Легенда о зухре и луне

Содержание

Башкирские предания и легенды | Луна и Зухра | Dreams4kids.ru

Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали ее Зухра. Очень рано она осталась без матери. Отец привел в дом мачеху. Та не давала девочке житья: била ее, обижала, заставляла делать непосиль­ную работу.
Как-то вечером мачеха велела Зухре натаскать воды. «До утра наполни вот эту кадку водой. Иначе голову оторву», — сказала она. А сама незаметно проткнула дно кадки.
Целую ночь Зухра таскала воду. Но вода в кадке нисколько не прибывала. Тяжелым коромыслом девочка до крови натерла плечи. Изможденная вконец, свалилась она без сил.
Тихо было в ту ночь. Нигде ни единого звука. Только Луна безмолв­но плыла в небесах. Взглянула Зухра на Луну и воскликнула: «Эх, Лу­на, хоть бы ты помогла мне. Вызволила бы меня из неволи!»
А Луна по-прежнему оставалась спокойной. Зухра со слезами сно­ва взмолилась: «Возьми меня к себе!»
Тогда Луна засветилась ярче, послала свои лучи на землю и подня­ла Зухру к себе. С тех пор на Луне стоит девушка с коромыслом.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Башкирская легенда Луна и Зухра

краткое содержание других презентаций
«Викторина о Башкортостане» — 14)В Башкирии насчитывается более 1000 озер. Муртаза Губайдуллович Рахимов. 16) Чем знаменита пещера Шульган-Таш? Рустэм Закиевич Хамитов. 12)Самая высокая гора в Башкортостане? Викторина. Мухаматша Бурангулов- народный сэсэн Башкортостана. (1888-1966). 17)Кто такой сэсэн? 6) 1) Башкирская народная мелодия, которую мы считаем древним гимном башкир. 7)Кто был первым президентом республики Башкортостан?
«Башкирский заповедник» — Косуля. Веретеница. Лось. Могильник. Таймень. Сова ястребиная. Глухарь. Кутора. Хариус. Уж. Неясыть. Беркут. Осоед. Кабан. Башкирский заповедник. Жук — олень. Цель создания. Ондатра. Чечётка. Ушан.
«Башкортостан» — На территории Шульган-Таша находится одноимённая пещера. Пезидент республики Башкортостан Хамитов Рустэм Закиевич. Озёр насчитывается около 2700. На территории республики находится национальный парк «Башкирия». Герб республики Башкортостана. Протяжённость Башкортостана с севера на юг. Высшая точка на территории республики — гора Ямантау (1640 метров). Дёма. Гимн республики Башкортостан. Флаг республики Башкортостан.
«Жилище башкир» — Интерьер башкирской избы. Крыльцо башкирской избы. Женская половина юрты. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Виды жилищ у башкир. Башкирская юрта. Внутреннее убранство юрты. Постоянные жилища башкир. Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). Пространство гостевой половины наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами.
«Характеристика Башкортостана» — Стерлитамак. Рустэм Хамитов. Мордва и другие народы. Флаг. Янгантау. Сибай. Учалы. Герб. Город Уфа. Викторина. Ишимбай. Сабантуй. Каргатуй. Города Республики Башкортостан. Республика Башкортостан. Мы живем в Республике Башкортостан. Национальная музыка и костюмы. Национальный состав Башкортостана. Национальная кухня. Озеро Яктыкуль. Прозрачные супы. Шиханы. Столица республики. Праздники Башкортостана.
«Легенды Уфы» — Фотография. Биография автора. Благословенный край. Легенда о кунице. Литературные памятники Уфы. Башкирская легенда Луна и Зухра. Проспект. Уфа в легендах и преданиях. Фотографии. Легенда. Как Салават медведя убил. Памятник кунице. Биография. Ергин. Узиков. Рахимов. Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Площадь. Адрес. О памятнике. Интервью с автором. Интервью. Легенда о курае.
Всего в разделе
«Башкортостан»
19 презентаций

Легенда о луне — Взгляд из Перми

5 comments — :
( 5 comments — Leave a comment )

1
>

zorin1
2012-12-14 05:17 am (UTC)
Тест Роршаха..
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)

vladimirov_av
2012-12-15 08:57 am (UTC)
ну есть что-то похожее
(Reply) (Parent) (Thread)

ded_port_sam
2012-12-14 07:15 pm (UTC)
Моя бабушка говорила, что там Каин поднял на вилы Авеля…
(Reply) (Thread)

vladimirov_av
2012-12-15 08:58 am (UTC)
вот это трактовка!!!
(Reply) (Parent) (Thread)

ded_port_sam
2012-12-15 02:25 pm (UTC)
Зависит от религии.
(Reply) (Parent) (Thread)
( 5 comments — Leave a comment )

1
>

Сказка Зухра – йолдыз читать текст онлайн, скачать бесплатно

Когда–то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием.
Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку.
Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху.
И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину. Да пригрозила:
– Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не было!
Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду. Так уж она намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер. На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра, расправила плечи, огляделась.
Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно таинственной пленительной красоты, и на какие–то мгновенья забылась Зухра, ушли прочь печали и невзгоды. Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке, очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам, крупными алмазами падая на землю.
Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло на девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну – она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку… осказках.ру — oskazkax.ru
В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю, становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее, стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на Луне, в которую она так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из которых засияла особенно ярко.
Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания, не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой Луны. Никто на земле этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней зорькой исчезли и Луна, и звезды.
Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал – кликал ее любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было – будто вспыхнула и исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка.
Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой – шелохнулась вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством драгоценных алмазов…
Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в Луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с Луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочка, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры.
*Йолдыз — звезда
Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Два зверя на Луне (Башкирская легенда)

Еще одна легенда о пятнах на Луне*

В старину людей не было в этих краях* Обитали в горах только птицы и звери* Но вот однажды появился там некий старик*
– Зачем ты пришел сюда? – спросили удивленные звери*
– Кошка ловит мышей, плотву пожирает щука, зверя преследует зверь, люди уничтожают людей* Пришел в поисках спокойного места*
Долго жил старик в этих краях* Как-то спустился он умыться к реке. Приплыла форель и спросила:
– Эй, человек, меня хочет проглотить щука. Скажи, куда мне деться?
– Переберись в горную речку. В холодную воду щука не полезет.
Форель так и сделала.
В другой раз старик поднялся на гору. Вышел к нему навстречу глухарь.
– Эй, человек, за мной охотится беркут. Скажи, куда мне деться? — спросил он.
– В лесу спрячься. Беркут только в горах обитает, – сказал старик. Глухарь так и сделал. Перебрался в лес и спокойно уснул.
В третий раз, когда старик шел по лугу, попались ему навстречу две косули.
– Эй, человек, спаси нас, за нами гонится волк, – воскликнули они.
Старик посоветовал:
– Бегите попеременно.
– Но тогда же одна из нас отстанет, — сказали косули.
– Ну, идите сюда, я вас свяжу.
Старик, связав косуль спинами друг к другу, сказал:
– Когда бежит одна из вас, другая будет отдыхать. Затем уставшая перевернется на спину, а отдохнувшая побежит дальше.
А волк тем временем продолжал преследовать косуль, а те от него убегали: сначала скачет одна, потом – другая.
И вот доскакали они до вершины огромной горы.
– Прыгай на другую гору, – сказала та косуля, что была сверху. Но бегущая косуля, вместо того, чтобы прыгнуть на другую гору, нечаянно скакнула на Луну. Бежавший за косулями волк тоже прыгнул вслед за ними.
С тех пор и остались два зверя на Луне. Они вечно гонятся друг за другом. Зверь, что сзади, никак не может догнать первого. «Почему?» – спросите вы. Да потому, что у зверя, что бежит впереди, восемь ног. Когда четыре ноги скачут, четыре отдыхают. А начнут уставать первые четыре, так переворачиваются на спину, и бегут другие четыре ноги. И так все время.
Два зверя на Луне

Луна и Зухра — Сокровища народов мира притчи басни мифы сказки легенды


Легенды и предания башкирского народа
Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали ее Зухра. Очень рано она осталась без матери. Отец привел в дом мачеху. Та не давала девочке житья: била ее, обижала, заставляла делать непосильную работу.
Как-то вечером мачеха велела Зухре натаскать воды. «До утра наполни вот эту кадку водой. Иначе голову оторву», — сказала она. А сама незаметно проткнула дно кадки.
Целую ночь Зухра таскала воду. Но вода в кадке нисколько не прибывала. Тяжелым коромыслом девочка до крови натерла плечи. Изможденная вконец, свалилась она без сил.
Тихо было в ту ночь. Нигде ни единого звука. Только Луна безмолвно плыла в небесах. Взглянула Зухра на Луну и воскликнула: «Эх, Луна, хоть бы ты помогла мне. Вызволила бы меня из неволи!»
А Луна по-прежнему оставалась спокойной. Зухра со слезами снова взмолилась: «Возьми меня к себе!»
Тогда Луна засветилась ярче, послала свои лучи на землю и подняла Зухру к себе. С тех пор на Луне стоит девушка с коромыслом

Легенда о Луне

ориджинал


Ориджиналы
Рейтинг:
Источник: https://ficbook.net/readfic/5576452

Китайская легенда о Лунной богине — LiveEphemeris


Есть в Китае легенда, уходящая вглубь веков, о Чанъэ, жене стрелка Хоу И, которая стала богиней Луны и поселилась в Лунном дворце вместе с лунным зайцем. Заяц толчет в волшебной ступке снадобья с корицей, входящей в волшебный эликсир, дарующий вечную жизнь. И зайца этого можно разглядеть в полнолуние.
А было это так…

В незапамятные времена на небе было десять солнц, беспощадно жгущих землю. Жизнь людей была тяжела: воды не хватало, урожаи гибли. И вот однажды отважный стрелок Хоу И решил помочь страдающему народу: поднялся он на вершину горы Куньлунь, натянул тетиву лука, прицелился, выстрелил – и одним ударом сбил девять солнц. Оставшемуся солнцу Хоу И приказал заходить и всходить через определенное время. Так появились день и ночь: днем земля нагревалась, а ночью остывала.
Вся Поднебесная славила Хоу И как великого героя, а наградой, которую получил он, стал эликсир бессмертия. Вознаградил Хоу И сам император.

У Хоу И была красавица жена Чан Э, которой тот и доверил хранение этой ценности. Сразу выпить эликсир и превратиться в бессмертного бога охотник не захотел, предпочтя пожить какое-то время по-человечески. Но один из многочисленных учеников Хоу И, некто по имени Пэн Мэн, в отсутствие стрелка пришел в его дом и, угрожая мечом бедной Чан Э, потребовал отдать ему эликсир. Красавица понимала, что бессильна против человека с оружием в руках, но отдавать ему чудодейственный напиток не стала – на глазах у изумленного Пэн Мэна она сама выпила эликсир.
И, о чудо – в ту же секунду Чан Э сделалась легкой, как облако, поднялась в воздух и выпорхнула в окно – ветер подхватил её невесомое тело и понес ввысь. Пэн Мэн в страхе выбежал из дома учителя и поспешил скрыться из этих мест, опасаясь гнева Хоу И.
Чан Э не хотелось улетать далеко от земли, где остался её любимый муж, поэтому она обосновалась на Луне – все-таки оттуда можно было хоть издалека наблюдать за родным домом.

Когда Хоу И вернулся домой, горю его не было предела. Он повсюду искал свою жену, и нигде не находил прекрасной Чан Э. Ночью он не мог заснуть и вышел на балкон. Было полнолуние. Хоу И взглянул на луну, исполненную кроткого и нежного света, и печаль еще сильнее сжала его сердце.
Вдруг на бледном диске словно промелькнула тень – и охотник узнал, нет, скорее почувствовал, что это – его Чан Э. Тогда Хоу И понял, что его жена стала богиней Луны. Он приказал прислуге поставить в саду стол, на котором разложили фрукты, которые когда-то особенно любила Чан Э.

Вскоре так стали поступать и другие люди – так возникла традиция каждый год в пятнадцатый день восьмого лунного месяца (именно в тот день вознеслась на небо Чан Э), приносить жертвы богине Луны, прося её о даровании всяческих благ.

А Небесный владыка, тронутый добротой и готовностью зайца к самопожертвованию, вознес его на небеса, поселил на Луне и даровал ему бессмертие. С тех пор так и живут они вместе – богиня Луны и старательный заяц, который без устали толчет в ступке кору корицы.

Яшмовый заяц толчёт на Луне
Травы бессмертия — зелье богов.
Вечная жизнь на земле не по мне.
Я от неё отказаться готов.
Разве смогу пережить смерть друзей,
Дома родного руины узреть?
Вижу в сплетении лунных теней
Чьих-то морщин хитроумную сеть.
Д.Зиновьев

Интересно, что Богиня Луны, лунного света и радуги Иш-Чель майя в доклассический период (1800 г. до н.э. – 250 г. н.э.) изображали сидящей с кроликом на коленях в обрамлении абстрактного символа Луны.
А у ацтеков код зайца (тохтли, или 8, — счастливый знак из 200 дневных символов) обозначен U-образным иероглифом, обозначающим слово «Луна».

Мифология чувашей. ДЕВУШКА НА ЛУНЕ. Фольклор народов России

ДЕВУШКА НА ЛУНЕ  
Давным-давно, в незапамятные времена, жила на зем-
ле злая-презлая колдунья. У колдуньи была падчерица —
тихая, работящая и собой писаная красавица.
Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно руга-
ла, изводила непосильной работой. А та, хоть бы ей что,
все такая же красивая да пригожая. Заговорит — словно
жаворонок запоет, улыбнется — будто ясным солнышком
все кругом  осветит.  Всем нравилась красавица,  все ее
любили. Но это только еще больше злило мачеху, и за-
думала она во что бы то ни стало погубить падчерицу.
Однажды, в глухую полночь, колдунья примчалась невесть
откуда на своей железной мялке,  разбудила спящую девушку и говорит:
— Сбегай-ка на речку, свежей водицы испить захотелось!
Девушка встала с постели, взяла ведра с коромыслом и пошла
на реку,
«Пойти-то ты, красавица, пошла, а вот поглядим, вернешься
ли»,— думает про себя колдунья.
Ночь была ясная, морозная. С неба светила полная луна, под
ногой снег похрустывал.
Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби,
Сняла с коромысла ведра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда
выпрямилась — в ужасе отшатнулась: со всех сторон ее окружали страшные
ведьмы. Они носились вокруг нее на помелах и мялках, протягивали костлявые
руки, щелкали железными зубами.
В страхе девушка зажмурилась, взяла ведра на коромысло и
заспешила домой. Не тут-то было! Ведьмы не отстают от нее ни на шаг,
загораживают дорогу, со всех сторон тянут страшные руки, вот-вот растерзают.
Девушка в отчаянье озирается, но кругом — ни души, только
одна-одинешенька луна с неба светит.
— Не дай погибнуть, ясный месяц! — взмолилась девушка.
Луна услышала мольбу девушки, засияла еще сильней и на
своих лучах подняла девушку с ведрами с коромыслом к себе. Теперь ведьмам до
нее было уже не дотянуться.
С тех пор в ясные ночи на полной луне и видится девушка с
коромыслом на плечах. Приглядитесь получше — обязательно увидите.

Легенды Уфы — Презентация

№СлайдТекст
1

Уфа в легендах и преданиях

Уфа в легендах и преданиях. Путешествие по литературным памятникам города Уфы, созданным по башкирским легендам. Карта. МБУ Централизованная система детских библиотек городского округа г. Уфа РБ Детская библиотека № 19, филиал № 4.
2

Литературные памятники Уфы

Литературные памятники Уфы.
3

Башкирская легенда Луна и Зухра

Башкирская легенда Луна и Зухра. О памятнике. Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали её Зухра. Очень рано она осталась без матери. Отец привёл в дом мачеху. Та не давала девочке житья: била её, обижала, заставляла делать непосильную работу. Как–то вечером мачеха велела Зухре натаскать воды. «До утра наполни вот эту кадку водой. Иначе голову оторву», — сказала она. А сама незаметно проткнула дно кадки. Целую ночь Зухра таскала воду. Но вода в кадке нисколько не прибывала. Тяжёлым коромыслом девочка до крови натёрла плечи. Измождённая вконец, свалилась она без сил. Тихо было в ту ночь. Нигде ни единого звука. Только Луна безмолвно плыла в небесах. Взглянула Зухра на Луну и воскликнула: «Эх, Луна, хоть бы ты помогла мне! Вызволила бы меня из неволи!» А Луна по-прежнему оставалась спокойной. Зухра со слезами снова взмолилась: «Возьми меня к себе!» Тогда Луна засветилась ярче, послала свои лучи на землю и подняла Зухру к себе. С тех пор на Луне стоит девушка с коромыслом.
4

О памятнике

О памятнике. Биография. В зоне отдыха производственного объединения «Иммунопрепарат» в Дёмском районе города Уфы в 1984 году была установлена скульптура по мотивам башкирской легенды «Лунная дочь Зухра». В центре скульптурной композиции на «лунной» дорожке находится фигура башкирской девушки с коромыслом и вёдрами, помещенная внутри круга со звёздами, символизирующего месяц. Скульптуру опоясывают фонтанчики воды, обложенные камнями. Хрупкая фигура девушки олицетворяет открытость, доброжелательность и трудолюбие башкирского народа.
5

Биография автора

Биография автора. Библиография. Уроженец Куюргазинского района Ульфат Миниахметович Кубагушев родился 1 апреля 1952 года, затем учился в училище искусств на отделении декоративно-прикладного искусства ( 1974 – 1978). Он является автором декоративной скульптуры «Лунная девушка», там же стоит его памятник военным медикам. Кубагушев является автором мемориальной доски Газизу Альмухаметову, первому композитору Башкирии. Он участвовал в республиканском конкурсе на лучший проект мемориального комплекса «Ырыузар ташы», где лучшим проектом признали его работу. 27 октября 2007 года в селе Ермолаево, центре Куюргазинского района, состоялось открытие памятника национальному герою башкирского народа Кинзе Арсланову, автором является скульптор Кубагушев У.М. Ульфат Кубагушев – художник, скульптор, монументалист, автор многочисленных проектов. Его работы отличаются оригинальностью композиций, ярким национальным колоритом. В архиве этого неординарного человека более пятидесяти научно-популярных статей по истории и этнографии края. Одна из последних книг — «Село Таймас».
6

Библиография

Библиография. 1.Башкирские предания и легенды [Текст] / сост. Ф. Надршина. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. – 288с. 2.Башкирское народное творчество: предания и легенды [Текст] / пер. с башк. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. – 576с. 3. Башкирские сказки и предания [Текст] . — Уфа: Китап, 1996. – 208с. Фотография.
7

Фотография

Фотография. Фотографии.
8

Фотографии

Фотографии. Адрес.
9

Адрес

Адрес: г. Уфа, ул. Новороссийская 105, Производственное объединение «Иммунопрепарат» Легенда.
10

Как Салават медведя убил

Башкирская легенда Как Салават медведя убил. О памятнике. С детства Салават был бойким и выносливым мальчиком. Ну и подраться был не прочь, всегда первое место среди сверстников занимал. Однажды со старшим братом Ракаем у них потасовка вышла, и Салават одним ударом опрокинул его на землю. То же самое случилось с отцом, пришедшим на помощь старшему сыну. После этого силач вскочил на коня и помчался в лес – его гнала и угнетала собственная необузданная сила, о которой он и не подозревал. В роще батыр привязал коня к дереву, сам забрался на дерево и уснул. А ночью на коня напал медведь, привлечённый конским запахом и решивший полакомиться кониной. Услышав сдержанный рёв медведя, Салават прямо с дерева без оружия прыгнул на ночного разбойника. Медведь оказался очень сильным, и схватка с ним длилась долго. Наконец батыр задушил медведя, а сам, весь израненный, шатаясь, побрёл по лесу в сторону деревни. Но не дошёл, свалился без чувств от большой потери крови. Спас его от смерти беглый каторжник. Когда Салават вернулся в отчий дом, там на майдане состязались батыры в меткости. Но никто из них не мог попасть в парящего в поднебесье орла. Превозмогая боль, Салават вынес из дома тяжёлый дедовский лук и первым же выстрелом поразил орла. А отец Салавата в это время искал его по всем окрестным лесам и вернулся ни с чем. Тогда же возвратились односельчане батыра, также искавшие его, с огромной шкурой убитого им медведя. Люди показали Юлаю трофеи сына, Салават получил прощение и вскоре выздоровел.
11

Биография

О памятнике. Биография. Автором памятника Салавату Юлаеву является известный монументалист, народный художник Северо-Осетинской и Башкирской АССР, член Союза художников с 1939 года Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Этот памятник стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 20 долгих лет. Скульптура Салавата Юлаева является самой крупной конной статуей в нашей стране. Высота памятника достигает 9,8 метров, вес — 40 тонн. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник осадил разгоряченного коня на высоком утесе. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была одобрена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. Открытие памятника состоялось 17 ноября 1967 года.
12

Сосланбек Дафаевич Тавасиев

Биография автора. Библиография. Сосланбек Дафаевич Тавасиев родился 25 декабря 1894 г в ауле Фаснал. Сначала посещал школу в Алагире, потом учился во Владикавказской гимназии. Воевал в 1917 году, затем поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и закончил его. Большую часть жизни прожил в Москве. Умер 10 апреля 1974 года в Москве. Среди работ Тавасиева особенно выделяются памятники Салавату Юлаеву и Коста Хетагурову. Работы скульптора находятся в коллекциях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Санкт- Петербурге. Тавасиев С.Д. – Член Союза художников, народный художник Северо-Осетинской АССР, а также заслуженный художник Башкирской АССР. Награждён золотой медалью Академии художеств СССР, орденом Боевого Красного Знамени.
13

Узиков

Библиография. Библиография. 1. Узиков, Ю.А. Это с нами всегда [Текст] / Уфа: Китап, 1983. — С. 224-228. 2. Гвоздикова, И.М. Салават Юлаев: исследование документальных источников [Текст] / И.М. Гвоздикова. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. – 222с. 3. Живая память [Текст] / сост. М.Г. Рахимкулов, В.А. Скачилов. – Уфа: Китап, 1997. – 352с. 4. Гвоздикова, И. Всадник на пьедестале [Текст] / И. Гвоздикова // Памятники Отечества. – 1997. — №38. – С. 85-57. 5. Синенко, С. Неторопливые прогулки по Уфе [Текст] / С. Синенко. – Уфа: Китап, 2010. – 376с.: ил. 6. Синенко, С. Уфа старая и новая [Текст] / Уфа: Башкортостан, 2007. – 272с.:ил. 7. Узиков, Ю.А. Исторические памятники Уфы [Текст] / Уфа: Китап, 1999. – 288с.:ил. 8. Салавату памятник [Текст] // Школьный календарь. – 2002. – С. 116.
14

Ергин

Библиография. Фотографии. 9. Ергин, Ю. Другого Салавата создавать я не намерен [Текст] / Ю. Ергин // Бельские просторы. – 2003. — № 1. – С. 94. 10. Тряскина, Г. Памятник был лишь частью грандиозного замысла [Текст] / Г. Тряскина // Вечерняя Уфа. – 2002. – 16 ноября. 11. Григорьева, Н. Виват, Салават [Текст] / Н. Григорьева // Вечерняя Уфа. – 2002. – 16 ноября. 12. Ишмухаметова, Р. Образ Салавата в живописи и скульптуре [Текст] / Р. Ишмухаметова // Учитель Башкортостана. — 2002. — №3. – С. 55-57. 13. Сидоров, В. Первая скульптура Салавата [Текст] / В. Сидоров // Живая память. — Уфа, 1997. – С. 46-53. 14. Хантимеров, Р. Высекающие огонь созидания [Текст] / Р. Хантимеров // Истоки. – 2000. — № 24. – С. 21-22. 15. Юсупов, Ю. Вечная молодость Салавата заключается в уфимцах, протоптавших к нему тропу [Текст] / Ю. Юсупов // Вечерняя Уфа. – 2001. – 20 октября. – С. 3. 16. Салават Юлаев [Текст] : энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2004. – 478 с. 17. Бугайчук, А. К свободе зовущий [Текст] / А. Бугайчук // Истоки. – 2004. — № 23. – С. 14.
15

Фотографии

Фотографии. Фотографии.
16

Адрес

Фотография. Адрес.
17

Площадь

Адрес: г. Уфа, ул. М.Гафури, площадь им. Салавата. Легенда.
18

Легенда о кунице

Легенда о кунице. Богатый, злобный хан Муйта влюбляется в Ляйсан, но она ему отказывает, так как любит другого – бедного, но доброго Фанура. С помощью колдуна хан превращает Ляйсан в куницу. В образе зверька Ляйсан помогает Фануру разбогатеть, но он все деньги раздает беднякам. Сам Фанур тоже превращается в куницу, и они живут вместе в лесу долго и счастливо. О памятнике.
19

Памятник кунице

О памятнике. Памятник кунице — бронзовая скульптурная композиция, посвящённая символу г. Уфы. Памятник установлен у Гостиного двора 8 июля 2010 г. в День семьи. На бронзовом деревце стоит домик, из которого выглядывает один зверек, а другой стоит рядом на ветке. Над изваянием весом в 232 килограмма и высотой в два метра скульптор трудился около четырех месяцев. Отлили скульптуру в Москве. Выбор места для новой достопримечательности Уфы объясняется тем, что исторически Верхнеторговая площадь была оживленным местом торговли в городе, а расплачивались здесь монетами, получившими название от шкурок куницы – «куна». Теперь здесь живет главный символ нашей столицы. Биография.
20

Благословенный край

Библиография. 1. Мавлетов, В.С. Благословенный край [Текст] : учебное пособие для учащихся / Уфа: Уфимский полиграф. комбинат, 2005. – 72 с.: ил. 2. Хисаметдинова, Ф.Г. История и культура Башкортостана [Текст] : учебное пособие для уч-ся средних спец. заведений / Ф.Г. Хисаметдинова, З.Г. Ураксин. – Уфа, 2003. – 239 с. 3. 500 вопросов и ответов об Уфе [Текст] // Панорама Башкортостана. – 2008. – С. 40. 4. Башкортостан [Текст] : краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 669 с. Фотография.
21

Фотографии

Фотография. Фотографии.
22

Легенда

Адрес: г. Уфа ул. Ленина, площадь перед Гостиным двором. Легенда.
23

Легенда о курае

Легенда о курае. О памятнике. В былые времена жил да был хан. У того хана на голове было два рога, но он никому их не показывал. Однажды, когда он мылся в бане, рога те увидел его шакирд. «Ты увидел мои рога, проговоришься кому-нибудь, я тебя убью», — сказал хан шакирду. Шакирду очень хотелось поделиться своей тайной, освободить себя от её тяжкого груза. Вот он пошёл в лес и стал там кричать во весь голос: «У хана Юсупа есть рога!» Крик тот услышал какой-то пастух, пошёл он на голос, смотрит, а в том месте растут два стебля курая. Подул пастух в пустое нутро курая, а оттуда поплыл мелодичный напев. Вот так, говорят, и появился на свете курай.
24

Интервью

О памятнике. Интервью. В 1974 в Уфе был открыт памятник кураю (башкирскому национальному инструменту). Памятник представляет собой обнаженного мальчика, играющего на курае. Автор памятника — Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова. Многих уфимцев и гостей столицы завораживает скульптура кураиста перед кинотеатром «Искра». Вот как раскрывает замысел скульптора искусствовед Людмила Ртищева: «Скульптура кураиста расположена в центре круглой чаши фонтана, сдвинутой к краю прямоугольной площади. Фоном для восприятия служит монументальное здание кинотеатра. Обнаженная тоненькая фигурка мальчика-подростка в полный рост, опираясь на правую ногу, стоит на каннелированной дорической колонне. Примерно на половине высоты колонны ритм каннелюр прерывается гладким нешироким поясом. В руках мальчика – курай. Статуя изящна и поэтична, в струящихся ритмах фигуры передается некое музыкальное ощущение. Характер лепки спокойный. В общем решении ощущается сильное влияние античной скульптуры».
25

Интервью с автором

Интервью с автором. Библиография. — Маргарита Александровна, расскажите, пожалуйста, как создавался «мальчик»? Вы действительно побывали в Уфе? — Это был заказ Ленинградского художественного фонда. Я должна была сделать скульптуру для фонтана, а Татьяна Милорадович — выполнить архитектурную часть проекта. С Милорадович и архитектором Владимиром Васильковским я впервые приехала в Уфу зимой 1971 года. Самое сильное впечатление от поездки — было очень холодно. На утверждение я привезла два эскиза, на одном из них мальчик с кураем был одет в башкирскую национальную одежду, на другом — стоял голеньким. Проходило утверждение в обкоме партии. Выбрали второй вариант. Что для меня было полной неожиданностью. Архитектурный проект тоже был утвержден. Скульптуру поставили на колонну в большой чаше, украшенной башкирским орнаментом. Скульптуру мальчика отливали на ленинградском заводе монументальной скульптуры. .
26

Рахимов

Библиография. Фотографии. 1. Рахимов, Р.Р. Курай [Текст] : учебное пособие для муз. школ и училищ / Р.Р. Рахимов. – Уфа: Китап, 1999. – 448 с. 2. Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши [Текст] / Л.Н. Лебединский. – М., 1962. 3. Сулейманов, Р. Жемчужины народного творчества Урала [Текст] / Р. Сулейманов. – Уфа, 1995. 4. Шакур, Р. Цветок курая [Текст] / Р. Шакур // Памятники Отечества. – 1997. — № 38. – С. 44-45. 5. Латыпова, Л. Соло на курае [Текст] / Л. Латыпова // Башкортостан. – 2003. — № 6-7. – С. 10-11. 6. Башкортостан [Текст] : краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 669 с. 7. Губайдуллина, Ф. Курай – национальный музыкальный инструмент башкирского народа [Текст] / Ф. Губайдуллина // Учитель Башкортостана. – 1997. — №9. – С. 50-51. 8. Узиков, Ю.А. Как греки спасли «мальчика с кураем» [Текст] / Ю.А. Узиков // Бельские просторы. – 2006. — 17 января. 9. Синенко, С. Неторопливые прогулки по Уфе [Текст] / С. Синенко. – Уфа: Китап, 2010. – 376 с.: ил.
27

Фотографии

Фотография. Фотографии.
28

Адрес

Фотографии. Адрес.
29

Проспект

Адрес: г. Уфа, ул. Проспект Октября, 94.
«Легенды Уфы»