо- Восточная Русь восприняла это мероприятие спокойно. Но в Ярославле почему-то «нашла коса на камень».
То ли жители хотели выгнать татар из города, то ли не впустить их в город, но ярославцы взялись за оружие. Воины Ярославля под предводительством князя Константина Всеволодовича встретили превосходящего по численности врага на небольшой горе на правом берегу Которосли. Ярославцы потерпели поражение. Почти все воины погибли. Был убит и князь. Ярославль был жестоко разорен.
Когда ордынцы покинули город, на гору пришли жены, матери воинов. Место битвы огласилось стонами и воплями безутешной скорби. Долго потом приходили женщины на гору плакать и тужить об убитых. Из-за этой скорби или туги гора стала называться Туговой. На Туговой горе сейчас кладбище.
Мы с гордостью думаем, что в нижних слоях Туговского кладбища лежат кости защитников отечества, которые прежде всех выступили на подвиг свержения монгольского ига и показали высокий пример другим соотечественникам. Пример, вдохновивший может быть суздальцев (1262 год), потом ростовцев (1289 год), наконец, после многократных повторений в разных местах, одушевлявший мужеством дружины на Куликовом поле под знаменами Дмитрия Донского.
В XVII веке на месте битвы была построена церковь Параскевы Пятницы. Ежегодно здесь служатся панихиды по погибшим воинам. В память о сражении на Туговском кладбище воздвигнут крест.
Добавить комментарий

Смутное время


Начало Смутному времени в России положил династический кризис. В 1598 году династия Рюриковичей прервалась – умер бездетный сын Ивана Грозного, слабоумный Фёдор Иоаннович. Ранее, в 1591 году при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Грозного — Дмитрий. Фактическим правителем государства стал Борис Годунов.
В 1601- 1603 на Россию обрушились 3 подряд неурожайных года. На экономике страны сказывались последствия опричнины, которые привели к разорению земель. После катастрофического поражения в затянувшейся Ливонской войне страна оказалась на грани развала.
Борис Годунов, придя к власти, не сумел преодолеть общественное неспокойство.
Все выше перечисленные факторы и стали причинами Смутного времени в России в начале 17 века.
В этот напряженный момент появляются самозванцы. Лжедмитрий I пытался выдать себя «воскресшего» царевича Дмитрия. Он опирался на поддержку поляков, которые мечтали о возврате в свои пределы Смоленской и Северской земли, отвоёванной у них Иваном Грозным.
В апреле 1605 года Годунов умер, а его 16-летний сын Фёдор Борисович, пришедший на смену, не смог удержать власть. Самозванец Дмитрий въехал со свитой в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Лжедмитрий согласился отдать полякам западные земли России. После женитьбы на католичке Марине Мнишек он провозгласил ее царицей. В мае 1606 года новый правитель в результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским был убит.
Царский престол занял Василий Шуйский, но и он не смог справиться с бурлящей страной. Кровавая смута вылилась в народную войну под предводительством Ивана Болотникова в 1606—1607 гг. Появился новый самозванец Лжедмитрий II. Марина Мнишек согласилась стать и его женой.
С Лжедмитрием II в поход на Москву отправились польско-литовские отряды. Они встали в селе Тушино, после чего самозванец получил прозвище «Тушинский вор». Используя недовольство против Шуйского, Лжедмитрий летом — осенью 1608 года установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и западу от Москвы. Таким образом, значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско-литовских союзников. В стране установилось двоевластие. Фактически в России было два царя, две Боярские думы, две системы приказов.
Польское 20-тысячное войско под командованием князя Сапеги на долгие 16 месяцев осадило стены Троице-Сергиева монастыря. Поляки вошли также в Ростов Великий, Вологду, Ярославль. На подмогу в борьбе с поляками царь Василий Шуйский призвал шведов. В июле 1609 г. князь Сапега был разбит. Исход боя решило присоединение к российско-шведским отрядам народного ополчения. «Тушинский вор» Лжедмитрий II бежал в Калугу, где и был убит.
Договор России со Швецией дал повод польскому королю, находящемуся в состоянии войны со Швецией, объявить войну России. К Москве подошло польское войско под предводительством гетмана Жолкевского, которое одержало победу над войсками Шуйского. Царь окончательно потерял доверие подданных и в июле 1610 года был свергнут с престола.
Опасаясь расширения вновь вспыхнувших крестьянских волнений, московское боярство пригласило на трон сына польского короля Сигизмунда III — Владислава, и сдало Москву польским войскам. Казалось, что Россия перестала существовать как страна.
Однако «великое разорение» земли Русской вызвало широкий подъем патриотического движения в стране. Зимой 1611 года в Рязани было создано первое народное ополчение, которое возглавил думный дворянин Прокопий Ляпунов. В марте ополчение подошло к Москве и начало осаду столицы. Но попытка взять Москву закончилась неудачей.
И все же нашлась сила, которая спасла страну от иноземного порабощения. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся весь русский народ. На этот раз центром движения стал Нижний Новгород во главе с его земским старостой Кузьмой Мининым. Начальником ополчения был приглашен князь Дмитрий Пожарский. К Нижнему Новгороду со всех сторон шли отряды, и ополчение быстро увеличивает свои ряды. В марте 1612 г. оно двинулось из Нижнего Новгорода к Ярославлю. По дороге в ополчение вливались новые отряды. В Ярославле создали “Совет всея земли” — правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей.
После четырех месяцев пребывания в Ярославле ополчение Минина и Пожарского, ставшее к тому времени грозной силой, направилось на освобождение столицы.  В августе 1612года оно достигло Москвы, а 4 ноября капитулировал польский гарнизон. Москва была освобождена. Смутное закончились.
После освобождения Москвы по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя.  Собор открылся в начале 1613 года. Он был самым представительным за историю средневековой России, первым в России всесословным собором. На Земском соборе присутствовали даже представители посадских людей и части крестьян.
Собор избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Юный Михаил получил престол из рук представителей почти всех сословий России.
При этом учитывалось, что он был родственником Ивана Грозного, что создавало видимость продолжения прежней династии русских князей и царей. Учитывался и тот факт, что Михаил был сыном влиятельного политического и церковного деятеля – патриарха Филарета.
С этого времени начинается в России правление династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет — до февраля 1917 года.

Последствия Смутного времени

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. События этого периода привели к разрухе и обнищанию страны. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза.
Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель.
Был утрачен на долгие десятилетия Смоленск; захвачены шведами западная и значительная часть восточной Карелии. С этих территорий, не смирившись с национальным и религиозным гнётом, ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Новгород шведы покинули лишь в 1617 году, только несколько сотен жителей осталось в полностью разорённом городе. Русь потеряла выход к Финскому заливу.
Сильно ослабленное русское государство в результате событий Смутного времени оказалось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары.

Интересные факты о Смутном времени:

Начало Смутному времени положил династический кризис. 6 января 1598 г. умер царь Федор Иоаннович – последний правитель из рода Ивана Калиты, не оставивший наследника.  В X – XIV веках на Руси подобный династический кризис решился бы просто. На престол взошел бынаиболее знатный князь Рюрикович –  вассал московского князя. Точно так же поступили бы в Испании, Франции и в других странах Западной Европы. Однако князья Рюриковичи и Гедиминовичи в Московском государстве за сто с лишним лет перестали быть вассалами и соратниками великого князя московского, а стали его холопами. Знаменитых князей Рюриковичей Иван III убивал в темницах без суда и следствия, даже и верных союзников, которым он был обязан не только престолом, но и жизнью. А его сын князь Василий уже публично мог позволить себе называть князей смердами и бить их плетью.  Иван Грозный устроил грандиозное избиение российской аристократии. Находившиеся в фаворе при Василии III и Иване Грозном внуки и правнуки удельных князей, подписывая грамоты, уничижительно коверкали свои имена. Федор подписывался Федькой Дмитрий –  Дмитряшкой или Митькой, Василий — Васьком и т.д. В итоге, в 1598 году эти аристократы в глазах всех сословий были холопами, хоть и высокопоставленными, и богатыми. Это и привело к власти Бориса Годунова, правителя совершенно нелигитимного.
Лжедмитрий I стал в прошедшем тысячелетии наиболее результативным и наиболее известным самозванцем в мире и первым самозванцем в России.
Что он не был чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, неопровержимо доказывает медицина. Царевич страдал эпилепсией, а эпилепсия никогда не проходит сама по себе и не лечится даже современными средствами. А Лжедмитрий I припадками эпилепсии никогда не страдал, и у него не хватило ума их имитировать. По мнению большинства историков это был беглый монах Григорий Отрепьев.
Во время пребывания в Польше и северских городах России ни разу Лжедмитрий не упомянул о своей матери Марии Нагой, заточенной в Горицком Воскресенском женском монастыре под именем инокини Марфы. Захватив власть в Москве, он вынужден был с помощью своей «матери» доказать, что он и есть чудесно спасшийся царевич Дмитрий. Отрепьев знал о ненависти инокини Марфы к Годуновым и поэтому рассчитывал на ее признание. Соответствующим образом подготовленная, царица выехала навстречу «сыну». Встреча произошла близ села Тайнинское в 10 верстах от Москвы. Она была очень хорошо отрежиссирована и состоялась на поле, где собралось несколько тысяч людей. На большой дороге (Ярославском шоссе), обливаясь слезами, «мать» и «сын» бросились в объятия друг друга.
Признание и благословение царицей Марией (инокиней Марфой) самозванца произвело огромный пропагандистский эффект. Отрепьев захотел после коронации устроить еще одно такое шоу –  торжественно разорить могилу царевича Димитрия в Угличе. Ситуация была комичной – в Москве царствует сын Ивана Грозного царь Димитрий Иванович, а в Угличе в Спасо-Преображенском соборе в трехстах верстах от Москвы толпы горожан молятся над могилой того же самого Димитрия Ивановича. Вполне логично было перезахоронить труп лежавшего в Спасо-Преображенском соборе мальчика на какое-нибудь захудалое кладбище, соответствующее статусу поповского сына, который якобы был зарезан в Угличе. Однако подобной идее решительно воспротивилась та же Марфа, ведь речь шла о могиле настоящего Дмитрия, её единственного сына.
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это в русской истории единственный пример, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась полным банкротом.
Народ последними грошами скидывался на вооружение и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Шли воевать не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Все сословия тогда объединились, все национальности, деревни, города и метрополии.
В сентябре 2004 года межрегиональный совет России выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне день окончания Смутного времени. Новоявленный «красный день календаря» российское общество восприняло не сразу и не однозначно.
Добавить комментарий

Не придуманная история России. Часть 4. Легенды об основании города Ярославля | Блог Черубина | КОНТ

Рђ после смерти (РІ 1174 РіРѕРґСѓ) великого РєРЅСЏР·СЏ Андрея Боголюбского, РІ непосредственном управлении которого был Ярославль, ростовцы, ярославцы СЃ суздальцами Рё переяславцами собрались РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Владимире РЅР° вече Рё избрали себе РІ РєРЅСЏР·СЊСЏ правнуков Мономаха — Ростиславичей; РЅРѕ сын Юрия Долгорукого, великий РєРЅСЏР·СЊ Михаил, одолев РёС…, соединил РІСЃРµ РіРѕСЂРѕРґР° Ростовской области РїРѕРґ СЃРІРѕСЋ власть. РџРѕ смерти (РІ 1177 РіРѕРґСѓ) Михаила Юрьевича Ростов Рё Ярославль, после продолжительных СЃРјСѓС‚ Рё кровопролитий достались брату его Всеволоду Юрьевичу.
Великий князь Всеволод незадолго до своей кончины отдал в 1207 году сыну своему Константину в удел Ростов и Ярославль с Угличем, Белозёрском, Костромой и Галичем, с тем чтобы, когда он будет на великом княжении, удел этот передан был брату его Георгию. Но по смерти отца в 1212 году братья рассорились и разделились. Великое княжество Суздальское раздробилось тогда на две области: Георгий начал господствовать во Владимире и Суздале, а Константин в Ростове и Ярославле.
Имея своей резиденцией Ростов, РєРЅСЏР·СЊ Константин (1207-1219) «РїСЂРѕР¶РёРІР°Р» почасту» Рё РІ Ярославле, РіРґРµ находился для его приездов княжеский дворец, Р° РІ 1215 РіРѕРґСѓ заложил РѕРЅ «РЅР° РґРІРѕСЂРµ своём» соборный каменный храм Успения Богоматери Рё каменный же РІ 1216 РіРѕРґСѓ храм РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· древнейших СЂСѓСЃСЃРєРёС… монастырей — Спасо-Преображенском, основанном неизвестно РєРѕРіРґР°, РЅРѕ РЅРµ позже XII века, так как РІ это время РѕРЅ уже упоминается РІ летописях. Р’ том же монастыре Рё также каменный — храм Р’С…РѕРґР° РІ Иерусалим построен Константином РІ 1218 РіРѕРґСѓ. Рћ Преображенской же церкви известно, что достраивалась РѕРЅР° уже РїСЂРё сыне Константина Всеволоде Рё освящена была 6 августа 1224 РіРѕРґР° ростовским епископом Кириллом.
РЎРѕ смертью Константина, скончавшегося РІ престольном РіРѕСЂРѕРґРµ своём Владимире, начинается для Ярославля второй период истории — образование самостоятельного княжества Ярославского. Незадолго РґРѕ своей кончины (2 февраля 1219 РіРѕРґР° РЅР° 33 РіРѕРґСѓ РѕС‚ рождения) Константин послал РІ 1218 РіРѕРґСѓ старшего сына своего Василька княжить РІ Ростов, РІ Ярославль же посадив второго сына, Всеволода, который Рё стал первым самостоятельным удельным князем ярославским.
В 1221 году случилось в Ярославле большое несчастье: чуть не весь он сделался тогда жертвою пожара; одних церквей сгорело 17; дворец же князя, как записала летопись, уцелел. О величине города того времени летописи молчат, но число сгоревших храмов даёт полное право предполагать, что Ярославль того времени занимал уже всё пространство, известное под именем Рубленого и Земляного города. Количество церквей на этом пространстве такое же, какое было на рубеже XIX и XX веков, а именно 17. Следовательно, все церкви Рубленого и Земляного города бывшие в начале ХХ века первоначальным своим основанием относятся к векам XII и XIII.
Хотела представить современную легенду альтернативщиков Рѕ том, что РіРѕСЂРѕРґ откопали, РЅРѕ настроение РЅРё разу РЅРµ для сарказма, поэтому продолжу тем, что расскажу Рѕ деталях РіРѕСЂРѕРґР°, говорящих, что «РјРµРґРІРµРґСЊ РІ Р РѕСЃСЃРёРё — больше, чем медведь».
На гербе нашего города медведь живее всех живых, да ещё и секиру держит, несмотря на то, что был побеждён.

Рћ том, как Ярослав СѓР±РёР» секирой медведя, РјС‹ можем видеть РЅР° его памятнике, называемом РІ народе — «РјСѓР¶РёРє СЃ тортом», РіРґРµ РІ качестве торта макет заложенной крепости.

Есть и несколько памятников медведю. Один стоит на улице Первомайской, напротив стен Спасского монастыря. Это масштабная копия с работы Фаберже, созданной в 1909 году. Медведь на Первомайской сильно отличается от своего сородича, изображенного на гербе Ярославля: он не держит секиру и стоит на четырех лапах, как и положено настоящему лесному зверю. По словам авторов проекта, монументальная скульптура изображает того самого медведя, который, по легенде, вышел навстречу Ярославу Мудрому.

Ещё РѕРґРёРЅ стоит РІ парке тысячелетия Ярославля, как говорится — угадай скульптора РїРѕ ужасному памятнику. Подарок РіРѕСЂРѕРґСѓ, РІ народе называется «СЂР°Р·СЉСЏСЂС‘нный орангутанг»

Есть ещё один в странной одежде, подарок тюменских нефтяников. А летом на клумбах центральных площадей тоже можно видеть медведей.

Р’ 80-90 РіРі. РІ некоторых общественных местах стояли чучела медведей. РўРѕС‚, что РІРЅРёР·Сѓ был РІ обычном районном продуктовом магазине. И огромадное чучело стояло РІ магазине «РѕС…ота Рё рыболовство». РљСЂРѕРјРµ того изображения мишек присутствуют РІ РІРёРґРµ флюгеров, деталей фонарей, РЅР° различных плакатах Рё, можно сказать, РїРѕРІСЃСЋРґСѓ.

Источник: https://cont.ws/post/242299

Историк о фильме «Ярослав. Тысячу лет назад»: «Факты не стали для авторов источником вдохновения и они придумали собственную легенду»

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Рядом со мной в зале сидела историк, искала по моей просьбе исторические неточности, а я, признаюсь честно, наслаждалась фильмом «Ярослав». И пусть князь был не хромоног (хотя, возможно, это бы только добавило ему сексуальности, как доктору Хаузу, герою одноименного американского сериала)… Ярослав был так обаятелен!
После сеанса я остановила выходившую из кинотеатра молодежь.
— Ну как? Достоверно?
— Круто!
И пусть Анну Каренину переделывают в комиксы, «Картинки с выставки» Мусоргского играют рок-музыканты, а историю князя Ярослава снимают как блокбастер — зато поколению пепси, по крайней мере, будут теперь знакомы эти имена.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Прокат провалился!
Патриотический фильм «Ярослав: Тысячу лет назад» заработал в первые выходные в российском прокате лишь 21,9 миллиона рублей, или около 700 тысяч долларов. С учетом того, что лишь производственный бюджет картины превышает пять миллионов долларов, такой результат иначе как провалом назвать нельзя. Для сравнения, идущая вторую неделю на вдвое меньшем количестве экранов драма «Ешь, молись, люби» с участием Джулии Робертс за те же выходные собрала 29,8 миллиона рублей.
СЛУЧАЙ НА СЪЕМКАХ
«Ни один осветитель во время съемок не пострадал»
В съемках принимал участие настоящий медведь из Московского цирка по имени Степан. Этот Мишка еще у Павла Лунгина снимался в картине «Царь». Он добр и почти уже сед. Для съемок его пришлось покрасить в бурый цвет. Чтобы обеспечить безопасность съемочной группы рядом дежурили снайперы.
— У нас была сцена, когда медведь появляется из подземного хода, — рассказывает режиссер Дмитрий Коробкин. — А для этого его надо было в подземный ход спустить. А он большой, 4 или 5 центнеров весит, совсем не хочет идти в это подземелье. Хотя его обустроили специально для мишки очень уютно: лампочку зажгли, тепло там. А он уперся. Дрессировщики уговаривали: «Степушка, ну пошли. Степушка, там не страшно». Степушка ни в какую! Ходили-ходили, думали-думали, он ревет, кусает свою лапу! Каскадеры и дрессировщики начали толкать медведя в яму. Кто-то сверху толкал, а несколько добровольных помощников-осветителей снизу из лаза тянули за веревку. В итоге со страшным ревом, опустили туда этого зверя. И вдруг все с ужасом поняли, что медведь внизу с осветителями в одной берлоге, а дрессировщики в этот момент еще наверху! И что там с осветителями может случиться, никто не знает! В итоге все обошлось, мы отсняли сцену. Мишка наш оказался добрым! В титрах можно писать — «Ни один осветитель во время съемок не пострадал».
ДОСЬЕ KP.RU
Фильм «Ярослав», 2010, 99 минут, Россия
Жанр: исторический блокбастер, рассказывающий о Ростовском княжении Ярослава Мудрого и об основании им города Ярославля.
1010 год. Князь Ярослав объединяет русские земли и строит город-крепость на месте языческого капища (позднее город нарекут его именем). Попутно он влюбляется в дочь вождя языческого племени.
Бюджет фильма: $5 000 000.
Режиссер: Дмитрий Коробкин.
В ролях: Ярослав — Александр Ивашкевич, Харальд — Алексей Кравченко, Райда, дочь вождя племени медведей — Светлана Чуйкина, Чурила — Валерий Золотухин, Святозар — Виктор Вержбицкий, Желанна, дочь Святозара — Елена Плаксина, Мелей вождь племени медведей — Борис Токарев, няня сына Ярослава – Юрий Ваксман.

Ярославль | Путешествия по городам России и зарубежья

Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке». Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное», т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Дата основания города Ярославля

Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).

Первое упоминание в летописи о городе Ярославль

Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).

Топонимика и структура названия города Ярославля

Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j-. Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j- унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта –j-, поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город

Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).

Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика

Легенды об основании Ярославля — 10979-29

краткое содержание других презентаций
«Горбачёв по истории» — За годы своего правления Горбачёв выдвинул множество мирных инициатив. М. С. Горбачёв (2 марта 1931 года)— советский и мировой политический и общественный деятель. Первый и единственный президент СССР. Повод: Перестройка Горбачева в СССР 1984-1991г. Заключение.
«Культура Новейшего времени» — 9, 11 класс. Германия – министерство пропаганды (Й. Гебельс). Культурно-исторический круговорот. Всеобщая история. Культура в меняющемся мире. Сюрреализм – Подсознание. Классика, эстрада, джаз (основа – негритянская народная музыка + импровизация), танцевальная. Архитектура – рациональ-ность, функциональность. Но: гуманизм. Новые времена. Б.Брехт – «Трехгрошовая опера». К. Малевич. Тоталитаризм и культура.
«Начало Второй мировой» — Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну? Назовите главные сражения Вов. Неужели Советский Союз не готовился к войне с Германией? Промежуточный вывод. Урок истории в 11 классе. Когда началась Великая Отечественная война? Вопрос. Расскажите о героических подвигах советских солдат в битве под Москвой. Повторительная беседа. Подумайте над вопросами… Проблемный вопрос.
«Военный коммунизм» — Не прекращались стачки и крестьянские волнения. Последствия военного коммунизма. При покупке продовольствия у крестьян преимущества получали бы более состоятельные люди. Чтобы продовольствие не распределялось помимо государства, большевики запретили торговлю. Армия потребляла 60% рыбы и мяса, 40% хлеба, 100% табака. Недовольные арестовывались ЧК и расстреливались. Необходимо было накормить армию, рабочих, бюрократию.
«Страна победившего социализма» — Индустриализация ? Год «великого» перелома Кого считать кулаком? Наступление социализма по всему фронту. Н.И.Бухарин. 1933-1937. К концу 20 годов более 80% населения страны жило в деревнях. ? населения — неграмотные. 2 грузовика 3 трактора. Урок истории 11 класс. Великий вождь. И.В.Сталин. ? Текстильного оборудования больше ? паровых турбин 70% металлообрабатывающих станков.
«Ельцин биография» — Мать Ельцина звали Клавдия Васильевна (девичья фамилия Старыгина). С.М. Киpова с квалификацией «инженер-строитель». Родила двоих детей, Борис был старшим. А. Зюганов. 3 июля проходит второй тур, результат – 53,82% голосов. Борис Николаевич Ельцин избран президентом Российской Федерации на второй срок. Выполнил ученик 11 А класса Иванов Иван. Победа над путчем и окончательный запрет деятельности КПСС. Биография Бориса Николаевича Ельцина.
Всего в теме
«История 11 класс»
49 презентаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *