Сказание о золотом человеке казахская легенда

Сказание о золотом человеке. | 3 класс Литературное чтение | Учебники по Русской Литературе

Когда оборвалось дыхание Сунея, дрогнула земля, две горы на берегу
реки рухнули, подул ветер, и в шуме ветра слышались дивные звуки свирели Сунея:
Журавли мои, журавли,
Что курлычете, что поёте?
Что узнали в своём полёте?
Может, видели вы Сунея?
Может, знаете вы Сунея?
Жизни чёрно-белую нить В
песню каждую он вплетает…
Ничего не ответив мне,
Стая гордая пролетает…
IV
Люди хотели жестоко наказать красавицу. Но
один из ак­сакалов сказал:

Не надо убивать. Лучше посадить
её на коня и отпус­тить в степь. Пусть она расскажет врагам о нашей человеч­ности*.
Того, кто ударил тебя камнем, одари хлебом.
Так и сделали. А потом насыпали в долине
Иссыка пять одинаковых курганов*. Надели на Сунея золотые доспехи* и положили
его в один из курганов. Брат Сунея повелел:

Курганы должны казаться
старыми. Прогоните по ним тысячу раз тысячу коней. Пусть Суней слышит конский
то­пот, пусть знает, что народ его живёт и здравствует. Каждый год в день его
смерти будем прогонять по кургану тысячу ло­шадей.
Прошли долгие годы. Люди выполняли завет
брата Су­нея. Курган постепенно стал неприметным, что спасло его от грабителей.
(По С. Бакбергенову)
Тема — это то, о чём (или о ком) говорится в
произве­дении. Часто тема произведения отражена в его загла­вии.
Например, «Гора Бура» (казахская легенда),
«Моя Республика» (Т. Айбергенов).
1.
Определи тему сказания,
расскажи, когда это было.
2.
Покажи на карте Жетысу.
Подумай, почему так названа эта земля.
3.
Какой народ жил возле гор
Алатау? Каким он был? Найди и прочитай.
4.
Расскажи о могучем батыре
Каскалдаке, о его сыновьях. Чем особенным было отмечено рождение его десятого
сына?
5.
Докажи, что Суней —
настоящий батыр. Опиши его внешность, характер. Как ты понимаешь значение
словосочетания золотой ба­тыр! Достаточно ли иметь золотую одежду, чтобы стать золотым жигитом?

«Сказание о Золотом человеке» Казахская легенда. – OQU-ZAMAN

Ошейко Наталия Сергеевна
учитель начальных классов КГУ  «Костанайская специальная школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области
Цели:обобщить и систематизировать знания учащихся о произведениях УНТ, их особенностях; познакомить с содержанием казахской легенды и провести работу по её содержанию;
развивать речь, умение анализировать и делать выводы;
продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
формировать интерес детей к чтению
Ход урока.
1.ОРГ. МОМЕНТ.
Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.
2. Повторение пройденного
Какой раздел мы с вами изучаем?
Эпиграф к уроку «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (А.Пушкин)
-Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете?
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
Сказы, эпосы, легенды,
Учат миру, доброте,
Сильным быть всегда и смелым,
Крепко Родину любить.
– О каких жанрах устного народного творчества говорится в стихотворении?
– Чем же отличаются произведения устного народного творчества от других произведений?
– Как вы их понимаете?
– Что такое былина, былинный сказ?( на доске термины)
– Чем они отличаются?
3.Проверка Д/З работа в группе 5 минут. ( на карточках вопросы ,которые помогут дать характеристику герою)
Охарактеризовать, описать внешность героя , дать оценку его поступкам.(Добрыня, Змей Горыныч)-коллективная работа: один отвечает уч-ся ,группа дополняет. Подводим мини- итоги.
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
– Золотой человек ( «Сказание о Золотом человеке» казахская легенда) Предположите  , о чём это произведение? Что вы знаете о Золотом человеке?
5.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Сегодня мы познакомимся с казахской легендой «Сказание о золотом человеке».
Новое понятие!
Легенда-это произведение у.н.т исторического содержания
Сказание , легенды, мифы – это произведения УНТ. Сказание – народный поэтический рассказ с историческим содержанием .Мы прочитаем о Сунее, юном батыре, одетом в золотые доспехи. Знаете ли вы, что золотые доспехи батыра дошли до наших дней и хранятся в Государственном историческом музее Казахстана? Алтын адам (Золотой человек) – национальный символ Казахстана.( показ фильма)
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Потянитесь, раз, два ,три.
Мы теперь богатыри.
Руки сильные раскинем ,
Ноги сильные расставим,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
7.Логоритмика :
От топота  копыт, пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
8. Словарная работа (читаем по цепочке)
9. Поэтический  ,эмоциональный настрой перед чтением( музыкальное произведение)
10.Чтение произведения  ,проверка восприятия 1 части ,
Словарная работа перед 2 частью по учебнику
2 часть по цепочке –дети.
11.Анализ сказания. Выборочное чтение.
– Кто является главным героем сказания?
-В какой семье родился Суней?
– Какими росли сыновья Каскалдака?
– На какой земле родился Суней? Как переводится Жетысу? ( Там , где сливаются семь рек)
– Чем отметила судьба рождение ребенка?, т.е все в окружающем мире дышит спокойствием и любовью)
– Каким рос Суней?( Сильным , ловким настоящим батыром, побеждал в байге)
– О каких качествах характера говорит его любовь к музыке, его игра на свирели?
-Что напоминали ему древние кюи- Какие детали подтверждают мастерство игры Сунея на свирели?
( Замирали сайгаки и куланы, умолкали птицы, просторная степь слушала Сунея)
– Согласны ли вы ,что Суней был не только храбрым воином, музыкантом но и осторожным внимательным и мудрым человеком? Подтвердите ( он разгадывал хитрости врагов; решение оставить заложниками детей врагов, чтобы предотвратить войны)
– Как погиб Суней?( От яда отвергнутой красавицы)
12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ- Определи тему сказания .
– Как ты понимаешь значение словосочетания золотой батыр! Достаточно ли иметь золотую одежду, чтобы стать золотым джигитом?
– Почему Золотой человек стал символом РК?
13. Д.З. Чтение легенды полностью.
14.Оценивание(с помощью изображения смайлика)
– самооценка и взаимооценка по критерию.
5 – был активен, отвечал на вопросы, хорошо читал
4 – активен, затруднялся в вопросах, хорошо читал
3 – малоактивен, редко отвечал на вопросы, читал не полными словами
Спасибо за урок!
Выставка рисунков на тему «Богатыри» , а так же  представлена литература с информацией о «Золотом человеке» .
Ошейко Н.С. 4 «Б» класс,13.11.2018r. Литературное чтение. Тема: «Сказание о Золотом человеке.»  Казахская легенда.
Цели:
1Образовательные :Обобщить и систематизировать знания учащихся о произведениях УНТ, их особенностях; познакомить с содержанием казахской легенды и провести работу по её содержанию; Урок имеет логическую структуру,
2 Развивающие: Развивать речь, умение анализировать и делать выводы;
продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
3.Воспитательные: Формировать интерес детей к чтению ,расширять кругозор учащихся, умение работать в коллективе.
Структура урока полная, соответствует целям и типу урока. Начало и конец урока организованы. Урок имеет логическую структуру, На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным.  Время на каждом этапе распределено рационально. Темп ведения урока оптимальный. Прослеживается   межпредметная связь с уроками познание мира, казахский язык, музыка.
Методы и приёмы, используемые на уроке, были педагогически оправданы, соответствовали реальным возможностям ученикам  данного класса; оказывали развивающее, коррекционное, воспитательное воздействие. Средства обучения и наглядность исполъзовались адекватно цели и задачам урока. Использование ИКТ,  на уроке, оказывало  воздействие на несколько органов чувств, за счет чего было достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Были реализованы принципы: доступности знаний, поэтапного формирования знаний и умений, наглядности, системности, индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. В процессе урока использовалась индивидуальная , групповая  фронтальная  форма работы. Во время урока был соблюден здоровьесберегающий режим: физминутка, упражнения для глаз. Атмосфера урока была деловой, доброжелательной. Дети были активны, им был интересен материал урока. Все что планировалось, было усвоено ребятами, урок поставленной цели достиг.

Казахские народные сказки | Легенды о батырах | Легенда о золотом человеке

На обширных землях между хребтами Алатау и Каратау жило когда-то многочисленное племя. Один из родов этого племени выбрал для постоянного проживания устье реки Или, рассекающей своим мощным течением островерхие цепи гор. Сыновья и дочери этого племени были схожи лицом, говорили на одном языке. Был тот народ могущественным и богатым.
И вот однажды в семье батыра Каскалдака, у которого уже было девятеро сыновей, родился десятый, мальчик с длинной прядкой золотистых волос на темечке, с золотым айдаром. Его мать гордилась этим сыном: «Батыр, я родила тебе сына с золотым айдаром!» — говорила она любимому мужу.
Младший сын в многодетной семье рос вольно, все его лелеяли и баловали. Но Алтын-айдар не стал капризным и избалованным. С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях, и всякий раз приходил в байге первым, точно у коня, на которого он садился, вырастали крылья.
Кроме младшего сына Алтын-айдара были у батыра Каскалдака еще старшие сыновья: Балай, Кокей, Бокей, Жокей, Токей, Шонай, Еней, Екей, Кеней. Когда десять батыров садились на коней верхом, за каждым следовала сотня верных джигитов, и получалось, что целая тысяча всадников выходила на поле сражения. Батыр Каскалдак был предводителем многочисленного племени кочевников.
Однажды узункулак (длинное ухо) донес до племени черную весть: с востока вдоль их родной реки Или надвигается грозный враг. А вслед за этой вестью примчались и гонцы из дружественных родов, селившихся по соседству. «С востока идет несметное войско, растекается по нашим землям, как черная сажа. Ряды их бесчисленны, словно семейство муравьев в муравейнике, скрыли они лицо земли, словно полчища саранчи, ползут к нашим границам. Если враг достигнет наших благодатных земель, мы лишимся всего: воды, пастбищ, родины. Сыновей наших сделают жалкими рабами, дочерей
— наложницами. Любимые жены станут черными вдовами».
Собрался народ держать совет. Приняли сообща решение: «Выступим в поход! Выйдем навстречу врагу, не подпустим его к своим землям!» И батыр Каскалдак по решению народного собрания возглавил многочисленное войско. Он стал колбасши (главнокомандующим), а вели войско десять его сыновей. Грозные это были отряды, всадники были одеты в железные кольчуги, стальные шлемы, защищены тяжелыми щитами, вооружены они были острыми стальными мечами и саблями, длинными пиками, мощными луками, сражающими врага на расстоянии более полукилометра.
Но лучше всех была выправка у батыра — Алтын-айдара. Младший в роду, он был всеобщим любимцем. А предводитель рода батыр Каскалдак не пожалел для него ни золота, ни серебра. Коня юноши, золотистого аргамака, он назвал Кулансары. А сам юный батыр был одет в золотые доспехи, голову его защищал шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс, украшенный золотыми пряжками — изображениями волчьих голов, прародителей кочевников. Ноги были обуты в высокие остроносые сапоги из золотистой кожи с позолоченными каблуками. Когда он во главе своей конной сотни летел на врага, золотая его одежда искрилась, ослепительно сверкая под солнечными лучами.
В самые трудные минуты сражения младший брат Алтын-айдар спешил на своем быстром коне на помощь своим старшим братьям, и одно только его появление вселяло силы в воинов, и они, воодушевленные смелостью «золотого» воина, отбивали нападение врагов и сами переходили в атаку. Стал Алтын-ай-дар — мальчик с золотым хохолком — настоящим золотым батыром, живым талисманом войска кочевников.
Трижды сходились в сражениях со страшным врагом Каскалдак и его воины: первая битва произошла у Баскалкана, вторая — у Ортакалкана, а третья — у Аяккалкана. С тех пор они и называются тремя щитами (калкан по-тюркски щит).
Не удалось захватчикам победить войско Каскалдака и его сыновей. И после трех сражений объявили обе стороны перемирие. День-другой отдыхали, а на третий затеяли скачки и другие конные игры. Вражеские всадники тоже были мастерами конных скачек. Но главной мыслью врагов была хитрость, с помощью которой они хотели погубить золотого воина.

Казахские народные сказки | Легенды о батырах | Легенда о золотом человеке

На обширных землях между хребтами Алатау и Каратау жило когда-то многочисленное племя. Один из родов этого племени выбрал для постоянного проживания устье реки Или, рассекающей своим мощным течением островерхие цепи гор. Сыновья и дочери этого племени были схожи лицом, говорили на одном языке. Был тот народ могущественным и богатым.
И вот однажды в семье батыра Каскалдака, у которого уже было девятеро сыновей, родился десятый, мальчик с длинной прядкой золотистых волос на темечке, с золотым айдаром. Его мать гордилась этим сыном: «Батыр, я родила тебе сына с золотым айдаром!» — говорила она любимому мужу.
Младший сын в многодетной семье рос вольно, все его лелеяли и баловали. Но Алтын-айдар не стал капризным и избалованным. С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях, и всякий раз приходил в байге первым, точно у коня, на которого он садился, вырастали крылья.
Кроме младшего сына Алтын-айдара были у батыра Каскалдака еще старшие сыновья: Балай, Кокей, Бокей, Жокей, Токей, Шонай, Еней, Екей, Кеней. Когда десять батыров садились на коней верхом, за каждым следовала сотня верных джигитов, и получалось, что целая тысяча всадников выходила на поле сражения. Батыр Каскалдак был предводителем многочисленного племени кочевников.
Однажды узункулак (длинное ухо) донес до племени черную весть: с востока вдоль их родной реки Или надвигается грозный враг. А вслед за этой вестью примчались и гонцы из дружественных родов, селившихся по соседству. «С востока идет несметное войско, растекается по нашим землям, как черная сажа. Ряды их бесчисленны, словно семейство муравьев в муравейнике, скрыли они лицо земли, словно полчища саранчи, ползут к нашим границам. Если враг достигнет наших благодатных земель, мы лишимся всего: воды, пастбищ, родины. Сыновей наших сделают жалкими рабами, дочерей
— наложницами. Любимые жены станут черными вдовами».
Собрался народ держать совет. Приняли сообща решение: «Выступим в поход! Выйдем навстречу врагу, не подпустим его к своим землям!» И батыр Каскалдак по решению народного собрания возглавил многочисленное войско. Он стал колбасши (главнокомандующим), а вели войско десять его сыновей. Грозные это были отряды, всадники были одеты в железные кольчуги, стальные шлемы, защищены тяжелыми щитами, вооружены они были острыми стальными мечами и саблями, длинными пиками, мощными луками, сражающими врага на расстоянии более полукилометра.
Но лучше всех была выправка у батыра — Алтын-айдара. Младший в роду, он был всеобщим любимцем. А предводитель рода батыр Каскалдак не пожалел для него ни золота, ни серебра. Коня юноши, золотистого аргамака, он назвал Кулансары. А сам юный батыр был одет в золотые доспехи, голову его защищал шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс, украшенный золотыми пряжками — изображениями волчьих голов, прародителей кочевников. Ноги были обуты в высокие остроносые сапоги из золотистой кожи с позолоченными каблуками. Когда он во главе своей конной сотни летел на врага, золотая его одежда искрилась, ослепительно сверкая под солнечными лучами.
В самые трудные минуты сражения младший брат Алтын-айдар спешил на своем быстром коне на помощь своим старшим братьям, и одно только его появление вселяло силы в воинов, и они, воодушевленные смелостью «золотого» воина, отбивали нападение врагов и сами переходили в атаку. Стал Алтын-ай-дар — мальчик с золотым хохолком — настоящим золотым батыром, живым талисманом войска кочевников.
Трижды сходились в сражениях со страшным врагом Каскалдак и его воины: первая битва произошла у Баскалкана, вторая — у Ортакалкана, а третья — у Аяккалкана. С тех пор они и называются тремя щитами (калкан по-тюркски щит).
Не удалось захватчикам победить войско Каскалдака и его сыновей. И после трех сражений объявили обе стороны перемирие. День-другой отдыхали, а на третий затеяли скачки и другие конные игры. Вражеские всадники тоже были мастерами конных скачек. Но главной мыслью врагов была хитрость, с помощью которой они хотели погубить золотого воина.

Легенда о золотом человеке / Казахские сказки — ?аза? ертегілері / ..О батырах


Легенда о золотом человеке
На обширных землях между хребтами Алатау и Каратау жило когда-то многочисленное племя. Один из родов этого племени выбрал для постоянного проживания устье реки Или, рассекающей своим мощным течением островерхие цепи гор. Сыновья и дочери этого племени были схожи лицом, говорили на одном языке. Был тот народ могущественным и богатым.
И вот однажды в семье батыра Каскалдака, у которого уже было девятеро сыновей, родился десятый, мальчик с длинной прядкой золотистых волос на темечке, с золотым айдаром. Его мать гордилась этим сыном: «Батыр, я родила тебе сына с золотым айдаром!» — говорила она любимому мужу.
Младший сын в многодетной семье рос вольно, все его лелеяли и баловали. Но Алтын-айдар не стал капризным и избалованным. С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях, и всякий раз приходил в байге первым, точно у коня, на которого он садился, вырастали крылья.
Кроме младшего сына Алтын-айдара были у батыра Каскалдака еще старшие сыновья: Балай, Кокей, Бокей, Жокей, Токей, Шонай, Еней, Екей, Кеней. Когда десять батыров садились на коней верхом, за каждым следовала сотня верных джигитов, и получалось, что целая тысяча всадников выходила на поле сражения. Батыр Каскалдак был предводителем многочисленного племени кочевников.
Однажды узункулак (длинное ухо) донес до племени черную весть: с востока вдоль их родной реки Или надвигается грозный враг. А вслед за этой вестью примчались и гонцы из дружественных родов, селившихся по соседству. «С востока идет несметное войско, растекается по нашим землям, как черная сажа. Ряды их бесчисленны, словно семейство муравьев в муравейнике, скрыли они лицо земли, словно полчища саранчи, ползут к нашим границам. Если враг достигнет наших благодатных земель, мы лишимся всего: воды, пастбищ, родины. Сыновей наших сделают жалкими рабами, дочерей
— наложницами. Любимые жены станут черными вдовами».
Собрался народ держать совет. Приняли сообща решение: «Выступим в поход! Выйдем навстречу врагу, не подпустим его к своим землям!» И батыр Каскалдак по решению народного собрания возглавил многочисленное войско. Он стал колбасши (главнокомандующим), а вели войско десять его сыновей. Грозные это были отряды, всадники были одеты в железные кольчуги, стальные шлемы, защищены тяжелыми щитами, вооружены они были острыми стальными мечами и саблями, длинными пиками, мощными луками, сражающими врага на расстоянии более полукилометра.
Но лучше всех была выправка у батыра — Алтын-айдара. Младший в роду, он был всеобщим любимцем. А предводитель рода батыр Каскалдак не пожалел для него ни золота, ни серебра. Коня юноши, золотистого аргамака, он назвал Кулансары. А сам юный батыр был одет в золотые доспехи, голову его защищал шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс, украшенный золотыми пряжками — изображениями волчьих голов, прародителей кочевников. Ноги были обуты в высокие остроносые сапоги из золотистой кожи с позолоченными каблуками. Когда он во главе своей конной сотни летел на врага, золотая его одежда искрилась, ослепительно сверкая под солнечными лучами.
В самые трудные минуты сражения младший брат Алтын-айдар спешил на своем быстром коне на помощь своим старшим братьям, и одно только его появление вселяло силы в воинов, и они, воодушевленные смелостью «золотого» воина, отбивали нападение врагов и сами переходили в атаку. Стал Алтын-ай-дар — мальчик с золотым хохолком — настоящим золотым батыром, живым талисманом войска кочевников.
Трижды сходились в сражениях со страшным врагом Каскалдак и его воины: первая битва произошла у Баскалкана, вторая — у Ортакалкана, а третья — у Аяккалкана. С тех пор они и называются тремя щитами (калкан по-тюркски щит).
Не удалось захватчикам победить войско Каскалдака и его сыновей. И после трех сражений объявили обе стороны перемирие. День-другой отдыхали, а на третий затеяли скачки и другие конные игры. Вражеские всадники тоже были мастерами конных скачек. Но главной мыслью врагов была хитрость, с помощью которой они хотели погубить золотого воина.
Источник — www.ertegi.ru
2553

Казахская легенда (сказание) о золотом человеке: краткое содержание какое?

function replace_seedbnr(place_id, html) {
$(‘#seedbnrs’ + place_id).html(html);
}
function load_seedbnrs2() {
var SEEDBNR = SEEDBNR || {};
SEEDBNR[«client_width»] = $(window).width();
SEEDBNR[«page_title»] = $(‘title’).text();
SEEDBNR[«page_tags»] = $(‘meta[name=keywords]’).attr(«content»);
SEEDBNR[«page_is_adsense»] = is_adsense;
SEEDBNR[«page_type»] = $(‘body’).attr(«class»);
var i = 1;
$(«.question_bodypage .question .section a»).each(function () {
SEEDBNR[«page_category» + i] = $(this).text();
i++;
});
var places = [];
$(‘.seedbnrs’).each(function(){
var is_processed = $(this).attr(«processed»);
if (!is_processed) {
places.push($(this).attr(«id»).match(/\d+/));
}
});
if (places.length > 0){
var params = jQuery.extend({}, SEEDBNR);
params[«t»] = «java»;
params[«p»] = places.join(‘,’);
params[«callback»] = ‘replace_seedbnr’;
$.post(‘http://www.bolshoyvopros.ru/ad/web/seedbs.cgi’, params, function (data) {
$(‘.seedbnrs:first’).html(‘

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *