Текст изложения легенда о коркыте

Удивительная легенда о Коркыте | Литературный портал

Коркыт-ата — родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов).  С его личностью связана одна из самых удивительных и значительных легенд в мировой литературе – страхе смерти и жажде бессмертия. Однако вообще всю его жизнь окутывает некий ореол догадок, гипотез и предположений, что неудивительно, учитывая, каким выдающимся человеком он был.

Коркыт родился на побережье Сырдарьи, и его мать носила его ровно три года и девять дней. Если прибегнуть к символике чисел, можно прийти к интересным выводам. Число «три» обладает сакральными характеристиками, оно — наиболее положительное из всех чисел, так как обозначает единство тела, души и разума; рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее и будущее; и, наконец, бытие, жизнь, постижение. И именно последний пункт наиболее подходит по смыслу  к легенде. Далее, число «девять» — символ постоянства и цикличности, а также имеет исключительное значение в большинстве культур как утроенная (тройная) триада и первая квадратная степень среди нечётных чисел. То есть 3 и 9 в легенде неразрывно между собой связаны и дополняют друг друга. Возможно, что все это — не более чем совпадение, но все же очень интересно.
Перед рождением Коркыта началась страшная по своей силе буря, засверкали молнии, и землю окутала тьма. Все это было настолько страшно, что люди уже поверили в пришествие нечистой силы, однако когда Коркыт родился, засияло солнце и природа успокоилась, будто ничего и не было. И решили люди: «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт». 
В народе есть и такая песня:
Когда родился Коркыт,
Черное небо разлилось водой.
При его рождении страна испугалась,
И обрадовалась после.
В «Книге деда Коркыта» говорится: «Среди огузов он был первым человеком, он знал все; все, что он говорил, сбывалось. О скрытом (будущем) он приносил разные вести, что влагал ему в сердце всевышний бог. Коркут-Ата сказал: «В последние времена ханство вернется к роду Кайи, никому из их рук его не отнять, от начала последних времен до наступления страшного суда». Те, о ком он говорил, — потомки Османа; исполнившись на деле, оно так и будет продолжаться. Еще много подобных слов он сказал. Коркут-Ата разрешал затруднения народа огузов. Какое бы дело ни случалось, не спросив совета у Коркут-Ата, его не решали. Все, что он приказывал, принимали, его слова держались, (по его слову) все исполняли».
Как мы видим из приведенного отрывка, Коркыт – не только композитор и сказитель, основатель музыкального искусства игры на кобызе, а также человеком, к словам которого прислушивались, а мнение высоко ценили. Одни источники утверждают, что он был визирем трех ханов, а другие — пяти. Некоторые именуют его не иначе как пророком, а кто-то — шаманом (баксы). Но все же все легенды сходятся в одном — он много времени уделял созданию нового музыкального инструмента. Однажды во сне ангелы дали ему знать: «Оберни деревянный инструмент в верблюжью кожу, из конского волоса сделай струны». Выполнив все это, Коркыт извлек из этого инструмента чудесную мелодию. С тех пор повелось: «Кобыз Коркыта» www.tarih.spring.kz
О, мой кобыз,
Вывернутый из корня сосны.
О, мой кобыз,
Извлеченный из клена.
Мой кобыз, чей резонатор
Из кожи быстроногого верблюда.
Мой кобыз, чья подструнная подставка
Из рога дикого козла.
Мой кобыз, чьи струны
Из хвостового волоса пятилетнего жеребца.
Я покручу твои колышки.
Если мои мечты не сбудутся,
Я об землю тебя разобью. 


С такими словами взялся он за инструмент, и запел кобыз голосом верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. И вся природа, и все живое — бегущий зверь, летящая птица, дующий ветер — замерли и стали слушать Коркыта (Коркыт ата. Энциклопедический сборник. Алматы, 1999. С. 113 -114.). 
Наиля Галеева

КОРКУТ : definition of КОРКУТ and synonyms of КОРКУТ (Russian)

Легенда рассказывает что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркут уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркута; в степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркута. Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
«Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством» (Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. — Алма-Ата, 1961, т. I).
«Легенда о Коркуте — один из стержневых компонентов казахской ментальности» (Чокан Валиханов).

Дань памяти

По легендам, по просьбе самого Коркыта, на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена.
Архитектурный памятник в форме кобыза в честь Коркыт-ата был сооружён в 1980 году в Кызылординской области на границе с Южно-Казахстанской областью на автотрассе Кызылорда — Шымкент. Авторы — архитектор Б. Ыбыраев и физик-акустик С. Исатаев. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник виден и из окон проходящих тут же поездов.
На месте захоронения Коркыта на берегу Сырдарьи приблизительно в X-XI в.в. был воздвигнут мавзолей «Коркыт-Тубе», что в простонародье означают — Поющие трубы. Со временем он пришёл в разрушение. В 1997 году проведена реставрация памятника Коркыта. Создан целый архитектурный ансамбль — комплекс с амфитеатром, гостиницей и другими объектами. А в 2000 году при нём был создан музей.
В 2001 году в Казахстане учреждён Общественный фонд «Коркыт» с целью распространения знаний в обществе о воздействии культуры кочевых тюрков на мировую музыкальную культуру.
С 2006 года Минкультом Республики Казахстан и акиматом Кызылорды проводится Международный фестиваль «Коркыт и музыка Великой Степи».
В 2008 году в столице Казахстана Астане разбит сквер и установлен памятник-композиция «Коркыт кобыз».
Именем Коркыта названы Кызылординский государственный университет, аэропорт «Коркыт-ата» в Кызылорде, улицы в городах Казахстана.

Литература

Абу-л-Гази Бахадур-хан. Родословная фашисты. Перевод сукалар, — котак бас, 1897.
Кirzlоgu M. Fahrettin. Dede-Korkut Oguznameleri, I. kitap. Istanbul, 1952.
«Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос». Перевод В. В. Бартольда, М.-Л., 1962.
«?оркыт ата кітабы», о?ыздарды? батырлы? жырлары, Алма-Ата, Жазушы, 1986.
Фазлаллах Рашид ад-Дин. «Огуз-наме», Баку, 1987.
Коркут Ата. Энциклопедический сборник (Сост. Нысанбаев и др.), Алма-Ата, 1999.
все заибали котак сындарkk:?ор?ыт ата

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *