Бурятская легенда о байкале

Оглавление

Загадочные легенды о Байкале, которые не дадут Вам заснуть

Бай гал!

Древняя бурятская легенда гласит, что давным-давно произошло сильное землетрясение. Земля развалилась, и снизу бушевало пламя. Огонь пожирал все на своем пути. Люди молились всем богам, чтобы остановить пламя, но ответа не было. В отчаянии люди плакали, Бай гал! (Огонь, остановись!). Чудесным образом огонь угас; вместо этого трещина была заполнена чистой водой. Так появилось озеро Байкал.

Сбежавшая невеста

Вторая легенда о происхождении Байкала имеет романтический поворот. У богача по имени Байкал была прекрасная дочь Ангара. Старик был строг и не хотел, чтобы его дочь видела молодых людей. Но Ангара слышала от чаек об Енисее, красивом и веселом человеке, и с тех пор только о нем и мечтала. Ее отец узнал об этом, запер ее и сказал, что найдет ее мужем по своему вкусу. Прямо перед назначенной свадьбой Ангара сбежала, и ее отец больше никогда ее не видел. Он плакал до последнего дня, и его слезы превратились в озеро Байкал. Ангара стала единственной рекой, которая течет из Байкала, словно девушка, бегущая навстречу своему возлюбленному.

Легенда об Огненном драконе

Другая легенда гласит, что однажды на закате появился огненный дракон. Удар его хвоста расколол землю, и его дыхание растопило снег и лед на вершинах гор; вода заполнила трещину, которая стала озером Байкал. Повсюду росли цветы и деревья, пели птицы, вокруг озера бродили животные, и дракон спал на его дне. Каждые 120 лет дракон выходил из озера, и люди приветствовали его торжествами. Но был год, когда люди забыли про Огненного Дракона, и в своем гневе он залил все водой. С тех пор никто не слышал о драконе; осталось только озеро Байкал.

Призрачные всадники

Даже сегодня Байкал полон загадок. Ходят слухи, что иногда в тумане можно увидеть фигуры всадников. Призрачные фигуры едут прямо на людей, и объяснить это невозможно. Местные жители считают, что это затонувшая армия Хасана Чосона, жестокого местного правителя с давних времен. Он хотел покорить эвенкийские племена, которые жили на другой стороне озера, и приказал своей армии пройти по льду озера, чтобы сэкономить время. Лед треснул, и никто не выжил. С тех пор беспокойные души воинов пытаются пересечь Байкал.

Золото Колчака

Более современная легенда рассказывает о золотом сокровище адмирала Колчака. До Первой мировой войны у России был самый большой в мире золотой запас — 1311 тонн золота. Часть из них пошла на оплату кредитов, а остальная часть была доставлена ??в Казань, чтобы обезопасить ее от столицы. В августе 1918 года белые взяли Казань со всем золотом и перенесли клад в Омск, который в то время был резиденцией адмирала Александра Колчака.
В конце 1919 года Колчаку пришлось покинуть Омск. Несколько поездов и специальный бронепоезд были готовы транспортировать золото, но безуспешно. Золотой запас был захвачен Красной Армией. Однако вскоре они обнаружили, что около 182 тонн золота пропало! Более того, некоторые коробки были полны камней и кирпичей вместо золота!
Легенда гласит, что часть золота была сделана из Иркутска, но произошел крушение поезда, и железнодорожные вагоны с золотом затонули на Байкале. Старые люди говорят, что крушение поезда было организовано Красной Армией. Место, где затонул поезд, имеет глубину 1400 метров, но немного золота было добыто. С тех пор ученые и охотники за сокровищами искали золото адмирала Колчака.

Сокровище Ушкана

Другая легенда рассказывает о временах Второй мировой войны. Зимой 1941 года группа геологов отправилась на Северомуйский хребет в поисках урановой руды. Им посчастливилось найти не только уран, но и месторождения золота. 22 июня нацистская Германия напала на Советский Союз. Разразилась война, но геологам было приказано продолжать работать до появления новой группы. Они продолжали свои исследования до 1944 года, но большая часть группы умерла от неизвестного заболевания. Оставшиеся восемь человек пытались самостоятельно добраться до берега Байкала. Все, что они имели при себе, были образцы урановой руды и 20 кг золота. Только двое из них добрались до берега. Они нашли лодку, но так и не добрались до места назначения. Сильный шторм выбросил их на берегу маленького острова. Они решили похоронить там золото, чтобы облегчить свой груз. Золото, вероятно, все еще там, где-то посередине Байкала. Многие местные жители считают, что этот остров является одним из группы Малых Ушканьих островов.

Легенды о бурятах — О Байкале

С островом связаны легенды о происхождении хоринских бурят и захоронении на нем прародителя всех бурят Барга-батора. Считается, что именно здесь охотник Хоредой встретил небесную деву-лебедь, от брака с которой произошли все буряты его рода. Хоринские буряты почитают лебедя как своего предка и раньше устраивали этой птице на Ольхоне родовые жертвоприношения. Представители других бурятских племен также считают лебедя неприкосновенной птицей. Изображения тотемных птиц – лебедей можно увидеть среди петроглифов на беломраморном утесе Саган-Забе.
По преданию кудинских бурят, родоначальником всех бурят был Барга – батор, который жил прежде около Тобольска, и имел трёх сыновей: старшего звали Илюдэр – Тургэн, среднего Гур-бурят, младшего Хоредой-мэргэн. Впоследствии старший сын Илюдэр-Тургэн остался царем в Тобольске и от него произошли нынешние калмыки, а Барга-батор с двумя младшими сыновьями двинулись на восток и остановились в Тункинском ведомстве.
В этих местах остался жить средний сын Гур-бурят, от него произошли байкальские буряты, принадлежащие к племенам эхирит и булагат. Барга-батор из Тунки с младшим сыном Хоредой-мэргэном двинулся к северу по реке Лене и оставил Хоредоя царем в Якутской области, а сам двинулся обратно в Иркутскую область. Проникая в Якутскую область, Барга-батор имел битвы с местными жителями около Байкала, но что за народ были эти жители, предание умалчивает. Барга- батор умер на острове Ольхон в местности Шингил-шибэй. Другие говорят, что Барга-батор, возвратившись из Якутской области, умер немного ниже города Иркутск в местности Хоото-урур (ниже города на 6-й версте).
Легенды гласят, что Хоредой-мэргэн был отличным стрелком из лука, почти никогда не делал промаха. В течение нескольких лет он жил на Лене, занимаясь звероловством и питаясь мясом убитых диких зверей. Впоследствии он женился на дочери неба , прожив с нею несколько времени, двинулся обратно и переплавился за Байкал, где и поселился.
Потомками Хоредой-мэргэна считаются хоринские буряты на южной стороне Байкала и племена хангинцы и шараты – на северной.
Бурятский этнограф М.Н.Хангалов от тайши Кудинского ведомства Михаила Бунаева в 1881 г. записал легенду: «На северной стороне Байкала жили три охотника, которые питались мясом зверей и птиц, убитых на охоте. Однажды все трое отправились на охоту, но ничего не добыли. Двое из них пришли к балагану вперед третьего, который охотился вместе с ними, но отстал от товарищей. Пришедшие вперед сварили оставшееся от прежней охоты мясо, шесть шейных позвонков, из них пять съели, а шестой позвонок оставили товарищу, которого звали Хоредой. Хоредой пришел с охоты тоже ничего не убив. Товарищи сказали ему, что они оставили ему его пай, а свои съели. Хоредой сказал им: «Шейных позвонков оставалось шесть, а потому мне следует два позвонка, а не один. Мы живем вместе и должны все делить поровну. Так как вы меня обидели теперь, то я не желаю больше жить с вами!» Сказав это, Хоредой отправился на южную сторону Байкала, который он перешел по льду. На южной стороне Байкала Хоредой занимался звероловством как прежде. Однажды он увидел в одном озере купающихся женщин, которые, выйдя из воды, обратились в лебедей и улетели. Хоредой стал караулить. Лебеди опять прилетели на озеро; сняв с себя лебяжью одежду, они обратились в красивых женщин и начали купаться. Хоредой вышел из засады и взял одну лебяжью одежду. Купавшиеся женщины бросились из воды, надели лебяжью одежду и улетели. Одна из них осталась, потому что её одежду Хоредой спрятал. Хоредой взял её в жены, жил с ней и имел от неё детей, но впоследствии она напоила Хоредоя (вином) и, взяв свою одежду, улетела в небо».
В другом предании говорится: «Прародитель хоринских бурят по имени Хоредой-мэргэн некогда жил на острове Ольхон. Он женился на небесной девице-лебеди, дочери Хурмаста тэнгрия. Было у них одиннадцать сыновей, давших начало одиннадцати хоринским родам. Жили они хорошо. Но вот однажды прилетел орёл и унес с собою маленькую дочку одного бурята. Хоринцы посчитали это явление за особое знамение. Они решили, что всевышние дали им знать, что дальше оставаться жить на Ольхоне нельзя, поэтому они откочевали в Забайкалье, где живут и теперь».
В «Сказаниях бурят», изданных в 1890 г. эта легенда изложена в следующей редакции: «Однажды Хоредой-мэргэн во время охоты увидел трех лебедей, которые прилетели к озеру Садамтын-саган и сели на берегу.
Потом лебеди сняли с себя лебяжью одежду и обратились в трех необыкновенно красивых женщин, которые стали купаться в озере Садамтын-саган. Выкупавшись, вышли из воды, надели свою лебяжью одежду и улетели на небо. Это были небесные дочери, которые в виде лебедей обыкновенно прилетали купаться в озере Садамтын-саган и, выкупавшись, улетали на небо. Одни говорят, что озеро Садамтын-саган находиться в низовьях реки Лены, в Якутской области, другие – на южной стороне Байкала, в Монголии.
Хоредой-мэргэн очень удивился и начал караулить лебедей, чтобы поймать одну из них, но это ему сначала не удавалось. Однажды небесные дочери в виде лебедей прилетели на озеро и, раздевшись, начали купаться. В это время Хоредой-мэргэн вышел из засады и похитил одну лебяжью одежду. Тогда небесные дочери бросились из воды, две из них надели на себя лебяжью одежду, улетели на небо; одна дочь неба не нашла своей одежды и осталась на земле. С этого времени Хоредой-мэргэн жил с этой небесной дочерью. Она не обнаруживала желанья убежать от своего земного мужа. Так они прожили на берегу Садамтын-саган в течение трех лет, но детей у них не было. Однажды Хоредой-мэргэн спросил у своей жены, дочери неба: «Вот мы живем в супружестве в продолжение трех лет, а детей не имеем, отчего это?» Тогда жена его, небесная дочь, ответила: «Если мы будем жить в этой местности, то не будет у нас детей». Тогда Хоредой-мэргэн спрашивает: «Куда мы должны переехать, чтобы иметь детей?» Жена ответила: «Мы должны переехать к югу за море; если туда переедем, у нас будут дети и множество потомков». Жену Хоредой-мэргэна звали Хобоши-хатун.
Тогда Хоредой-мэргэн оставил Лену и переехал на южную сторону Байкала и там поселился на постоянное жительство. Они имели здесь небольшое хозяйство, но Хоредой-мэргэн по-прежнему охотился на зверей. На новой родине он имел от своей жены одиннадцать сыновей и шесть дочерей.
Однажды Хобоши – хатун спросила у своего мужа Хоредой-мэргэна, куда он девал ее прежнюю лебяжью одежду. Хоредой-мэргэн сказал, что её лебяжья одежда до сих пор цела и неиспорченна и хранится недалеко от места, где они живут. Хобоши – хатун стала просить его, чтобы он показал ей её прежнюю лебяжью одежду, в которой она прилетела купаться в озеро Садамтын-саган. Хоредой-мэргэн подумал, что при такой продолжительной жизни с ним, родивши на земле одиннадцать сыновей и шестерых дочерей, Хобоши-хатун, надев свою старую лебяжью одежду, не улетит на небо и не захочет оставить своего мужа и своих детей; он сходил за старой лебяжьей одеждой, принёс ее и передал жене. Хобоши-хатун долго любовалась своей прежней одеждой. Потом она спросила у мужа позволения надеть эту одежду на себя, чтобы он посмотрел: красива ли она в своей прежней одежде. Хоредой-мэргэн согласился. Ему тоже хотелось посмотреть на свою жену, красива ли она в своей прежней одежде. Она надела лебяжью одежду, села на полку и спросила мужа, красива ли она. Хоредой-мэргэн сказал,что она красива, как и прежде, и любовался её красотой. Хобоши-хатун полетела в верхнее отверстие юрты, в которое выходит дым. В это время одна из шести дочерей её гнала тарасун. С криком «Куда, мама?» она схватила грязными руками за обе ноги лебедь-мать. Но Хобоши-хатун, выдернув ноги из рук дочери, вылетела из юрты и начала кружиться над ней. Она говорила в это время своему мужу и детям: «Вы, земные жители, оставайтесь на земле, а я, небесная, полечу на небо, на свою родину!». Потом она еще сказала им: «Весною и осенью, когда лебеди летят к северу и обратно, делайте обряд в честь мою!». Потом она благословила своих детей, чтоб они жили на земле счастливо, и улетела на небо.
Когда она вылетела из юрты, дочь схватила её грязной рукой за ноги – оттого у лебедей теперь ноги черны». Обычай хоринцев брызгать вверх чай или молоко, когда пролетают лебеди, восходит к этому мифу.
Бурятские летописи 18 в.: «Потомками ойрат-монголов являются бурятские племена эхиритов и булагатов. Старшего звали Булагат, а младшего — Эхирит.
Булагат имел шесть сыновей, а именно: Харанут, Хурамша, Олзон, Ашабагат, Буумал, Алагуй. У Эхирита было восемь сыновей, а именно: Баяндай Абазай, Хонгодор, Готол, Буян, Абаганад, Баабай, Шоно. Так и жили они благополучно и счастливо. Большинство из них жило на западной стороне Байкала, на реке Ангаре. Братья Булагат и Эхирит являлись родоначальниками множества родов, со временем составивших два самостоятельных племени и поддержавших родственные связи. Мы – шесть родов булагата и эхиритов обитали компактно в одном краю. Родина наша находится на западной стороне Байкала, к востоку от р. Зулхэ (Лена)».
В многочисленных легендах говорится о происхождении трех основных племен прибайкалья от легендарных предков – Булагата, Эхирита и Хоредоя, а основной массы родов от их сыновей и внуков. При этом наиболее часто имя прародителя хоринских бурят Хоредоя и имя прародителя всех бурятских родов легендарного Барга-батора связывают с их пребыванием на острове Ольхон.
Информация взята из книги Волкова С. В67 Легенды и предания острова Ольхон. Иркутск, 2014 г. — 168 с.

Легенды о Байкале — истории и мифы, известные, популярные сказки о Байкале

Отправляя заявку, вы принимаете соглашение об обработке персональных данных
Соглашение об обработке персональных данных
Данное соглашение об обработке персональных данных разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все лица заполнившие сведения, составляющие персональные данные на данном сайте, а также разместившие иную информацию обозначенными действиями подтверждают свое согласие на обработку персональных данных и их передачу оператору обработки персональных данных.
Под персональными данными Гражданина понимается нижеуказанная информация: общая информация (Имя, номер телефона и адрес электронной почты); посетители сайта направляют свои персональные данные для получения доступа к материалам.
Гражданин, принимая настоящее Соглашение, выражают свою заинтересованность и полное согласие, что обработка его персональных данных может включать в себя следующие действия: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, уничтожение.
Гражданин гарантирует: информация, им предоставленная, является полной, точной и достоверной; при предоставлении информации не нарушается действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц; вся предоставленная информация заполнена Гражданина в отношении себя лично

Кириллица | Почему буряты поклоняются Байкалу?

Именно с озером и с его берегами бурятские шаманы связывают священные места. «Сердцем» Байкала считают Ольхон, на котором нет ядовитых змей, медведей, клещей, комаров и крыс. Также на нем не бывает дождей. Именно сюда опустился с небес посланец богов Хан Хото-Бабай. Здесь в образе орла-беркута до сих пор живет его сын шаман Хан Хубуу-Нойон. Поэтому на острове много сакральных мест, куда шаманы съезжаются камлать и поклоняться озеру. Это и мыс Бурхан, и северная оконечность острова мыс Хобой, и гора Ижемей, у подножия которой по сказаниям бурят прикован цепью чудовищный медведь.
В Приольхонье на берегу Байкала находится священная для бурят гора Ёхе Ёрдой. Она служит символом Дерева мира. Все бурятские роды приезжают к ней справлять священный праздник тайлган в честь духов неба, земли и воды. Около священной скалы Аяя шаманы устраивали свои ритуалы: 6 дней и 6 ночей длились обрядовые танцы вокруг самой горы.
Не менее священным был и противоположный берег Байкала. Там располагается священная гора Бурхан-Уула, восхождение на которую якобы соединяет человека с небом. Здесь находится священная гора Баин-Хан, а в устье Селенги – знаменитая Омулёвая Гора, еще одно священное место шаманистов.
С Байкалом связывают буряты и легенды о Чингиз-хане. Якобы его войско доходило вплоть до мыса Кобылья Голова на Ольхоне и оставило там огромный котел с черепом коня внутри. Впрочем, с Чингиз-ханом связывают и Тункинскую долину на юго-востоке озера. Буряты верят, что Великий хан был там, а его войско проходило по дороге вдоль реки Иркут.

Легенды озера Байкал — Бурятия — третий регион России

Нет в Бурятии места овеянного легендами больше, чем Байкал. С самых древних времен люди покланялись великому озеру и слагали о нем легенды. Основанные на древних сказаниях легенды разделились на две линии, на исторические и фольклорные, сказочные.
Сказочные эпосы про седого старца Байкал и его красавицу дочь, непокорную Ангару с ее могучим женихом Енисеем знает каждый. А вот Исторические легенды, о возникновении Байкала, о его названии и открытии казаками описаны в книге «Байкальские легенды и предания». Книга интересная и редкая, поэтому некоторые легенды мы вам перескажем.

Первая легенда о Байкале

Как появился Байкал

Об этом событии в книге есть две легенды, между собой они почти не перекликаются. Первая гласит, что Байкал произошел от попадения в недрах земли воды на породу, которая начинает кипеть от попадения воды.
«В глубине земли сошлись вода и камень. Когда они сошлись, то закипели. Куда пару деваться? Он полез в разные стороны и сдвинул землю с места, и пошла она волной и пуще того заколебала всю землю. Так бурлила земля в глубине, бурлила, а потом вода и пар вырвались наверх, и покрыла вода низкие места. Дальше она идти не могла, кругом были горы, вот и получился Байкал»
Воды Байкала дружат с водами ледовитого океана, бывало разобьет лодку на Байкале, а доски в Ледовитом находили или наоборот.
Другая легенда так описывает эти события: «Свалился на землю прегромадный камень. Пока он падал на землю, раскалился, а когда упал, то пошел проливной дождь. В воронку на горячий камень потекла вода. Земля, камень и вода — все вскипело. Кругом начали растопляться снега и льды. Воды стало много и она попала в щель, идущую от воронки. По щели той просочилась вода под землю, там она вскипела и прорвалась обратно вверх, здесь затопила та вода все вокруг и получилось море»
Хотя деды рассказывают, что Байкал появился в том месте, куда большая молния ударила. Прорезала та молния землю до самой подземной воды, вырвалась та вода, затопила много падей и гор, так и стало море.

Вторая легенда о Байкале

Откуда взялось название «Байкал»

Про название нашего озера-моря тоже есть два варианта легенды. Оба связаны с казаками — первооткрывателями.
По первой версии шли казаки шли к морю и дошли до Шамана-камня. Ни в право и ни в лево обойти тот камень не получалось и ввысь уходили горы на такую высоту, что закинешь голову, шапка спадает, а верхушки не видно. И поняли тогда казаки, что не пройти им к морю.
«Вышел однажды к казакам человек и назвался бурятом. Повел бурят казаков новой тропой и вывел на берег моря и сказал:
-Байгал.
Спросили его казаки, что это такое, он им и ответил:
— По нашему значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байгалом.»
Вторая версия гласит, что раньше на берегах озера Байкал жили якуты, но позже они откачевали на край тайги и тундры. А когда казаки дошли до них, рассказали якуты казакам, что за лучшей жизнью на юг и восток идти надо:
— А что там такое, что нам туда ехать советуете?
-Там Бый-гал, около него все богатства таятся: золото, серебро, соболь, да всего не перечислить.
-Что это такое Бый-гал? — спросили русские казаки
-Великое богатое море — ответили якуты.

Статьи про современный Байкал

Зимняя рыбалка на Байкале
Палаточный отдых на Байкале
«Байкальский прибой» — жемчужина Байкала
Фотоальбом «Природа Бурятии»

Источник: http://www.03bur.ru/?p=1493

Легенды озера Байкал


О Байкале сложено не мало легенд. Некоторые уже стали преданиями древности, а подтверждение иных можно увидеть собственными глазами и сегодня. Не зря озеро стало местом паломничества шаманов и уфологов со всего мира. Даже простые, никак не относящиеся к эзотерике, люди замечают необычное состояние и прилив энергии находясь на берегу Байкала.
Озеро Байкал – абсолютно уникальный природный объект. Оно защищается ЮНЕСКО и известно на весь мир своей чистотой и глубиной. В Байкал впадает целых 336 рек, речушек и ручейков, а вот вытекает только одна река Ангара. Если бы, вдруг, подпитка речными водами исчезла, то понадобилось бы целых 400 лет, чтобы Байкал обмелел. Ведь в нем содержится 19% всей пресной воды планеты! Уже этого достаточно, чтобы восхититься и признать Байкал чем-то сверхъестественным, но вокруг озера ходит немало легенд и мифов.

Легенды о происхождении озера


Самая популярная из легенд о том, как появилось озеро — это предание бурятского народа. Согласно ему, в давнюю пору случилось сильнейшее землетрясение. Земля разверзлась, огонь хлестал из ее недр сжигая все на своем пути. Все что оставалось людям – бежать и молиться богам. Но боги оставались глухи к их крику о помощи. Выбившись из сил, люди стали повторять лишь два слова: Бай гал!. В переводе на русский бай гал означает огонь остановись. И огонь действительно замер и пропал будто его и не было. На месте земного разлома появилась глубочайшая яма, которая стала быстро наполняться прозрачной ледяной водой. Так и нарекли неожиданно образовавшийся водоем – Байкал.

Вторая версия происхождения озера более романтическая. Жил да был на свете старик Байкал. Был он властный, богатый старик и была у него дочь, прекрасная Ангара. Старик скрывал ее ото всех и не давал ни с кем встретиться. Но однажды чайки напели ей о веселом и красивом парне Енисее. С тех пор Ангара только о нем и могла думать. Прознал о том Байкал, и запер ее за семью дверями под семьдесят семью замками, решив женить на парне из соседней деревни. Но прямо перед свадьбой Ангара пропала, и он больше никогда ее не видел. Убитый горем он рыдал до самой своей смерти. Слезы вылившиеся из его глаз обратились озером и назвали то озеро — Байкал.

Легенды БАйкала | Иркутская область и Республика Бурятия (Байкал) | SHAMORA.info

В древних легендах мыс Рытый известен как место обитания грозного божества. Здесь живут сыновья божества Ухэр – сердитые боги, посылающие на Байкал сильные и холодные ветра. На мысе часто бывают катастрофические выбросы грязекаменных потоков вместе с дерном и деревьями, идущие в озеро Байкал. Долина реки Лена очень труднопроходима и состоит из огромных глыб каменных россыпей. Здесь в землю часто бьют молнии, а в зимнее время ежегодно напротив мыса Рытый во льду образовывается становая трещина.
Местные жители – буряты называют мыс Рытый по-своему – Хэр-Хушун, Ухэр-Хушун и Хыр-Хушун. Название Хэр-Хушун переводится как сердитый, гневный мыс. Также «хэр» означает местность, степь, а «хушун» – мыс. В итоге получается, что название Хэр-Хушун может означать и степной мыс. Наименование Ухэр-Хушун произошло от имени почитаемого местными жителями Ухэр нойона. По одной из легенд он являлся сердитым духом, а его сыновья были хранителями верхнего течения реки Лена. К их обязанностям относилось веяние сильного горного ветра на озеро Байкал через долину реки Рита.
Обитатели поселка Онгурены имеют некоторый религиозный страх перед мысом. Они считают его шаманским местом. В семи километра на север от мыса находится место Анютка. Его название походит от бурятского слова Анюрхла, что означает «закрыть глаза женщине или моргнуть перед святым местом». В прежние времена женщинам запрещалось ступать на мыс Рытый. Верующие мужчины и пастухи тоже не могли передвигаться по всему мысу: после посещения они должны были оставлять там стельки из обуви. Даже шаманы заходили вверх по руслу реки Рита до определенного места.
На мысе Рытый обряды проводились до 1960 года. Издавна считалось, что у мыса есть свой хозяин (эжин), которому поклонялись нерповщики.

Предания шаманов

В легендах шаманов присутствуют 13 сыновей тэнгриев – северных нойонов, которые спустившись с небес, вершили суд над людьми. Каждый нойон жил в определенном месте.
На Ольховском мысе Бурхан расположился самый сильный и могучий из нойонов – Хан Хутэ-баабая. Его также иногда еще называют Хан Гхото-баабай. По древнему преданию Хан Хутэ-баабай было три замка – на земле, на небе и под землей. Также упомянуто, что Хан Хутэ-баабай был царем и покровителем всех северных шаманов.
Сквозная скала Шаманская сильно почиталась у местных жителей – они боялись проезжать мимо нее верхом и всегда слезали с лошадей, которым обвязывали кожей копыта.
Входить в эту пещеру имели право только шаманы. Обычным смертным людям входить в Шаманскую пещеру было строго запрещено. Издавна возле мыса Бурхан хоронили шаманов.

Гора Ёрд на озере Байкал

Одной из главных байкальских достопримечательностей является таинственная и загадочная гора Ёрд (Ехе Ёрдой). Гора Ёрд располагается в двух километрах от озера Байкал на правом берегу реки Анга и в восьми километрах от поселка Еланцы. Она представляет собой возвышающийся над долиной купол сорокаметрового кургана, сложенного из больших гранитных плит. Его очертания настолько правильной формы, что кажется, будто он создан людьми. В ходе проведенных геологических исследований не была установлена причастность людей в сооружении кургана.
Гора Ёрд издавна оказывала сильное влияние на жизнь местного населения. Раз в год сюда сходилось множество людей-паломников со всего Прибайкалья. Во время этого праздника сотни и тысячи людей становились в хоровод для проведения обрядового танца вокруг горы. За один танец могло набираться до тысячи танцующих. Главным условием танца была возможность всех танцующих людей взяться за руки и образовать вокруг кургана замкнутый круг. Только в этом случае начинался праздник. Если количества людей для охвата кургана не хватало, праздник приобретал статус несостоявшегося. В рассказах местных жителей значится, что иногда приезжих людей было настолько много, что вокруг кургана водили не один, а даже два или три хоровода. На праздник в один год могло приехать две-три тысячи паломников. Но такое бывает не всегда.
При проведении праздника для проведения ритуалов на вершину горы Ёрд поднимаются шаманы. Обычные люди в это время не могут взойти на вершину. По одному из преданий во время проведения праздника один богатый местный житель Далей устилал белыми ягнячьими шкурками весь курган. У него было столько овец, что он не знал им счета. Для того, чтобы узнать о их сохранности, он загонял овец на большой остров: если те заполняли полностью весь остров, то их количество считалось не уменьшимся. Во время проведения Ёрдынских игр богач Далей доставал из своих амбаров белые шкурки ягнят и устилал ими священную гору Ёрд.
Белые шкурки ягнят имеют особое ритуальное значение у бурят-хоринцев. С их помощью местные женщины весной проводили обряд приманивания счастья и богатства («далгаабалга») и получения небесной благодати («хэшэгхурылха»). Для этого во время перелета птиц они выходили на улицу с подойником, на дно которого наливали немного сметаны либо молока, и закрывали его шкуркой белого ягненка. Женщины брызгали молоко птицам навстречу, делали ведром вращательные движения и при этом заклинали: «А хурый, а хурый, а хурый!», то есть «Приди, приди, приди!».
Буряты-Хоринцы считали своей прародительницей белую лебедь, которая на своих крыльях им приносила счастье, богатство и процветание. Гора Ёрд, покрытая белыми шкурками ягнят, тоже, по всей видимости, имела ритуальное значение, как и в обрядах, проводимых женщинами.
Ёрдынские игры – фестиваль коренных байкальских народов – после столетнего перерыва был заново возобновлен в 2000 году. В них участвовали представители всех племен и родов Республики Бурятия, а также Агинского и Усть-Ордынского округов. В настоящее время возле горы Ёрд фестиваль проводится каждые четыре года.

Скала Шаманка острова Ольхон

На Ольховском мысе Бурхан находится скала Шаманка, состоящая из мрамора и покрытая красным лишайником. Она имеет две вершины. На скале расположена знаменитая пещера Шаманская, вход в которую находится практически на уровне воды. С давних времен скала Шаманка имела много тайн и была священным местом, о котором ходило множество легенд. Одна из таких легенд гласит о том, что женщинам запрещен вход в пещеру. В другой тибетской легенде о Шамбале также сказано, что в нее запрещен вход женщинам. Вопрос, почему этого нельзя делать имеет несколько ответов. Один из них состоит в том, что при проведении в пещере ритуалов и вознесении молитв духам образуется очень сильная энергетика, негативно влияющая на восприимчивого и неподготовленного человека. Исходя из этого, женщинам и детям, имеющим особую чувствительность к внешним условиям, пребывание в пещере может негативно повлиять на их психическое и физическое здоровье. Другой вариант ответа предполагает, что издавна женщина считалась нечистой и греховной, способной осквернить святое место. Еще считалось, что аура пещеры довольно негативно может повлиять на способность женщины выносить ребенка.
С давних времен пещера Шаманская использовалась для проведения различных культов. И сегодня она также особо почитается местным народом. Таинство пещеры по сей день не дает покоя всевозможным исследователям и ученым со всей планеты. В пещере Шаманской несколько раз проводились детальные раскопки и изучения.
Главной загадкой пещеры является предположение, что ежегодно в марте недалеко от скалы Шаманка, расположенной на острове Ольхон, открывается портал в другое измерение. Свидетелей этого явления немного, и все они утверждают, что это удивительное и потрясающее событие. Документальных данных, подтверждающих это явление, нет. Имеется лишь несколько любительских фотографий.
В течение некоторого временив пещере Шаманской располагался «Алтарь Будды».
Не зря скала Шаманка является главной достопримечательностью озера Байкал, ставшей главным объектом для туристов-паломников.

Шаман-камень

Самой впечатляющей достопримечательностью озера Байкал, завораживающей людей, считается лежащая у истока реки Ангара заповедная скала Шаман-камень. Ее часто путают с горой Шаманка, расположенной на мысе Бурхан острова Ольхон.
Издавна Шаман-камень был окружен таинствами: здесь древние шаманы проводили свои обряды, а местные жители считали скалу местом жительства Ама Саган Нойона – хозяина реки Ангара. Про нее было сложено множество удивительных и красивых легенд.
Одна из них повествует о том, как в давние-давние времена, когда по всей Земле жили мудрые витязи и сильные богатыри, жил здесь богатый и величественный Байкал, которого все очень уважали. Его дочерью была красавица Ангара. Она была отрадой Байкала, который в свою очередь очень ее любил и баловал. Ангара выросла гордой и своенравной. Наступило время выбирать ей мужа.
Тогда стояло лето, и вскоре предстоял праздник сурхарбан. Байкал начал созывать со всех окрестностей богатырей, которые должны были меряться своей могучей силой и отвагой, дабы покорить сердце неприступной Ангары. Был среди этих богатырей Иркут, который по-особенному нравился Байкалу. Он, как только не нахваливал его дочери, но та была непреклонна.
Наступил сурхарбн, и все удалые богатыри пришли меряться своей силой. Среди них был сын могучего Саяна – доблестный Енисей. Он победил всех претендентов и покорил сердце красавицы Ангары.
Величественный Байкал не дал своего родительского согласия на этот союз, и молодые расстались. Отец все уговаривал свою дочь выйти замуж за Иркута, но та постоянно отказывалась. Тогда Байкал отправил ее в темницу, где Ангара очень тосковала по своему любимому Енисею. Отец в это время дал Иркуту согласие на брак, а Ангара, узнав об этом, приняла решение сбежать из темницы. Она попросила своих младших братьев – ручейков, чтобы те помогли ей. Они не могли отказать любимой сестрице и размыли стены темницы, вызволив Ангару на свободу.
Великий Байкал разгневался. От его крика поднялся над Землей страшный шторм, который сотрясал и землю, и небо. Паника и страх охватили всех зверей и птиц. Молодой Иркут кинулся было вслед за Ангарой, как вдруг молния на две части расколола гору. Поднял Байкал осколок той горы и кинул ее так, чтобы дочери путь преградить. Но было уже поздно – Ангара находилась в крепких объятиях Енисея. С тех пор они были неразлучны.
Слезы радости и горя, выплаканные Байкалом, Ангарой, Енисеем и Иркутом превратились в воду и остались на том же месте. А кинутый Байкалом осколок скалы, теперь носит название Шаман-камень. По легенде, если могучий Байкал сильно разгневается, то смоет он тогда водой Шаманский камень и затопит всю Землю. Поэтому, чтобы суровый Байкал был более милостивым, еще с давних времен люди приносили к Шаман-камню щедрые дары.
В той же легенде сказано, что если очень внимательно всмотреться в скалу, то можно рассмотреть лица древних шаманов, совершавших здесь свои ритуалы. В течение нескольких лет скала постепенно разрушается. Местные жители видят в этом плохой знак.
Шаманский камень находится в селе Листвянка в 70 километрах от города Иркутск. Это место поражает своей загадочностью.

Сэгэндэ и Барто

В давние времена племя сэгэнут или элет (олод) жило на южном побережье Байкала. Племя убило своего военачальника и, опасаясь наказания, пошло вниз по реке Селенга, перешло через озеро Байкал и обосновалось между верхоленскими и кудинскими бурятами. Здесь племя увеличилось до трехсот умеющих носить оружие людей – колчанов.
Племя элет приносило много горя соседствующим племенам бурятам таким, как экирит, булагат и другим. Оно отбирало у них дочерей, жен и скот. Племена экиритов и булагатов решили отомстить ненавистному племени элетов. Для этого они пригласили их к себе и напоили допьяна. Тогда буряты убили всех женщин и мужчин, а дочерей и имущество поделили между собой. Остались в живых только два человека – Сэгэндэ и Барто – во время побоища они были на охоте. Это были дядя и племянник. Когда они вернулись в поселение с охоты, то увидели, что все мертвы, имущество разграблено, а в живых осталась лишь одна черная овца, которую не заметили буряты. Тогда Сэгэндэ и Барто, взяв овцу, сбежали с этого места и обосновались чуть ниже того места, где сегодня расположен Александровский завод. Здесь они остановились на некоторое время. Одного дня Барто пошел на охоту, а в это время его дядя Сэгэндэ зарезал черную овцу и принялся есть. Когда Барто вернулся с охоты, то был очень зол на дядю и сказал ему: «Как же мы теперь будем жить дальше? Ведь у нас была овца, которая могла расплодиться, и мы бы завели скот. А что теперь?»
После этого случая Барто соорудил себе небольшой плот и поплыл на нем вниз по течению реки Ангара. Немного проплыв, его выбросило на побережье чуть выше того места, где ныне стоит город Балаганск Идинского ведомства. Здесь Барто и обосновался, а чуть позже женился на дочери одного местного бурята. Его потомки впоследствии перешли в Балаганское ведомство и теперь представляют Зунгарский род.
Дядя Сэгэндэ, доев мясо черной овцы, также соорудил себе небольшой плот и поплыл вниз по течению реки Ангара в поисках своего племянника. Но он его не нашел – течение выбросило Сэгэндэ в устье реки Ока. Тогда он поднялся на двенадцать верст вверх по реке Ока и обосновался в местности Зуга, представляющую ныне падь вблизи Николаевского завода. Здесь Сэгэндэ женился на дочери местного тунгуса. Его потомки – икинаты жили в местности Зуга до прихода в нее русских.

Легенда о Золотой Чаше

В одной глухой якутской тайге путешественнику и исследователю А.П. Окладникову поведали удивительную легенду о далеком море Баягале (Байкале), о злом и жестоком царе и золотой чаше. В этой легенде рассказывается о том, на дне моря Баягал обитала очень красивая женщина и в руках у нее была золотая чаша. Жестокий и алчный царь очень захотел завладеть красавицей и ее золотой чашей. Он стал посылать туда смелых юношей из своего народа, но назад никто так и не вернулся.
В то же время в царстве существовал обычай, по которому стариков преклонного возраста необходимо было умерщвлять. Но нашелся один юноша, сильно любивший своего отца, который нарушил этот жестокий обычай. Он спрятал своего слепого отца. Когда же пришла очередь юноши нырять в море за золотой чашей, отец поведал ему о том, что, на самом деле, красавица с чашей обитают не на морском дне, а находятся над ним на высокой горе, отражаясь в водах моря Баягал. Тогда юноша забрался на эту гору и доставил царю красавицу и чашу. После этого жестокий царь исчез бесследно. Обычай убивать стариков был отменен.
Подобную легенду можно также услышать и у местных байкальских жителей – бурятов.

Легенда о происхождении озера Байкал

Легенды повествуют о том, что Байкал – это озеро, хотя некоторые считают его морем. Некоторые легенды объясняют происхождение названия «Байкал», которое буряты называют по-своему «Байгал». Кабанские буряты рассказывают предание, в котором говорится, что однажды земля содрогнулась и в ней образовалась трещина, в которой запылал сжигающий все вокруг огонь. Люди начали просить могучих бурханов о спасении, но те не услышали их молитв. Тогда люди начали просить: «Бай, гал!», что означало: «Огонь, остановись!» И огонь, услышав эти слова, стал утихать. В том месте, где он пылал, образовалась огромная впадина, которая впоследствии наполнилась водой, и так образовалось озеро Байгал.
Байкал-море (Байгал-Далай) по преданиям бурятов может быть как добрым и щедрым, так злым и жестоким. По легенде кабанских бурят в море Байгал живет его хозяйка – ЕхэТоодэй, имеющая одну дочь Ангару и 226 сыновей. Они приносят матери свою добычу, а Ангара отдает ее. Хозяйка Байкала считается могущественной матерью-богиней и любит почтительное отношение.

Скала Аяя

На побережье Байкала в бухте Аяя расположилась величественная священная белокаменная одноименная скала Аяя. Ее скалы имеют древние писания железного и бронзового веков. В давние времена здесь был обще курыканский межплеменной культовый центр, в котором ежегодно на честь самых главных покровителей-божеств Земли, Неба и Воды проходили грандиозные тайлганы. Для того, чтобы провести такой праздник, необходимо было огромное «Мировое дерево», которым служила гора Ёрд и вода озера Байкал. Вблизи скалы Аяя только избранные жрецы проводили свои главные церемонии и ритуалы.
Прибывшие на праздник люди, которые не принимали участия в обрядах и ритуалах у горы Аяя, собирались возле горы Ехэ Ёрд и в течение шести дней и ночей водили вокруг нее хороводы. В этих двух местах (скала Аяя и гора Ёрд) буряты и их предки – курыканы общались с небесными божествами, приносили им жертвоприношения и молились. Божества же в свою очередь после проведения ритуалов посылали бурятам счастье, богатство, небесную благодать, а также благоприятно влияли на увеличение детей и скота.

Легенды острова Ольхон

Ольхон считается главным священным местом на Байкале, а также является географическим центром этнических бурят Предбайкалья и Забайкалья. На нем расположено множество таинственных мест, среди которых мыс Ижимей с горой Жима (Ижимей) и мыс Бурхан (Шаманка, Пещерный). Гора Жима находится в горной восточной части острова. Ее название произошло от слова «эжэн» – горный владыка, хозяин. В свою очередь мыс Бурхан своими двумя величественными каменными гребнями вместе со скалистым мысом Богатырь врезается в воды Байкала, создавая могучий единый ансамбль.
Одна из легенд о Ижимее рассказывает о том, что на побережье озера Байкал и острова Ольхон вместе с монголами – шаманами жил великий уважаемый тэнгриями шаман Награйбоо со своей женой Заграй Хатан. Однажды Тэнгри Угутей нойон захотел переселить монголов с этих мест в Забайкалье, а Награйбоо в свою очередь попросил нойона, чтобы тот оставил его здесь на Ольхоне. Тогда Тэнгри разрешил шаману остаться и подарил ему гору – дворец Ижимей. Детей у Награябоо не было, и нойон дал ему орла.
Другая легенда рассказывает о том, что бог грома Угутэй нойон захотел жить рядом с великим шаманом Ольхона Награйбоо и женой его Заграй Хатан. Нойон отдал шаману свой дворец на горе Ижимей, а сам поселился в пещере на мысе Бурхан. Сам же мыс Бурхан считается местом проживания хозяина Ольхона – Ойхони Ехэ бабай Ялабша, Ойхони эжэн Хан Хото бабая, Ута саган нойона, Ойхони Буурал бабая. Хозяин Ольхон обитает как в самой скале, так и в пещере.
По легенде кудинских бурят здесь живет соперник Бохо Муя–Бохо Тэли, ставший Гужир тэнгрием. Женившись на дочери божества западного неба Тэмэногон, он стал отцом троих сыновей – Гэгэн бурхана (Далай-ламы), Эрлэн хана и Хан Хото бабая, который впоследствии стал хозяином острова Ольхон и жил в огромном дворце на озере Байкал. Он имел в своем распоряжении целый аппарат духов – ноеной сулган. Женой Хан Хото бабая стала дочь восточного неба Саг саган тэнгри – Саг сагай саган. И был у них сын-орел.
На острове Ольхон имеются и другие памятники природы такие, как северная крайняя точка острова мыс Хобой и скала Дева. Если посмотреть с юга, очертания этой скалы могут напомнить статную женскую фигуру с ярко очерченной головой, подбородком, носом и грудью.
В водах озера Байкал находится 30 скалистых островов, из которых 14 расположены в проливе Малое Море вблизи острова Ольхон.

Хозяйка Байкала

В преданиях эхирит-булагатских бурят рассказывается о том, что хозяйкой моря Далайнэжэн Абай саган хатан является девочка, игравшая на побережье Байкала с молодыми Эхиритом и Булагатом. Буряты Ольхона считают, что в летний период она выходит на берег и гуляет по родным местам. В дар ей приносят только молочные безалкогольные продукты. Взяв угощенья, она обратно возвращается в море. Лошади серой масти (живых онгонов) посвящаются ей. В предании говорится, что девочка была родом из голоустинских бурят. Однажды она пасла овец, и на нее напали русские казаки, замучившие ее до смерти и выбросившие тело в Байкал. Живущие вблизи озера буряты считают девочку покровительницей своих улусов и родов. Ольхонские и кударинские буряты в свою очередь хозяином Байкала считают Дайр саган нойона с его женой Далабшата саган хатан.

Божества воды Ухан-хат

Ухан-хат – божество воды, спустившееся в нее с небес со стороны заходящего солнца и поселившееся в самых глубоких водах. Божества спускались в воду по-разному: одни сооружали мост из синих лучей, другие – из красных. Это зависело от цвета неба. По этим лучам божества сначала спускались на гору Сумбэр Ула, а затем на крыльях орла цвета синей воды погружались на самое дно и превращались в огромного кита с тринадцатью плавниками. Главными божествами считаются Ухан Лобсон и жена его Ухан дабан. Они покровительствуют озерам, рекам и морям. Вместе с остальными водяными хатами они влияют на водную стихию, помогают бурятам, защищая от злых духов. Божества воды сами по себе добрые и благосклонные к людям. Изредка буряты преподносят в дар Ухан-хату налима (живой онгон), чаще всего его балуют молочными продуктами и домашними животными – так они просят покровительства во время перехода в летники. Божеству во время засухи совершают тайлган, когда старые буряты просят небо о дожде.

Легенды Байкала » Страшные истории

«Славное море — священный Байкал!..» — эти слова из известной народной песни как нельзя лучше характеризуют отношение коренных и пришлых народов Сибири к крупнейшему на планете пресноводному озеру.
С Байкалом связано множество легенд, накопленных коренными народами за тысячелетия их соседства с уникальным озером. В частности, бытует предание о том, что Байкал связан неким сакральным тоннелем с Охотским морем, отстоящем от Байкала почти на полторы тысячи километров. Народности, проживающие по берегам озера, верят в то, что души их умерших сородичей живут в его водах. И если уплыть далеко от берега, то иногда их бестелесные лики можно наблюдать парящими над водной гладью. С этим преданием тесно связано поверье о том, что ни в коем случае нельзя тревожить гнезда байкальских чаек, ибо считается, что эти сильные птицы могут выклевать глаза у умершей души, чьи живые родственники нанесли им вред.
Еще одна легенда имеет отношение к знаменитому Вороньему камню — огромной гранитной глыбе, свисающей с каменистого утеса над прозрачными водами озера. Считается, что когда наступит конец времен, Вороний камень упадет в озеро, и его воды неудержимыми потоками начнут затоплять землю.
После сильного землетрясения 1926 года старейшины опасались того, что гранитная глыба скатится в Байкал, и тогда неминуемо наступит конец света. К счастью, в тот раз Вороний камень устоял. Однако туристы и исследователи, занимающиеся изучением природы Байкала, уже в конце 80-х годов прошлого века заметили у основания Вороньего камня трещины и разломы, что свидетельствовало о начале разрушения его подножия. Вполне возможно, что если в тех краях произойдет очередное землетрясение, гранитный монолит все же упадет в озеро. Вот только наступит ли после этого конец света — неизвестно.
Огненный дракон
Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно ему, глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы, и образовалась глубокая расщелина. От второго удара растаял лед на вершинах, и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу, и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству.
Однако постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды, в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от его почитания у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое окрест до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний…
Отголоски этой легенды находили свое отражение в ритуальных обрядах бурят, монголов, агинцев вплоть до первой четверти XX века. Известно, что монгольские армии, двигавшиеся с юга на северо-запад в XII-XIV веках, приносили кровавые жертвы байкальскому божеству, вырезая окрестные селения и сбрасывая трупы их жителей в воды озера. Тем самым монгольские военачальники пытались привлечь на свою сторону ратную удачу. Эвенкийские, ненецкие и якутские царьки до времени окончательного освоения Зауралья Россией в XVII веке отправляли послов с богатыми дарами к берегам Байкала, которые, соорудив ладью и поместив на нее жертвенных животных, меха и самоцветы, отправляли ее в плавание по озеру.
Уже в XX веке некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что легенда об огненном драконе имеет под собой реальную основу. В частности, сохранилось немало свидетельств рыбаков и исследователей-энтузиастов, якобы встречавшихся с необычным крупным существом, обитающем в Байкале. Проведенные в конце 80-х годов эхолокационные обследования дна озера зафиксировали некий крупный движущийся объект, длина которого составляла более тридцати метров. Однако до настоящего времени документально подтвердить существование легендарного огненного дракона так и не удалось.
Хан Будак
Более пяти столетий назад вместе с традиционными языческими верованиями в байкальской местности начал распространяться буддизм. Во многом этому способствовали кочевые племена маньчжуров, монголов и других народностей Центральной Азии. Именно в это время Байкал становится одним из древних центров буддийской религии. На его многочисленных островах
возводились храмы-дацаны, особая энергетика священного озера притягивала к себе монахов и отшельников, искавших просветления среди суровой и одновременно неповторимой природы Байкала. С некоторыми из них связан ряд поздних легенд и преданий. Так, на рубеже XIX-XX веков большую известность приобрел буддийский отшельник Хан Будак, живший на Байкале на острове Ольхон.
Случайно обнаруженный рыбаками-староверами, этот человек на долгие пятнадцать лет стал объектом поклонения людей разных вероисповеданий. Хан Будак обитал в пещере, и его никто и никогда не видел. Лишь только его необычно высокий гортанный голос, вещавший из-за каменной перегородки с узким отверстием, указывал на его существование. Согласно многочисленным слухам и преданиям, возникшим вокруг Хана Будака, этот отшельник имел не то бурятские, не то эвенкийские корни и говорил на очень древнем наречии, на котором когда-то общались все азиатские народы. Местное население приносило в пещеру к невидимому отшельнику дары — рыбу, пушнину, дичь. Однако, по свидетельству паломников, все принесенные продукты оставались нетронутыми, и потому употреблялись в пищу приезжавшими за помощью к Хану Будаку людьми. Само же общение паломников с таинственным отшельником строилось по следующему принципу: если гость задавал вопрос о каком-либо действии или поступке и не слышал в ответ никакого звука, то этого делать не следовало. Если же на заданный вопрос отшельник начинал что-то бормотать — вопрошавший находился на правильном пути.
В рождественскую ночь 1914 года отшельник вдруг замолчал. Как оказалось, навсегда. Старики стали утверждать, что исчезновение Хана Будака — есть предвестие страшных бедствий. Была вскрыта каменная перегородка, из-за которой вещал отшельник. В небольшом каменном гроте, не имевшем никаких ходов, исследователи наткнулись на деревянные башмаки очень маленького размера. Более ничего не указывало на недавнее присутствие в этой мрачной камере таинственного предсказателя…
Призрачная конница
Уже в наши дни, отплыв далеко от берега, многие туристы и путешественники становятся свидетелями необычного явления, когда в тумане вдруг появляются очертания скачущей конницы. Местные жители связывают с этим явлением еще одну легенду. Согласно ей, несколько столетий назад, когда зима выдалась настолько холодной, что все озеро покрылось толстым слоем льда, грозный и жестокий бурятский правитель Хасан Чосон, собрав несметную армию, двинулся покорять эвенкийские племена. Чтобы сократить путь, конница правителя направилась по льду Байкала к противоположному берегу. Но, видимо, боги разгневались на жестокого бурятского царя. Когда армия Чосона оказалась уже на самом центре озера, лед треснул, и тысячи его воинов пошли ко дну. С тех пор будто бы неупокоенные души воинов этого безрассудного правителя пытаются сделать то, чего им не удалось сделать при жизни — перейти озеро.
Сегодня, как и столетия назад, Байкал прекрасен в любое время года. Его кристально чистые воды завораживают, а воздух опьяняет, притягивая к себе толпы туристов, путешественников и исследователей, жаждущих постичь тысячелетние тайны великого озера.
Новость отредактировал LAKRIMOzzzA — 30-03-2011, 22:38

Легенды Батюшки-Байкала — Славянская культура


Старинные поверья и легенды Великого озера. Чудо природы. Мне посчастливилось много раз бывать в Сибири. Помню, как в окне мелькали пейзажи, уже приевшиеся равнодушным пассажирам поезда. И только в тот момент, когда появлялась бескрайная водная равнина Байкала, все в один миг льнули к окнам и зачарованно вздыхали…

За время поездок в голове сформировался довольно четкий образ Байкала, некоего седовласого мудреца, наделенного безграничным могуществом. Наверное, такой образ навеяли бушующие волны, взбивающие белую пену у берегов. Позже, при «личной встрече» с Байкалом, он показался мне безусым юнцом: безграничная водная гладь мирно грелась под скупыми лучами солнца, резко нахлынувший ветер гонял волны. И казалось, что Байкал улыбается…
Интересно, что местные жители также утверждают о многоликости озера, что для каждого Байкал открывается со своей стороны. Тем не менее, в самой распространенной легенде о своем происхождении Байкал выступает именно старцем. Он был богат и могуч, скуп на слова и жесток к своим подданным. И только к своей дочери, красавице Ангаре, проявлял безграничную нежность и любовь. Слуги за спиной шептались: любовь, граничащая с безумием, сделает старика несчастным…Однажды прекрасная Ангара грелась на солнце и слушала клики чаек. Они, не замечая девушку, описывали красоту, доброту и мужество Енисея. В тот день Ангара решила сбежать от отца и найти прекрасного юношу. Но Байкал остановил ее, запрятал в глубине пещер и решил незамедлительно выдать замуж. За угодного ему человека.
Однако насколько Байкал был своенравен и жесток, настолько Ангара была упряма: она сбежала из пещеры. Обезумевший от горя отец не мог найти себе покоя, он безутешно плакал, и его кристально чистые слезы по дочери превратились в озеро Байкал. Интересно, что жители Иркутской области, раскинувшейся на берегу Байкала, чаще рассказывают именно эту легенду. У нее есть масса вариаций, но Байкал в них всегда выступает жестоким отцом Ангары, сбежавшей к красавцу Енисею.

Возможно, эта романтическая история лишь выдумка местного жителя, имеющего богатое воображение и опирающегося на тот известный факт, что Ангара — это единственная река, вытекающая из Байкала. Как бы то ни было, а буряты, населяющие противоположный от Иркутской области берег озера-моря, больше верят в иное предание, объясняющее появление Байкала. Так, легенда гласит о том, что однажды земля под ногами треснула и из щели вспыхнул страшный огонь, который стремительно поглощал все вокруг. Люди, не сумев противостоять Огню, в которого словно вселился разгневанный Дух, рухнули на колени и воззвали к небесам. Но помощь не пришла. И тогда отчаявшиеся люди стали твердить как заклинание: Бай гал, Бай гал, Бай гал… (на бурятском языке — «Огонь, остановись»). И огонь остановился. А из появившейся трещины хлынула вода. Кстати, буряты и по сей день называют известный во всем мире Байкал по-своему, и не иначе как «Байгал».
Наряду с этой легендой бурятские старцы любят рассказывать и другую историю. Будто два путника, оказавшиеся в Сибири, были зачарованы прекрасными пейзажами и хотели остаться здесь навсегда, однако отсутствие пресной воды подтолкнуло их идти дальше. И в это мгновение из пустоты появился странник – он призвал путешественников остаться, обещая, что здесь они обретут источник истинного счастья и умиротворения. Путники не послушались незнакомца и отправились в путь. Долго они блуждали в поисках воды: обессилевшие бродили по горам и степям, пока перед ними вновь не предстал странник. Он, словно известный всем Данко, вырвал сердце из груди и бросил его в расщелину. Хлынула вода.
Спустя века буряты уверяют, что зимой на берегу Байкала можно увидеть невероятное по красоте явление: солнце, закатывающееся за горизонт, окрашивает глыбы льда в багровый цвет. Кажется, что это кровоточат осколки сердца, вырванного из груди странника. К сожалению, мне не посчастливилось увидеть этот прекрасный пейзаж, одушевляющий Байкал. Но могу с уверенностью заявить, что понаблюдав за Байкалом несколько дней, научившись различать его смену настроения, в душе и на самом деле зародились сомнения: может быть, старые легенды и поверья вовсе не выдумка? Ведь Великое Озеро бывает таким разным: разгневанным или опечаленным, улыбающимся или хмурым. Одним словом, живым…
Старые и новые

Байкал находится в огромной впадине, окруженной сопками и горными рельефами, на границе Иркутской области и Бурятии.
Жители Иркутской области, безусловно, любят и восхищаются Байкалом, однако как священное место его почитают только в Бурятии. Жители республики верят в то, что Великое озеро населено духами, которых нужно уважать и почитать. Жертвоприношений, конечно, никто уже не преподносит, «почитание» сводится к соблюдению определенных правил. Например, буряты, чтящие традиции своего народа, никогда не будут сквернословить на берегу Байкала. Или «обижать», а тем более убивать орлов. По старинному преданию сын хозяина острова Ольхона являлся людям в виде орла. Так что обидеть птицу — разгневать шамана. Буряты верят, что ослушавшиеся понесут суровое наказание, вплоть до смерти. И вера эта, вероятно, очень сильна: Байкал является тем редким местом, где численность орлов за последние десятилетия не сократилась даже на минимальный процент.
Ареалом таинственности буряты также наделяют одно из самых популярных на Байкале мест – Шаманскую скалу на Ольхоне, которую еще называют мысом Бурхан. Мимо этого места буряты проезжают только верхом или на санях – чтобы не потревожить самого грозного и почитаемого духа Байкала – хозяина Ольхона, поселившегося в пещере мыса. По старинным поверьям, женщинам также запрещается подходить к скале. То ли чтобы не осквернить священное место, то ли чтобы не лишить себя потомства: хозяин Ольхона «карает» женщин бездетностью. Миф или реальность? Ответить на этот вопрос уже никто не может, однако историки утверждают, что в старину нигде буряты не приносили столько жертв, как у мыса Бурхан. Также достоверно известно, что рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. То, что удалось извлечь из пепелища, хранится в местном музее.

Конечно, большинство прибайкальских бурят уже не испытывает безграничного страха перед Шаманским камнем, однако старожилы по-прежнему обходят его стороной и предпочитают не гневить жестокого Хозяина острова.
Байкал овеян мистическими историями и легендами. Интересно, что наряду со старыми бурятскими поверьями существуют и относительно новые мифы. Например, о том, как войско белого адмирала Колчака зимой переходило Байкал, везя за собой тонны золота. Лютые 60-ти градусные морозы никто не пережил. Весной, с наступлением оттепели, золото Империи вместе с погибшими колчаковцами пошло ко дну. Эта легенда – в которую многие верят до нашего дня, и которая регулярно становится темой исследований археологов и историков, стала причиной множества трагических случаев: в поисках золота Колчака отправлялись неподготовленные, но жаждущие богатства люди из самых разных уголков мира. И не все возвращались обратно…

Любопытно, что вокруг Байкала и по сей день слагают легенды. Чаще они связаны, опять же, с духами и иными мистическими существами. Например, говорят о том, что на берегу Великого озера живет чудо-зверь. Он пристальным взглядом следит за туристами и наказывает их, если они ведут себя непристойно: шумят, ругаются или мусорят. Чудо-зверь за плохое поведение может уронить палатку, съесть все припасы или, в худшем случае, прогнать с берега. Откровенно говоря, такая легенда больше похожа на байку местных жителей, которых раздражает присутствие посторонних людей на «своей территории»…
Однако кто знает, может быть именно так на свет рождаются легенды?

Похожие статьи:

Природа > Ледяные шары на побережье Обской губы
Путешествия > Подземный мир, обнаруженный случайно
Документальные фильмы > Дикая природа России (6 серий) / Wild Russia (6 episodes) (2009) SATRip
Биографии > Лилия Дёмина: фольклор становится экзотикой
Путешествия > Тайны озера Эльгыгытгын

Загрузка ...