Прага легенда о големе

Легенда о Големе: sergeytsvetkov

Староновая синагога в Праге является самой старой действующей синагогой Европы. Ее древние стены хранит одну мрачную тайну.

Построенная в 1270 году, Староновая синагога стала одним из первых готических зданий в Праге. Свое необычное название она получила, видимо, потому, что была воздвигнута на фундаменте более старой синагоги.

Говорят, что на чердаке, где хранится архив еврейской общины Праги, покоится Голем — чудовищное создание рук рабби Лёва. Это — реальное историческое лицо, выдающийся иудаистский теолог, живший в XVI веке. Полное его имя Иегуда Лёв бен Бецалель. Могилу его можно увидеть на кладбище в Йозефове — бывшем еврейском квартале Праге.

Слово «голем» на иврите означает буквально «сырой материал», «глина». В еврейском фольклоре голем является живым существом, созданным из бездушной материи. В Талмуде говорится, что Адам первоначально был создан как голем и лишь впоследствии претворен в человека. Подобно Адаму, все големы сотворены из праха. Их творили те, кто был особенно близок к Богу. Наличие у раввина слуги-голема считалось знаком мудрости и святости.

Самый известный рассказ о големе связан с упомянутым рабби Лёвом. Согласно легенде, император издал указ, по которому все пражские евреи должны были быть высланы или казнены. Чтобы защитить еврейскую общину от погромов, раввин сотворил Голема из глины, взятой на берегу Влтавы, и оживил его при помощи заклинаний.

Гигантский монстр стал ходить по христианским кварталам Праги, сея смерть и разрушения. Однажды он восстал даже на своего создателя, но рабби Лёва усмирил его молитвой.

Император, устрашенный силой Голема, упросил рабби Лёва уничтожить чудовище, обещая взамен, что преследования и насилие по отношению к евреям прекратятся. Раввин принял это предложение. Чтобы умертвить Голема, он стер с его лба первую букву слова «эмет» (истина Бога), и получилось слово «мет», означающее на иврите «смерть». Вместе с тем императора поставили в известность, что Голем не разрушен и хранится в гробу на чердаке Староновой синагоги, откуда снова может быть вызван в случае надобности.
С тех пор чердак Староновой синагоги закрыт для непосвященных. Рассказывают, что в годы Второй мировой войны нацистский агент пробрался туда, чтобы разбить Голема, но обратно не вышел.
Впрочем, в наших городах подобное случалось с целыми немецкими армиями, и это уже не легенда, а святая правда.

Легенда о пражском Големе | Это интересно | MyWebs

О каждом городе в прошлом были сложены легенды, ставшие неотъемлемой частью его образа. О Праге, «магической», «мистической», «королевской», таких легенд сложено бесчисленное множество. При этом в составлении пражской мифологии участвовали отнюдь не только чехи.
Следует учесть, что Прага долгое время была «городом 3-х народов» с большой еврейской общиной, жившей в значительной мере самостоятельной жизнью. Легенды о пражском гетто складывались как внутри самого гетто, так и среди чешского населения, а впоследствии легендой стало и само гетто.
Одной из таких легенд стала история о пражском Големе, глиняном слуге раввина, который стал одним из символов Праги — благодаря прежде всего роману «Голем» Густава Майринка, но отнюдь не только ему.
О возможности создания Голема, то есть созданного человеком монстра, у которого имеется нечто вроде души, но отсутствует свобода выбора и принятия решений, рассказывается в ряде религиозных иудаистских текстов, в первую очередь в каббалистической традиции. Упоминается слово «Голем» и в Ветхом завете (16-й стих 139-го Псалма) в значении «зародыш», «эмбрион», «нечто бесформенное», «необработанное» (еврейское слово Galal означает «точить, лепить». Возможно, это также производное от слова gulgoleth — «череп» (слово, однокоренное со словом «Голгофа»)).
Чешский исследователь О.Элиаш дает понятию «Голем» такое определение — «фигура человека или животного, как двухмерная, так и трехмерная, сделанная из любого плотного вещества, или же глиняная фигура человеческого образа, оживляемая мощью Слова в соответствии с традициями еврейской каббалистики».
В магических текстах более позднего периода (начиная с 12 века, когда в Вормсе вышла книга комментариев к Книге Бытия на иврите) големами стали называть особую группу существ, которые способен сотворить — обычно силой черной магии — человек. Всего этих групп существ, способных служить человеку, 5 — оживленные мертвецы, «адские курицы» (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы и големы, которые составляют «высший класс» подобных монстров. Големы могут быть созданы из любой нерастительной материи (глина, вода, кровь), для их создания необходимо следовать определенному магическому ритуалу, который доступно определить только ученому, морально чистому и незапятнанному человеку, т.е. раввину.
Не случайно поэтому в Средневековье появляется ряд еврейских городских легенд об ученых раввинах из разных городов, создавших големов. В 16-м веке создание голема приписывали польскому раввину из Хелма Элайе бен Иуде (Баал Шем). В это же время польским хасидом Юделем Розенбергом была разработана технология создания големов.
Создание пражского Голема приписывается верховному раввину Праги Льву бен Бецалелю.
Это фигура историческая. Раввин Лев родился в 1512 году в Познани. По другим сведениям, это произошло в 1515, 1520 или 1525 году. В Праге он появился в 1573 году и вскоре стал верховным раввином. Это было время расцвета еврейского гетто, совпавшее со временем царствования императора Рудольфа Второго, о котором впоследствии было сложено множество легенд и которое само стало важным концептом «пражского текста». Умер 22 августа 1609 года, эта дата известна достоверно.
То, что раввин был уважаемым и мудрым человеком, не подлежит сомнению. Однако примечательно то, что ни во время его служения, ни после его смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было. В 1709 году фигура раввина Льва была мифологизирована его правнуком Нафтали Коэном, издавшим книгу о его чудесах. Однако в этой книге не было упоминания о Големе. В 1718 году вышла биография раввина Льва, там тоже нет ничего о Големе.
На протяжении 18-го века легенда о пражском Големе, однако, все-таки попала в еврейский фольклор по всей Германии, и оттуда — в один из сборников сказок и сказаний братьев Гримм. Однако по-прежнему возникновение Голема в Праге никак не было связано с фигурой Льва.
Первое упоминание о пражском Големе в связи с ним относится, как ни странно, только к 1841 г. И уже в сборнике «Пражские тайны» Сватека (1868 год) мы находим довольно подробный рассказ о пражском Големе, канонизированный окончательно в сознании чешского населения Праги с появлением в 1894 г. книги А.Ирасека «Старинные чешские сказания».
Существует несколько вариантов легенды о создании, служении и уничтожении пражского Голема, а также о бедах, которые он успел (или не успел) натворить. Наиболее подробно сама легенда рассказана в книге «Удивительные истории» («Meisse punem»), изданной во Львове в 1910-1911 годах.
Канонический вариант легенды о Големе таков. Раввину Льву понадобилось зачем-то создать Голема. О причинах этого шага существует 3 версии — Голем был создан для помощи Льву по хозяйству (так пишет А.Ирасек), для проверки колдовского искусства (версия И.Карасека из Львовиц) и для защиты гетто от погромов (в большинстве вариантов, этой версии придерживается Х.Блох). Неясно также, в одиночку ли создавал раввин Голема или с помощниками.
Для соблюдения магического ритуала необходимо было дождаться определенного положения звезд, после чего выждать 7 дней, найти подходящую глину и чтобы в создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. 1 стихию и 1 темперамент представляла сама глина, еще 3 — раввин (воздух, сангвиник) и 2 его помощника — Якоб Соссон и Ицхак Кац-Коэн.
Создание Голема происходило в час перед рассветом. Элиаш приводит точные временно-пространственные характеристики: Голем был создан в марте 1580 года, в 4 часа пополуночи, 20 день месяца адара 5340 года по еврейскому календарю. Впрочем, в других источниках и художественных текстах указываются и другие даты. Дата, указанная Элиашем, корреспондирует с версией о том, что Голем был создан для защиты от погромов — в 1590-91 гг. ситуация в Праге действительно была неспокойной, но после 1592 г., встречи раввина Льва с императором на Граде, еврейское население получило защиту и покровительство от самого императора — и даже дополнительные льготы.
Происходило создание Голема в районах Хухле, Браник или Коширже, т.е. на берегу Влтавы, в границах современного города, но за пределами (хотя и неподалеку от ворот) тогдашней Праги.
После вылепления тела Голема из глины Кац 7 раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес магические слова. Затем то же самое, но в обратном направлении, проделал Соссон. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из 2 стиха 7 главы книги Бытия, где говорится о сотворении человека и вложил в рот (или, по другой версии, прилепил на лоб) Голема табличку (камешек) с так называемым шемом, или shem-ha-m-forash (Имя Неназываемого или Тетраграмматон), то есть тайным именем Бога, которое нигде в св. Книгах не названо и которое можно только вычислить, обладая высокой мудростью, способным вдохнуть жизнь в мертвую материю.
Источники расходятся во мнении, сколько символов должен был в себе содержать шем — от 12-14 букв до 72 слов. Во всяком случае, в послесловии к книге Элиаша была предпринята серьезная попытка вычислить шем, опираясь на мнение о том, что он должен был состоять ровно из 72 слов.
После этого Голем ожил и в сопровождении своих создателей отправился в город и приступил к исполнению возложенных на него обязанностей. Голем представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом первоначально 150 см, на вид 30-летнего, очень сильного, но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Ему было дано имя Йозеф, или Йосиле. Силы Голема были очень велики, он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях, и, если взять за основу сюжет с обороной от погромов — отпугнул всех посягателей на безопасность еврейского гетто.
Относительно конца существования Голема также существует две версии легенды. По одной из них, Голем взбунтовался против своего создателя. Этот же вариант присутствует во львовском издании, а также в большинстве художественных обработок легенды.
Каждый вечер Лев вынимал шем изо рта своего глиняного слуги, но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и Голем начал действовать не по приказам раввина, а по собственной инициативе. Именно этот момент и стал определяющим, центральным для легенды о Големе вообще и для ее трактовки в литературе.
Почему Голем вдруг взбунтовался, начал громить еврейский квартал и убивать его жителей? По одной из версий, Голем якобы влюбился в дочь самого раввина Льва и начал мстить жителям гетто из-за своего неразделенного чувства (или препятствий, которые стали ему чинить люди) — подобная трактовка проникла в художественные тексты начала 1900-х годов, написанные по-немецки (пьесы Антонина Фенцла, Артура Голитшера, один из ранних романов Макса Брода, посвященный астроному Тихо де Браге). Также мотив несчастной любви Голема попал и в известный фильм «Голем» немецкого режиссера Пауля Вегенера, снятый по мотивам романа Густава Майринка.
Но основным вариантом причины «бунта» Голема, конечно, остается не несчастная любовь. Голем представляет собою воплощенную материю, бездуховную плоть, которая вышла из-под контроля человека, некие первобытные, мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель. Именно такая трактовка образа Голема впоследствии стала центральной для разработки этой темы в художественных текстах.
Раввин Лев хотел утихомирить своего слугу, но это никак не удавалось. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра, угрожавщего самому существованию гетто. Кое-как раввину удалось вынуть изо рта Голема шем, лишив глиняный колосс жизни. После чего, прочитав формулу, употреблявшуюся при создании монстра, в обратном порядке, Лев и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги, где сняли с тела штаны, завалили его богослужебными одеяниями и книгами и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить. Якобы в конце 18-го века на чердак поднялся тогдашний пражский раввин Эзехиль Ландау, очень испугался того, что он там увидел, никому об этом не рассказал и подтвердил запрет раввина Льва, так что даже ученый львовский раввин Натансон, который очень хотел туда попасть, не смог этого сделать).
В 1920-м году известный пражский журналист Эгон Эрвин Киш предпринял экскурсию в поисках Голема на чердак Староновой синагоги, но не нашел там ничего, кроме старого хлама и голубей. Естественно, это уже не могло ничего изменить — миф о Големе прочно вошел в «пражскую мифологию» (к тому времени уже был опубликован и роман Майринка «Голем»). Объяснение же тому, куда исчез с чердака Голем, нашел сам Киш в одном из сборников легенд — якобы Голем был оживлен неким каменщиком, к которому случайно попал в руки шем, после чего вышел из-под контроля, убил 7 человек и был унесен белым голубем, спустившимся с неба. По другой версии, Голем был оживлен неким Абрахамом Хаимом для использования в злых целях. Однако в еврейском гетто началась чума, и, когда стали умирать дети самого Хаима, тот понял, что прогневал Бога, и счел за лучшее похоронить Голема в детском гробу в чумной могиле на Виселичном верхе (ныне — пражский район Грдлоржезы к востоку от Жижкова).
В некоторых исследованиях, например у Х.Блоха, приводится и иной вариант уничтожения Голема — после того, как гетто было защищено от погромов, раввин Лев решил, что в нем больше нет нужды, вынул у него изо рта шем и положил тело на чердаке синагоги. При этом никакого «бунта» Голема не было.
Такова, в общих чертах, канва легенды, вошедшей в «первичную мифологическую систему». Теперь рассмотрим, какие же интерпретации получил образ Голема в художественной литературе.
Сразу же отметим, что легенда стала составной частью именно пражской мифологии, то есть как еврейской, так и немецкой, и чешской. Мотив Голема поэтому встречается одинаково часто как в литературе, написанной на чешском языке, так и в немецкоязычных текстах.
Первую группу таких текстов составляют сборники легенд, подвергшиеся художественной обработке. В них, в основном, поддерживается версия о том, что Голем был создан для помощи при богослужениях (чешские источники) или для защиты от погромов (еврейские источники). Уничтожен же был он из-за своего бунта. Эти тексты начали создаваться уже, как отмечалось, в 1860-х годах (традиция в чешской литературе заложена И.И.Коларом, И.Сватеком, А.Ирасеком) и затем создаются регулярно (И.Кошнарж, В.Томек, З.Цыбула), ибо Голем вошел в «пантеон» «магической Праги».
К ним примыкают и художественные тексты с мотивом Голема, написанные для детей и подростков, и фильмы с «големовской» тематикой, например сказочный фильм режиссера Иржи Брдечки о встрече двух големов (1968).
Таких текстов за все время существования легенды в «первичной мифологической системе» было создано множество. Примыкают к ним и известная пьеса для кабаре И.Восковца и Я.Вериха «Голем» (1932), на основе которой впоследствии был снят знаменитый фильм чешского режиссера Фрича «Императорский пекарь, пекарев император» (1952). Все подобные тексты характеризуются тем, что следуют одному из «канонов» легенды о Големе, действие в них происходит в 1590-1610 гг., героями непременно являются император Рудольф, раввин Лев бен Бецалель и т.п.
Легенда о Големе вполне органично вписалась в пражскую «первичную мифологическую систему», т.к. сочетала в себе очень важные для пражской мифологии мотивы и Прага достопримечательности. Эта легенда и сам концепт Голема никогда не заняли бы в «пражском тексте» такого важного места, если бы эта легенда и этот образ не были переосмыслены. О Праге существует множество легенд, и все они важны в той или иной мере для формирования «первичной мифологической системы» — питательной среды для формирования «пражского текста» — но именно легенда о Големе отражает какую-то глубинную сущность Праги.
Переосмысление (вернее, новое осмысление) легенды о Големе было начато в начале 20-го века — и, можно сказать, продолжается до сих пор (в трудах современного чешского философа З.Нейбауэра, литературоведа Д.Годровой и др.). В художественных текстах же оно отразилось в знаменитом романе «Голем» Г.Майринка (1915) и романе «Ганимед» из цикла «Романы трех магов» чешского писателя И.Карасека из Львовиц (1921, кн. изд. 1925).
Можно отметить ряд структурных особенностей, сближающих эти 2 текста, один из которых написан на немецком языке, а другой — на чешском.
В центре сюжета романа Майринка — фигура героя, находящегося в состоянии деперсонализации, забывшего себя и свое прошлое. Это происходит после того, как он обменялся шляпами с неким таинственным посетителем (головной убор в еврейской традиции — непременный атрибут социальной и личной идентичности человека). Героя зовут — так же как и посетителя — Атанасиус Пернат. Кульминационным моментом романа является попадание героя в некую находящуюся в самом центре гетто комнату без дверей, с маленьким зарешеченным окном, в котором находятся вещи, принадлежавшие ранее Голему, те самые, которыми глиняный колосс был завален, по легенде, на чердаке синагоги — т.е. все, кроме брюк). Герой надевает одежду Голема и сам перевоплощается в Голема (во всяком случае, так его воспринимают жители гетто). Это происходит как раз в тот момент, когда в гетто по ночам начинают происходить страшные и необъяснимые события, связываемые жителями с возвращениями — 1 раз в каждые 33 года — знаменитого пражского Голема.
Сам легендарный Голем в качестве глиняного монстра среди героев романа Майринка отсутствует, его место занимает некий неясный ужас, ИДЕЯ Голема, в какой-то момент персонифицирующаяся в главном герое.
Трактовке идеи Голема в романе Майринка посвящен ряд исследований. Образ Голема исследователи соотносят с образом гетто и, шире, всей Праги. Так, по мнению ряда исследователей, Голем из романа Майринка есть персонификация «тоталитарного» начала в мире и в человеческой душе, «гетто» же, в котором появляется на свет Голем, устойчиво ассоциируется с лабиринтом — будь то лабиринт городских улиц или «потусторонний» лабиринт, в котором блуждает человеческая душа в поисках себя. Можно говорить о типологическом сходстве с «големовским циклом» произведений другого пражского писателя — Франца Кафки, в частности его романа «Процесс».
Голем становится персонификацией «темной души гетто». После своего создания и впоследствии уничтожения он появляется на улицах каждые 33 года, по ночам, и в ночь его появления в гетто происходят страшные события. Прибежищем Голема является комната без дверей, находящаяся в самом центре гетто. Таким образом, можно отметить изоморфизм: «душа гетто» — само гетто (лабиринты улиц и домов) — душа героя — Голем.
В то же время Голем является и двойником героя романа. Герой не знает, кто он на самом деле, мир, окружающий его, с одной стороны, реален, почти натуралистичен, с другой — призрачен и фантастичен. Множество фантастических деталей и ситуаций (сама легенда о Големе, герой в роли Голема, таинственная книга, которую незнакомец приносит герою, после чего тот теряет ощущение собственного «я», карты таро, лохмотья Голема, в которые одевается герой) присутствуют на фоне вполне реалистического описания жизни пражского еврейского квартала. Голем и гетто суть одно целое; недаром сами дома у Майринка антропоморфны. Душа же гетто — воплощение прежде всего темных и низких инстинктов. Тщетно герой ищет выхода из лабиринта — он теряет способность к самоидентификации, выясняется, что герой и Голем — одно и то же, причем если не в физическом, то совершенно точно — в духовном, «сверхреальном» плане.
Роман «Голем» Густава Майринка, хотя он и написан по-немецки, невозможно выбросить из контекста чешской литературы. Майринк оказал влияние на многих чешских писателей, в том числе и на Карела Чапека (идея искусственных людей — роботов — в драме «R.U.R»). Безусловно, был знаком с текстом «Голема» и Иржи Карасек из Львовиц (1871-1951), чешский писатель — декадент и неоромантик, когда начинал работу над своим романом «Ганимед» (впервые увидел свет в 1921 году). Однако Карасеку удалось создать в своем произведении оригинальную трактовку образа Голема.
Действие романа Карасека, как и у Майринка, перенесено в современную писателю Прагу. В центре повествования находится фигура космополита Адриана Морриса, встречающего на пражском еврейском кладбище скульптора-еврея Йорна Моллера. Это происходит уже после реконструкции гетто, однако старая душа еврейского квартала, где был создан голем, по-прежнему жива. Моллер утверждает: «в сумеречные часу я еще могу найти потайные углы, где живет душа еврейского города, душа гетто…». Идея Моллера — по примеру раввина Льва создать Голема, но не в образе покорно-страшного глиняного слуги, а в образе прекрасного юноши-Ганимеда. Такой Голем, по замыслу Морриса, должен был стать неким сверхсуществом, исполненным духовности. В качестве модели для того, чтобы вылепить нового Голема, избран 18-летний юноша Радован. В тексте имеются множественные отсылки к големовским легендам: поиски «шема», зашифрованного раввином Львом, вычисление благоприятных дней по астрологическим таблицам и т.п. Наконец, окончив работу над Големом, Моллер внезапно умирает, а пробужденный к жизни Голем падает, разлетается на куски и хоронит под своей тяжестью свою «модель» — Радована.
Таким образом, в основе сюжета романа Карасека — попытка при помощи древней магии создать более совершенное, более светлое и чистое существо, чем человек, т.е. проблематика, скорее, не создания «слуги», робота, а проблема «евгеники» (напрашиваются параллели с фантастическими повестями М. Булгакова). Мастер у Карасека стремится создать не грубую плоть, а, скорее, воплощенный дух, т.е. в еще большей степени здесь акцентируется внимание на замещении творцом Голема собою Бога. Естественно, эти попытки завершаются трагедией, поскольку Голем — по крайней мере, в его переосмысленном понимании — не может служить добру, он является персонажем темным, силой, которую человеку не стоило бы будить.
Таким образом, несмотря на все различия между произведениями Майринка и Карасека можно отметить и множество сходных черт.
На предпосылках, полученных в результате анализа в том числе и художественных текстов, построена теория, объясняющая «смысл» идеи пражского Голема, принадлежащая известному современному философу Зденеку Нейбауэру (р. 1942).
По Нейбауэру, Голем — образ некой субстанции, созданной человеком, которая становится опасной для ее создателя.
История о Големе — предостережение об опасности, указание на грешность попыток человека подменить собой Бога. Создание Голема — это мистический путь, на который вступает действительно чистый помыслами, мудрый человек, стремящийся очиститься от сковывающей его телесности бытия, передать эту телесность целиком своему творению (в романе Карасека, как мы могли заметить, эта же идея несколько переосмысляется, но суть — провал попытки духовного очищения через создание глиняного монстра — не меняется). Но это очень небезопасный путь — как для творца Голема, так и для всего человечества, моделью которого является гетто.
Об этом свидетельствует приводимая Нейбауэром легенда о сотворении Голема пророком Иеремией (присутствует в еврейских списках 13 в.), по которой пророк, сотворив Голема, написал на его глиняном лбу формулу-«шем» — JHWH ELOHIM EMETH, т.е. «Бог есть правда». Однако Голем вырвал у Иеремии нож и стер со своего лба одну из букв. Получилось — JHWH ELOHIM METH, то есть «Бог мертв». Создавая Голема, человек создает зло и отказывается тем самым от Бога.
Голем, по мнению Нейбауэра, это фрейдовское «оно», ужас города, и в то же время — синоним смертельно опасной силы, пробужденной к жизни человеком. Вот почему правомерны параллели между образом Голема (например, в романе Майринка) и изобретением ядерного оружия и других средств массового поражения, созданных гением ученых, однако способных привести к гибели всего живого на земле, а также между этим образом и и идеей тоталитаризма, в котором люди превращаются в своего рода «големов» (ср. роман Е.Замятина «Мы», некоторые поздние произведения А. и Б.Стругацких, в которых прямо фигурируют големы как представители тоталитарной мощи, и т.п.)
В заключение хотелось бы привести слова Павла Грима, автора одного из новейших исследований по проблеме «пражского Голема»: «В зеркале легенды часто отражается больше, чем в зеркале истории, хотя легенда — это всего лишь обломок ускользающей действительности, поэтизированный человеческой фантазией поэтов и мечтателей».

Легенда о «ГОЛЕМЕ»

О многих городах в прошлом слагались легенды, ставшие неотъемлемой частью их образов. О Праге, «магической», «мистической», «королевской», таких легенд сложено бесчисленное множество. При этом в создании «пражской мифологии» участвовали не только чехи. Следует учесть, что Прага долгое время была «городом трех народов» – немцев, чехов и евреев. В Праге жила большая еврейская община. Она была одной из самых старых в Центральной Европе. Упоминание о купцах-иудеях, торговавших на местных рынках, мы находим в документах, относящихся к середине X века. Как и в большинстве других средневековых христианских городов, евреям в Праге нельзя было селиться за пределами гетто. Легенды о пражском гетто складывались как внутри самого гетто, так и среди чешского населения, а впоследствии легендой стало и само гетто. Оно возникло в XII столетии на правом берегу Влтавы, на месте района, который сейчас называется Йозефов.
Хотя от прежнего гетто в Йозефове мало что осталось, все, кто приезжает в Прагу, непременно посещают этот район. Ведь здесь разворачивалось действие знаменитого романа Густава Майринка «Голем» – литературная обработка древней мистической еврейской легенды. Новая мифология Европы оказалась способной возродить исчезнувшие сюжеты. Так, в античной мифологии упоминаются золотые андроиды (человекообразные автоматы), которые были созданы Гефестом и использовались как слуги. Античность знала также медного великана Тала, который охранял остров Крит (в некоторых вариантах мифа он тоже был созданием Гефеста). В Средние века конструирование андроидов приписывалось Альберту Великому, знаменитому ученому и философу (он был учителем Фомы Аквинского). Одной из таких легенд стала и история о пражском Големе, глиняном слуге раввина, который стал одним из символов Праги (прежде всего благодаря роману «Голем» Густава Майринка, но отнюдь не только ему). Эта легенда, с одной стороны, изображает дерзкую имитацию сотворения Богом Адама (тоже из глины); с другой – прославляет могущество и магические возможности каббалистов. О возможности создания Голема, то есть созданного человеком монстра, у которого имеется нечто вроде души, но отсутствует свобода выбора и принятия решений, рассказывается в ряде религиозных иудаистских текстов, в первую очередь в каббалистических.
Слово «голем» происходит от слова «гелем» (ивр.), обозначающее «необработанный сырой материал» либо просто «глина». Корень этот встречается в Танахе (Ветхом Завете). Упоминается слово «голем» и в значении «зародыш», «эмбрион», «бесформенное», «необработанное». Возможно, это производное от слова «гулголет» – «череп» (слово, однокоренное со словом «Голгофа»). В современном иврите слово «голем» имеет значение «глупый и неповоротливый человек», «истукан», «болван». Чешский исследователь О. Элиаш дает понятию «шлем» такое определение: «Фигура человека или животного, как двухмерная, так и трехмерная, сделанная из любого плотного вещества, или же глиняная фигура человеческого образа, оживляемая мощью Слова в соответствии с традициями еврейской каббалистики». В магических текстах более позднего периода (начиная с XII века, когда в Вормсе вышла книга комментариев к Книге Бытия на иврите) големами стали называть особую группу существ, которых способен сотворить – обычно силой черной магии – человек. Всего существует пять групп этих существ, способных служить человеку: оживленные мертвецы, «адские курицы» (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы и големы, которые составляют «высший класс» подобных монстров. Големы могут быть созданы из любой нерастительной материи (глина, вода, кровь), но для их создания необходимо следовать определенному магическому ритуалу, который может определить только ученый, морально чистый и незапятнанный человек, т. е. раввин. Не случайно поэтому в Средневековье появляется ряд еврейских городских легенд об ученых раввинах из разных городов, создавших големов. В XVI веке считалось, что голема создал польский раввин из Хелма Элайя бен Иудп (Баал Шем). В это же время польским хасидом Юделем Розенбергом была разработана технология создания големов. Создание пражского Голема приписывается верховному раввину Праги Леви бен Бецалелю. Он – фигура вполне историческая. Раввин Иегуда Лейб (Леви) бен Бецалель, Магараль из Праш – оригинальный еврейский мыслитель – знаменит и интересен по многим причинам.
Помимо религиозных исследований (он автор 14 книг) бен Бецалель занимался математикой, астрономией, философией и даже педагогикой. Причем в этом качестве Магараль был известен не только в еврейском мире. При этом он не принадлежал ни к какой определенной школе, и хотя не оставил после себя учеников, оставил легенду о сотворении Голема. В этом отношении светлый образ каббалиста Магараля перекликается с темным образом его современника, чернокнижника Фауста (годы деятельности 1507–1540), согласно преданию, также долгое время жившего в Праге, а по одной версии, даже и погибшего в одном из предместий Праги, на Скалках. Рабби Леви родился в 1512 году в Познани. По другим сведениям, это произошло в 1515 или 1520, а может быть, в 1525 году. В Праге он появился в 1573 году и вскоре стал верховным раввином. Это было время расцвета еврейского гетто Праш, совпавшее со временем царствования императора Рудольфа II. Главное место в городе, связанное с легендой о глиняном человеке, – Старонова синагога. Она самая старая из сохранившихся в Европе – XIII век. Вот в этой синагоге и жил рабби Леви со своей супругой, потому что своего дома у них не было. Обитатели Йозефова не раз укрывались в Староновой синагоге от погромов. Все места в синагоге пронумерованы. Почетные места вдоль стен (и сегодня) предназначены для наиболее уважаемых членов, а место номер один принадлежит самому известному раввину Иегуде Леви бен Бецалелю, создателю пражского Голема. После его смерти это место не имеет права занимать больше никто. Умер рабби бен Бецалель 22 августа 1609 года, эта дата известна. С именем рабби Леви связана еще одна легенда. Она рассказывает о том, как ему удалось победить эпидемию чумы. Чтобы понять, почему это происходит, он отправился ночью на кладбище. Когда выбравшиеся из могил покойники в полночь стали кружить вокруг него в белых саванах, рабби, схватив одного из них, отобрал покрывало и не отдавал до тех пор, пока тот не сказал о причине эпидемии. Оказалось, что это плата за грехи двух женщин, ведущих себя непотребным образом. После того, как распутницы были наказаны, болезнь отступила. То, что пражский раввин был уважаемым и мудрым человеком, не подлежит сомнению. Однако примечательно, что ни во время его служения, ни после его смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было.
В 1709 году фигура раввина бен Бецалеля была мифологизирована его правнуком Нафтали Коэном, издавшим книгу о его чудесах. Однако и в этой книге не было упоминания о Големе. В 1718 году вышла биография рабби Леви, там тоже нет ничего о Големе. На протяжении XVIII века легенда о пражском Големе, однако, появилась в еврейском фольклоре по всей Германии и оттуда попала в один из сборников сказок и сказаний братьев Гримм. Однако по-прежнему возникновение Голема в Праге никак не было связано с фигурой Леви. Первое упоминание о пражском Големе относится, как ни странно, только к 1841 году. И уже в сборнике «Пражские тайны» Сватека (1868) мы находим довольно подробный рассказ о пражском Големе, канонизированный окончательно в сознании чешского населения Праш с появлением в 1894 году книги А. Ирасека «Старинные чешские сказания». Существует несколько вариантов легенды о создании, служении и уничтожении пражского Голема, а также о бедах, которые он успел (или не успел) натворить. Наиболее подробно сама легенда рассказана в книге «Удивительные истории», изданной во Львове в 1910–1911 годах. Канонический вариант легенды о Големе таков. Раввину бен Бецалелю понадобилось по ряду причин создать Голема. О причинах этого шага существует три версии: Голем был создан для помощи Леви по хозяйству – помогать по дому в субботу, когда евреям запрещен ряд работ (так пишет А. Ирасек), для проверки колдовского искусства (версия И. Карасека из Львовиц) и для защиты гетто от погромов (этой версии придерживается X. Блох). Для соблюдения магического ритуала необходимо было дождаться определенного положения звезд, после чего выждать семь дней, найти подходящую глину. Также в создании должны участвовать четыре стихии и четыре темперамента. Одну стихию и один темперамент представляла сама глина, еще три – раввин (воздух, сангвиник) и два его помощника – Якоб Соссон и Ицхак Кац-Коэн.
Создание Голема происходило перед рассветом. Эл наш приводит точные временно-пространственные характеристики: Голем был создан в марте 1580 года, в 4 часа пополуночи, в 20-й день месяца адара 5340 года по еврейскому календарю. Впрочем, в других источниках и художественных текстах указываются и другие даты. Дата, указанная Элиашем, соответствует версии, согласно с которой Голем был создан для защиты от погромов – в 1590–1591 годах ситуация в Праге действительно была неспокойной, но после встречи раввина бен Бецалеля с императором на Граде в 1592 году, еврейское население получило защиту и покровительство от самого императора и даже дополнительные льготы. Происходило создание Голема в районах Хухле, Браник или Коширже, т. е. на берегу Влтавы, в границах современного города, но за пределами (хотя и неподалеку от ворот) тогдашней Праш. После того, как тело Голема вылепили из глины, Кац семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес магические слова. Затем то же самое, но в обратном направлении, проделал Соссон. С началом рассвета рабби Леви прочитал формулу из второго стиха седьмой главы Книги Бытия, где говорится о сотворении человека, и вложил в рот (или, по другой версии, прилепил на лоб) Голема пергамент с так называемым Шем Гамфораш (Имя Неназываемого), то есть тайным именем Бога (которое нигде в священных книгах не названо и которое можно только вычислить, обладая высокой мудростью), способным вдохнуть жизнь в мертвую материю. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен был в себе содержать Шем Гамфораш – от 12–14 букв до 72 слов.
Во всяком случае, в послесловии к книге Элиаша была предпринята серьезная попытка вычислить тайное имя Бога, опираясь на мнение о том, что оно должно было состоять ровно из 72 слов. После этого Голем ожил, в сопровождении своих создателей отправился в город и приступил к исполнению возложенных на него обязанностей. Голем представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом примерно 150 см, на вид лет тридцати, очень сильного но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Ему дали имя Йозеф, или Йоселе. Силы Голема были очень велики, он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях и, если взять за основу сюжет с обороной от погромов, отпугнул всех, кто посягал на безопасность еврейского гетто. Относительно конца существования Голема также существует две версии. По одной из них, Голем взбунтовался против своего создателя. Этот вариант присутствует во львовском издании, а также в большинстве художественных обработок легенды. Каждый вечер бен Бецалель вынимал пергамент с Шем Гамфораш изо рта своего глиняного слуги, но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и Голем начал действовать не по приказам раввина, а по собственной инициативе. Именно этот момент и стал определяющим, центральным для легенды о Големе вообще и для ее трактовки в литературе. Почему Голем вдруг взбунтовался, начал громить еврейский квартал и убивать его жителей? По одной из версий, Голем якобы влюбился в дочь раввина Леви и начал мстить жителям гетто из-за своего неразделенного чувства (или препятствий, которые стали ему чинить люди).
Подобная трактовка стала преобладающей в художественных текстах начала 1900-х годов, написанных по-немецки (пьесы Антонина Фенцла, Артура Голитшера, один из ранних романов Макса Брода, посвященный астроному Тихо Браге). Мотив несчастной любви Голема попал и в известный фильм «Голем» немецкого режиссера Пауля Вегенера, снятый по мотивам романа Густава Майринка. Но основным вариантом причины «бунта» Голема, конечно, остается не несчастная любовь. Голем представляет собою воплощенную материю, бездуховную плоть, которая вышла из-под контроля человека, некие первобытные, мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель. Именно такая трактовка образа Голема впоследствии стала центральной для разработки этой темы в художественных текстах. Раввин Леви хотел утихомирить своего слугу, но это никак не удавалось сделать. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра, угрожавшего самому существованию гетто. Кое-как раввину удалось вынуть изо рта Голема пергамент с оживляющим текстом, лишив глиняного колосса жизни. После чего, прочитав формулу, употреблявшуюся при создании монстра, в обратном порядке, бен Бецалель и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги, где завалили его талесами (еврейскими молитвенными накидками) и книгами и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить. В конце XVIII века на чердак якобы поднялся тогдашний пражский раввин Эзехиль Ландау. Он испугался того, что там увидел, но никому об этом не рассказал и подтвердил запрет раввина Леви, так что даже ученый львовский раввин Натансон, который очень хотел туда попасть, не смог этого сделать.
В 1920 году известный пражский журналист Эгон Эрвин Киш предпринял экскурсию в поисках Голема на чердак Староновой синагоги, но не нашел там ничего, кроме старого хлама и голубей. Но это уже не могло ничего изменить: миф о Големе прочно вошел в пражскую мифологию (к тому времени также был опубликован и роман Майринка «Голем»). Объяснение же тому, куда исчез с чердака Голем, нашел сам Киш в одном из сборников легенд: якобы Голем был оживлен неким каменщиком, к которому случайно попал в руки пергамент с именем Бога, после чего Голем опять вышел из-под контроля, убил семь человек и был унесен белым голубем, спустившимся с неба. По другой версии, Голем был оживлен неким Абрахамом Хаимом для использования в злых целях. Но в еврейском гетто началась чума, и когда заболели дети самого Хаима, тот понял, что прогневал Бога, и счел за лучшее похоронить Голема в чумной могиле на Виселичном верхе (ныне пражский район Грдлоржезы к востоку от Жижкова). В некоторых исследованиях, например у X. Блоха, приводится и иной вариант уничтожения Голема: после того как гетто было защищено от погромов, раввин Леви решил, что в монстре больше нет нужды, вынул у него изо рта Шем Гамфораш и положил тело на чердаке синагоги. При этом никакого бунта Голема не было.

Мистическая легенда о создании Пражского голема

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В 2018 году !
1) СКИДКА 5% С ЦЕНЫ САЙТА, ПРИ ОПЛАТЕ ОН-ЛАЙН.
2) ПРИ ЗАКАЗЕ ГРУППВЫХ ЭКСКУРСИЙ, НА КАЖДые 200 ЕВРО — ПОДАРОК-БОНУС ТРАНСФЕР В/ИЗ АЭРОПОРТА В ПРАГЕ (ДО 7-МИ ЧЕЛОВЕК) ИЛИ СЕРТИФИКАТ НА УЖИН В РЕСТОРАНЕ (НА СУММУ 20 ЕВРО).
УСЛОВИЯ АКЦИИ:
1) В случае, если ВЫ ПРИЕЗЖАЕТЕ В ПРАГУ МЕНЕЕ, ЧЕМ ЗА 24 ЧАСА ДО НАЧАЛА ПЕРВОЙ ЭКСКУРСИИ, Вам необходимо оплатить стоимость заказанных экскурсии заранее, ПОСРЕДСТВОМ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ PAYPAL ИЛИ КАРТАМИ MASTER CARD, VISA.
2) Если Вы приезжаете в Прагу заранее — более, чем за 24 часа до начала первой заказанной экскурсии, то оплатить экскурсии можно в пункте продажи экскурсий или сотруднику во время трансфера из аэропорта, например.
1. Вацлавская площадь, дом 21, вход со стороны ul. Jindrišska (здание Svaz Cesko-Moravskych Druzstev),справа от цветочного магазина, 3-ий этаж, офис 371, время работы ПН-ПТ с 10 до 19 часов , суббота и воскресенье с 10.00 до 17.00.
**при оплате непосредственно перед началом экскурсии, мы не гарантируем наличие свободных мест.
** Входные билеты в замки, музеи и другие экскурсионные объекты оплачиваются дополнительно (3-10 евро).
** Также, в случае неявки или опоздания, стоимость оплаченной экскурсии не возвращается.
1). СКИДКА 5% при оплате заказа он-лайн
При бронировании экскурсий или трансферов на нашем сайте — скидка 5%, при оплате заказа он-лайн.
2). ПОДАРОК-БОНУС трансфер в/из аэропорта в праге (до 7-ми человек) ИЛИ СЕРТИФИКАТ НА УЖИН В РЕСТОРАНЕ (НА СУММУ 20 ЕВРО).
При бронировании групповых экскурсий на нашем сайте мы предоставляем за КАЖДЫЕ 200 ЕВРО ЗАКАЗА — ПОДАРОК — трансфер в/из аэропорта праги, ИЛИ СЕРТИФИКАТ НА УЖИН В РЕСТОРАНЕ (НА СУММУ 20 ЕВРО),
3). НАШ МЕНЕДЖЕР ПРИЕДЕТ К ВАМ В ОТЕЛЬ БЕСПЛАТНО.
По предварительной договоренности, Вы можете пригласить нашего менеджера к Вам в отель за консультацией по экскурсиям абсолютно бесплатно, он примет у Вас оплату, вручит, например, ваучер на бесплатный трансфер в аэропор или сертификат на ужин в ресторане (на сумму 20 евро), (при заказе от 200 евро), передаст экскурсионные ваучеры и ответит на все Ваши вопросы.
ВЫ МОЖЕТЕ ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ ЛЮБЫМ УДОБНЫМ ДЛЯ ВАС СПОСОБОМ:
— позвонить по телефону (в Праге) тел. +420 776 712 679 nonstop, Viber, WhatsApp
— позвонить по телефону (в Москве) тел. +7 903 974 15 47 Viber, WhatsApp
— написать нам письмо на эл. Адрес valeonpraha@email.cz или info@cooltouragency.com
— заполнить форму на сайте пройдя по ссылке http://www.cooltouragency.com/kontakty/
ВСЕ ЭКСКУРСИИ ПРОВОДЯТСЯ НА КОМФОРТАБЕЛЬНЫХ АВТОБУСАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСЛУГ РУССКОГОВОРЯЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАННЫХ ГИДОВ И ТОЛЬКО ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТУРИСТОВ.

Голем — легенда Йозефова. (Прага, Чехия)

Прага по праву считается мистической столицей Европы. Алхимики и чернокнижники, Кафка и еврейские мудрецы, президент Гавел (по некоторым данным, буддист) — все они внесли свою лепту в мистическую ауру Праги. Эта аура немыслима без легенд, самой известной из которых является легенда о Големе.
Легенды о пражском гетто складывались как внутри самого гетто, так и среди чешского населения, а впоследствии легендой стало и само гетто. Одной из таких легенд стала история о пражском Големе, глиняном слуге раввина.
О возможности создания Голема, то есть созданного человеком монстра, у которого имеется нечто вроде души, но отсутствует свобода выбора и принятия решений, рассказывается в ряде религиозных иудаистских текстов. Создание пражского Голема приписывается верховному раввину Праги Льву бен Бецалелю (1512? — 1609). Это известная историческая фигура, однако ни при его жизни, ни после смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было. Легенда о Пражском Големе сложилась лишь в конце 19 века, причем в нескольких вариантах.
О причинах того, зачем раввину Льву понадобилось создать Голема,существует 3 версии: Голем был создан для помощи Льву по хозяйству , для проверки колдовского искусства и для защиты гетто от погромов.
Голем представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом первоначально 150 см, на вид 30-летнего, очень сильного, но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Силы Голема были очень велики, он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях, и, если взять за основу сюжет с обороной от погромов — отпугнул всех посягателей на безопасность еврейского гетто.
Относительно конца существования Голема также существует две версии легенды. В одной из них, Голем вдруг взбунтовался, начал громить еврейский квартал и убивать его жителей. Неудивительно, если учесть, что Голем представляет собою воплощенную материю, бездуховную плоть, которая вышла из-под контроля человека, некие первобытные, мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель.
Раввин Лев хотел утихомирить своего слугу, но это никак не удавалось. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра, угрожавшего самому существованию гетто. Кое-как раввину удалось вынуть изо рта Голема шем (магическую табличку), лишив глиняный колосс жизни. После чего Лев и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить. И действительно, вход в эту зону был запрещен в течение сотен лет и, чтобы удостовериться, что запрет не будет нарушен, лестница к чердаку была удалена.
Согласно одной из версий этой легенды, Голем появляется на улицах Праги каждые 33 года, по ночам, и в ночь его появления в гетто происходят страшные события.
По другому варианту легенды, после того, как гетто было защищено от погромов, раввин Лев решил, что в нем больше нет нужды, вынул у него изо рта шем и положил тело на чердаке синагоги. При этом никакого «бунта» Голема не было.
Легенда о Големе стала составной частью именно пражской мифологии, как еврейской, так и немецкой, и чешской. О Праге существует множество легенд, но именно легенда о Големе отражает какую-то глубинную сущность Праги.
Наибольшую известность из произведений, отражающих эту легенду, стал роман Г.Мейринка «Голем», написанный в 1915 году, который я рекомендую каждому, кто собирается в Прагу и хотя бы немного не чужд мистике.
По мнению философа З.Нейбауэра, Голем — это фрейдовское «оно», ужас города, и в то же время — синоним смертельно опасной силы, пробужденной к жизни человеком. Вот почему правомерны параллели между образом Голема и изобретением ядерного оружия и других средств массового поражения, созданных гением ученых, однако способных привести к гибели всего живого на земле, а также между этим образом и и идеей тоталитаризма, в котором люди превращаются в своего рода «големов».
Еврейское гетто в квартале Йозефов было практически полностью разрешено к началу 20 века, и теперь это район фешенебельной городской застройки с большим количеством художественных салонов. О гетто напоминают лишь несколько синагог и еврейское кладбище. А Голем стал брэндом туристской Праги — есть одноименное кафе, гостиница, Голем фигурирует в разнообразных сувенирах: я например привезла его изображение на спичечной коробке. Но тем, кому дорога мистическая Прага, все еще мерещится его странная фигура с головой, вросшей в плечи, на улочках старой Праги.
(При подготовке заметки, использованы материалы статьи Александра Бобракова-Тимошкина Пражский Голем: легенда и литературный герой.http://kultura.prag.ru/litera03.htm )

Легенды Праги: Как раввин Лев создавал Голема

Как же создавался главный герой?

Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.
Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».

Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.
Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.
Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.

Цели создания

Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.
Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.
Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.

Процесс создания

Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.

Тайна пражского голема : matveychev_oleg


Легенда о големе – одна из старейших и самых знаменитых городских легенд Праги. Сегодня в чешской столице можно найти множество сувениров, изображающих этого глиняного великана, а местные гиды с удовольствием проведут по улочкам Йозефова квартала и покажут наиболее интересные достопримечательности, так или иначе связанные с големом.

Свое начало легенда берет в XVI веке. В то время большая еврейская община Праги слишком часто стала подвергаться гонениям и погромам. По городу ходили жуткие слухи о том, что евреи во время своих праздников убивают младенцев и пропитывают их кровью традиционные лепешки. Более того, были известны случаи, когда особо нетерпимые граждане Праги специально подкидывали на улицы еврейского квартала трупы младенцев, а потом обвиняли жителей в содеянном преступлении.

Еврейский квартал Йозефов
Когда число погромов и лжеобвинений стало принимать угрожающий характер, главный раввин Праги – Лёв бен Бецалель решил прибегнуть к крайней мере. Он отважился провести древний каббалистический ритуал и с помощью магии создать могущественного защитника для своих единоверцев.

Пражское гетто
Магический ритуал Бецалель провел ночью на берегу Влтавы в присутствии ближайших помощников. Сначала из влажной глины была вылеплена большая человекоподобная фигура, затем раввин и его помощники медленно обошли вокруг лежащей фигуры, а в заключение раввин вложил в рот голему шем – лист пергамента с начертанным на нем древним еврейским заклинанием, дарующим жизнь любому неодушевленному предмету. После того, как ритуал был окончен, глиняный гигант встал на ноги и послушно отправился в город вслед за своим создателем.

Создание голема
От обычных людей голем отличался гигантским ростом, коричневым цветом кожи и необычайной молчаливостью, он не мог разговаривать, так как во рту у него был пергамент. Днем великан помогал жене раввина по хозяйству, а ночью бродил по улицам еврейского квартала, оберегая покой его жителей. Иногда голем исполнял особые поручения хозяина, например, разыскивал сбежавших из общины вероотступников.
Жители других районов города быстро узнали, что у евреев появился могучий защитник. Нельзя сказать, что слухи о големе пошли евреям на пользу, но страх был сильнее ненависти, и нападения на их дома постепенно прекратились.

Голем старательно исполнял свои обязанности в течение недели, а в пятницу вечером Бецалель вынимал у него изо рта шем, и гигант застывал до утра понедельника. Делать это было необходимо, так как дух, заключенный в глиняную оболочку, мог попытаться вырваться наружу в священную субботу, когда, по еврейским законам, любое существо должно было обретать свободу.
Но однажды Бецалель, занятый каким-то неотложным делом, позабыл вовремя вынуть шем изо рта голема. Дух, оживляющий глиняного истукана, взбунтовался, а сам гигант, обезумев, начал крушить все, что попадалось ему на пути. Жертвами разбушевавшегося монстра стали несколько случайных прохожих и именно это натолкнуло перепуганных евреев решиться на противозаконный поступок – они ворвались в синагогу и потребовали от раввина немедленно прервать богослужение и утихомирить своего подопечного. Бецалель в то время читал 92-й псалом и, прервав чтение, немедленно поспешил на помощь своей пастве.

Староновая синагога, 1836 год
Ему удалось хитростью подобраться к бушующему гиганту и вырвать заветный пергамент у него изо рта. После того, как голем был обездвижен, раввин, как ни в чем ни бывало, вернулся в синагогу и вновь прочитал 92-й псалом, от которого его отвлекли.
После окончания службы Бецалель решил больше не искушать судьбу и спрятал глиняного истукана посреди разнообразного хлама на чердаке синагоги. Чтобы ни у кого больше не возникло желания вновь оживить голема, раввин строго настрого запретил кому бы то ни было входить на чердак. Для верности была даже разобрана лестница, ведущая наверх.

Староновая синагога, Прага
Говорят, что в XVIII веке раввин Эзихиэль Ландау все же решился проникнуть на запертый чердак и посмотреть на голема. Перед тем, как подняться туда, он прошел сложный обряд очищения. Лишь после длительных приготовлений в молитвенном облачении раввин взобрался на чердак по приставной лестнице. Ученики, с любопытством ожидавшие его внизу, свидетельствовали, что их учитель пробыл на чердаке всего несколько минут, а когда спустился, то был бледен как мел и сильно дрожал. Своими впечатлениями от увиденного он ни с кем не поделился, но немедленно повторил приказ Бецалеля, повелев, чтобы никто даже не пытался проникнуть на чердак и потревожить покой голема.

Голем, музей призраков и легенд Праги
Казалось бы, тут легенде и конец. Но она продолжила свою жизнь, и со временем обросла новыми подробностями.
В 1920 году ослушаться приказа двух уважаемых раввинов прошлого осмелился один пронырливый журналист по имени Эргон Эрвин Киш. Тайно проникнув на чердак Староновой синагоги, именно так она теперь называется, репортер, к своему великому сожалению, не обнаружил там ничего, кроме старинного хлама и вековой пыли.
После этого в прессе развернулись бурные дебаты о том, что легенда о големе – это всего лишь старинная сказка, и ученые наперебой предлагали собственные рациональные версии ее появления. Однако, в поддержку того, что голем — не миф, среди жителей чешской столицы упорно ходит еще одна легенда, которая вполне объясняет отсутствие следов глиняного гиганта на чердаке синагоги.

Староновая синагога, Прага
Говорят, что однажды в синагоге прохудилась крыша, и для ее починки был вызван кровельщик. Латая дыру, он нечаянно заглянул через нее на тот самый чердак, где увидел глиняную фигуру голема. Все бы было ничего, но жена мастера оказалась потомком Бецалеля. В ее семье, как реликвию, хранили тот самый шем. Не сумев совладать с соблазном, кровельщик решился попробовать оживить глиняного истукана. Перед тем, как вложить ему в рот магический пергамент, мужчина обвязал голову голема железным обручем, но забыл о самом главном – дать великану задание. Неуправляемый голем начал вершить зло.
После того, как великан задушил семерых ни в чем не повинных прохожих и чуть не спалил до тла знаменитую Золотую улицу, с неба вдруг спустилась ослепительно белая голубка. Птица ловко вырвала изо рта голема шем, и улетела в неизвестном направлении. Лишившийся животворящей силы голем упал, а внезапно начавшийся дождь полностью размыл глину, из которой он был сделан. Потому то и не нашел ничего на чердаке дерзкий охотник за сенсациями.

Мостовая с изображением пражского голема
Вот так и закончилась поучительная история о мудром священнослужителе, его магическом детище и благих намерениях. К слову, голем, все таки, помог еврейской общине Праги. Погромы прекратились, а чуть позже император Рудольф II строжайше запретил своим гражданам подвергать гонениям евреев, живущих в чешской столице. В память о раввине Бецалеле и усмирении голема на службе в Староновой синагоге до сих пор дважды читают 92-й псалом.
Сам Лёв бен Бецалель умер в преклонном возрасте и похоронен на одном из кладбищ Праги. На его могильном камне выбита надпись, что именно здесь лежит тот самый творец голема. А еще говорят, что если оставить на могиле раввина записку с желанием – оно обязательно сбудется. Правда, стоит хорошенько подумать, так как даже самые благие желания, воплотившись в жизнь, могут принести не только счастье, но и большие беды.

Еврейский квартал в Праге
А в Праге до сих пор верят, что каждые 33 года на улицах Йозефова квартала можно встретить огромное человекоподобное существо из глины, которое внезапно появляется и исчезает прямо на глазах у прохожих.
источник

Прага, Голем и Кафка: taanyabars

Переношу сюда две статьи, написанные для Турбины, объединенные темой не только Праги, но также еврейского квартала и фантасмагории. Это не более, чем компиляция, но писать было интересно. Вспомнила Прагу — очень старое, но замечательное путешествие tatyanabarlas.narod.ru/tours/Praga.html
Голем — легенда Йозефова
Прага по праву считается мистической столицей Европы. Алхимики и чернокнижники, Кафка и еврейские мудрецы, президент Гавел (по некоторым данным, буддист) — все они внесли свою лепту в мистическую ауру Праги. Эта аура немыслима без легенд, самой известной из которых является легенда о Големе.
Легенды о пражском гетто складывались как внутри самого гетто, так и среди чешского населения, а впоследствии легендой стало и само гетто. Одной из таких легенд стала история о пражском Големе, глиняном слуге раввина.
О возможности создания Голема, то есть созданного человеком монстра, у которого имеется нечто вроде души, но отсутствует свобода выбора и принятия решений, рассказывается в ряде религиозных иудаистских текстов. Создание пражского Голема приписывается верховному раввину Праги Льву бен Бецалелю (1512? — 1609). Это известная историческая фигура, однако ни при его жизни, ни после смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было. Легенда о Пражском Големе сложилась лишь в конце 19 века, причем в нескольких вариантах.
О причинах того, зачем раввину Льву понадобилось создать Голема,существует 3 версии: Голем был создан для помощи Льву по хозяйству , для проверки колдовского искусства и для защиты гетто от погромов.
Голем представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом первоначально 150 см, на вид 30-летнего, очень сильного, но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Силы Голема были очень велики, он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях, и, если взять за основу сюжет с обороной от погромов — отпугнул всех посягателей на безопасность еврейского гетто.
Относительно конца существования Голема также существует две версии легенды. В одной из них, Голем вдруг взбунтовался, начал громить еврейский квартал и убивать его жителей. Неудивительно, если учесть, что Голем представляет собою воплощенную материю, бездуховную плоть, которая вышла из-под контроля человека, некие первобытные, мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель.
Раввин Лев хотел утихомирить своего слугу, но это никак не удавалось. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра, угрожавшего самому существованию гетто. Кое-как раввину удалось вынуть изо рта Голема шем (магическую табличку), лишив глиняный колосс жизни. После чего Лев и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить. И действительно, вход в эту зону был запрещен в течение сотен лет и, чтобы удостовериться, что запрет не будет нарушен, лестница к чердаку была удалена.
Согласно одной из версий этой легенды, Голем появляется на улицах Праги каждые 33 года, по ночам, и в ночь его появления в гетто происходят страшные события.
По другому варианту легенды, после того, как гетто было защищено от погромов, раввин Лев решил, что в нем больше нет нужды, вынул у него изо рта шем и положил тело на чердаке синагоги. При этом никакого «бунта» Голема не было.
Легенда о Големе стала составной частью именно пражской мифологии, как еврейской, так и немецкой, и чешской. О Праге существует множество легенд, но именно легенда о Големе отражает какую-то глубинную сущность Праги.
Наибольшую известность из произведений, отражающих эту легенду, стал роман Г.Мейринка «Голем», написанный в 1915 году, который я рекомендую каждому, кто собирается в Прагу и хотя бы немного не чужд мистике.
По мнению философа З.Нейбауэра, Голем — это фрейдовское «оно», ужас города, и в то же время — синоним смертельно опасной силы, пробужденной к жизни человеком. Вот почему правомерны параллели между образом Голема и изобретением ядерного оружия и других средств массового поражения, созданных гением ученых, однако способных привести к гибели всего живого на земле, а также между этим образом и и идеей тоталитаризма, в котором люди превращаются в своего рода «големов».
Еврейское гетто в квартале Йозефов было практически полностью разрешено к началу 20 века, и теперь это район фешенебельной городской застройки с большим количеством художественных салонов. О гетто напоминают лишь несколько синагог и еврейское кладбище. А Голем стал брэндом туристской Праги — есть одноименное кафе, гостиница, Голем фигурирует в разнообразных сувенирах: я например привезла его изображение на спичечной коробке. Но тем, кому дорога мистическая Прага, все еще мерещится его странная фигура с головой, вросшей в плечи, на улочках старой Праги.
(При подготовке использованы материалы статьи Александра Бобракова-Тимошкина Пражский Голем: легенда и литературный герой.kultura.prag.ru/litera03.htm )

Прага — город Кафки
Если вы не были в Праге, то маловероятно, что вы будете ассоциировать великого немецкоязычного писателя еврейского происхождения Кафку с Прагой. Однако как только вы окажетесь в этом городе, то у вас не останется сомнений: самый великий пражанин — это конечно Кафка. И дело тут не только в частоте, с которой это имя мелькает в Праге (площадь, кафе, отель,хостел, магазин, разнообразные сувениры и пр.), но и в том, что начинаешь понимать: невообразимый, абсурдный мир Кафки — это именно Прага: загадочная и сюрреалистическая.
Жизнь Кафки почти вся прошла в Праге и даже внутри узкого периметра Старого города. Он не любил этот город, он многие годы стремился сбежать из него, но он неотделим от него. Сам он писал так: «Прага не отпускает нас. Ни тебя, ни меня. У этой матушки, — говорит он, трансформируя чешское Maticka Praha, — есть когти. Надо покориться или же… Надо бы поджечь ее с двух концов, поджечь Вышеград и Градчаны — тогда, может быть, удалось бы вырваться»
Всего адресов в Праге, где жил Кафка, насчитывается 13, основные из них находятся в районе Староместской площади. Родился он в доме, который примыкает к костелу святого Микулаша, а рядом теперь находится площадь его имени.
Отрочество Кафки прошло в доме на противоположной от ратуши стороне Староместской площади, по соседству с известным памятником Яну Гусу и его дружине. В этом же здании тогда находилась и немецкая гимназия, в которой учился Франц. Сейчас там находится небольшой книжный магазин, носящий имя Кафки с многочисленными сувенирами, связанными с писателем.
Похоронен Кафка на новом еврейском кладбище в Ольшанах: сектор 21, ряд 14, место 33.
В основных произведениях Кафки Прага напрямую не присутствует. Однако очень многое узнаваемо. Так, Пражский Град с Собором Святого Вита по мнению многих сведущих людей послужил для писателя прообразом его знаменитого романа «Замок». А в «Процессе» направляющийся на свой первый допрос Йозеф К. забредает в окраинный рабочий район со зловонными квартирами и многочисленными мелкими лавчонками, в котором современники опознали район Жижков.
В последние годы в Праге появилось два объекта, которые пытаются отобразить фантасмагорический мир Кафки. Музей Кафки (Cihelna 2b, Praha 1 — Mala Strana ) не является мемориальным, это постмодернистская выставка, разделенная на 2 части. Первая носит название «Экзистенциальное пространство» и отражает влияние Праги на жизнь писателя. Вторая, «Воображаемая топография», посвящена метафоризации города в творчестве Кафки. Музей имеет вид лабиринта, который состоит из темного коридора с канцелярскими шкафами с личными делами, маленьких и больших комнат, наполненных фотографиями и книгами, лестницы, ведущей в подземелье, и прочего кафкианского антуража.
В 2003 году между Испанской синагогой и костелом Святого Духа в Старом городе был поставлен своеобразный памятник Кафке. Памятник представляет собой фигуру писателя, восседающего на гигантском костюме, в котором отсутствует тот, кто его, по идее, должен носить. По-видимому именно так скульптор хотел изобразить иррациональный, не поддающийся логическому объяснению художественный мир Кафки.
Как раз между ногами загадочной фигуры, на которой восседает Кафка, раньше проходила граница между еврейским кварталом Йозефов и христианским Старым Городом. Дом, где родился Франц Кафка, стоит на границе бывшего гетто. Таким образом памятник является неким пограничным связующим звеном между разными мирами Праги, в которых жил и творил Кафка.
(Здесь источников больше; самый интересный, хотя и не очень интенсивно использованный — эссе Петра Вайля «Двое изПраги»
(Кафка и Гашек www.rg.ru/2008/04/30/vayl.html )

В то время жил в Праге известный еврейский благотворитель и примас Мордехай Майзл. Пражский мясник по имени Гавличек взял у него в долг пять тысяч золотых, но вскоре задумался, что сделать, чтобы их не возвращать. Как раз приближался Песах, так ему пришло в голову пронести в дом Майзела в Еврейском городе труп христианского ребенка, чтобы Майзела обвинили в убийстве и арестовали. Поэтому он выкопал на кладбище недавно похороненного ребенка, отвез его на бойню, где порезал ножом, чтобы выглядело как ритуальное убийство. Потом тело спрятал в тушу убитой и очищенной от внутренностей свиньи, положил на телегу и отправился в Еврейский город. Однако Голем внимательно охранял гетто, и когда увидел подозрительную повозку, быстро направился к ней, тщательно осмотрел и обнаружил тело ребенка. Тогда он ремнями привязал самого Гавличека к свинье и отправил повозку обратно в центр Праги. Повозка без возницы, естественно, привлекла внимание, Гавличек, привязанный к свинье с телом ребенка внутри нее был обнаружен и вскоре сознался в своих деяниях.
* * *
В 1583 году над головами евреев снова стали собираться тучи. В пасхальные праздники из гетто сбежала молодая еврейка Дина, дочь лекаря Мариди, с целью отказаться от еврейской веры и перейти в христианство. Убежище ей предоставил христианин Тадеаш, большой противник евреев, который приветствовал подобные случаи. Одновременно из гетто исчезла христианская девушка, служившая у одного еврея. Никто не знал, куда она делась. Дина в благодарность Тадеашу пообещала лжесвидетельствовать против евреев. На допросе у самого кардинала беззастенчиво утверждала, что лично слышала, как слуга раввина Абрахам Хаим договаривался с Големом, что убьют служанке, потому что евреям нужна была кровь для пасхального хлеба.
Когда рабби Лев узнал об этом, сразу понял, что дела плохи. Он быстро переодел Голема в одежду сельского батрака и отправил его искать пропавшую девушку во всей Праге, а если там не найдет, то и в пригороде. В одежду Голема, наоборот, одел бродячего нищего, и действительно, вскоре Голема обвинили в убийстве и за ненастоящим Големом пришла полиция. Голем тем временем не ленился, искал и искал служанку, пока не нашел ее в деревеньке далеко за Прагой, где жили ее родители. Он привел ее в зал суда в последний момент, предотвратив несправедливость. Дину за лжесвидетельство осудили на шесть лет изгнания из Праги, а в гетто снова вернулся покой.
Рабби Эзехиэль воскресил Голема, чтобы тот помог ему устранить отступника от еврейской веры, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна из дома «У Золотого колокола» (U Zlateho zvonu). Этот юноша влюбился в христианскую девушку Дороту Профетову, служившую в градчанском трактире «Дом венского епископа» (Dum videnskeho biskupa). Чтобы расположить ее к себе, решил отступить от еврейской веры и покреститься. Когда не помогли мольбы его родителей, с помощью Голема его отравили в этом градчанском трактире, посыпав яйца ядом вместо соли. Т.к. яд должен был подействовать через какое-то время, рабби Эзехиэль с родителями Иоахима и Големом поспешили из трактира обратно в гетто. Кроме того был вечер пятницы и начинался Шабес. Взволнованный своим поступком, раввин направился в синагогу, забыв вынуть у Голема шем.
* * *
Один студент, знающий от всего понемногу, а в целом неразбериху, написал некачественный шем, который разбудил Голема к несовершенной жизни. Голем перестал расти, жизнь его покинула, в огромном теле снова появились трещины, как в высохшей глине. Голем накренился, и под его тяжелым телом студент нашел свою смерть.
* * *
Однажды пришел в синагогу каменщик, чтобы исправил протекавшую крышу. Тут под кровлей он увидел большую глиняную фигуру, треснутую и увлажненную водой. Он взял железный обруч, крепко опоясал фигуру, потому что в ней узнал Голема. У его жены из рода Леви в серебряной шкатулке за семью замками хранился шем. Он этот шем вложил Голему в рот, тот ожил, а т.к. у него не было ни приказа, ни создателя, ни души, начал вершить зло. Когда он задушил семь человек, пламенем из глаз поджег Злату улицу, прилетела белая голубка, клювом выхватила шем и улетела на восток. Обездвиженный Голем упал, и сильный дождь растворил его, остался только железный обруч — тот самый, который в синагоге крепко сжимает первую колонну. И этот обруч всегда покрывается слезами, когда Еврейскому городу грозит опасность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *