Легенда о прометее и огне

Легенда о Прометее

Существуют три толкования легенд: во первых – экзотерически-буквальное, во вторых – аллегорическое, в третьих – оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды – по крайней мере, те, которые имеют подобное значение – происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества.

Рудольф Штайнер
ЛЕГЕНДА О ПРОМЕТЕЕ
Берлин, 7 октября 1904
В прошлый раз я попытался показать вам, как происходило посвящение в древних друидических ложах. Сегодня я хочу изложить нечто родственное этому, хотя и кажущееся весьма отдаленным. Но мы увидим, что всё более знакомимся с пониманием развития нашего человечества во всей его глубине.

Из моих различных лекций по пятницам вы могли видеть, что мир легенд различных народов имеет глубокое содержание и что мифы являются выражением глубоких эзотерических истин. Сегодня я хотел бы поговорить об одной из интереснейших легенд, которая связана со всем развитием нашей пятой коренной расы. При этом вы увидите, что эзотерик всегда может пройти через три ступени понимания мира легенд.
Сначала легенды живут в каком-нибудь народе и их воспринимают экзотерически, внешне-буквально. Затем начинается неверие в это дословное понимание легенд и образованные люди делают попытку символического, аллегорического их толкования. Однако, за этими двумя способами толкования скрыты еще пять других, ибо каждая легенда имеет семь толкований. Третья ступень толкования – это та, когда вы в состоянии принять легенду опять определенным образом в буквальном смысле. Но сначала вы должны научиться понимать язык, на котором создана легенда. Сегодня я хотел бы поговорить о легенде, понимания которой не так-то легко достичь, – это легенда о Прометее.
В одной из глав второго тома «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской вы можете кое-что об этом найти и увидеть сколь глубоко содержание этой легенды. Но в печатных работах не всегда можно высказать последние вещи. Сегодня мы можем пойти несколько дальше того, что изложено в «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской.

Прометей принадлежит к греческому миру легенд. Он и его брат Эпиметей являются сыновьями титана Иафета. Сами титаны – сыновья древнейшего божества Урана и его супруги Геи. В переводе Уран означает «Небо», а Гея – «Земля». При этом я хочу подчеркнуть, что Уран в греческом является тем же самым, что Варуна в индийском. Итак, Прометей и его брат Эпиметей являются титанами, потомками сыновей Урана и Геи. Младший из титанов Крон – «Время» – сверг с престола своего отца Урана и сам захватил господство. За это он, в свою очередь, был свергнут с престола своим сыном Зевсом и вместе со всеми титанами изгнан в Тартар – бездну или нижний мир. Только титан Прометей и его брат Эпиметей встали на сторону Зевса и боролись против титанов.
Однако, затем Зевс захотел уничтожить человеческий род, который стал заносчивым. Тут Прометей становится на защиту человеческого рода. Он размышляет, что бы такое дать человеческому роду, благодаря чему тот мог бы сам себя спасти и не быть больше предоставленным на усмотрение Зевса. Так, нам рассказывается, что Прометей научил людей письму, искусствам и, главным образом, использованию огня. Но этим он навлек на себя гнев Зевса. Из-за этого гнева Зевса он был пригвожден к Кавказу и должен был долгое время терпеть там страшные муки.

Далее нам рассказывают, что теперь боги во главе с Зевсом поручили Гефесту, богу кузнечного искусства, изготовить женскую статую. Эта женская статуя была снабжена всеми качествами, которые являются внешним украшением человеческого рода пятой коренной расы. Этой женской статуей была Пандора. Пандоре было поручено принести человечеству дары, но сначала брату Прометея – Эпиметею. Хотя Прометей предостерегал брата, чтобы он не принимал даров, однако, тот все же дал себя уговорить и принял дары богов. И все это было вытряхнуто на человечество, только одно было удержано: надежда. В большинстве своем эти дары являлись муками и страданиями для человечества, только надежда была удержана в ящике Пандоры.
Итак, Прометея приковывают к Кавказу, и его печень терзает коршун. Это он терпит. Но он знает нечто, являющееся залогом его спасения. Ему известна тайна, которую не знает сам Зевс, которую, однако, он хочет знать. Прометей же не открывает тайну, хотя Зевс посылает к нему посланника богов – Гермеса.
Затем по ходу легенды нам рассказывается об удивительном освобождении Прометея. Говорится, что он может быть освобожден только посредством вмешательства посвященного, инициированного. И таким инициированным был грек Геракл – Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Совершение двенадцати подвигов является показателем инициированного. Это есть символическое выражение двенадцати испытаний инициации. Кроме того, о Геракле говорится, что он был посвящен в Элевзинские мистерии. Он был способен освободить Прометея. Но кто-то еще должен был принести жертву ради Прометея, и это сделал кентавр Хирон, страдавший неизлечимой болезнью. Он был полу-животным, полу-человеком. Он принял смерть, и благодаря этому Прометей был спасен. Такова внешняя структура легенды о Прометее.

В этой легенде содержится вся история пятой коренной расы, в ней заключена действительно мистериальная истина. Эта история действительно рассказывалась в Греции как легенда. Но она представлялась также и в мистериях, так что ученик мистерий видел перед собой судьбу Прометея. И в ней он должен был увидеть все прошлое и будущее пятой коренной расы. Понять это вы сможете только в том случае, если примете во внимание следующее. То, что обозначают, как возникновение человека, было достигнуто только в середине лемурийской расы – становление человека в том смысле, в котором мы имеем его сегодня. Это человечество было ведомо великими учителями и водителями, которых мы обозначаем как «сыновей огненного тумана». И сегодня человечество пятой коренной расы ведомо великими посвященными, однако наши посвященные – иного рода, чем тогдашние водители человечества.
Вы должны уяснить себе это различие. Имеется большое различие между водителями двух предыдущих рас и водителями нашей пятой коренной расы. Водители тех рас были тоже объединены в Ложе белого братства. Однако, они проделали свое более раннее развитие не на нашей планете, а на других аренах деятельности. На Землю они сошли уже в качестве зрелых высших людей, чтобы людей, которые тогда еще находились в младенческом состоянии, обучать при первом их возникновении, чтобы обучать их тем начальным искусствам, которые им были необходимы. Это обучение продолжалось во время третьей, четвертой и вплоть до пятой коренной расы.
Пятая коренная раса берет начало от маленькой горсточки людей, которые были избраны из предыдущей коренной расы. Они были приведены в пустыню Гоби и оттуда, как лучи, распространились затем по Земле. Первый водитель, который дал импульс этому развитию человечества, был одним из так называемых Ману . Ману пятой коренной расы. Этот Ману принадлежал еще к тем Водителям человеческого рода, которые сошли на Землю во времена третьей коренной расы. Он еще был одним из тех Водителей, которые проделали свое развитие не только на Земле, и привнесли свою зрелость на нашу Землю.

Только в пятой коренной расе начинается развитие таких Ману, которые являются такими же людьми как и мы, которые подобно нам, проделали свое развитие только на Земле, которые с самого начала развивались на Земле. Итак, мы имеем людей, которые уже являются высокими личностями – водителями и мастерами, – и таких, которые только стремятся таковыми стать; так что внутри пятой коренной расы мы имеем чела и мастеров, которые принадлежат к более ранним расам, и чела и мастеров, которые проделали всё, что проделали люди с середины лемурийского времени. Один из мастеров, которым принадлежит водительство в пятой коренной расе, избран к тому, чтобы принять на себя водительство шестой коренной расы. Шестая коренная раса будет первой, которая будет ведома земным братом в качестве Ману. Более ранние мастера, Ману других миров, передают водительство человечеством земному брату.
С рассветом нашей коренной расы выступает все то, что мы называем развитием искусств. У атлантов была еще совершенно иная жизнь. У них не было изобретений и открытий. Они работали совершенно иначе. Их техника и их искусство были совершенно иными. Только с нашей пятой коренной расой развилось все то, что мы называем в сегодняшнем смысле техникой и искусствами. Самым значительным открытием является открытие огня. Поймите это. Поймите, что зависит сегодня в нашей широко распространенной технике, индустрии и искусстве от огня. Я думаю, техник согласится, если я скажу, что без огня в технике ничего не было бы возможно; и мы можем сказать, что овладение огнем было основополагающим изобретением, давшим импульс для всех других изобретений.

При этом мы должны иметь в виду, что в то время, когда возникла легенда о Прометее, под огнем понимали всё то, что каким-либо образом связано с теплом. Под огнем понимали, например, молнии. Причины всех тепловых явлений были суммированы в понятии огня. Сознание того, что человечество пятой расы стоит под знаком огня, прежде всего, нашло отражение в легенде о Прометее. И Прометей есть не кто иной, как представитель всей пятой коренной расы.
Его братом был Эпиметей. Сначала переведем оба слова. Прометей означает: думающий вперед, а Эпиметей – думающий после. Тут вы имеете два типа деятельности человеческого мышления ясно различенными в после-думающем и пред-думающем человеке. После-думающий человек, – это тот, кто дает на себя воздействовать вещам этого мира и затем думает. Такое мышление является кама-манасическим. С определенной точки зрения кама-манасическое мышление означает: сначала дать на себя воздействовать миру и только вслед за этим думать. Человек пятой коренной расы сегодня все еще думает главным образом подобно Эпиметею.
Однако в той степени, в какой человек не только дает воздействовать на себя тому, что имеется тут, а создает будущее, является изобретателем и открывателем, настолько он является Прометеем, пред-думающим. Изобретения никогда бы не были возможны, если бы человек был только лишь Эпиметеем. Изобретения делаются благодаря тому, что человек создает нечто, чего еще нет. Сначала это имеется в мыслях, а затем мысль переносится в действительность. Таково прометеевское мышление. Это прометеевское мышление внутри пятой коренной расы является манасическим. Кама-манасическое и манасическое мышления идут друг рядом с другом как два течения внутри пятой коренной расы. Постепенно манасическое мышление будет распространятся все шире и шире.

Это манасическое мышление пятой коренной расы имеет еще одну особенность. Мы это поймем, если оглянемся на атлантическую коренную расу. Она имела еще в большой мере инстинктивное мышление, связанное с жизненной силой. Атлантическая коренная раса была в состоянии из силы семян извлечь для себя силу движения. Как сегодня человек в угольных залежах имеет некий резервуар силы, которую он может превратить в пар для движения поездов и перемещения грузов, так атлант имел большие залежи семян растений, содержавшие силы, которые он превращал в силу, движущую транспортные средства, описанные в брошюре Скотта-Эллиота об Атлантиде. Это искусство было утрачено. Дух атлантического человека еще покорял живую природу, силу семени. Дух пятой расы может покорять только безжизненную природу, силы становления, лежащие в камне и минералах. Таким образом, манас пятой коренной расы прикован к минеральным силам, подобно тому, как атлантическая раса была прикована к жизненным силам. Вся прометеевская сила прикована к скалам, к земле. Поэтому и Петр является скалой, на которой строил Христос. Это то же самое, что и скала Кавказа. Человек пятой расы должен осуществлять свое развитие на чисто физическом плане. Он прикован к неорганическим, минеральным силам.
Попробуйте составить себе представление и том, что это значит, когда говорят о технике пятой расы. Для чего она? Когда вы сориентируетесь в этом, вы увидите, что какими бы великолепными и мощными не были результаты, когда сила разума, манасическое, применяется к неорганическому, минеральному, – в общем и целом это есть человеческий эгоизм, человеческий личный интерес, для которого используются все эти силы изобретений и открытий пятой коренной расы.
Начните с первого открытия и изобретения и дойдите до телефона, до наших новейших изобретений и открытий, и вы увидите, какие большие и мощные силы поставлены нам в услужение посредством этих открытий и изобретений. Но чему они служат? Что мы привозим посредством железной дороги и пароходов из дальних стран? Мы привозим продукты питания; по телефону мы требуем продукты питания. По существу, это человеческая кама требует этих открытий и изобретений в пятой коренной расе. Это есть то, что надо однажды уяснить себе в объективном наблюдении. Тогда станет понятно, что тот высший человек, который помещен в материю, действительно прикован к материи в пятой коренной расе из-за того, что его кама требует удовлетворения внутри материи.

Если вы обратитесь к эзотерическому, то обнаружите, что принципы человека находятся в связи с совершенно определенными органами тела. Я еще изложу вам эту тему подробнее; сегодня же я хочу только указать, с какими органами находятся в определенной связи наши семь принципов.
В первую очередь мы имеем, так называемое, физическое. Оно состоит в оккультном отношении с верхней частью человеческого лица, с корнем носа. Физическое строение человека, как оно однажды возникло, – ведь раньше человек был чисто астральным и затем встроился в физическое, – ведет происхождение из этой части. Физическое выступило и построило сначала корень носа, так что эзотерик признает корень носа относящимся к собственно физически-минеральному.
Второе – это прана, эфирное двойниковое тело. С ним эзотерически связана печень. Этот орган состоит с ним в определенной оккультной связи. Затем идет кама, астральное тело. Оно развивало свою деятельность в построении органов питания, которые имеют своим символом желудок. Если бы астральное тело не имело вполне определенной чеканки, которую оно имеет у человека, то и человеческий аппарат питания с желудком не имел бы той формы, которую он имеет сегодня.
Когда вы рассматриваете человека, во-первых – в его физической основе, во вторых – в его эфирном двойниковом теле и в третьих – в его астральном теле, то вы имеете ту основу, которая, как вы видите, прикована к тому, что составляет минеральные оковы пятой коренной расы.

Посредством высших тел человек снова высвобождается из этих оков и поднимается к высшему. Кама-манас своими силами вновь взбирается вверх. Человек снова освобождается от чисто природной основы. Поэтому существует оккультное отношение кама-манаса к тому, посредством чего человек поднимается из природной основы, отвязывается. Эта оккультная связь имеется между низшим манасом и пуповиной. Если бы в человеческой организации не было кама-манаса, то зародыш не был бы подобным образом привязан к матери.
Если мы перейдем к высшему манасу, то он имеет такого же рода отношение к человеческому сердцу и крови. Буддхи имеет отношение к человеческой гортани и глотке. А атма имеет оккультное отношение к тому, что заполняет всего человека, а именно к содержащейся в человеке акаше.
Таковы семь оккультных отношений. Из них для нашей пятой расы в качестве самых значительных надо выделить отношения, касающиеся эфирного двойникового тела и камы. И если вы к этому присовокупите то, что я до этого говорил о владении атлантами праной – жизненной силой, пронизывающей эфирное двойниковое тело, – то вы можете сказать себе, что в определенном отношении атлант стоял на одну ступень глубже. Его эфирное двойниковое тело еще имело первоначальное родство со всем эфирным во внешнем мире, и благодаря этому он владел праной внешнего мира. Тем, что человек поднялся на одну ступень выше, работа стала на одну ступень глубже. Таков закон: если на одной стороне достигается подъем, на другой стороне должен последовать спуск. В то время, как раньше человек работал над камой, исходя из праны, теперь он должен, исходя из камы, работать на физическом плане.
Теперь вы поймете, как глубоко символизирует миф о Прометее эту оккультную связь. Коршун терзает печень Прометея. Кама, которая действительно пожирает силы пятой расы, символизирована в коршуне. Коршун гложет печень человека, его основу, и так же эта сила пятой расы гложет собственную жизненную силу человека, т.к. человек прикован к минеральной природе, к Петру, к скале, к Кавказу. Этим человек должен был платить за свое подобие Прометею. Поэтому человек должен преодолеть свою собственную природу, чтобы не быть более прикованным к минеральному, к Кавказу.

Только те, кто в течение пятой расы появляются как человеческие посвященные, могут принести освобождение скованным людям. Геракл, человеческий посвященный, сам должен проникнуть к Кавказу, чтобы освободить Прометея. Так инициированные высвободят человека из оков, и то, что предназначено к закату, должно пожертвовать собой. Пожертвовать собой должен человек, который все еще состоит в связи с животным: кентавр Хирон. Человек древности должен быть принесен в жертву. Жертва кентавра столь же значительна для развития пятой расы, как и освобождение через посвященных, инициированных пятой расы.
Говорят, что в греческих мистериях людям предсказывалось будущее. Под этим, однако, подразумевали не расплывчатый, абстрактный рассказ о том, что должно было произойти в будущем, а указание тех путей, которые вводят человека в будущее, указание на то, что человек должен сделать, чтобы развиваться в направлении будущего. И то, что должно было развиваться как человеческая сила, было представлено в большой мистериальной драме Прометея.
Под тремя родами божеств – Ураном, Кроном и Зевсом – надо представлять себе три рода следующих друг за другом сущностей, ведущих людей. Уран означает «небо», Гея – «землю». Когда мы возвращаемся назад за середину третьей, лемурийской расы, то мы имеем не такого человека, которого мы знаем теперь, но человека, которого тайноведение называет «Адамом Кадмоном», являющегося еще бесполым, – человека, который до того еще не принадлежал Земле, который еще не развивал органов для земного видения, который еще принадлежит ураническому, т.е. небу. Через соединение Урана с Геей возник человек, который сошел в материю и вместе с тем вошел во время. Крон (=Хронос, время) становится властелином второго поколения богов с середины лемурийского времени вплоть до начала атлантического времени. Ведущих сущностей греки символизировали сначала в Уране, затем в Кроне, а затем они перешли к Зевсу. Зевс же является одним из тех водителей, которые свою школу прошли не на Земле. Он еще один из тех, кто принадлежит к бессмертным, так же, как и все прочие греческие боги.

Смертное чувство в течение пятой расы должно встать на собственные ноги. Это чувство представлено Прометеем. Оно впервые принесло человеческие искусства и пра-искусство огня. К нему ревнует Зевс, так как люди вырастают до собственных посвященных, которые в шестой коренной расе возьмут водительство в свои руки. Человечество должно сначала заплатить за это. Поэтому их пра-посвященный должен сначала взять на себя все страдания и муки.
Прометей является пра-посвященным пятой коренной расы, тем, кто посвящается не только в мудрость, но и в действие. Он проходит через все страдания и его освобождает тот, кто созревает, чтобы постепенно освободить человечество и поднять его над минеральным.
Так представляют нам легенды великие космические истины. Поэтому в начале лекции я сказал: тот, кто поднимается к третьему токованию, тот может их брать опять буквально… В легенде о Прометее представлено поедание печени коршуном. Это надо брать совершенно буквально. Коршун действительно пожирает печень пятой коренной расы. Это – борьба желудка с печенью. В каждом отдельном человеке в течение пятой коренной расы повторяется эта прометеевская борьба со страданиями. Совершенно буквально надо принимать то, что представлено в легенде Прометея. Не будь этой борьбы, судьба пятой коренной расы была бы совершенно иной.
Итак, существуют три толкования легенд: во первых – экзотерически-буквальное, во вторых – аллегорическое, в третьих – оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды – по крайней мере, те, которые имеют подобное значение – происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества. Как я мог показать вам при рассмотрении друидических мистерий, что легенда о Бальдуре передает не что иное, как совершавшееся внутри друидических мистерий, так в легенде о Прометее вы имеете то, что переживал греческий ученик во внутреннем мистерий, чтобы получить силу и энергию для жизни в будущем.

Загрузка ...