Сочинение горький легенда о данко

Содержание

помогите написать сочинение о легенде о данко краткое содержание — Школьные Знания.com

А. М. Горький в 1894 году написал рассказ «Старуха Изергиль», в который вошла знаменитая «Легенда о Данко». Легенда полна философского смысла, сюжет ее несложен, но ярок, описан красивым языком.
Племя живет в лесу, но с нажитых мест прогоняют его враги — в еще более дремучий лес, и люди умирают в глубине его от смрада вонючих болот. Есть два пути — вернуться в рабство или пойти дальше, но что их ждет там?
Молодой юноша по имени Данко убеждает соплеменников, что где-нибудь лес должен кончиться, нужно идти дальше.
И все идут за ним вглубь. Лес все гуще и страшней, начинается гроза. Люди словно превращаются в зверей и срывают свое зло на Данко: это ты завел нас! Тогда он вырывает свое сердце из груди и поднимает над собой будто факел. Горящее сердце освещает путь, и люди идут, забыв про жалобы и слезы.
Выйдя наконец из леса, они радуются солнцу и свету, свободе радуются и смеются, не вспоминая даже о Данко.
А Данко умирает… Но он спас свое племя от гибели, спас ценой своей жизни.
Горький в этой легенде говорит о том, что лучшая смерть — погибнуть ради людей, спасая их.

«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей (Старуха Изергиль Горький)

«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей
1. Воспитание и окружение Данко. 2. Заветы для будущих поколений. 3. Лучи могучего огня.
«Легенда о Данко» М. Горького стала примером для многих поколений и символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Однако лишь немногие способны на подобные подвиги. И, к сожалению, порой кажется, что таких людей просто уже не осталось. Они словно растворились в нашем мире и хорошо, если от них остались «голубые искры степи». Но подобная любовь растет и развивается именно среди людей, которых описал в своем произведении Горький. Только особое воспитание и окружение могло стать основой для появления такой личности, как Данко.
Горький ничего не говорит о том, как воспитывался юноша и откуда у него такое горячее поклонение и любовь к окружающим. Только вскользь упоминается, что в племени были «веселые, сильные и смелые люди». Все это было просто необходимо, так как они жили среди непроходимых лесов и прекрасной степи. А в таких условиях могли выжить только смелые и сильные люди. Но им пришлось сменить место обитания, и это надломило людей. Они уже не такие сильные и смелые как те, что способны были преодолеть все препятствия. Болота и тьма засасывали их души глубже с каждым днем. И никто и ни что не могло изменить сложившегося положения. Спасительные лучи солнца, которых так ждало племя, приносили лишь новые неприятности. «Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».
Наступил переломный момент, когда «отцы задумались и впали в тоску». Нужно было сделать кому-то решительный шаг. Но тоска — очень плохой помощник в данном случае. Да и что могли сделать эти уже сломленные окружением люди. Повернуть назад к сильным и злым врагам для уничтожения? Или попытаться через непроходимый лес выйти к спасительному, а не губительному свету? Действительно, трудно выбрать, по какому пути пойти. Но тянуть дольше было просто не возможно. «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору». И вольные люди выбрали свободу и, наверное, в данном случае любой ценой. Поэтому дорога назад была закрыта для них, так как они хотели сохранить свои заветы для будущих поколений. Оставалось одно — идти в темную и пугающую неизвестность.
Однако писатель показывает, что хоть они и были смелые, все равно не могли решиться сделать первый шаг, люди ослабли от дум. «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче…»
И вот среди бывшего смелого, сильного и не порабощенного племени нашелся один, который смог сделать первый шаг в нужном направлении. «Но тут явился Данко и спас всех один». В легенде утверждается и превосходство Данко: «Красивые — всегда смелы». Но свое обаяние он использует не в корыстных целях. Он словно завораживает и зачаровывает уже сникших людей не только своим внешним видом, но и магическими словами. Возможно, люди давно хотели их услышать и последовать им, но среди них не оказалось того единственного человека, который взял бы на себя такую ответственность. И только молодой красивый юноша отважился на подобный шаг и смог зажечь своим огнем других людей. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
Данко — единственный, кто смог сплотить людей во имя их собственного спасения. Великая любовь к людям оказалась способной зажечь искру надежды на спасение. И этот огонек освещал путь каждому идущему. А впереди шел тот, кто подпитывал постоянно маленькие огоньки, чтобы они не угасали в жадной гнилой пасти болота, которая глотала людей, и не испугались могучей стены деревьев, что заступали дорогу.
Но как быстро вспыхнула решимость людей, также быстро она и исчезла. Трудный путь оказался не по силам людям, которые все это время жили не на просторе степей, а в замкнутом пространстве. Они уже не те веселые, смелые и сильные люди. Теперь их можно охарактеризовать как утомленных, робких и слабых духом людей. Они нашли в себе силы пойти за ведущим, но не смогли преодолеть возникшие на пути преграды. Поэтому виноватым оказался именно человек, решившийся взять на себя ответственность и смело шагнувший вперед. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!» Но не только трудный путь, но и правда оказалась непосильной ношей для людей. Слова Данко только разъяряли их. Они не могли и не хотели признаться самим себе в своем бессилии.
Однако юноша нашел в себе силы остановить то негодование, что начало кипеть в его груди. Смелым и сильным он оказался до самого конца. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…»
Огромная и безмерная любовь к людям дала Данко новый поток свежей силы и энергии. Сердцу, переполненному любовью к людям, не стало хватать места в груди. Оно словно просилось наружу. И писатель использует специальный прием для того, чтобы можно было передать словами ту безответную любовь к другим, которая копилась все это время в груди молодого человека. Сердце, как оказалось, своей любовью затмило даже солнце. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». Очарованные люди не брели понуро, а бежали, не замечая опасности, что их окружала. Великая любовь к людям победила все темное и непроходимое на пути человека.
Данко победил и выстоял в борьбе за степь, траву в брильянтах после дождя и реку, сверкавшую золотом. Все эти сокровища он подарил людям ценой собственной жизни. Но они, к сожалению, недооценили его поступок. Как и в любом деле нашелся осторожный человек, который «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…».
Но и такая предосторожность не смогла до конца уничтожить ту память огромной и великой любви к людям, что хранилось в молодом сердце. Поэтому перед грозой в степи появляются голубые искорки.
Безграничная любовь к людям, воплощенная писателем в образе Данко, навсегда останется примером для многих поколений. И хочется верить, что в нашем мире остались хотя бы единицы среди молодых людей, которые могли бы не только повести за собой, но и вывести людей к свету.

«Легенда о Данко» анализ рассказа Горького – тема, смысл, проблемы, чему учит произведение

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».
Данко – парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».

Композиция

В «Легенде о Данко» анализ стоит продолжить характеристикой формальной и смысловой организации. Легенда – третья часть «Старухи Изергиль». Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр

Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней четко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чем свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчужден от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.

Образ и характеристика Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького сочинение

В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.
Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.
Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.
И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.
Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.
Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.
Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.
А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.
С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.

Сочинение Характеристика и образ Данко

В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.
Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.
И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.
Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.
Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.
В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.
Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.
Теперь вы знаете Чем интересен образ Данко. 7 класс

Сочинение на тему Подвиг Данко в рассказе Старуха Изергиль, Горький читать бесплатно

­Подвиг Данко
Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был закончен автором осенью 1894 года. Это известное раннее произведение писателя имеет интересную композицию. Рассказ состоит из трех частей, и, в соответствии с ними, разделен на главы. В каждой части излагается отдельная история. В первой главе — это легенда о Ларре, во второй — исповедь Изергиль, а в третьей — легенда о великом подвиге Данко.
Данко — это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.
Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.
Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.
Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».
Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко — это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль — женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.
Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».
Таким образом, для писателя Данко — это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.
см. также:
Другие сочинения по произведению Старуха Изергиль, Горький
Характеристики главных героев произведения Старуха Изергиль, Горький
Краткое содержание Старуха Изергиль, Горький
Краткая биография Максима Горького

Легенда о Данко сочинение на тему подвиг Данко Помогите пожалуйста 2 поставят — Школьные Знания.com

«В жизни … всегда есть место подвигам. «
    М.Горький


Так что же есть подвиг? Старуха Изергиль-это один из романтических рассказов  А.М. Горького,где автор делит  людей,в силу характера, на силы,делающие  зло и силы,дающие добро.Горький был максималистом,революционером и романтиком.И это сочетание дало своё определение смысла жизни по Горькому:»Жить-значит гореть,а человек-это горящий,пламенный факел!.А почему факел?Это как символ света-факел ,освещающий нелёгкий путь людей ,как  луч надежды на лучшую жизнь.Есть смелость,иногда показная,но это не есть подвиг в понимании Горького,а вот жертва,принесённая человечеству,без проявления честолюбия,то есть бескорыстно-это и является настоящим подвигом.Старуха Изергиль ведёт диалог о подвиге с героем повествования,рассказывая свою жизнь, повествуя легенды о Ларре и Данко.
Данко и  Ларре-это полные противоположности,герой и гордый эгоист.Идя наперекор всем Ларре делает это из чувства самоутверждения,ставя себя выше других,он не совершает подвиг,а лишь обрекает себя на полное одиночество,это не бесстрашие,а глупая гордыня.Он смелый и гордый,но за принесённую пользу он требует взамен блага:»за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Тот кто живёт только для себя, не для других,ставя себя выше  остальных,тот является лишь тенью человека.Образ Ларре-это образ антигероя,не способного на подвиг.
Зато Данко-это образ героя,свободной личности,идеал Горького.Сильный духом,бескорыстный,отважный.То,что он сделал-это и есть подвиг,благородный и безвозмездный.
Помогая людям,уводя их от врагов,которые могли их уничтожить,он не жалея сил вёл их за собой.Этот тернистый и нелёгкий путь он помог преодолеть людям,освещая им путь своим сердцем .Для людей он не пожалел своей жизни,для тех,кому он был безразличен.В борьбе за выживание, каждый думает только о себе,забывая о ближнем .Но Данко ,жертвуя собой,думал о беспомощности толпы,о  людях,не способных бороться за себя и бегущих от опасности.
«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.»Люди не погибли,остались живы,но…..забыли о том,кто их спас.Данко бежал до конца,пока силы не покинули его и он свалился бездыханным,продолжая сжимать своё сердце в руке.Но у людей-короткая память…Они забыли своего спасителя,почувствовав себя в безопасности.Не замечая упавшего героя,чья-то нога наступает на сердце спасителя.Это символизирует безликость толпы,её эгоизм и равнодушие,неспособность оценить героический поступок Данко.Так стоило ли жертвовать жизнью ради людей,даже не заметивших гибели героя?Данко не думал об этом,он жертвовал жизнью ради спасения ближних,а не ради славы или оценки подвига.Подвиг бессмертен ,но зачастую  незаметен и безымянен ,и лишь единицы способны оценить принесённую жертву-жизнь человека.Оценит лишь  тот,кто способен на подобное.Подвиг Данко не напрасен,им двигала любовь к людям и его «горящее сердце»живо до сих пор.
Сердце Данко-это символ доброты,бескорыстия и неравнодушия человечества и в жизни есть всегда место подвигу.

Сочинение — Горький м. — Анализ легенды о данко из рассказа м. горького старуха изергиль. — Остальные рефераты

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ себялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гудели сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (Данко Горький)

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались револю-ционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Ку-прин с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведе-ниях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в зву-ках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, бла-городного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в кото-рой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в ле-генде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького инте-ресует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной фор-ме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр ли-тературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его за-мысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в че-ловеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, са-молюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучи-тельную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горь-кий создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и непод-вижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по ве-черам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным ка-жется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным челове-ком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправед-ливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем люб-ви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом вели-кой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ се-бялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, силь-ны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвер-жен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Ста-руха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплот-ная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гуде-ли сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздуш-ные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, рито-рических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает на-пряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говоря-щие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомнева-юсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Старуха Изергиль Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
Беру!

«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей — Сочинения по литературе — Сочинения, биографии, рефераты

«Легенда о Данко» М. Горького стала примером для многих поколений и символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Однако лишь немногие способны на подобные подвиги. И, к сожалению, порой кажется, что таких людей просто уже не осталось. Они словно растворились в нашем мире и хорошо, если от них остались «голубые искры степи». Но подобная любовь растет и развивается именно среди людей, которых описал в своем произведении Горький. Только особое воспитание и окружение могло стать основой для появления такой личности, как Данко.
Горький ничего не говорит о том, как воспитывался юноша и откуда у него такое горячее поклонение и любовь к окружающим. Только вскользь упоминается, что в племени были «веселые, сильные и смелые люди». Все это было просто необходимо, так как они жили среди непроходимых лесов и прекрасной степи. А в таких условиях могли выжить только смелые и сильные люди. Но им пришлось сменить место обитания, и это надломило людей. Они уже не такие сильные и смелые как те, что способны были преодолеть все препятствия. Болота и тьма засасывали их души глубже с каждым днем. И никто и ни что не могло изменить сложившегося положения. Спасительные лучи солнца, которых так ждало племя, приносили лишь новые неприятности. «Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».
Наступил переломный момент, когда «отцы задумались и впали в тоску». Нужно было сделать кому-то решительный шаг. Но тоска — очень плохой помощник в данном случае. Да и что могли сделать эти уже сломленные окружением люди. Повернуть назад к сильным и злым врагам для уничтожения? Или попытаться через непроходимый лес выйти к спасительному, а не губительному свету? Действительно, трудно выбрать, по какому пути пойти. Но тянуть дольше было просто не возможно. «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору». И вольные люди выбрали свободу и, наверное, в данном случае любой ценой. Поэтому дорога назад была закрыта для них, так как они хотели сохранить свои заветы для будущих поколений. Оставалось одно — идти в темную и пугающую неизвестность.
Однако писатель показывает, что хоть они и были смелые, все равно не могли решиться сделать первый шаг, люди ослабли от дум. «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче…»
И вот среди бывшего смелого, сильного и не порабощенного племени нашелся один, который смог сделать первый шаг в нужном направлении. «Но тут явился Данко и спас всех один». В легенде утверждается и превосходство Данко: «Красивые — всегда смелы». Но свое обаяние он использует не в корыстных целях. Он словно завораживает и зачаровывает уже сникших людей не только своим внешним видом, но и магическими словами. Возможно, люди давно хотели их услышать и последовать им, но среди них не оказалось того единственного человека, который взял бы на себя такую ответственность. И только молодой красивый юноша отважился на подобный шаг и смог зажечь своим огнем других людей. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
Данко — единственный, кто смог сплотить людей во имя их собственного спасения. Великая любовь к людям оказалась способной зажечь искру надежды на спасение. И этот огонек освещал путь каждому идущему. А впереди шел тот, кто подпитывал постоянно маленькие огоньки, чтобы они не угасали в жадной гнилой пасти болота, которая глотала людей, и не испугались могучей стены деревьев, что заступали дорогу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *