Лотос легенда о цветке

ЛОТОС — ТАИНСТВЕННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ ЦВЕТОК — Все будет хорошо!

?? — ???


Лотос в дpевневосточных мифах имеет массу символов. Это — место заpождения жизни, плодоpодие, пpоцветание, потомство, долголетие, здоpовье, жизненная полнота, слава, вечное pождение, бессмеpтие и воскpесение, чистота, духовность, смиpенномудpие, согласие, мечтательность, миp, тишина, твеpдость, непpеpывность, солнце. Кpасный лотос — эмблема совpеменной Индии. Только в дpевнеиндийском языке лотос имеет более 100 названий. Западное небо в китайской живописи изобpажается как “лотосовый pай”.


У тибетских буддистов лотос считают священным. А японцы и китайцы разводят лотос как ценную пищевую культуру. В пищу употребляют корни, семена и листья лотоса. Корни едят в сыром и вареном виде, деляют муку, которой засыпают суп. Зерна лотоса с сахаром считаются особым цветочным деликатесом.



“Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение”, — говорили в Индии. Священным цветком открытой сердечности считался лотос и в Китае. Он часто изображается утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения.



Мифы и Легенды:
С лотосом связано великое множество мифов и легенд. Он был символом многих явлений. Вообще, на востоке это, пожалуй, самое известное и священное растение. Но подавляющее большинство этих поверий объединяет основное понятие, обозначенное лотосом: первозданная чистота, свет и т.п. Это объясняется следующим образом: корневища лотоса погружены в ил, в грязь; но цветы и листья его чисты и незапятнаны. Цветы высоко подняты над водой, над землёй, надо всем негативным. Они следуют за солнцем и сохраняют вечную чистоту.



Существует немало мифов, рассказывающих о рождении богов, связанном с лотосом. В Египте бог солнца Ра рождается из лотоса, поднявшегося из глубин первичных вод. С тех пор лотос стал атрибутом божеств солнца. Считалось также, что бог Гор поднимается утром из цветка лотоса (восход солнца). Ещё цветок лотоса служил троном богам Осирису и Изиде. Бог растительности Нефертум изображался в виде юноши в головном уборе в виде цветка лотоса. Лотос был символом верхнего Египта, и скипетр египетских фараонов изготавливался в виде цветка лотоса на длинном стебле, ведь растение считалось ещё и атрибутом верховной власти.



В Индии лотос тоже служил троном для многих богов, особенно индуистских. В Упонишадах (4-я часть Вед) земля представлена, как цветок лотоса, плавающий по поверхности мирового океана — космоса. При приходе в мир первого бога Вишну из его пупа вырос лотос, из цветка которого вышел созидающий миры Брахма. Когда же боги пахали океан, из его вод вышла с лотосом в руках Лакшми — богиня счастья и красоты, ставшая супругой Вишну. По легенде новорождённый Будда сразу сделал семь первых шагов, и на месте каждого его шага вырос цветущий лотос. Будда также часто изображается сидящим на полностью раскрытом цветке лотоса, что символизирует полное раскрытие души и духа. Ведь у лотоса есть ещё одна «трактовка»: корневище растения, погружённое в ил, символизирует материю, стебель, тянущийся сквозь воды к свободе, — душу, а цветок, не касающийся воды и тем более земли и всегда следующий за солнцем, — дух. Именно поэтому раскрытый цветок символизирует полное самораскрытие, нирвану. И рай Вишну, и рай Будды представлялись у индийцев сходно: это сады, в которых в водоёмах цветут лотосы разных цветов: белого, синего, красного и не только.

Во время печально известной “культурной революции” в материковом Китае художнику Хуан Юн-юю в ходе кампании «критики реакционного искусства” было запрещено заниматься творческой деятельностью. Отстраненный от работы, он бродил без цели и часто спускался к лотосовому пруду. По мере того, как проходили дни и месяцы, его близость с цветами лотоса все возрастала, что побуждало его постоянно рисовать их. Так, в результате им было создано более восьми тысяч зарисовок лотоса.

В “Шести записях о потоке жизни” описывается, как Юнь-нян любила вечером помещать мешочек из тонкой ткани с листьями прекрасного чая в живой цветок лотоса, который вот-вот должен был закрыться. На следующий день она доставала чай из цветка и заваривала его, наслаждаясь тонким ароматом, который приобрел чай.


приметы
Говорят лотос обладает таинственным свойством разлучать любящие сердца. Его даже называют «Цветком забвения». Есть песня, ее поют каспийские рыбачки, смысл таков:если милый отправляется в поход, не дари ему цветка лотоса — уедет и забудет тебя. Лотос быстро гаснет.




Еще есть примета, что лотос наказывает: Если нарвешь цветов и принесешь их домой, будешь болеть… Чем больше цветов, тем сильнее!
Скорее всего это связано с сильным запахом, который излучает цветок!




пословицы
«Лотос — друг солнца. Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается».



Китайские пословицы: «лотос рвется, нити тянутся».
«Когда любишь и обезьяна кажется красавицей, а если нет — то и лотос гадкий».





китайское выражение: “Красный лотос — опьяняющий, белый лотос — это услада”

“Красный лотос — красивый, белый лотос — грациозный. Свежий аромат касается вашего лица, уменьшая летнюю жару.”
слова из народной песни


Генрих Гейне
Die Lotosblume
Die Lotosblume angstigt
Sich vor der Sonne Pracht,
Und mit gesenktem Haupte
Erwartet sie traumend die Nacht.
Der Mond, der ist ihr Buhle,
Er weckt sie mit seinem Licht,
Und ihm entschleiert sie freundlich
Ihr frommes Blumengesicht.
Sie bluht und gluht und leuchtet,
Und starret stumm in die Hoh;
Sie duftet und weinet und zittert
Vor Liebe und Liebesweh




Лотос
Генрих Гейне
(в переводе М. Л. Михайлова)
Опустясь головкой сонной
Под огнем дневных лучей,
Тихо лотос благовонный
Ждет мерцающих ночей.
И лишь только выплывает
В небо кроткая луна,
Он головку поднимает,
Пробуждаясь ото сна.
На листах душистых блещет
Чистых слез его роса,
И любовью он трепещет,
Грустно глядя в небеса.
Это стихотворение Гейне было положено на музыку Робертом Шуманом в 1840 году.







Заводь лотосов
Из стихов «Дом Хуанфу Юэ в Долине облаков»
—————————
Изо дня в день
за лотосами плыву.
Остров велик —
к закату лишь правлю назад.
Иду на шесте,
брызг поднять не хочу.
Боюсь увлажнить
лотосов алый наряд.


Легенда о лотосе

То было в тумане миллионов столетий
У Ганга-реки, что извечно текла,
В преданьях старинных и песнях воспетой,
Прекрасная дева когда-то жила.
Как звезды в безлунной тропической ночи,
Мерцали красавицы чудные очи.
И часто сидела она над водой,
Любуясь, как в зеркале, их красотой.
И юноша жил от нее недалеко…
Был он для нее всех на свете милей,
Но, гордая дивной красою своей,
Она его сердцем играла жестоко.
Не выдержал юноша пытки всечасной,
Что душу сомненьем терзала и жгла:
Однажды безумною ночью несчастной
Река его тело к себе приняла…
С тех дней и до наших, едва загорится
Восходом багряным заря над землей,
На поиски сердца кровавого мчится
Ужасный орел, истомленный и злой.
Нередко над лотосом он пролетает.
И с трепетным чувством предсмертной тоски
При мысли, что сердце посланец узнает,
Головку прелестную лотос склоняет,
И в страхе бледнеют его лепестки…





Хрустальный лотос можно использовать как кристалл, в то же время, он будет создавать медитационную атмосферу в Вашем доме, нейтрализовывать все негативные мысли, как Ваши, так и окружающих людей . Он гасит негативные эмоции, равномерно рассеивая позитивную энергию по всему дому, так как обладает всеми качествами кристалла. Поместите лотос в центре помещения, у источника света. В течение месяца после дня рождения Будды (Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния второго месяца индийского лунного календаря (в 2009 году 9 мая), свойства лотоса будут многократно усилены.

Лотос из стекла
Разбился как-то лотос из стекла
Он символом был редкой чистоты
Разбилась форма, красота ушла
Остались о гармонии мечты
Все разобьется рано или поздно
Что создавалось, разрушенье обретет
Лишь красота Миров небесно-звездных
Жить будет вечно, как Любовь живет
Любовь к Единому не даст нам зацепиться
За то, что нам дают и забирают
И прах материи сквозь пальцы просочится
Но есть цветок, что вечно расцветает.
Bladerunner
http://www.sunhome.ru/people/Bladerunner












Творческая работа «Легенда о лотосе» | Социальная сеть работников образования

Областной Конкурс творческих работ
«Этот край, что сердцу дорог…»
для воспитанников дошкольных и обучающихся общеобразовательных учреждений Астраханской области
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
по теме:

«Легенда о лотосе.»
(легенда)
Выполнил(а):
Вилков Аллександр,
3 класс,
МБОУ Наримановский район «СОШ№3»:
тел./факс  8(85171 65-3-61),
Позднякова Людмила Николаевна
Учитель начальных классов,
МБОУ Наримановский район «СОШ№3»
Тел. 89275521582
lyudmila-pozdnyakova-2012@mail.ru:
Астрахань  —   2014
Цель:
1.История появления цветка – лотоса.
2.Познакомить с легендой о лотосе.
ЗАДАЧИ:
Развивать эстетические чувства, учить понимать красоту.
Воспитывать любовь к цветку.
Узнать ценность и назначения цветка.
Легенды о лотосе
С лотосом связано великое множество мифов и легенд. Он был символом многих явлений. Вообще, на востоке это, пожалуй, самое известное и священное растение. Но подавляющее большинство этих поверий объединяет основное понятие, обозначенное лотосом: первозданная чистота, свет и т.п. Это объясняется следующим образом: корневища лотоса погружены в ил, в грязь; но цветы и листья его чисты и незапятнаны. Цветы высоко подняты над водой, над землёй, надо всем негативным. Они следуют за солнцем и сохраняют вечную чистоту. Существует немало мифов, рассказывающих о рождении богов, связанном с лотосом. В Египте бог солнца Ра рождается из лотоса, поднявшегося из глубин первичных вод. В целом лотос был символом чистоты, целомудрия, раскрытия самого себя. Ещё лотос символизировал время, а точнее, прошлое, настоящее и будущее. Это произошло потому, что на одном растении как правило одновременно есть семена, цветы и нераспустившиеся ещё бутоны. Также примечательна связь лотоса почти со всеми основными стихиями: в земле находится его корневище, в воде — стебель, в воздухе — листья, к солнцу (олицетворению огня) обращены цветы. Лотос является своеобразным единением всех стихий, что опять-таки связывает его с сотворением мира и т.п. Одна из индийских пословиц гласит: «Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти спасение». Есть и другие: «Цветы лотоса так же поддерживают Вишну, как и его поклонники»; «Лотос — друг солнца.  
Древнеегипетская поговорка утверждает, что «Много лотосов на воде, велико будет плодородие».
Китайские пословицы: «лотос рвется, нити тянутся». «Когда любишь и обезьяна кажется красавицей, а если нет — то и лотос гадкий».
У древних египтян лотосу нашлось место даже в нумерации. Число 1000 обозначалось иероглифом в виде схематически изображённого лотоса.
В лотос была обращена нимфа Лотида (древнегреческие мифЛотос обожествляли древние египтяне, индусы, китайцы . В Индии богов Брахму и Вишну изображают с цветком лотоса в руке, что символизирует чистоту, целомудрие и плодородие. Лотос — один из важнейших символов буддизма. Легенда гласит, что, едва родившись, великий Будда самостоятельно сделал семь шагов. И там, куда он ступал, распускались огромные цветы лотоса со множеством нежных розовых лепестков.
Египтяне верили, что из лотоса в зарослях Нила родился бог солнца Ра. Иероглиф, изображавший лотос, читался как «счастье». Цветки лотоса находили в древнеегипетских гробницах. Его изображения высечены в камне на древних памятниках архитектуры. В легендах и преданиях этих народов цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости и силы. В Китае возникла легенда, которая укоренилась на всем Востоке. По этой легенде, в Китае в 11 в. жила благочестивая госпожа с девушками-прислужницами. Одна из них как-то сказала другой: «Сегодня ночью я перейду в тонкий мир, в царство Будды. Вслед за этим девушка умерла без всякой предшествующей болезни. Вслед за тем она приснилась подруге и сказала, что благодаря хозяйке она теперь в раю. На что хозяйка сказала: «Вот если она и мне приснится, то я поверю, что она там». На следующую ночь она явилась во сне хозяйке, и та спросила, не может ли она посетить царство Света, на что девушка предложила следовать за ней. Последовав за своей служанкой, госпожа вскоре увидела озеро неизмеримых размеров, все покрытое неисчислимым количеством красных и белых лотосов различных размеров; некоторые цвели, некоторые увядали. Госпожа спросила, что могли означать эти цветы. Девушка ответила: «Они все — человеческие существа на земле, чьи мысли обращены к Царству Света (Раю). Самое первое такое устремление порождает цветок на Небесном озере; и по мере того , как продвигается человек по пути самоусовершенствования , представляющий его цветок ежедневно прибавляет в росте и становится все более прекрасным; ». Легенда 1″Молодой и прекрасной, как ранняя весна, была Эрле, дочь Сан-гаджи. И у многих сердца бились, видя ее, и не забывались её глаза, темные, как ночь.
Эрле была красива, как первый проблеск весенней зари. В высокой траве у задумчивых ильменей проводила она знойные дни, веселая, здоровая, гибкая. Подражала крику птиц, перепрыгивала с кочки на кочку, жила жизнью степных болот и знала самые сокровенные их тайны.
Эрле росла. А Сангаджи кочевал то близ широкой Волги, то по тихой Ахтубе. Летело время, множились табуны. Немало приезжало и купцов из Персии и из Индии, много добра накупил у них богатый Сангаджи для своей дочери.
Часто длинные караваны сытых верблюдов отдыхали у его стойбища. Знатные сваты в богатых, ярких одеждах слезали у его кибитки.
Мать Эрле, старая Булгун, сидела у ее изголовья, с глазами, полными слез.
«И зачем это так раскричался ночной кулик, — думала она. — Зачем так печально шумят над ериком ветлы и о чем вполголоса говорит Сангаджи в соседней кибитке с богатым сватом… Милая моя Эрле, когда я носила тебя под своим серд-цем, я была счастливей, чем сейчас, — тогда никто не мог отнять тебя у меня».
А в то же время Сангаджи говорил знатному свату:
— Ничего мне не надо за мою Эрле потому, что она дороже всего на свете. Разреши мне поговорить с женихом, я хочу узнать, сколь он разумен, и пусть Эрле сама решает.
Обрадовался сват, вскочил в седло, поскакал к нойону Тюменю и рассказал о том, что, видно, скоро положат Эрле поперек седла и привезут к молодому Бембе.
У слияния двух рек догнали Сангаджи сваты нойона Тюменя.
Богатые цветные наряды сватов играли радугой на утреннем солнце. Впереди всех ехал Бембе, сын беспощадного, свирепого нойона Тюменя, чье имя приводило в трепет всю степь.
— Пусть сама Эрле скажет тебе условия, — промолвил: Сангаджи, когда Бембе сказал, что Эрле нужна ему, как сурепка верблюду, как ильмень утке, как солнце земле.
Громче заговорила степь, и запели в реке волны, выше подняли метелки камыши и приветливо смотрели верблюдицы, когда к гостям вышла красавица Эрле.
От великих гор до долины реки Или и глубокого озера Балхаш ездил Бембе, видел он тысячи прекрасных женщин, такой, как Эрле, нигде не видел.
— Все, что хочешь, проси, — сказал он ей, — только согласись.
Улыбнулась Эрле и произнесла:
— Бембе, сын знатного нойона, я рада видеть тебя и вечно останусь с тобой, если ты найдешь мне цветок, прекраснее которого нет не только в нашей степи, но и во всем мире. Я буду ждать до следующей весны. Ты найдешь меня на этом же месте и, если принесешь цветок, я стану твоей женой.
Собрал нойон Тюмень родовых старейшин и оповестил их:
— Объявите всему народу, чтобы тот, кто знает о таком цветке, пришел без страха и рассказал нам за большую награду
Быстрее ветра облетел степь приказ Тюменя.
Однажды ночью к кибитке нойона подъехал запыленный всадник. А когда его пригласили к очагу, он сказал:
— Я знаю, где растет цветок, желанный красавице Эрле.
И он рассказал о своей чудесной стране, которая называет-ся Индией и раскинулась далеко за высокими горами. Есть там цветок — священный лотос, ему поклоняются, как богу. Если, нойон пошлет с ним несколько человек, он привезет лотос. На другое утро шесть всадников пустились в путь.
Зима была, метельной. Холодные ветры загнали скот в камышовые крепи. Сангаджи целыми днями лежал и слушал, как бушевали степные бури. Даже веселая Эрле тосковала о солнце и ждала весны. Она мало думала о том, что когда-нибудь возвратится страшный Бембе.
А тем временем шесть всадников держали путь на восток уже достигли долины реки Или. Они спали и ели в седле, Бембе торопил их, и задерживались они только для того, чтобы охотой добыть еду.
Много лишений пришлось перенести им, пока они не достигли таинственной Индии. Дикие степи, высоченные горы и бурные реки встречались на пути,

но всадники упорно ехали вперед.
Наконец они прибыли в Индию и увидели чудный цветок — лотос. Но никто не решался его сорвать, боясь навлечь на себя гнев богов. Тогда на помощь им пришел старый жрец. Он со-вал лотос и отдал Бембе, сказав:
— Помни, человек, ты получил прекрасный цветок, но потеряешь нечто еще более прекрасное.
Не слушал его Бембе, схватил лотос и велел тут же седлать коней, чтобы пуститься в обратный путь.
Все реже и реже дул свирепый ветер, а солнце все дольше оставалось в небе. Близилась весна, а ее так ждала бледная, исхудавшая Эрле.
Напрасно ходили в кибитку ее отца знахари, напрасно поили ее разными травами, — с каждым днем таяла Эрле, как снег под солнцем. Не могла больше плакать Булгун. Безумными глазами она смотрела на свою дочь, уходившую от нее навсегда.
А когда запели птицы и зацвела степь, Эрле не могла уже встать.
Если бы птицы могли говорить, они сказали бы Бембе, чтоб торопил он своих коней, потому что скоро перестанет биться сердце Эрле. Но и без того торопился Бембе. Оставалось уже немного пути. Усталые кони, с налитыми кровью глазами, спотыкались и чуть не падали от изнеможения.
Знатные сваты неслись навстречу Бембе.
— Торопись, Бембе, — кричали они. — Твоя красавица Эрле умирает.
И когда показалась кибитка Сангаджи, все увидели, как и, нее, пятясь, выходили мать и отец. Всадники поняли, что Эрле умерла. Печально опустил поводья Бембе. Он не увидел живой прекрасной Эрле, не увидела и Эрле цветка, прекрасного, как она сама.
мной ночью Бембе ушел в камышовые заросла устья Волги и посадил там лотос.»
Заключение:
Я хочу пожелать скорой встречи всем, кто этого захочет с удивительным цветком – лотосом, священным символом высокой духовной, вечной молодости и непревзойдённой красоты. Цветком, принесшим эту символику из далёкого прошлого, но не утратившим своего высокого назначения и в нашим настоящим.
Все легенды о лотосе предупреждают нас о том что лотос древнее прекрасное и очень полезное растение. И уничтожение даже одного цветка равносильно уничтожению редкой бесценной картины.

Легенды о цветах.

Легенда о Голубом Лотосе

Откроем общий символизм лотоса, и особенно — голубого лотоса. Это таинственное и священное растение в течение веков рассматривалось и в Египте, и в Индии как символ Вселенной. Нет ни одного монумента в долине Нила, ни одного папируса без изображения этого растения на почётном месте. На капителях египетских колонн, на тронах и даже на головных уборах божественных царей — везде присутствует лотос как символ Вселенной. Он неминуемо становится обязательным атрибутом любого созидающего бога, как и любой созидающей богини, поскольку с философской точки зрения последние являются женским аспектом бога, вначале двуполого, затем мужского рода.
Именно из Падма-Йони, «сердца лотоса», из Абсолютного Пространства, из Вселенной вне времени и пространства эманирует Космос, обусловленный и ограниченный пространством и временем. Хиранья Гарбха, золотое «яйцо» (или лоно), из которого появляется Брама, часто называют Небесным Лотосом. Бог Вишну — синтез Тримурти, или индийской Троицы, — в течение «ночей Брамы» плавает, спящий, в первозданных водах, раскинувшись на цветке лотоса. Его богиня, прекрасная Лакшми, подобно Венере-Афродите, поднимаясь из глубин вод, ногами опирается на белый лотос. Именно в результате вспенивания Молочного Океана — символа Космоса и Млечного Пути — собравшимися вместе богами перед их изумленными взорами явилась, Лакшми, богиня Красоты и Мать Любви (Кама), возникшая из пены бушующих волн, рождённая на лотосе и держащая в руке другой.
Так возникли два основных имени Лакшми: Падма-Лотос и Кширабди-Таная, — Дочь Молочного Океана. Гаутаму Будду никогда не низводили до уровня бога, несмотря на тот факт, что в историческое время он был первым смертным, достаточно бесстрашным, чтобы расспрашивать безмолвного Сфинкса, которого мы называем Вселенной, и полностью вырвать у него тайны Жизни и Смерти. И хотя, повторяем, его никогда не обожествляли, целые поколения в Азии признавали его Владыкой Вселенной. Именно поэтому победитель и учитель мира мысли и философии представлен сидящим на полностью распустившемся лотосе, символе Вселенной, до конца постигнутой им. В Индии и на Цейлоне лотос обычно золотистого цвета, у северных буддистов — голубой.
Но в одной части света существует третий род лотоса — zizyphus. Как говорят древние, тот, кто отведает его, забывает свою родину и тех, кто дорог ему. Давайте не будем следовать такому примеру. Давайте не забывать наш духовный дом, колыбель человеческой расы, место рождения голубого лотоса.
А теперь давайте приподнимем покров забвения, покрывающий одну из самых древних аллегорий — ведическую легенду, которую, однако, сохранили браминские летописцы. Лишь потому, что летописцы излагали эту легенду каждый на свой манер, добавля свои собственные изменения*1, мы приводим этот рассказ здесь не согласно неполным толкованиям и переводам этих восточных господ, но согласно общепринятой версии. Такой поют её старые певцы Раджастана, когда они влажными вечерами сезона дождей приходят и садятся на веранде бунгало путешественника. Давайте же оставим востоковедов на милость их фантастических спекуляций. Какая нам разница, Харишандрой или Амбаришей зовут эгоистичного и трусливого принца, ставшего причиной превращения белого лотоса в голубой?
Имена не имеют ничего общего ни с наивной поэзией легенды, ни с её моралью — ибо, если поискать хорошенько, можно найти и мораль. Мы скоро увидим, что основной эпизод истории странно напоминает другую легенду — историю об Аврааме и жертвоприношении Исаака в Библии.
Разве это не является доказательством того, что Тайная Доктрина Востока имеет веское основание утверждать, что имя патриарха не было ни халдейским, ни иудейским, но скорее эпитетом и санскритской фамилией, означающей а-брам, то есть тот, кто не является брамином*2, дебраминизированный брамин, тот кто опустился или лишился своей касты?
Если столь многие легенды Южной Индии соответствуют библейским сказаниям, как можем мы избежать подозрения, что среди современных иудеев можно обнаружить халдеев времён Риши Агастья — этих каменщиков, гонения на которых начались от восьмиста до тысячи лет назад, но кто переселился в Халдею за четыре тысячи лет до христианской эры? Луи Жаколио говорит об этом в нескольких из своих более чем двадцати томов о браманической Индии, и он прав в этом.
Легенда о Голубом Лотосе
Век за веком протекли с тех пор, как Амбариша, царь Айодхьи, правил в городе, основанном святым Ману Вайвасвата, потомком Солнца. Царь был Сурьяванши (потомок Солнечной династии), и он признавал себя самым преданным слугой бога Варуны*3, величайшего и могущественнейшего божества в «Ригведе». Но бог отказал своему слуге в наследнике, и это делало царя несчастным.
— Увы, — стенал он каждое утро, совершая пуджу младшим богам, — увы! Что проку быть величайшим царем на земле, если бог отказывает мне в наследнике моей крови? Когда я умру и меня возложат на погребальный костёр, кто исполнит благочестивые обязанности сына и разобьёт мой безжизненный череп, дабы освободить мою душу от земных пут? Какая чужая рука в полнолуние положит рис церемонии Шрадда*4, чтобы выказать почтение моей тени? Не отвернутся ли и сами птицы смерти*5 от погребального пира? Ибо, несомненно, моя тень, в своём великом огорчении привязанная к земле, не позволит им принять в нём участие.
Царь скорбел таким образом, когда жрец его семьи внушал ему мысль дать обет. Если бог пошлёт ему двух и более сыновей, он должен на публичной церемонии дать обет принести ему в жертву старшего сына, когда тот достигнет зрелости.
Привлечённый этим обещанием жертвоприношения плоти в огне, — особый аромат которой весьма приятен старшим богам, — Варуна принял обещание царя, и счастливый Амбариша получил сына, а за ним несколько других. Старший сын, в то время наследник престола, звался Рохитой (красный) и имел другое имя — Деварата, которое буквально означает богом данный. Деварата рос и скоро стал истинным принцем. Он был очарователен, но если верить легенде, — столь же эгоистичен и лжив, сколь и прекрасен.
Когда принц достиг назначенного возраста, бог, говоря устами всё того же придворного жреца, потребовал, чтобы царь сдержал своё обещание, но тот каждый раз находил какой-нибудь предлог отложить жертвоприношение, и бог наконец разгневался. Будучи богом ревнивым и гневливым, он грозил царю всем своим божественным гневом.
В течение длительного времени ни повеления, ни угрозы не приводили к желаемому результату. До тех пор пока оставались священные коровы, чтобы передавать их в хлева браминов, до тех пор пока в сокровищнице оставались деньги, чтобы пополнять тайники храма, браминам удавалось сохранять Варуну в спокойствии. Но когда не осталось больше коров, когда не осталось больше денег, бог пригрозил низвергнуть царя, его дворец и его наследников, а если они спасутся, — сжечь их живьём. Бедный царь, оказавшийся на пределе своих возможностей, призвал своего первенца и сообщил ему о судьбе, ждущей его. Но Деварата остался безразличен к этому известию. Он отказался подчиниться двойной — родительской и божественной — воле.
Так что когда жертвенные костры были зажжены и все добропорядочные горожане Айодхьи собрались, возбуждённые, — престолонаследника не оказалось на этом празднестве. Он скрылся в лесах йогов.
В те времена в этих лесах жили святые отшельники, и Деварата знал, что там он будет недосягаем и неуязвим. Его могут видеть там, но никто не сможет применить к нему силу — даже сам бог Варуна. Это было простое решение. Религиозный аскетизм араньяка (святых людей из лесов), часть из которых была дайтья (титаны, раса великанов и демонов), давал им такое влияние, что все боги трепетали перед ними и их сверхъестественными силами — даже сам Варуна.
Эти древние йоги, кажется, обладали достаточной силой, чтобы по желанию сокрушить даже самого бога, — вероятно, потому, что они сами же и открыли его.
Деварата провёл в лесах несколько лет, и в конце концов он устал от такой жизни. Узнав, что мог бы удовлетворить Варуну, найдя себе замену — того, кто принесёт себя в жертву вместо него при условии, что жертва будет сыном Риши, — он пустился в путь и наконец нашёл то, чего искал.
В стране, раскинувшейся на усыпанных цветами берегах знаменитого Пушкара*6, жил тогда один весьма святой человек, звавшийся Аджигарта*7, и был он на пороге гибели от голода, как и вся его семья. У него было несколько сыновей, второй из которых, Сунасефа, добродетельный молодой человек, к тому же сам готовился стать Риши. Пользуясь его бедностью и имея все основания думать, что голодный желудок должен внимать с большей готовностью, чем сытый, коварный Деварата поведал его отцу свою историю. После этого он предложил ему сто коров в обмен на Сунасефу как заместительную жертву в огненном жертвоприношении на алтарь богов.
Добродетельный отец сначала решительно отказался, но благородный Сунасефа сам добровольно предложил себя и обратился к своему отцу, говоря следующее:
— Какое значение имеет жизнь одного человека, если она может спасти жизни многих других? Этот бог — великий бог, и его сострадание безгранично, но он также очень ревнив, и его гнев поспешен и мстителен. Варуна — Владыка Страха, и Смерть послушна его велениям. Его дух будет вечно бороться с тем, кто непокорен ему. Он раскается в том, что создал человека, а затем сожжёт живьём сотню тысяч лакхов*8 невинных людей из-за единственного человека, который один виноват. Если его жертва скроется от него, он осушит наши реки, пошлет огонь на наши земли и погубит наших женщин, которые ждут детей.
Так позволь мне принести себя в жертву, о мой отец, вместо того чужестранца, который предлагает нам сотню коров. Это стадо позволит тебе и моим братьям не умереть от голода и спасёт тысячи других людей от ужасной смерти. За эту цену радостно отдать свою жизнь.
Старый Риши уронил несколько слезинок, но, наконец, уступил и начал готовить жертвенный погребальный костёр*9.
Озеро Пушкара было одним из тех мест на земле, что особо любимы богиней Лакшми-Падма (Белый Лотос); она часто погружалась в чистые воды, чтобы посетить свою старшую сестру Варуни, супругу бога Варуны*10. Лакшми-Падма услышала предложение Девараты, была свидетелем отчаяния отца и восхитилась сыновней преданностью Сунасефы.
Исполненная сострадания, Матерь Любви и Сострадания послала за Риши Висвамитра, одним из семи изначальных Ману, и смогла заинтересовать его жребием своего подзащитного. Великий Риши обещал ей своё содействие. Явившись Сунасефе, но незримая для всех остальных, она научила его двум священным стихам (мантрам) из «Ригведы», взяв с него обещание произнести их на жертвенном костре. А тот, кто произносит вслух эти мантры (заклинания), вынуждает весь сонм богов во главе с Индрой собраться для своего спасения и вследствие этого сам становится Риши в этой жизни или в следующем воплощении.
Алтарь был воздвигнут на берегу озера, жертвенный костёр был готов, и толпа собралась. Уложив своего сына на благоухающее сандаловое дерево и привязав его, Аджигарта взялся за нож для жертвоприношений. Он уже занёс свою дрожащую руку над сердцем возлюбленного сына, когда юноша начал нараспев читать священные стихи. И вновь пришёл момент колебания и величайшего горя, а когда юноша завершил свою мантру, старый Риши погрузил свой нож в грудь Сунасефы.
Но, о чудо! В этот самый момент Индра, бог Голубого Свода (Вселенной), сошёл с небес и опустился как раз в центре церемонии.
Окружив жертвенный костёр и жертву густым голубым туманом, он распустил верёвки, связывавшие молодого пленника. Казалось, что часть лазурного неба опустилась на это место, осветив всю округу и окрасив в золотисто-голубой цвет всё место действия. В ужасе все присутствовавшие, и даже сам Риши, пали ниц, полумёртвые от страха.
Когда они пришли в себя, туман рассеялся, а место действия полностью изменилось.
Огни жертвенного костра возгорелись сами собой, и простёртой на них лежала лань (рохит)*11, бывшая не кем иным, как принцем Рохитой-Деваратой, который горел сам, поражённый в сердце ножом, направленным им против другого, как жертвоприношение за свои грехи.
Несколько поодаль от алтаря, также простёртый, но на ложе из лотосов, лежал и спокойно спал Сунасефа, а на его груди, в том месте, где опустился нож, распустился прекрасный голубой лотос. Само озеро Пушкара, за мгновение до того покрытое белыми лотосами, чьи лепестки сияли на солнце подобно серебряным чашам, наполненным влагой Амриты, теперь отражали голубизну небес — белые лотосы стали голубыми.
Потом подобный звуку вины, поднявшемуся из пучины вод, послышался мелодичный голос, изрёкший такие слова и такое проклятие:
«Принц, который не знает, как умереть для своих подданных, не достоин править детьми Солнца. Он родится снова в расе рыжеволосых людей, в грубой и эгоистичной расе, и у народов, которые произойдут от него, наследие всегда будет в упадке. А вместо него станет царём и будет править младший сын нищенствующего отшельника».
Шёпот одобрения всколыхнул цветочный ковёр, покрывавший озеро. Открывая золотому солнечному свету свои голубые сердца, лотосы радостно улыбались и возносили гимн ароматов Сурье — своему Солнцу и Господину. Радовалась вся природа, кроме Девараты, который был уже лишь горсткой пепла.
Тогда Висвамитра, великий Риши, хотя он и был уже отцом ста сыновей, принял Сунасефу как своего старшего сына и на всякий случай проклял любого, кто откажется признать младшего сына Риши его старшим сыном и законным наследником трона Амбариши.
Согласно этому повелению Сунасефа в своей следующей инкарнации родился в царской семье Айодхьи и правил Солнечным народом 84000 лет.
Что касается Рохиты-Девараты, или богом данного, коим он был, — его постигла та участь, которую предсказала Лакшми-Падма. Он родился на свет в семье иностранца без касты (млеччха-явана) и стал прародителем грубых рыжеволосых народов, обитающих на Западе.
Именно ради преображения этих народов и был создан «Голубой Лотос».
Если кто-либо из наших читателей позволит себе усомниться в исторической достоверности этого происшествия с нашим предком Рохитой и в превращении белого лотоса в голубой, предлагаем ему совершить поездку в Аджмир. И там ему нужно будет только пройти к берегам трижды благословенного озера, названного Пушкара, где каждый паломник, который купается в полнолуние месяца крхктика (октябрь-ноябрь), достигает высшей святости без дополнительных усилий. Там скептики увидят своими собственными глазами, где был сооружен жертвенный костёр Рохиты, а также воды, которые посетила Лакшми во время оно.
Они даже увидели бы голубые лотосы, если бы большинство из них не превратилось благодаря новой трансформации согласно повелению богов в священных крокодилов, тревожить которых не имеет права никто.
Именно эта трансформация даёт счастливую возможность девятерым из десяти паломников, погрузившихся в воды озера, вступить в нирвану почти немедленно, а также приводит к тому, что священные крокодилы являются самыми грузными среди своих сородичей.
*1 См. рассказ о Сунасефе: «Бхагавата пурана», IX, xvi, 35; «Рамаяна», кн. I, гл. 60; «Законы Ману», X, 105; «Бахурупа брахмана»; «Айтарея брахмана»; «Вишну пурана», кн. IV, гл. 7 и пр. Каждый источник даёт свою собственную версию.
*2 Частица «а» в санскритском слове ясно показывает это. Помещённая перед именем существительным, эта частица всегда означает отрицание или противоположность значения последующего выражения. Так, слово «сура» (бог), записанное «а-сура», становится не-богом, или дьяволом; видья — знание, а а-видья — невежество, или противоположность знанию, и т.д., и т.п.
*3 И только значительно позже в ортодоксальном Пантеоне и символическом многобожии браминов Варуна стал Посейдоном или Нептуном — коим теперь и является. В Ведах он самый древний из богов, идентичен Урану греков, это, так сказать, персонификация небесного пространства и бесчисленных богов, создатель и правитель Неба и Земли, Царь, Отец и Учитель мира, богов и людей. Уран Гесиода и греческий Зевс — одно и то же.
*4 Шрадда — церемония, совершаемая ближайшими родственниками усопшего в течение девяти дней после смерти. Когда-то это была магическая церемония. Однако теперь, подобно другим обычаям, она состоит из разбрасывания шариков варёного риса перед дверью дома умершего человека. Если вороны съедят рис, это означает, что душа освобождена и отдыхает. Если эти птицы, такие жадные, не тронули пищи, это является доказательством,
что пишача, или бхут (тень), присутствует и мешает им. Без сомнения, Шрадда является предрассудком, но, конечно же, не б’ольшим, чем поминки или большое скопление народа для мёртвого.
*5 Грачи и вороны.
*6 Это озеро в наше время иногда называют Поккр. Это место, известное ежегодным паломничеством, прелестно расположено в пяти английских милях от Аджмира в Раджастане. Пушкара означает «голубой лотос», потому что поверхность озера, как ковром, покрыта этими красивыми растениями. Но легенда утверждает, что вначале они были белыми. Пушкара — также имя собственное человека и название одного из «семи священных островов» в географии индусов, именуемых Сапта Двипа.
*7 Другие называют его Ришика и называют царём Амбаришей Харишандру, знаменитого повелителя, бывшего образцом всех добродетелей.
*8 Лакх обозначает число 100000, идёт ли речь о людях или монетах.
*9 Ману (Кн. X, 105), ссылаясь на эту легенду, замечает, что Аджигарта, святой Риши, не совершил греха, продав жизнь своего сына, поскольку эта жертва сохраняла жизнь ему и всей его семье. Это напоминает нам другую легенду, более современную, которая, очевидно, может служить аналогией легенде более древней. Разве граф Уголино, приговорённый к голодной смерти в своей темнице, не ел собственных детей, «дабы сохранить для них отца»? Общеизвестная легенда о Сунасефе более красива, чем комментарий Ману, — очевидно, это интерполяция каких-то браминов в фальсифицированных манускриптах.
*10 Варуни, богиня тепла (позднее богиня вина), также родилась из Молочного Океана. Из «четырнадцати сокровищ», образовавшихся при пахтании, она появилась второй, а Лакшми — последней, вслед за чашей Амриты — нектара, дарующего бессмертие.
*11 Игра слов. Слово «рохит» на санскрите означает самку оленя — лань, а Рохита означает «красный». Из-за своей трусости и боязни смерти, согласно легенде, он был обращён богами в лань.
universalinternetlibrary.ru

Легенда о Золотом Лотосе — Магия Шувани

Данная легенда явно не японского происхождения. Буддийские монахи в Японии считали, что успех их религии заключается не в отказе от старых синтоистских божеств, а в том, чтобы ловко их приспособить к своему учению. В таких случаях Япония заимствовала у Индии и в меньшей степени у Китая, если мы считаем, что драконы изначально были элементом эпоса Поднебесной. Мы близко следуем версии г-на Эдварда Грия и включили сюда эту легенду, поскольку она часто фигурирует в проповедях японских священнослужителей и приобрела явно японские черты. Мы могли бы продублировать многие легенды подобного рода, но для наших целей достаточно будет и одной.
Святой Будда, закончив свою священную медитацию на горе Дан-доку, медленно шел по каменистой тропе в город. Темные ночные тени наползали на землю, и всюду разливалось глубокое спокойствие.
Приближаясь к цели своего похода, Будда услышал, как кто-то выкрикнул: «Сё-гиё му-дзиё!» («Внешние манеры не всегда показывают характер»).
Великий Будда восхитился этими словами и захотел узнать, кто говорит столь мудро. Снова и снова слышал он эту фразу и, подобравшись к краю обрыва, заглянул в лежащую внизу долину и увидел безобразного Дракона, злобно смотревшего на него вверх.
Тогда Святой уселся на скалу и спросил Дракона, как тот сумел постичь одну из высших тайн буддизма. Такая глубокая мудрость подразумевает открытие для себя ряда духовных истин, и поэтому Великий Будда попросил Дракона изречь еще что-нибудь столь же мудрое.
Тогда Дракон, обвив скалу, пророкотал громовым голосом:
– Дзэ-сё мэцу-бо! (Все живущее враждебно закону Будды!)
Произнеся эти слова, Дракон некоторое время пребывал в молчании. Тогда Божественный Будда попросил Дракона изречь еще что-нибудь.
– Сё-мэцу мэцу-и! (Все живущее должно умереть!) – вскричал Дракон.
При этих словах Дракон посмотрел на Великого Будду, и гримаса крайнего голода исказила его наводящие ужас черты.
Затем Дракон поведал Святому Будде, что следующая истина будет последней и столь ценной, что он не сможет открыть ее, пока не утолит свой голод.
На это Святой отвечал, что не откажет Дракону ни в чем, если услышит четвертую истину, и спросил, что требуется Дракону в качестве пищи. Когда Великий Будда услышал, что в обмен на последнюю мудрую истину Дракон желает человеческой плоти, Будда ответил, что его религия запрещает отнимать жизнь, но для благополучия своих людей он пожертвует собственным телом.
Дракон открыл свою огромную пасть и произнес:
– Яку-мэцу и-раку! (Самое большое счастье познается лишь после того, как душа покидает тело!)
Великий Будда поклонился и прыгнул в зияющую пасть Дракона.
Как только Святой коснулся челюстей чудовища, они вдруг разделились на восемь частей и в тот же миг превратились в восемь лепестков Золотого Лотоса.
(из книги «Мифы и легенды Японии»)

Божественный цветок, символ чистоты, мудрости и божественного озарения. Лотос в Фэн шуй символизирует творческую силу и духовный расцвет. В его бутонах скрыты невероятные потенциальные возможности. Лотос является одним из самых мощных талисманов, Великий Будда называет его самым благоприятным знаком для всего человечества.
Тысячелетия на Востоке поклонялись лотосу, он занимает почетное место во многих религиозных обрядах, о нем упоминают в преданиях и легендах, о нем свидетельствуют памятники письменности и искусства. Поэтическая традиция Древнего Востока представляла нашу землю как огромный лотос, распустившийся на поверхности моря, а рай, как зеркало озера, поросшего розовыми лотосами, где обитают праведные души.
Лотос – это непременный атрибут божественной силы. Боги Индии традиционно изображаются сидящими с цветком лотоса в руке. С лотосом восседает Будда, на нем же покоится Брахма. Вишну держит в одной из четырех рук белый лотос. Богини изображаются с цветком в волосах. Дождь из лотосов лил с небес в момент рождения Будды, и всюду, куда ни ступала его нога, вырастал лотос.
В Китае лотос почитается как божественное растение, его считали священным задолго до распространения буддизма. Одна из восьми бессмертных, дева Хэ Синь-гу, изображается держащей в руках лотос. В китайском искусстве широко распространена тема рая – озера, покрытого лотосами. Каждый лотос, который растет на этом озере, олицетворяет душу умершего человека. В зависимости от греховности земной жизни человека, цветы лотоса, олицетворяющие его душу, либо цветут, либо гибнут.

Истории и легенды про ЛОТОС



Лотос – символ прохождения через все стихии: корнями он в земле, растёт в воде, цветёт на воздухе, а питают его огненные лучи Солнца.
Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла нашу землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай — как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души. Белый лотос — непременный атрибут божественной власти. Поэтому многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке.
В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» описывается лотос, который имел тысячу лепестков, сиял как солнце и рассеивал вокруг восхитительный аромат. Этот лотос, по поверьям, удлинял жизнь, возвращал молодость и красоту.
Николай Константинович Рерих писал: «К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу вставляют свечи. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живет в Индии красота». Женщины эти шли к озерам поклониться лотосу.
В 1933 году в журналах промелькнуло сообщение о том, что в Ботаническом саду Кью близ Лондона зацвели растения индийского лотоса, возраст семян которых равнялся четырем столетиям. Когда ученые усомнились в подобном утверждении и решили проверить это на опыте, им удалось прорастить семена лотоса, возраст которых исчислялся 1040 годами!
В буддистских странах лотос считается символом моральной чистоты и совершенства. Он вырастает из грязного ила, но всегда бывает чист и поэтому символизирует благородного человека, к которому не пристает никакая житейская грязь.
Обильный дождь из лотосов полил с неба в момент рождения Будды, и всюду, где только ступала нога божественного новорожденного, вырастал огромный лотос.
И, наверное, потому с наидревнейших времен по настоящее время многие пространства молитвенных стен буддийских храмов и монастырей украшаются изречением: » Ом-мани-падме-хум» — «Будь благословен, драгоценный лотос!»
Почему же и в древности и в наши дни люди поклоняются этому растению? Может быть, причина в том, что его цветки изумительно красивы и всегда повернуты к солнцу? А может быть, в том, что оно давало людям вкусную пищу и лекарство от многих болезней. Как лекарственное растение лотос был известен в Китае за несколько тысячелетий до новой эры. В традиционной китайской, индийской, вьетнамской, арабской, тибетской медицине для приготовления лекарств использовали все части растения — семена целиком или их крупные мучнистые зародыши, цветоложе, лепестки, цветоножки, тычинки, пестики, листья, корни и корневища.
Красивые иллюстрации? 🙂 Это Lou Dahua. Вот ещё несколько работ китайского художника.





Источник: сайт «Поэзия Ароматов»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *